О стихах Александра Алейника
Собрание стихотворений и поэм Александра Алейника «Апология» включает в себя подборки из шести книг, писавшихся в общей сложности около 25 лет. Такого рода собрание при нормально разыгранной поэтической биографии выходит обычно под занавес, и зритель, внимательно следивший за развитием действия, не просто узнает героев спектакля, их интонации и жесты, но главным образом интересуется композицией, тем, в каких связях и сочетаниях герои оказались, — театральные бинокли наведены на резкость и картина приобретает окончательную четкость и завершение. Порой неожиданное завершение, — и в этом смысл эпилога и вознаграждение для зрителя.
К сожалению, перед нами поэт, который отрывочно печатался в эмиграции и совершенно не печатался в России, и нет ничего утешительного в том, что он разделил судьбу сотен ему подобных. Тем более, что поэт в число подобных никак не входит. Он бесподобен по определению. Короче говоря, это первая книга А. Алейника, и потому, учитывая ее шестиактность (шестикрылость?), читатель должен быть готов как бы к одновременному просмотру всех действий и эпилога, суммирующего их. Эпилог — громко сказано и сказано для красного словца. Поэту едва за сорок, и будем надеяться, что его дальнейшее творчество обойдется без — продолжая театральную терминологию — четвертой стены (она же Кремлевская, она же Берлинская, она же Китайская). Итак, читатель должен быть готов к перегрузке, а автор к тому, что критика его обвинит в нерасчетливости и тут же, возможно, снисходительно похлопает по плечу: мол, понятно, слишком долго ты ждал сигнальной ракеты, оттого и атака твоя, дружок, слегка психическая. В снисхождении данный поэт не нуждается, тем более, что нерасчетливость в поэзии (едва ли — в прозе) может обернуться добродетелью. Дело в том, что А. Алейник работает с голоса. Поводом для говорения может быть что угодно: пейзаж, воспоминание, книга, — не важно. Важно, что поэт полагается на звук, на голос, который вывезет (картину, воспоминание, книгу), но вывезет не контрабандой (хитростью), отнюдь, и даже не вывезет, но скорее — выведет (на свет).
Артистический образ жизни предполагает метафоричность, внезапные и бурные сочетания слов, вообще — энергичную оснащенность и использование всех доступных автору эффектов. Причем, я бы сказал, что мы присутствуем одновременно на спектакле и на репетиции. Артистизм предполагает импровизацию, и вы видите, как автор пускается в путь, не ведая ни как будет развиваться, ни тем более чем завершится его поэтическая авантюра. И если интуиция сбоя не дает, то немедленно творит чудеса, и тогда случайно вырвавшееся слово оказывается наделенным такими многозначными и уместными свойствами, на которые и сам автор, возможно, не рассчитывал.
«Быть может, прежде губ уже родился шепот» — примерно так я бы определил эстетику А. Алейника цитатой из его верховного учителя — О. Мандельштама. C Мандельштамом А. Алейника роднит и взгляд, с любовью обращенный к миру, и нежная интонация, а в ремесленном смысле — приверженность к классической традиции. Следуя ей, поэт безбоязненно распоряжается наработанным до него, помня, что нет события без преемственности; никаких нервных истерик и концептуального кривляния; никакого — любой ценой — привлечения внимания к собственной персоне; он знает, что оригинальность и новизна добываются трудно и по чуть-чуть, и добываются там, где единственным и неповторимым образом художник прикасается к веществу мира и придает ему внятные очертания. Мир А. Алейника простирается от Оки до Гудзона, от провинциальных городов России (в его случае — г. Горького) до столицы мира Нью-Йорка, от восточного времени до западного, от юношеской весны «на улицах сердца» в 1973 году до «Реквиема» в холодном январе 1996-го, от любовной лирики до «Наблюдения воды» — поэмы в натурфилософском духе. По ходу дела он поневоле прикасается к «чешуе дракона» — путь лежит через столицу империи — т. е. к советской власти, — не от нее ли, как в прошлом Мандельштам, бежит в Тавриду, к этому греко-римскому и средиземноморскому пристанищу русских поэтов, затем — реальная Италия, звучащая как «и так далее»…
Стихи А. Алейника вдохновенны, насыщенны, населены людьми и приметами, живописны, одновременно артистичны и естественны, т. е. являются тем, что называется искусством слова. Нам остается приложить к нему искусство чтения, и если мы не поскупимся, то будем, я уверен, вознагражден сторицей.
Владимир Гандельсман
* ВОСТОЧНОЕ ВРЕМЯ *
x x x
73 г.
СЭТЧМО
x x x
*так называли Армстронга
6 окт. 73
НА УЛИЦАХ СЕРДЦА
апр. 76
23 авг. 76
апр. 76
МАРТ
2 марта 76
ДОЖДЬ
9 ноября 76
ЦЕНТР
13 янв.77
x x x
4 апр. 77
СУББОТА
2 янв.78
x x x
14 мая 81
x x x
февр. 77
КОМСОМОЛЬСКАЯ ПЛОЩАДЬ
16 апр.77
РОЗОВЫЙ ДОМ
28 ноября 78, Горький
x x x
7 марта 79
x x x
28 янв. 78.
