Демьян Бедный. Стихотворения
Боевой запевала рабочего класса
Ефим Алексеевич Придворов — таково подлинное имя поэта — родился в 1883 году на Херсонщине, в деревне Губовке, в семье крестьянина-бедняка. Детство его было неуютным, полным невзгод и лишений. С трех до семи лет он жил в Елисаветграде, где его отец служил сторожем при духовном училище. Размещались они вдвоем в подвальной каморке, жили на скудное отцовское жалованье. Мать появлялась у них редкими временами, и чем реже эти времена случались, тем это было для мальчика спокойней и лучше, потому что она была женщиной неуравновешенной, обращалась с сыном жестоко и грубо, и он ее не любил. Когда с семи лет он снова попал в деревню, воспитывался он фактически у деда Софрона, удивительно душевного старика, оставившего в его памяти добрый, несмываемый след.
Из жалкой деревенской юдоли будущий поэт попадает в казарменную обстановку киевской военно-фельдшерской школы, заканчивает ее и некоторое время работает фельдшером в елисаветградских казармах. Но очень рано пробудившаяся страсть к книге, интерес к литературе не оставляют Придворова. Он много и упорно занимается самообразованием и уже на двадцать втором году жизни, сдав экстерном за гимназический курс, становится студентом историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета.
Это было в 1904 году, накануне первой русской революции. В годы университетской учебы, в обстановке, когда в стенах «храма науки» на Васильевском острове все кипело сходками, манифестациями, демонстрациями, шел сложный процесс формирования и становления личности будущего поэта. В своей биографии Д.Бедный писал:
«После четырех лет новой жизни, новых встреч и новых впечатлений, после ошеломительной для меня революции 1905–1906 годов и еще более ошеломительной реакции последующих лет я растерял все, на чем зиждилось мое обывательски-благонамеренное настроение».
В 1909 году в журнале «Русское богатство», редактируемом В.Г.Короленко, появляется новое литературное имя — Е.Придворов. Но и стихи, подписанные этим именем, и дружба с ветераном народнической поэзии П.Ф.Якубовичем-Мельшиным были лишь коротеньким перепутьем на жизненном и творческом пути поэта.
«…В 1911 году я стал печататься в большевистской — славной памяти — „Звезде“, — сообщал он в своей автобиографии. — Мои перепутья сходились к одной дороге. Идейная сумятица кончилась. В начале 1912 года я был уже Демьяном Бедным…»
В том же году, 5 мая по новому стилю, у петербургского пролетариата появилась новая газета «Правда» — набатный колокол переходящего в наступление рабочего класса и его ленинской большевистской партии.
В правом нижнем углу первой страницы первого номера газеты за подписью «Е.Придворов» было напечатано стихотворение, начинавшееся словами:
Сотрудничеством в «Правде» определяется жизненная судьба поэта-большевика. Одно за другим печатает он в газете, преследуемой, конфискуемой, чуть ли не каждую неделю меняющей название, свои стихи, эпиграммы, фельетоны и особенно ядовитые в своих хитрых, но прозрачных иносказаниях басни. Имя персонажа одного из первых, появившихся еще в «Звезде» стихотворений Придворова «О Демьяне Бедном, мужике вредном» (1909) становится навсегда его литературным именем.
Под этим именем публикуются на страницах большевистских газет произведения славного запевалы рабочего класса. Под этим именем он делается известным и любимым и на рабочих окраинах российских городов, и в кривобоких бедняцких избушках российских деревень. Это имя с ненавистью произносят враги трудового народа.
И в молодости, и в зрелости, и в последние годы жизни Демьян Бедный, обозревая широкое поле боя против многочисленных врагов трудового народа, с гордостью мог бы сказать о себе словами своего славного предшественника, поэта — революционного демократа Н.А.Некрасова:
Этими дикими криками озлобленья встречали стихи и басни Демьяна Бедного и господа фабриканты и банкиры, и господа помещики и их прихвостни, становые и исправники, и лакеи капитализма эсеры и меньшевики, и битые белогвардейские генералы, и сопротивляющиеся коллективизации кулаки, и всяческие отбросы нового общества — бюрократы, взяточники, лихоимцы, стяжатели… Им рвал барабанные перепонки набатный гражданский стих Демьяна. Им вытягивала жилы его ядовитая, беспощадная сатира. Их выводила из равновесия его бескомпромиссная преданность Ленину, партии, делу социализма.
