В начале Второго века до нашей эры еврейское государство оказалось под властью одного из самых жестоких, безжалостных правителей в истории человечества – это был царь Антиох Четвертый Эпифан. Он издал указ, согласно которому были запрещены соблюдения субботы, обряд обрезания, изучение Торы. Фактически еврею было запрещено быть евреем.
Монолог
АНТИОХА ЧЕТВЕРТОГО ЭПИФАНА
- Кто наказал мои глаза -
- почему я должен видеть мерзкую улыбку иудея?
- Их надо бить по зубам,
- чтобы губы не могли складываться в улыбку,
- окровавленный рот не улыбается.
- Я уничтожу их веру внутри их души.
- Не они должны возвещать миру о Едином Боге, не они!
- Им никто эту роль не поручал,
- они сами себя выбрали,
- нарекли себя народом Всевышнего,
- главным народом мира сего,
- возомнили себя сидящими у Его ног, лицом к лицу.
- Он повернется к ним задницей, их Всевышний.
- В самых страшных снах никому не снилось,
- что я сделаю с этим народом.
- Я их буду содержать в таком голоде,
- что они сожрут всех свиней Вселенной,
- но даже свинину я им буду давать только по субботам.
- Я убью всех мальчиков, которым они сделают обрезание.
- Он повернется к ним задницей, их Всевышний.
- Они забудут слова своей речи,
- будут лаять друг на друга, как собаки,
- собственными руками в собственном храме
- сожгут свои священные свитки.
- Принесут в свой храм наших богов -
- будут нести осторожно, бережно,
- чтобы не споткнуться, не уронить священные образы.
- Самые смелые из них
- будут вздрагивать от звука моего имени,
- самые гордые – станут слугами наших слуг,
- самые набожные будут молиться моему слону, как ангелу,
- самые красивые их женщины
- будут вытворять с нашими необрезанными предметами
- невиданные чудеса
- Он повернется к ним задницей, их Всевышний.
- И тогда их священники запоют псалмы ненависти.
- Им просто ничего не останется,
- как возненавидеть Того, кого они любят сильнее себя.
- Мои уши станут свидетелями вопля отречения
- самого верующего народа от самого божественного Бога!
В народной памяти сохранилось предание о матери и семи ее сыновьях, которых лично Антиох принуждал принять новую веру, но все семеро предпочли смерть отступничеству.
Монолог
МАТЕРИ, ПОТЕРЯВШЕЙ СЫНОВЕЙ
- Господи, вот я стою перед Тобой -
- уже без моих мальчиков, налегке.
- Семеро моих сыновей, как Ты того пожелал,
- один за другим, на глазах у всего Израиля
- сложили головы с Твоим именем на устах.
- Спасибо Тебе, Господи, что ты помог им выдержать
- назначенное Тобой испытание.
- Кажется, я догадываюсь о замысле Твоем -
- оставить грядущим поколениям
- достойный пример мужества
- Спасибо тебе, Всеблагой,
- что выбор Твой пал на нашу семью.
- Меньшенький так хотел жить,
- жуткий страх сверкал в его глазах,
- он боялся смерти больше, чем Тебя, Господи,
- прости ему этот грех,
- когда душа его предстанет перед Тобой.
- Он прижался к моему животу,
- будто хотел обратно втиснуться туда.
- Шестеро старших ушли из жизни, как настоящие герои -
- ни у одного не задрожала ни одна жилочка,
- а младшенького убила я, Всеблагой.
- Если бы я не сказала «Сын мой...»
- и не развела вот так руками,
- он смирился бы перед Антиохом,
- отрекся бы от субботы,
- поклонился бы идолам,
- откусил бы обгорелое свиное ухо,
- которое ему совал в рот начальник язычников, -
- он был готов ради жизни на все.
- Я его остановила,
- в моих глазах он прочитал Твой приговор.
- Он был целиком в моей власти,
- он подчинился мне,
- как сухой листочек подчиняется ветру,
- как я подчиняюсь Тебе, Господи.
- Те шестеро пошли на смерть, как на свадьбу,
- даже если бы я их удерживала,
- они бы не изменили решение,
- а этого я убила.
- Держи его душу возле себя, Всевышний,
- пусть он найдет в этом утешение,
- ему его жизнь была дороже Тебя, но не дороже меня,
- я была между вами.
- Господи, смилуйся над Израилем,
- не заставляй больше матерей совершать подобное.
Целые еврейские поселенияушли в горы. В 167 году произошло одно из самых крупных сражений в военной истории Израиля. Еврейские отряды возглавлял Иегуда Маккавей.
Монолог
ИЕГУДЫ МАККАВЕЯ
- Братья, воины Израиля.
- Мужья и женихи самых прекрасных женщин в мире.
- Через несколько часов нам предстоит
- тяжелая мужская работа -
- Уничтожать врагов нашей веры,
- коварных, озверелых, не считающих нас людьми,
- многократно превосходящих нас
- количеством и вооружением:
- на каждого из нас их приходится больше,
- чем у каждого из нас имеется рук и ног.
- Они пойдут на нас, как слон на козу.
- Но мы не козы, мы евреи,
- нас всегда было и всегда будет меньше,
- чем наших врагов.
