Из классики:
Башо, Бусон, Исса, Шики
Мацуо Башо (Басе)
1644-1694
Башо прежде всего был мастером "сцепленных строф" - рэнга, и его трехстишия назывались по-старому "хокку" ("начальная строфа" рэнги). Термин "хайку" появился позднее, однако именно Башо считается Первым Великим Мастером Хайку, так как именно он был первым, кто писал в жанре "отдельных трехстиший". Согласно Башо, процесс написания стихотворения начинается с проникновения поэта во "внутреннюю жизнь", в "душу" предмета или явления, с последующей передачей этого "внутреннего состояния" в простой и немногословной хокку. Такое умение Башо связывал с принципом-состоянием "саби" ("печаль одиночества", или "просветленное одиночество"), что позволяет видеть "внутреннюю красоту", выраженную в простых, даже скупых формах. Это прежде всего означало особый тип всей жизни - Башо жил скромно и уединенно, не имел почти никакой собственности (хотя был неплохого происхождения), много странствовал. Кроме хокку и рэнга, он оставил после себя несколько поэтических дневников (смесь прозы и стихов), из которых самый известный - "Тропа на Север".
Еса Бусон
1716-1784
Среди своих современников Бусон славился больше как художник, чем как поэт. Он превосходно владел китайской тушью и был одним из крупнейших художников, благодаря которым методы китайской живописи получили распространение в Японии. Он знал китайскую философию и поэзию, и сам неплохо писал стихи в классической китайской манере, а также особые стихи на "смешанном" японско-китайском языке. Бусон очень любил творчество Башо и даже сделал иллюстрации к его "Тропе на Север". В собственных хайку Бусона прежде всего чувствуется художник многие из них выглядят как настоящие наброски тушью с натуры (в отличие, скажем, от трехстиший Башо, у которого чаще, чем у Бусона, встречаются хайку-"суждения").
Кобаяши Исса
1762-1826
Исса, в отличие от Башо и Бусона, происходил из бедной крестьянской семьи. Он тоже много странствовал, но в его жизни было больше страданий и борьбы, чем созерцания. Жизнь с мачехой в детстве, нищета, смерть двух жен и нескольких детей - все это сильно сказалось на его поэзии. У Иссы много стихов о самых мелких и незначительных существах - мухах, улитках, вшах. Тем не менее, в его стихах об этих "братьях меньших" не просто патетическая жалость, но симпатия и воодушевление, переходящее в призыв к протесту против жизненных тягот и отчаяния.
Масаока Шики (Сики)
1867-1902
Именно Шики ввел термин "хайку", там самым "официально" отделив искусство одиночных трехстиший от искусства рэнги (последнее уже не было так популярно, как во времена Башо). В поэзии хайку Шики основал новую школу (считается, что он просто возродил этот жанр, который уже тоже начал приходить в упадок). Шики провозгласил принцип "объективности" как основополагающий: образы для хайку следовало брать из реального жизненного опыта, а не из собственного воображения; фигура самого наблюдателя-поэта, его суждения, лично придуманные эпитеты - все это по возможности удалялось теперь из кадра. Именно Шики прославил Бусона как поэта, противопоставив "более объективного" Бусона-художника "субъективному" Башо-монаху. Почти всю жизнь Шики страдал от болезней, и последние семь лет он был прикован к постели. Он и умер довольно рано, в 35 лет (от туберкулеза), однако оставил после себя новую школу хайку и новую школу танка, что в общем не так мало...
Еще из Шики:
Малоизвестные японские хайку
Перевод © 1997 Илья Плеханов
Американская ретроспектива
Эзра Паунд
Уоллес Стивенс
Уильямс Карлос Уильямс
Черты
Красная тачка
Аллен Гинзберг
Джек Керуак
Николас Вирджилио
Перевод © 1997 Алексей Андреев
Одинокий сверчок
хайку в переводе А.Долина
Летние картинки
Осенние картинки
Зимние картинки
Русские хокку разных авторов
Литература
Из японской поэзии. Переводы Евгения Винокурова и Владимира Сикорского. - М: Прогресс, 1964.
Басе. Лирика/ Пер. с яп. В.Марковой. - М: Художественная литература, 1964.
Летние травы. Японские трехстишия. Бас?, Бусон, Исса. -Пер. с яп. В.Марковой. - М: Толк, 1995.
Бабочки полет. Японские трехстишия/ Пер. с яп. В.Марковой. М: Летопись, 1997 (серия "Мир поэзии").
William J.Higginson, with Penny Harter. The Haiku Handbook: How to Write, Share, and Teach Haiku. - Kodansha International, 1989.
The Essential Haiku: Versions of Basho, Buson, & Issa, edited by Robert Hass. - The Ecco Press, 1994.
Манъесю ("Собрание мириад листьев") в 3-х томах /Пер. С яп. А. Глускиной. - М: Наука, 1972
Сто стихотворений ста поэтов: Старинный изборник японской поэзии VII-XIII вв./Пер. с яп. В.С.Сановича. - Санкт-Петербург: Шар, 1994.
Мойчи Ямагучи, "Кто-то переходит мост (Импрессионизм как господствующее направление японской поэзии)" - СПб: "Братья Ревины",1913. Репринт: Обнинск, "Принтер",1997.
Мацуо Басе. Проза в жанре хайбун. Перевод с японского Т.Соколовой-Делюсиной. - Иностранная Литература #7, 1994.
Сей-Сенагон, "Записки у изголовья"; Камо-но Темэй: ?Записки из кельи?; Кэнко-хоси: ?Записки от скуки? / Пер. с японского Т. Григорьевой. М: Худ. Лит., 1988.
Мицуна-но хаха. Дневник эфемерной жизни / Пер. с японского В. Горегляда - СПб: "Петербургское востоковедение",1994.
М.Г.Гаспаров, Русские стихи 1890х-1925го годов в комментариях. - М: Высшая школа, 1993.
В. Бурич, Тексты. - М: Советский Писатель, 1989
Антология русского верлибра. - М: Прометей,1991.