Демьян Бедный выступил на литературном поприще тогда, когда после поражения первой русской революции довольно широкий слой буржуазной интеллигенции и интеллигентских попутчиков рабочего класса стал быстро терять свою розовую окраску, когда мутная волна ренегатства породила капитулянтский сборник «Вехи». Это было время идейных шатаний и упадничества. Время, когда в угоду реакции извращались классики, когда буржуазия, изверившись во всем, что питало святые гражданские традиции творчества великих русских писателей XIX и начала XX века, пыталась оторвать искусство и литературу от «прозы жизни», замкнуть их в эстетскую «башню из слоновой кости».
Надо было обладать недюжинной исторической прозорливостью и трудной жизненной судьбой выходца из бедняцких слоев крестьянства, чтобы в этой сумятице идей и чувств избрать себе правильную дорогу.
Молодой интеллигент из народа Ефим Придворов острым классовым чутьем распознал направление движения истории, миновал опасные повороты и вышел уже пролетарским революционным поэтом, Демьяном Бедным, замеченным и поощренным великим вождем революции Владимиром Ильичем Лениным, на трудную, но прямую дорогу революционной борьбы.
Литературное наследие Демьяна Бедного наглядно показывает, как плодотворно отразилось на развитии сильного и самобытного таланта поэта это непосредственное участие в революционной деятельности.
Демьян Бедный и Владимир Маяковский очень разные поэты. Двадцатилетний труд Маяковского в поэзии — это путь неустанных, систематических поисков новых слов для выражения нового содержания, ослепительно нового времени. Недаром Маяковский писал:
В своем смелом поиске Маяковский делал ошеломительные находки.
Демьян Бедный как стихотворец, на первый неискушенный взгляд, традиционен, привержен к обкатанной многими форме, ритму, интонации стиха. Но это только поверхностное и обманчивое впечатление. Как и его предшественник и учитель Некрасов, Демьян Бедный — смелый и вечно ищущий новатор. Традиционные формы он наполняет новым, кипучим и острым содержанием эпохи. И это новое содержание неизбежно обновляет старую форму, позволяет поэзии выполнять дотоле неведомые ей задачи огромной важности.
Стремясь к основному — сделать произведение понятным, доходчивым для любого читателя (а читатель из народа перед революцией и в первые пореволюционные годы был очень часто культурно отсталый, полуграмотный), Демьян Бедный, помимо излюбленной им басни, пользовался и такими легко доступными для восприятия жанрами, как частушка, народная песня, сказка, легенда (все эти жанры мастерски сочетаются, например, в повести «Про землю, про волю, про рабочую долю»), как стихи, построенные на комическом эффекте смешения разноязыких лексических струй («Манифест барона фон Врангеля»).
Предельная ясность и простота формы, политическая актуальность и острота тематики делали стихи Д.Бедного любимыми народом; поэт оказывался советчиком и наставником и рабочего, идущего навстречу революции, и батрака, прозревающего для классовой борьбы, и бедняка, научающегося различать врага в помещике и кулаке, и красноармейца, поднимающегося на защиту завоеваний революции, и «среднего» деревенского и городского жителя, преодолевающего религиозные и бытовые предрассудки, переходящего грань от «моего» к «нашему».
В этом прежде всего огромная сила поэзии Демьяна Бедного и источник его непреходящих заслуг перед революцией.
Владимир Ильич Ленин, по свидетельству многих современников, любил творчество Демьяна Бедного, высоко ценил его как поэта, как пропагандиста большевистских идей. Но когда я нахожу в воспоминаниях Максима Горького ленинское замечание о том, что Демьян Бедный «идет за читателем, а надо быть немножко впереди»[1], мне кажется, что Ленин тонко подметил в его поэзии как некоторую, все более ощутимую с годами «застылость» формы, постоянное обращение к одним и тем же поэтическим приемам, так иногда и несколько упрощенный, «лобовой» подход к разработке актуальной тематики. Это особенно резко бросается в глаза нынешнему читателю, умудренному огромным революционным опытом и стоящему на неизмеримо более высоком уровне культурного развития, нежели дореволюционный читатель Демьянова стиха и читатель первых послеоктябрьских лет.
И при всем том тысячу раз был прав Демьян Бедный, когда с трибуны Первого съезда советских писателей говорил о себе:
«Большинство того, что собрано в моих… томах, — это — разного калибра застывшие осколки, которые когда-то были разрывным снарядом. Осколки застыли, заржавели, может быть, но они честно сделали свое революционное дело и имеют право рассчитывать на революционное уважение. Если не все, то часть их попадет — не в архив, а в революционно-художественный музей, и не для того, чтобы ими любовались, а чтобы их изучали, как и из чего они делались, в чем заключалось мастерство изготовления агитационного снаряда»[2].
