СТИХОТВОРЕНИЯ[1]
НАКАНУНЕ КАЗНИ
1865
ДУБИНУШКА
(Картинка из бывшего-отжившего)
1865
ШУТ
(Картинка из чиновничьего быта)
<1866>
ПЕСНЯ О КАМАРИНСКОМ МУЖИКЕ
Ах ты, милый друг, камаринский мужик,
Ты зачем, скажи, по улице бежишь?
Народная песня
1867
ГРАМОТКА
13 февраля 1867
ПОШЕХОНСКИЕ ЛЕСА
(Савве Яковлевичу Дерунову) [2]
1870
ЧТО Я УМЕЮ НАРИСОВАТЬ?
1870
К МОЕМУ СТИХУ
5 ноября 1870
СОЛДАТСКИЙ КЛАД
(Рассказ)
1871
НА БЕДНОГО МАКАРА И ШИШКИ ВАЛЯТСЯ
(Русская пословица)
1872
ДВА МОРОЗА МОРОЗОВИЧА
(Сказка)
<1876>
БОРЬБА
1877
В БОЛЬНИЦЕ
1877
НЯНИНЫ СКАЗКИ
13 сентября 1878
СПОКОЙСТВИЕ
2 июня 1879
ЕЛКА
25 декабря 1879
НАША ДОЛЯ — НАША ПЕСНЯ
(Памяти И. З. Сурикова)
1880
ТЕНИ
<1880>
БУЙНОЕ ВЕЧЕ
(Из "Записок" земца)
…И часто
Я отгадать хотел, о чем он пишет:
О грозном ли владычестве татар?
О буйном ли новогородском вече?
Пушкин
1881
КРАСНЫЕ РУКИ
22 ноября 1881
ПЕСНЯ О ДРЕМЕ И ЕРЕМЕ
29 ноября 1881
К НАШЕМУ ЛАГЕРЮ
1882
РУЧКА, РУКА И ЛАПА
1883
МАКАР
1884
ПИИТА [4]
21 декабря 1884
ДО ЗЕЛЕНОГО ЗМИЯ И БЕЛЫХ СЛОНОВ
(Ярмарочные монологи)
<1888>
NOTTURNO [5]
1 февраля 1889
ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ
1889
ДОБРЯК, ДУША — ЧЕЛОВЕК
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла…
Некрасов
23 июня 1891
ИМЯ — РЕК, ИЛИ NEMO
Сын. Папенька, что значит выражение:
"имя-рек"?
Отец. Это значит очень просто: чье-нибудь
имя, преимущественно плебейское: Сидор, Карп,
Иван, Матрена, Дарья, ну и так далее.
Сын. А как правильно перевести по-русски
слово "Nemo"?
Отец, Гм! Чертовски "латынь" ослабили:
вашего брата за подобный вопрос сечь бы
следовало. А я, как любящий родитель, только
унта тебе надеру… Что, больно, негодяй? Не
визжи! Помни, болван, что "Nemo" значит
"Некто", т. е. такой "Некто", от которого
зависит и казнить и миловать… Пошел в угол,
негодяй.
(Из будущей комедии "Мы ваши и вы наши")
<1891>
ТРИ ПОЭТА
(Лирическая сцена)
25 января 1891
НЕДОПЕТАЯ ПЕСНЯ
15 января 1892
ПЛЯСКА ВЕСНЫ
20 января 1892
РАК И ЧЕРЕПАХА
(Басня)
5 декабря 1892
ВОИН АНИКА
1893
ГУСЛЯР
Аль у сокола
крылья связаны?
Аль пути ему
Все заказаны?
Кольцов
Гой вы, ребята удалые,
Гусляры молодые,
Голоса заливные!