- Это наша судьба – побеждать не числом, а умом,
- побеждать мощью нашей любви к Всеблагому.
- В стане врага уже ожидают нашего поражения
- купцы, торгующие рабами,
- мы им обещаны задешево – продавать будут оптом,
- по сто, по двести человек в одни руки.
- Наше поражение с ликованием встретят
- не только язычники,
- но и тысячи наших бывших единоверцев,
- изменивших Завету.
- Неужели мы утешим подлое отступничество?
- Неужели возрадуем предавших Всевышнего?
- Все они ждут нашего поражения,
- чтобы убедить себя, что Всеблагой – наша выдумка,
- что мы – сошедший с ума народ, народ-выродок,
- уничтожить который под корень – великое благо.
- Братья!
- Любовь не бывает общей – каждый любит в отдельности,
- только я знаю, как я люблю Господа,
- только ты знаешь, как ты любишь Господа,
- в душе нет свидетелей,
- свидетелем станет наша победа или наше поражение,
- завтра утром может наступить конец Израилю.
- Как мы не можем не дышать,
- так мы не можем не победить завтра,
- как мы не можем не думать о наших семьях,
- так мы не можем не победить завтра,
- как мы не можем не мечтать о времени,
- когда Иерусалим будет свободен
- и в Храме Соломона снова зазвучат наши молитвы,
- так мы не можем не победить завтра
- Пусть наша победа накроет продажные души
- черной волной тоски, которая сведет их со света,
- пусть наша победа вознесется в утреннее небо,
- как благодарственная песнь Всеблагому.
- Берегите себя в бою.
- Даже погибнуть каждый из нас имеет право
- только после того, как уверится,
- что мы побеждаем,
- умереть раньше – все равно что сдаться в плен,
- мертвый воин – предатель.
- Братья, бойцы Израиля.
- Не забудьте пописать перед боем,
- чтобы ничего не сдерживало вашу ярость.
- С Богом.
Немногочисленная, но сильная духом армия Иегуды Маккавея нанесла войскам Антиоха сокрушительный удар. Бойцы Маккавея освободили Иерусалимский храм.
Монолог
СВИДЕТЕЛЯ ЧУДА
- Посмотрите на меня, люди и коровы,
- деревья и разбитые стены Иерусалима,
- перед вами самый счастливый еврей на свете.
- Всеблагой на моих глазах сотворил неслыханное:
- только что это произошло – я еще не могу опомниться,
- душа еще дрожит от радости и страха
- В Доме Соломона разлитый по лампадам Меноры елей,
- которого не могло хватить даже на одну ночь,
- горел непрерывно восемь суток.
- Он не сгорал. Он начал сгорать только час назад,
- когда принесли первый кувшин
- с новым освященным маслом.
- Эта жидкость, будто имела разум,
- ждала восемь дней и ночей.
- О, эти великие дни и ночи,
- незабываемые восемь суток
- после вызволения Храма из плена язычников!
- Я был в том отряде,
- который первым вошел в святилище:
- увидев, что сотворили там варвары,
- мы превратились в каменные столбики от ужаса.
- Храм был разграблен, загажен,
- сотни солдат в течение трех с половиной лет
- испражнялись внутри и снаружи,
- самое благоуханное место Израиля
- источало зловоние.
- Сам Иегуда Маккавей,
- чье сердце казалось стальным, не выдержал -
- опустился на колени среди развалин и заплакал:
- крупные желтые слезы катились из глаз,
- вся борода была мокрой.
- Это он распорядился очистить святилище,
- зажечь Менору.
- Увы, мы нашли только один небольшой кувшинчик
- с неоскверненным маслом,
- Иегуда велел священникам
- залить, сколько есть, зажечь,
- а нам приказал к полуночи хоть под землей
- отыскать еще кувшины с елеем.
- Мы искали весь день,
- молились и искали, искали и молились,
- но Бог не помог нам.
- Когда мы, понуро опустив головы,
- вернулись с пустыми руками,
- ожидая увидеть мрак черноты,
- мы увидели чудо:
- огни Меноры вовсю пылали,
- а вокруг пели, плясали, веселились евреи.
- «Смотрите, смотрите!» – кричали нам,
- и мы заплакали от счастья.
- Когда я раньше читал Тору – как море расступилось,
- чтобы евреи могли уйти из египетского рабства,
- я говорил себе: «Ой, это неправда -
- как могут воды стоять стеной, образовать проход?»
- Я боялся признаться, но в глубине души не верил.
- «Ну как это может быть, – кричала душа, – ну как, как?»
- Теперь я знаю как: ты просто стоишь и смотришь,
- а в это время происходит то, чего быть не может.
- Быть не может, а происходит.
- Не может быть, а есть.
- О, Всевышний мой, Родненький,
- какая это радость – доверять Тебе полностью,
- не сомневаться, что Ты можешь творить невероятное!
- Какой камень свалился с души моей!
- Теперь совсем другое дело, совсем другая жизнь.
- Я не верил – и уверовал,
- я не мог себе представить,
- теперь буду всю жизнь об этом рассказывать.
- О, Всеблагой, отныне я буду твердить
- на каждом углу Иерусалима:
- «Никогда не будет свободен тот,
- кто не верит в способность Всевышнего
- творить чудеса».