Махамудра, устраняющая тьму невежества
Школа Кагью.
Руководство по махамудре и гуру-йоге
Практика подготовительной ступени
3. Недостатки Сансары
- Если после этого вы не будете медитировать на недостатках Сансары, или Круговорота Бытия, то не сможете отдалиться от непроизвольной привязанности к ней и развить в себе настрой на отрешение. Из-за такого положения дел ни опыт, ни способность проникать в суть явлений не проявятся в потоке вашего сознания.
- Из-за того что вам не хватает этих качеств, вы должны медитировать на страданиях Сансары, чтобы отдалиться от неё.
- Ведь если души перерождаются в Аду, им приходится испытывать ужасные страдания восьми Горячих Адов, восьми Холодных Адов, малых адов и адов особого предназначения. Голодные духи испытывают голод и жажду. Животных без конца убивают, в том числе и на бойне. Людям свойственно рождаться, стареть, болеть и умирать. Боги рано или поздно падают из высоких миров, и сознание богов меняется. Асуры не прекращают ссориться и бороться. Таковы страдания шести миров Сансары.
- Более того, очевидное страдание, которое вы испытываете, — это страдание от несчастий и мучений. То, что кажется удовольствием, — приносит страдание от перемен. То, что человек воспринимает нейтрально, является всепроникающим страданием. Поскольку это последнее страдание непрерывно причиняет душам мучения, оно неизменно, в каком бы месте Сансары вы ни находились. Даже если вы стали Святым Королём, Поворачивающим Колесо, который правит Вселенной, стали Брахмой или Индрой, вы не превзошли страдания.
- Поэтому, будучи убеждёнными, что Сансара подобна тюрьме, бездонной яме или огромному разгорающемуся пламени, вы прямо сейчас должны начать непрерывно искать способ стать свободным от неё.
- Комментарий. «Сансара» означает «циркулировать», другими словами, непрерывно вращаться в цикле рождения, болезней, старости, смерти, рождения, болезней и так далее. Сансара приводится в движение и длится бесконечно долго за счёт невежества и действия механизма, называемого Стадиями Возникновения Двенадцати Условий.
- Родиться можно одним из четырёх способов: из матки, из яйца, из тепла и сырости и путём чудесного превращения. Тем или иным способом мы перевоплощаемся в одном из шести миров: в Аду, Мире Голодных Духов, Мире Животных, Мире Людей, Асуров или Богов. Первые пять существуют в Мире Страстей, а боги охватывают все Три Мира — Мир Страстей, Мир Форм и Мир Без Форм.
- Но независимо от того, где вы родитесь, вы не избежите страданий.
- Как упомянуто в тексте, каждый мир имеет свойственные ему недостатки. Три общих страдания — от мучений, от изменений и всеохватывающее — одинаковы для всех миров.
- Первое страдание — это очевидная боль, связанная с болезнями, смертью и так далее.
- Страдания от изменений возникают из-за того, что вещи, которые кажутся приятными, например вкусная еда или загородная прогулка, могут стать причиной расстройства желудка или волдырей на ногах.
- Всеохватывающие страдания для обычных людей неочевидны и неощутимы, но святые, осознавшие Пустоту, могут воспринимать их отчётливо — подобно тому, как волосок на ладони не причиняет боли, но, попав в глаз, вызывает острую боль. Это — страдания, вытекающие из самого факта рождения с загрязнёнными накоплениями, которые по самой своей природе притягивают, подобно магниту, болезни, старость и смерть.
- Медитируя на всех этих недостатках Сансары, вы должны сформировать состояние души, отдаляющееся от неё, желающее быть совершенно свободным от страданий. Оно станет стимулом к духовной практике Хинаяны, а этот стимул и понимание Пустоты принесут вам освобождение.
- Но чтобы преодолеть не только препятствия, мешающие освобождению, но и препятствия, мешающие Всеведению, вы должны идти дальше.
- Вдобавок к отдалению души вы должны воспитать мотивацию Бодисаттвы. Осознав, что все души испытывают страдания Сансары и желают, так же, как и вы, стать свободными от её пут и достичь абсолютного счастья, вы должны прилагать усилия к тому, чтобы стать Буддой во имя собственного освобождения и освобождения других живых существ. Эта мотивация придаст осознанию Пустоты особую силу, что и приведёт вас к Освобождению.
- Даже если вы достигли освобождения в Хинаяне, то есть состояния, превосходящего эту Сансару, — это ещё не означает, что вы обрели абсолютное счастье. Поэтому вы должны всеми силами стараться достичь этого ни с чем не сравнимого Освобождения.
- Тогда для этого, обладая уверенностью, что все без исключения живые существа с безначального прошлого были вашими заботливыми отцами и матерями, вы должны развивать подлинную мотивацию Бодисаттвы, думая: «Я непременно буду действовать так, чтобы привести всех их к несравненному, наивысшему счастью и совершенному Освобождению». Вот в каком направлении вы должны прилагать усилия.
5. Условие, становящееся причиной успеха
- Одним из четырёх условий достижения успеха в духовной практике, условием, становящимся причиной успеха, является размышление о непостоянстве, приучение сознания к таким размышлениям и взращивание души, направленной на отдаление. А кроме того, осознание всех не удовлетворяющих нас свойств Сансары, проявляющихся по отношению к нам самим и окружающим обстоятельствам, и отъединение от импульсов, притягивающих к Сансаре.
- Комментарий: Подобно тому как условием, становящимся причиной зрительного восприятия, являются Элементы Земли, Воды, Огня, Ветра и Пространства объекта, а основой восприятия — глаза, так и эти общие подготовительные практики являются «строительными блоками», лежащими в основе медитативной практики.
6. Главное условие
- Вы должны посвятить себя совершенному гуру, быть приверженным ему. Это может быть гуру духовной школы, гуру, который является воплощением речи Будды Сакьямуни, гуру, который является высшей реальностью, гуру, который является видимым воплощением и так далее. Вы должны быть привержены ему потому, что любовь гуру — это главное условие успеха.
- Комментарий: Главным условием зрительного восприятия является способность наших глаз к восприятию. Сходным образом благодаря силе своей приверженности вы сможете в совершенстве развить свою способность проникать в суть вещей.
7. Объективное условие
- Вы должны полностью отъединиться от всех сектантских чувств и пристрастных взглядов, поскольку все религиозные школы произошли в результате тех или иных умозрительных классификаций и являются не чем иным, как сложившейся традицией приведения учеников к Освобождению. Вы должны обрести уверенность, что все эти школы непротиворечивы и что, следуя любой из них, вы сможете достичь изначальной природы реальности, неизменного состояния всех вещей. Вы должны обрести такую уверенность, потому что она является объективным условием, необходимым для того, чтобы не впасть в заблуждение относительно объекта медитации.
- Комментарий: Можно сказать, что все религии Индии и Тибета, проповедующие Учение и исходящие от Будды Сакьямуни, являются выражениями его искусных способов приведения учеников с разными характерами к осознанию высшей реальности. Все эти школы проповедуют одно и то же разными способами, но, поскольку это всего лишь слова, люди их классифицировали, придумали названия и создали
- школы. Все эти школы не противоречат друг другу. Подобно тому как видимая форма является объективным условием зрительного восприятия, так и ваше свободное от сектантства понимание истинной природы сознания является условием успешной практики.