Лермонтов
<1893>
С. Д. ДРОЖЖИНУ [6]
9 января 1894
В ГЛУХОМ САДУ
18 февраля 1894
РУЧЕЙ
1897
БЕЗЫМЕННЫЙ ПЕВЕЦ
1897
НАБАТ
1 января 1898
КРОВАВЫЙ ПОТОК
(Сонет)
22 сентября 1899
СТИХОТВОРЕНИЯ НЕИЗВЕСТНЫХ ЛЕТ
ПЕРВЫЙ ГРОМ
ВЕКОВЕЧНАЯ СТАРУХА
ГЕНЕРАЛ ЕРОФЕЙ
(Легенда)
ПОХОРОННАЯ ПРОЦЕССИЯ
ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА
* Царь наш — юный музыкант — *
ПОХОРОНЫ
КАЗАЧОК
ЧУДЕСНАЯ ХАТА
НЕВЕСТА ССЫЛЬНОГО
ЧЕРНЫЕ И БЕЛЫЕ БРАТЬЯ
(Из В. Купера)
ДОЧЬ ОХОТНИКА
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ
ПОБЕДОНОСЦЕВ
БАРСКИЕ СНЫ
МОЛОДО — ЗЕЛЕНО
ЖЕЛЕЗНАЯ ПИЛА
АЛЕКСАНДР III И ПОП ИВАН
Царь
Поп
Царь
Поп
Царь
Поп
Царь
Поп
Царь
Поп
Царь
Поп
Царь
ДЛЯ МЕНЯ И ДОВОЛЬНО
(Песня умирающего комика)
ЛАПТИ
К СВОБОДЕ
ДЕРЕВЕНЬКА
(Песня)
ДОПОЛНЕНИЕ 1
* Лошаденки за оврагом *
1864
ОСЕНЬ
8 августа 1881
НИВА
1899
ДОПОЛНЕНИЕ 2
Таинственный ямщик
(Крещенская баллада)
6 января 1883 [16]
* Беда тому, кто любит гнев, *
ПЕРЕВОДЫ[18]
Украинская поэзия
ЮЖНОРУССКАЯ ПЕСНЯ
1867
ЧУМА
(Из Т. Шевченко)
3 марта 1878
РУСНАЦКАЯ ПЕСНЯ
Белорусская поэзия
ПАН ДАНИЛО
(Белорусская песня)
1868
Сербская поэзия
СКУТАРСКАЯ КРЕПОСТЬ
(Сербская легенда)
1
2
3
4
5 мая 1876
Немецкая поэзия
СТАРОЕ И МОЛОДОЕ
(Из Г. Гервега)
Французская поэзия
КОНЬ
(Из Барбье)
1867
ПЕСНЯ РАБОЧИХ
(Из П. Дюпона)
28 октября 1873
Английская поэзия
МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ
(Из Т. Гуда)
27 октября 1895
Три лентяя [20]
(Из Бр. Гримм)
20 января 1872
Сырокомля Владислав
Стихотворения[21]
НЕ Я ПОЮ
(Из Вл. Сырокомли)
ЯМЩИК
(Из Вл. Сырокомли)
<1868>
ВЕЛИКИЙ МУЖ
(Из Вл. Сырокомли)
МОГИЛЬЩИК
(Из Вл. Сырокомли)
МЕЛОДИИ ИЗ "ЖЕЛТОГО ДОМА"
(Из Вл. Сырокомли)
1874
ПАУТИНА
(Из Вл. Сырокомли)
<1877>
Трефолев Л. Н.: Биографическая справка
Трефолев (Леонид Николаевич) — поэт и публицист. Родился в 1843 году, в Любиме, Ярославской губернии, кончил курс в ярославской гимназии и ярославском юридическом лицее. Служил некоторое время в ярославском губернском правлении, с 1872 года редактирует "Вестник Ярославского Земства", где поместил массу сведений о местной жизни вообще и земской в частности. Писал много корреспонденций и разных сообщений в местные и столичные издания; поместил ряд статей, касающихся старины и современного состояния края в "Ярославских Губернских Ведомостях", "Русском Архиве", "Историческом Вестнике" и др. Как поэт, выступил в 1864 году; стихи его появились в "Деле", "Отечественных Записках", "Вестнике Европы", "Наблюдателе", "Русском Обозрении", "Русской Мысли" и др. Стих у Трефолева очень бойкий; по характеру своей поэзии ближе всего примыкает к Некрасову. Из юмористических стихотворений Трефолева большой известностью пользуются его "Песня о камаринском мужике" ("Как на улице Варваринской спит Касьян мужик камаринский") — на мотив известной народной песни. Трефолев очень много переводил из славянских и польских поэтов (больше всего из Сырокомли). В 1894 году издал свои стихотворения отдельной книжкой. Кроме того отдельным изданием вышли: "Заметка о первом провинциальном журнале "Уединенный Пошехонец" (Ярославль, 1882); "Славянские отголоски", стихотворения (Ярославль, 1877); "Странники. Эпизод из истории раскола и Увеселения города Мологи" (Ярославль, 1866); "Очерк деятельности ярославского губернского земства. Народное образование" (вып. 1, Ярославль, 1896).
