СТЭПЛДОН (STAPLEDON), (Уильям) Олаф (1886-1950).
Английский прозаик и ученый-философ, один из самых смелых мыслителей-футурологов в современной НФ. Родился в деревне недалеко от Уолласи (гр. Чешир), закончил Байольский колледж в Оксфорде, диссертацию защитил в Ливерпульском университете. Во время первой мировой войны, будучи принципиальным пацифистом, служил братом милосердия в квакерском походном госпитале во Франции; работал в судострительной компании отца в Порт-Саиде (Египет), преподавал на вечерних курсах, созданных при Ливерпульском университете Ассоциацией рабочего образования, в том же университете занял пост профессора психологии и философии. Автобиографическое эссе - "
Юность и завтрашний день" [
Youth and Tomorrow] (1946); также автобиографичен роман "
Человек Разделенный" [
A Man Divided] (1950).
Один из ярких и по существу непризнанных философов 1-ой половины 20 века, создатель оригинальной "космической этики" (варианта телеологии), во многом созвучной аналогичным философским построениям Пьера Теяйра де Шардена, В. Вернадского и других "космистов", Стэплдон пропагандировал свои идеи и через НФ - в частности, моральную ответственность, проистекающую из наличия "высшей цели" в космосе; чувство общности (community) со всеми иными носителями разума; мистический экстаз от интуитивного осознания вселенского совершенства и т.п. Не будучи от природы сильным писателем (все его "романы" по сути - лишь слабобеллетризованные философские и публицистические трактаты), Стэплдон смог - в основном, за счет беспрецедентных в мировой НФ масштабов изображаемого и неуемности фантазии, - стать одной из самых заметных фигур в этой литературе на промежуточном этапе начала столетия (расположившись хронологически между великими основоположниками - Ж. Верном и Г. Уэллсом, с одной стороны, и "Золотым Веком" англоязычной НФ - с другой), высокопочитаемой многими интеллектуалами, от Г. Уэллса и Д. Пристли до Б. Олдисса и С. Лема.
В самом знаменитом и самом объемном романе Стэплдона, "
Последние и первые люди: история близлежащего и далекого будущего" [
Last and First Men: A Story of the Near and Far Future] (1930), поначалу вызвавшем сенсацию, но со временем почти позабытом, нарисована, вероятно, первая - и бесспорно самая масштабная - история будущего, простирающаяся на 2 млрд лет эволюции разума на Земле и в Солнечной системе. Наша цивилизация занимает на шкале лишь ничтожный сегмент (Первые Люди), вершиной этой эволюционной ступени стали Сократ (поиск истины) и Иисус (жертвоприношение себя во искупление всех грехов человечества); а повествование ведется от имени одного из последних - Восемнадцатых Людей. Богатая, хотя и спорная (эпизод с "целесообразным" уничтожением аборигенов на Венере, куда переселились Пятые Люди) история планетарной инженерии "снабдила всю последующую мировую НФ удобным каталогом-шпаргалкой сюжетов и тем" (С. Лем). К этому надо добавить пионерскую разработку Стэплдона - в том числе, в еще более грандиозной эпопее - "
Создатель звезд" [
Star Мaker] (1937), которую критики позволяют себе "серьезно сравнивать с "Божественной комедией" Данте (М. Эдлард) - десятки, если не сотни популярных тем НФ, от андроидов до ядерной войны (
Астроинженерия, Бессмертие, Внеземная жизнь, Война, Живые миры, Инопланетяне, Киборги, Коллективный разум, Контакт, Мутанты, Освоение космоса, Параллельные миры, Путешествия во времени, Религия, Чудовища, Экстрасенсорное восприятие). На сей раз фантазия автора забирается в области космологии, рисуя не историю разума, но историю вообще Вселенной, "пропитанной" этим разумом в самых фантастических и экзотических формах.
К двум указанным книгам примыкает менее интересный и значительно более камерный роман "
Последние люди в Лондоне" [
Last Men in London] (1932), а также посмертно изданные фрагменты незаконченной книги "
Создатель туманностей" [
Nebula Maker] (1976); вместе со сборником эссе "
Четыре встречи" [
Four Encounters] (1976) включены в сборник "
Создатель туманностей"
и "
Четыре встречи" [
Nebula Maker and Four Encounters] (1983).
Другие романы Стэплдона более "литературны", хотя и вызвали меньший успех. Герой романа "
Странный Джон: нечто среднее между шуткой и правдой" [
Odd John: A Story Between Jest and Earnest] (1935) - мутант-сверхчеловек, чьи злоключения в мире "нормальных" людей описаны с теплотой и человечностью; еще более "человечной", как ни парадоксально, оказалась история пса, которому "привили" разум, сознательность и чувственность, - роман "
Сириус: фантазия о любви и разладе" [
Sirius A Fantasy of Love and Discord] (1944).
НФ произведения Стэплдона включены в сборники -
"
К концу времен: лучшее Олафа Стэплдона" [
To the End of Time: The Best of Olaf Stapledon] (1953 - под ред. Б. Дэвенпорта),
"
Зов далекого будущего: отдельные научно-фантастические рассказы и фантазии Олафа Стэплдона" [
Far Future Calling: Uncollected Science Fiction and Fantasies of Olaf Stapledon] (1979 - под ред. С. Московица).
Ряд тем НФ также присутствует в философских книгах Стэплдона -
"
Тьма и свет" [
Darkness and the Light] (1942),
"
Из смерти в жизнь" [
Death into Life] (1946),
"
Пламя" [
The Flames] (1947);
две последние, вместе со сборником "
Старый человек в новом мире" [
Old Man in New World], включены в сборник "
Миры удивительного" [
Worlds of Wonder] (1949).
(Из "Энциклопедии фантастики" В. Гакова)
Olaf Stapledon - http://en.wikipedia.org/wiki/Olaf_Stapledon
Olaf Stapledon Archive - http://olafstapledonarchive.webs.com/