Спинрэд, (SPINRAD) Норман (Ричард)
Американский прозаик, видный представитель "Новой Волны". Родился 15 сентября 1940 г. в Нью-Йорке.
Окончил Университет Нью-Йорка, работал литературным агентом, рано начал писать. Профессиональный писатель с 1963 г., первая публикация -
"Последний из римлян" -
The Last of the Romany . Вице-президент (1972-74гг.) и президент Ассоциации американских писателей-фантастов (1980-82гг.). Сейчас проживает в Париже.
После нескольких традиционных "космических опер" Спинрэд эпатировал читателей романами
"Люди в джунглях" -
The Men in the Jungle (1967) и
"Жук Джек Бэррон" -
Bug Jack Barron (1969); в первом, до предела насыщенном политикой, насилием, сексом и эротикой, в духе "левацких" 1960-х гг. живописуется "народно-освободительная герилья" на другой планете, находящейся под властью религиозной тирании; во втором выведен яркий образ телеведущего-мессии, власть которого позволяет ему не только контролировать и направлять настроения обывателей, но и вмешиваться в политику; особую "славу" роману принесли демонстративный цинизм и "революционная" для своего времени нецензурщина.
Еще более скандальной оказалась судьба парадоксального романа
"Железная мечта" -
The Iron Dream (1972) - по жанру "героической фэнтези ", но написанной Адольфом Гитлером из альтернативной истории (где неудавшийся венский художник не возглавил нацистское движение, а эмигрировал в США, став третьеразрядным писателем-фантастом); спорная книга, в которой можно было увидеть антифашистскую НФ, но при желании - и своеобразную "пропаганду" фашизма, некоторое время находилась под ограниченным цензурным запретом в ФРГ и Великобритании.
Впоследствии Спинрэд поддержал репутацию enfant terrible американской НФ романом
"Мир между" -
A World Between (1979), в котором американской утопии угрожают, хотя и безуспешно, две новые общественные силы: фашиствующие "трансцедентальные ученые" и радикалки-лесбиянки.
В одном из лучших романов Спинрэда,
"Песни со звезд" Songs from the Stars (1980), действие разворачивается в мире после катастрофы (идиллическая Калифорния), а герои - двое хиппи-"зеленых" - с помощью инопланетного послания пытаются вновь вернуть человечество на дорогу технического прогресса.
Написанная виртуозно, но несколько заумно моральная притча о поисках героем (на борту "фаллического" звездолета) нирваны - Абсолютной Пустоты,
"Капитанская сказка о Пустоте" -
The Void Captain's Tale (1983), а также романы -
"Дитя удачи" -
Child of Fortune (1985) и
"Маленькие герои" -
Little Heroes (1987) - знаменуют дальнейший сдвиг творчества Спинрэда в сторону сюрреальной, тяжеловесно-мифологизированной прозы.
Исключением стал предельно конкретный, политически актуальный (хотя и несколько запоздавший) роман
"Русская весна" -
Russian Spring (1991; рус. 1992) - широкая панорама "горбачевской оттепели" в Восточной Европе близкого будущего, включающая в себя и космическую перспективу для освободившегося от тенет "холодной войны" человечества; по иронии судьбы роман увидел свет, когда "горбачевский" мир окончательно рухнул, отчего многие предвидения автора потеряли смысл.
Рассказы и повести Спинрэда включены в сборники -
"Последнее "ура" Золотой орды" -
The Last Hurrah of the Golden Horde (1970); заглавная повесть (1968) - удачная попытка продолжить похождения популярного героя М. Муркока Джерри Корнелиуса;
"Нет направления домой" -
No Direction Home (1975),
"Другие Америки" -
Other Americas (1988);
первые две объединены в один сборник -
"Будущее, усыпанное звездами" -
The Star-Spangled Future (1979).
В одном из лучших рассказов Спинрэда,
"Творение прекрасного" -
A Thing of Beauty (1973; рус. 1988), японский бизнесмен-коллекционер покупает Бруклинский мост в деградировавшей Америке близкого будущего; в
"Национальном виде спорта" -
The National Pastime (1973; рус. 1982) американский футбол трансформируется в современные схватки гладиаторов, позволившие канализировать в нужном русле насилие, расовую ненависть и т. п.
Рассказ
"Большая вспышка" -
The Big Flash (1968; рус.1992 -
"И вспыхнет огонь...") посвящен Апокалипсису и рок-музыке;
"Погибший континент" -
The Lost Continent (1970) - впечатляющая картина другого Апокалипсиса, экологического, а
"Хроника чумных лет" -
Journals of the Plague Years (1988; рус.1992) - "медицинского", вызванного распространением СПИДа; выделяется также короткая повесть
"То, что тебя съедает" -
What Eats You (1991).
На русский язык также переведены:
"Ангелы раковой опухоли" -
Carcinoma Angels (1967; рус.1992),
"Нейтральная территория" -
Neutral Ground (1966; рус.1991),
"Скачок энтропии массовых совокуплений" -
The Entropic Gang Bang Caper (1969; рус.1991),
"Сорняк времени" -
The Weed of Time (1970; рус.1991),
"У смертного одра" -
Deathwatch (1965; рус.1972).
Критические статьи и публицистика Спинрэда включены в сборник
"Научная фантастика в реальном мире" -
Science Fiction in the Real World (1990).
Другие произведения:
"Солярийцы" -
The Solarians (1966; рус. 1993 -
"Крепость Сол").
"Агент Хаоса" -
Agent of Chaos (1967; рус. 1993),
"Deus X" -
Deus X (1992).
(Из "Энциклопедии фантастики" В. Гакова)
http://www.fantlab.ru/autor800