Жданов В. Трефолев // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929–1939.
Т. 11. — М.: Худож. лит., 1939. — Стб. 383–385. [23]
ТРЕФОЛЕВ Леонид Николаевич [1839–1905] — поэт. Род. в г. Любиме, Ярославской губ., в семье мелкого чиновника. В 1856 окончил ярославскую гимназию. В следующем году впервые начал печататься (на страницах "Ярославских губернских ведомостей"). В течение нескольких лет Т. продолжал сотрудничать в этом издании, поместив в нем довольно много стихотворений ("Иван Сусанин", "Катанье" и др.) и переводов, в частности из Беранже ("Добрая старушка"). С 1864 стихи Т. начинают появляться в столичной печати — журналах и газетах: "День", "Дело", "Искра", "Развлечение", "Народный голос", "Отечественные записки" (80-х гг.), "Вестник Европы" и др. Т. почти всю жизнь прожил в Ярославле. С 1866 по 1871 Т. редактировал неофициальную часть "Ярославских губернских ведомостей". С 1872 до смерти служил в земстве, одновременно редактируя "Вестник ярославского губернского земства". Т. много занимался историей Северного края. Его исторические статьи и краеведческие очерки печатались в "Русском архиве", "Историческом вестнике" и др. журналах.
Как поэт Т. сформировался в некрасовской школе. Для лучших произведений Т. характерны мотивы любви к народу, горячего сочувствия его нуждам. В стихах Т. тепло очерчены образы столичной городской бедноты (напр. "Песня рабочих"); но с особенным вниманием он рисует жизнь нищего, задавленного нуждой и трудом крестьянства ("Песнь о камаринском мужике", небольшая поэма "На бедного Макара и шишки валятся" и др.).
Демократической поэзии Т. не свойственна яркая революционная целеустремленность, придававшая такую силу творчеству Некрасова. В отдельных стихах его (особенно 80-х гг.) звучат ноты уныния, смирения, народнического преклонения перед долготерпением крестьянства. Но следует подчеркнуть, что даже в годы мрачной реакции поэта не оставляла вера в могучие силы народа и его грядущее освобождение. Об этом свидетельствуют, в частности, стихотворение "Макар", сказка "Два Мороза Морозовича".
В отличие от многих других поэтов, Т. не сложил оружия в эпоху вырождения народничества. Именно во вторую половину своей деятельности он создал ряд сатир, обличавших современный строй. В 1881 в щедринских "Отечественных записках" была напечатана прекрасная сатира на либерализм ("Буйное вече"). Т. принадлежат также злые эпиграммы на "литературного жандарма" Каткова, Александра III, Победоносцева и других апологетов самодержавия. Эти эпиграммы не могли появиться в печати до революции.
К оригинальным стихотворениям Т. примыкают его многочисленные переводы из П. Дюпона, Гейне, Гервега, Шевченко, Сырокомли и др. поэтов, народная и обличительная тематика к-рых совпадала с тенденциями гражданской поэзии Т.