НОКТЮРН
7 марта 79
ОДА «КРАСНОМУ ОКТЯБРЮ»
* — марка пианино
27 ноября 79
x x x
7 марта 79
МОДИЛЬЯНИ
6 июня 79
БОСХ
дек. 79
АВЕРКАМП
28 янв. 88
Hendrik Averkamp — голландский художник (1584–1634).
ФОНТАН
29 июля 79
29. сент. 79
27 июля 79
14 июня 80
x x x
«Пока не требует поэта…»
(А. Пушкин)
22 ноября 80
СОНАТА
6 окт. 82
АВТОПОРТРЕТ
7 июня 80
ОДНА ЗВЕЗДА
12 февр. 1984
x x x
22 июня 84
ОДА
20 окт. 84
ВОСПРИЯТИЕ ВЕСНЫ
20 марта 85
*здание горьковской школы № 49 было отобрано под «Метрострой»
17 марта 85
21 марта 85
24 марта 85
9 апр. 85
15 апр. 85
БЕЛЫЕ СТИХИ
ноябрь 85
ОДИССЕЙ
11 апр. 85
x x x
11 мая 85
экзерсис
* вид жаб
ПРАЗДНИК
25 мая 85
x x x
16 ноября 85
КРЫМСКИЕ СТИХИ
апр. 86
ТРИ ОТРЫВКА О МОРЕ
21 апр. 87
12 мая 87
x x x
11 мая 87
* СИНИЙ ВАГОН *
x x x
3 сент. 87
x x x
20 февр. 88
x x x
19 марта 88
x x x
Маргарите
12 февр.88
x x x
28 янв. 88
x x x
11 февр.88
x x x
11 февр. 88
СИНИЙ ВАГОН
2 марта 89
x x x
Рим, март 89
x x x
Остия, апр. 89
x x x
8 июня 90
x x x
7 июня 89
x x x
10 июня 89
x x x
28 янв. 90
x x x
лето 91
БЛЮЗ БОЛЬШОГО ЯБЛОКА
8 янв. 92
18 сент. 94
март 94
* ЧЕШУЯ ДРАКОНА *
Чешуя дракона
янв. 91
x x x
янв 90
x x x
17 нояб. 90
x x x
А. Межирову
* родители дома;
** в нашей стране (сленг)
x x x
92 г.
x x x
апр. 92
x x x
11 апр.92
x x x
25 июля 92
x x x
92 г
x x x
12 янв. 93
x x x
апр. 93
x x x
18 июня 92
x x x
22 окт 92
АПРЕЛЬ
апр. 93
* АПОЛОГИЯ *
«Черепа в этих могилах такие большие, а мы были такими маленькими».
Сигитас Геда
посвящается М.
4-28 апр. 93
ВОЗДУХ
февр. 94
СЕМЬ ЛЕСТНИЧНЫХ МАРШЕЙ
20 июня 94
КИНОТЕАТР «ВСТРЕЧА»
янв. 90
ПОДВАЛ
дек. 93
ФАБУЛА
23 февр 94
ОРФЕЙ
июнь 93
*Мария Казарес играла Смерть в фильме Жана Кокто «Орфей». На ее веках были нарисованы вертикальные зрачки; она ими видела.
ГЕРОЙ
июнь 93
ЧЕРНОВИК
апр. 94
УТРО
апр. 94
ПОРТ
В. Гандельсману
апр. 94
x x x
19 июня 94
x x x
19 июня 94
x x x
21 июня 94
x x x
3 июля 94
x x x
5 июля 94
БАБОЧКА
«Искусство всегда движется против солнца».
В. Набоков
5 июля 94
5 июля 94
x x x
3 сент. 94
x x x
5 июля 94
УЛИСС
авг. 93
x x x
27 авг.93
* НАБЛЮДЕНИЕ ВОДЫ *
27 февр. 95
ПАМЯТИ ДНЯ
11 марта 95 ___________________
* все еще видны плохо затертые слова: «Сталинскому соколу».
НЕБО ВОСПОМИНАНИЙ
11 марта 95
x x x
16 марта 95
x x x
март 95
x x x
февр. 95
ОКНО
5 февр. 95
x x x
18 окт. 95
x x x
22 марта 95
* В НАДЛЕЖАЩЕЕ ВРЕМЯ *
В надлежащее время
РЕКВИЕМ на смерть Иосифа Бродского
«Отравлен хлеб и воздух выпит»…
О. Мандельштам
«…холодным ветром берега другого»…
И. Бродский
17 марта 96
БАШНЯ
ноябрь 90 г.
БЕДНЫЙ ЙОРИК
7 февр. 96
x x x
4 февр. 96
x x x
7 февр. 96
x x x
7 февр. 96
x x x
15 февр. 96
x x x
3 марта 96
СОНЕТЫ
22 марта 96
x x x
30 апр. 96
x x x
5 мая 96
x x x
Марианне Волковой
15 мая 96
ДОРОГА № 9
28 мая 96
x x x