Поэтическое мастерство Т. в значительной мере определяется его интересом к народной речи, стремлением отразить песенные размеры и ритмы. Благодаря простоте языка, напевности, песенным интонациям, многие стихи Т. приобрели широкую известность в качестве народных песен; сюда относятся "Дубинушка", "Камаринская", "Когда я на почте служил ямщиком" (перевод "Ямщика" В. Сырокомли) и др. Известна высокая оценка, данная Трефолеву Некрасовым: "Стих его бьет по сердцу. Это — мастер, а не подмастерье".
Лит-ое наследие Т. до сих пор не собрано полностью. Основной сборник его стихотворений [1894] крайне не полон и испорчен цензурой. В издание 1931 включены стихотворения, к-рые не могли быть напечатаны до революции; однако это издание совершенно неудовлетворительно как в отношении обработки текстов, так и, особенно, в отношении сопроводительного аппарата.
Библиография: I. Славянские отголоски [вып. I], Ярославль, 1877; Стихотворения (1864–1893), М., 1894; Собрание стихотворений, ОГИЗ — ГИХЛ, М. — Л., 1931; Неизданные стихи и автобиография, "Литературное наследство", № 3, М., 1932, стр. 227–246; Избранные стихотворения. Вводная статья и редакция И. А. Мартынова. Ярославское областное изд-во, 1937.
II. "Русское богатство", 1894, X (рецензия на сб. 1894); Михеев В., Л. Н. Трефолев и его поэзия, "Северный край", [Ярославль], 1905, № 291 от 8 декабря; Ог(урц)ов Н., Л. Н. Трефолев (К 10-летию со дня смерти), "Голос" (Ярославль), 1915, № 272 от 28 ноября; Дмитриев С. С., Сотрудничество Л. Н. Трефолева в исторических журналах в кн.: Ярославский край, сб. II (Ярославское естественно-историческое и краеведческое общество. Труды секции краеведения, т. III, вып. 2), Ярославль, 1929; Достоевский А. М., Воспоминания, изд. Писателей в Ленинграде, 1930 [см. по указателю].
III. Огурцов Н. Г., Опыт местной библиографии. Ярославский край, Ярославль, 1924 (см. по указателю. Неполная библиография исторических работ Т. Дополнения см. в статье С. Дмитриева).
Трефолев Л. Н.: Биобиблиографическая справка
ТРЕФОЛЕВ, Леонид Николаевич (9(21).IX.1839. Любим Ярославской губ.- 28.XI (10.XII).1905, Ярославль] — поэт. Родился в небогатой помещичьей семье. После окончания в 1856 г. Ярославской гимназии, не имея материальной возможности получить университетское образование, поступил на службу помощником редактора "Ярославских губернских ведомостей", где начал впервые печататься (с 1857 г.). Учительствовал в воскресной школе. В 1864 г. начал службу в строительном отделении при Ярославском губернском правлении, совмещая ее с 1866 г. с работой редактора неофициальной части "Ярославских губернских ведомостей". Работая в газете, Т. довел ее "до высшей степени порядочности, так что и столичные газеты не раз высказывали этот отзыв" (Достоевский А. М. Воспоминания. — Л., 1930. — С. 344). Образованность и независимость Т. приводили к частым столкновениям его с тогдашним ярославским вице-губернатором Н. А. Тройницким, вследствие чего Т. вынужден был уйти в 1870 г. из строительного отделения, а в 1871 г. был вообще уволен с государственной службы по причинам неблагонадежности. С 1872 г. Т. служил в земстве, одновременно редактировал "Вестник ярославского земства" (в течение более 25 лет). Т. принадлежал к тем прогрессивным земским деятелям, которые стремились противостоять намерению царского правительства превратить земства в "пятое колесо в телеге русского государственного управления" (Ленин В. И. Полн. собр. соч. — Т. 5. — С. 35). Т. не был свободен от либеральных иллюзий, но в лучших своих произведениях он подвергал резкой критике либеральное пустословие, напр. в сатирическом стихотворении "Буйное вече" (1881), которым восхищался Салтыков-Щедрин, называвший Т. "певцом буйных земцев" (Круглов А. В. — С. 91).
С 1864 г. Т. печатался в журналах "Дело", "Искра", "Отечественные записки", "Вестник Европы", "Будильник", "Осколки" и др. Сотрудничая в "Осколках", переписывался и был лично знаком с А. П. Чеховым, который ценил Т. как поэта и человека, сохраняя постоянный интерес к его личности (см.: Чехов М. П. Вокруг Чехова. — М., 1964. — С. 276). Самым крупным прижизненным изданием поэта явился сборник "Стихотворения Л. Н. Трефолева (1864–1893)", выпущенный в Москве в 1894 г. Т. почти всю жизнь прожил в Ярославле, выезжая чаще всего в Москву. В 1876 г. был за границей (в Германии и Франции); в 1884 г. путешествовал по Крыму и Закавказью.
Как поэт Т. принадлежит к некрасовской школе. Н. А. Некрасов высоко отзывался о Т.: "Стихи Трефолева бьют по сердцу. Это мастер, а не подмастерье". А на замечание собеседника о том, что Т. ученик Некрасова, последний ответил: "Скорее — последователь. Но если ученик, то такой, которым может гордиться учитель. Но у него свой костюм" (Круглов А. В. — С. 91).
Т. использовал достижения некрасовского стиля, в т. ч. ритм стиха, простонародную лексику, фольклорные элементы и т. д. Но родство поэзии Т. с поэзией Некрасова обусловливается не столько внешним сходством, сколько глубинными, внутренними причинами — близостью взглядов на крепостническую и пореформенную Россию, положение крестьянства, судьбу русской женщины, на смысл и задачи поэзии. Основные мотивы творчества Т.- бедственное положение народа, горячее сочувствие его страданиям ("Семинарист", 1864; "Что я умею нарисовать?", 1870; "На бедного Макара все шишки валятся", 1872; "Таинственный ямщик", 1883, и др.); обличение жестокости правящих классов, их лживости, безнравственности ("Стрелок", 1864; "Филантропу", 1877; "Добряк, душа человек", 1891, и др.); вера в силы народа и его грядущее освобождение ("К России", 1877; "Нянины сказки", 1878; "Песня о Дреме и Ереме", 1882; "Макар", 1884; "Под осенним дождем", 1885; "Кровавый поток", 1899, и др.). Благодаря простоте языка, напевности стало популярной народной песней стихотворение "Дубинушка" (1865). Созданное в один год с одноименным стихотворением В. И. Богданова, ставшим впоследствии известной песней, оно было исполнено гнева "на злодейку судьбу, / Что вступила с народом в борьбу / И велела ему под ярмом, за гроши / Добывать для других барыши". Широко распространилась в народе песня "Когда я на почте служил ямщиком…" (1868; перевод стихотворения В. Сырокомли "Почтальон"). Наибольшую известность принесла Т. "Песня о камаринском мужике" (1867), в которой представлена судьба бедняка Касьяна, загулявшего до смерти в день своих именин. Используемый здесь народный плясовой ритм передает широту и удаль Касьяна и одновременно подчеркивает трагическую участь его.
Как поэт-демократ Т. отрицательно относился к "чистому искусству". В программном стихотворении "Три поэта" (1891) Т. определяет предназначение поэта: "Утешать погибающих, слабых, больных, / В павшем брате не видеть злодея — / Вот в чем истина, вот в чем идея / Для смиренных людей, для поэтов земных!" К числу таких честных, благородных певцов горя и страдания людского Т. относил народного поэта И. З. Сурикова. Ему Он посвятил стихотворение "Памяти Ивана Захаровича Сурикова" (1880), которое можно поставить в ряд лучших поэтических некрологов. В нем не только боль о потере близкого друга, но и горе народа об утрате благородного сына, надежда на будущую обновленную жизнь, когда "новая песня с чудесными звуками / Будет услышана нашими внуками".
Поэзии Т. свойственна не только гражданственность и публицистичность. Некоторые его стихи отличаются повышенной версификаторской изощренностью. Таково, напр., стихотворение "Набат" (1898), написанное секстинами: 36 стихов имеют лишь две рифмы, причем те слова, которые являются рифмами в первом шестистишии, проходят во всех шести строфах. К подобной изысканной и трудной форме поэты обращались редко (ср. секстину Л. А. Мея "Опять, опять звучит…"). Интересно в этом плане и стихотворение "В глухом саду" (1894), где каждая последующая строфа начинается с предпоследней строки предшествующей.
Мировоззрение Т. нельзя определить однозначно. Его стихам в целом не был свойствен революционный пафос Некрасова, он умилялся религиозным чувствам крестьян, призывал народ к терпению. Но вместе с тем у Т. есть остросатирические выпады против царя, царского дома, попов, одного из вдохновителей реакции К. П. Победоносцева; в эпиграмме на М. Н. Каткова Т. называл его "литературным жандармом". Подобные произведения поэт не надеялся обнародовать. Они хранились в его архивах вместе с теми многочисленными стихотворениями, которые не были пропущены цензурой. В эпоху реакции 80 гг. Т. оставался верным освободительным идеалам 60 гг. Он понимал, что с отменой крепостного права страдания народа не кончились. Начало подлинного освобождения России он предчувствовал в нарастающем революционном движении на рубеже веков и приветствовал его в стихотворении "К свободе" (последние годы жизни): "Незримая для русского народа, / Ты медленно, таинственно идешь. / Пароль мой: "Труд, желанная Свобода!" / А лозунг твой: "Бодрее, молодежь!"
В автобиографии Т. признавался, что, кроме поэзии, страстно любил историю своего края. На протяжении всей жизни он увлекался изучением архивных материалов. Написанные в разное время, исторические статьи и очерки Т. разбросаны по различным периодическим изданиям. Впервые наиболее значительные из них вышли сборником в Ярославле в 1940 г. под названием "Ярославская старина": "Ярославль при императрице Елизавете Петровне" (в очерке, в частности, впервые появились новые материалы о Ф. Г. Волкове), "Плещеевский бунт", "Монтионовские премии в российском вкусе" и др. Т. не умиляла патриархальная старина — он заостряет внимание на случаях вопиющего произвола, тяжких притеснений народа со стороны помещиков, военачальников, судей. Воссоздавая эти факты в живых историко-беллетристических рассказах, Т. художественно обрабатывал материалы исторических хроник, документов. Их бесстрастный язык сочетается в рассказах с авторским комментарием. Так, в рассказе "Меланхолик" в основе сюжета — зверское преступление помещика Бакунина, прибившего поленом свою крепостную, видимо, за то, что честная женщина отвергла домогательства своего барина. Когда злодейство раскрылось и из земли вырыли обезображенный труп, Бакунин "придумал заявить себя человеком больным, страдающим меланхолией". Авторская оценка происходящего весьма недвусмысленна — Т. по существу оправдывает народный бунт, считая, что при дальнейшем распространении пугачевщина обрела бы и в Ярославской губ. своих сторонников.
Т. известен также как переводчик западноевропейской (Г. Гейне, П.-Ж. Беранже, П. Дюпон), а также сербской, украинской, польской поэзии. Наиболее значительны его переводы из В. Сырокомли (Л. Кондратовича).
Соч.: Собр. стихотворений / Ред., примеч. и вступ. ст. А. Е. Ефремина. — М.; Л., 1931; Неизданные стихи и автобиография / Предисл. и примеч. А. Е. Ефремова // Литературное наследство. — М., 1932. — Т. 3; Ярославская старина. — Ярославль, 1940: Избранное. Стихи и краеведческие очерки. — Ярославль, 1955; Стихотворения / Вступ. ст. И. Я. Айзенштока — Л., 1958.
Лит.: Круглов А. В. Десять поэтов: Портреты, биографии, характеристики // Бесплатное приложение к журналу "Светоч" и "Дневник писателя" на 1910 г. — С. 87–93; Айзеншток И. Я. Поэт-демократ Леонид Николаевич Трефолев. 1839–1905.-Ярославль, 1954.
К. И. Нестерова[24]
1990