Время, прошедшее со дня смерти поэта, — достаточно значительный срок для того, чтобы созданное им проверить и оценить. Конечно, из огромного количества произведений Демьяна Бедного не все сохраняет сейчас свою прежнюю значимость. Те стихи на частные темы революционной действительности, в которых поэту не удалось подняться на высоту широкого художественного обобщения, остались просто интересными свидетельствами времени, ценным материалом для историка эпохи.
Но лучшие произведения Д. Бедного, где во всем блеске сияет его талант, где сильная революционная мысль и горячее чувство современника замечательных событий нашли достойное их выражение в художественном образе, — такие произведения по-прежнему живут и волнуют наши сердца, сохраняют свою силу и действенность испытанного боевого оружия.
Лучшее из написанного Демьяном Бедным за три с лишним десятилетия его творческой деятельности с огромной полнотой запечатлело борьбу трудового народа нашей страны за власть Советов, за социализм. Как в зеркале, ярко и выпукло отражен в этих произведениях весь калейдоскоп событий общественно-политической жизни и революционной борьбы на подступах к Октябрьской революции, победа трудящихся в Октябре, героическая борьба народа, защищавшего революцию в годы гражданской войны, и все последующие этапы строительства социализма, вплоть до победоносной войны против немецко-фашистских захватчиков.
Листая страницу за страницей тома стихов Демьяна Бедного, мы, современники великой эпохи, как бы заново переживаем большие и малые события прожитых нами лет.
Вот далекий 1912 год — год Ленского расстрела, год высокого подъема новой волны революционной энергии рабочего класса России. Обманывая бдительность царских цензоров, Демьян Бедный в басне «Поют», прикрываясь «невинным» эпиграфом о распространении среди рабочих певческих, хоровых обществ, рассказывал читателю и о росте революционного настроения масс, и о вызванной этим тревоге хозяев:
В той же форме басни в 1914 году, после начала первой мировой войны, когда многие поэты были охвачены ура-патриотическим ражем, Демьян Бедный пишет антивоенное стихотворение «Пушка и соха». Сжато, выразительно передав разговор наглой, самодовольной пушки со скромной труженицей сохой, поэт заканчивает басню сентенцией, выражающей его личные, фронтовые раздумья, его отношения к мировой бойне:
Проходят годы. Совершается Великая Октябрьская революция. С первых дней возобновления «Правды» — Демьян Бедный на боевом посту поэта-воина, поэта-большевика. Меткими, бьющими без промаха словами он клеймит врагов революции, лжедрузей рабочего класса и трудового крестьянства — эсеров и меньшевиков, будит революционное сознание рабочих, крестьян, солдат набатом своей пламенной публицистической лирики. Когда после Октября враги революции навязали трудовому народу изнурительную гражданскую войну, гневно и призывно зазвучал голос «кавалериста слова» Демьяна Бедного:
С этими, полными боевого пафоса строками, написанными к первому послеоктябрьскому Первомаю в 1918 году, почти через четверть века, в первые, особенно суровые месяцы Великой Отечественной войны, будут перекликаться слова, исторгнутые из сердца поэта — ветерана революционных боев:
И в 1941 году, как в далеком 1918-м, голос Демьяна Бедного звучит молодо и призывно, как рожок горниста, скликающий бойцов для атаки.
Поэтическое наследие Демьяна Бедного олицетворяет преемственность нашей революционной поэзии от ее великих предшественников.
Когда псевдоноваторы из числа футуристов и пролеткультовцев требовали «сбросить Пушкина с парохода современности» и «сжечь Рафаэля», Демьян Бедный писал в предисловии к пушкинской «Гавриилиаде»:
От Пушкина Демьян Бедный перенял взрывчатую энергию публицистического стиха, разящую силу его эпиграммы.
Омолодилась, засверкала новыми красками и оттенками под пером Демьяна Бедного великолепная басенная традиция И.А.Крылова.
Творчество Демьяна Бедного несет на себе выразительные знаки плодотворного влияния поэтов — революционных демократов Н.А.Некрасова и Т.Г.Шевченко. У них он учился, в числе прочего, непревзойденному мастерству использования богатейших источников устного народного творчества.
Нет, пожалуй, в русской поэзии такого вида и жанра, к которому бы, исходя из особенностей темы и материала, не прибегал Демьян Бедный.
Конечно, его главным, любимым жанром была басня. Она помогала в дореволюционные годы прятать от «недреманного ока» царских цензоров крамольные мысли, помогала разговаривать «по душам» и с сознательными рабочими-революционерами, и с только что пришедшими из деревни сезонниками — вчерашними батраками.
Мы знаем Демьяна Бедного не только как баснописца, но и как автора больших поэтических- форм: стихотворных повестей, легенд, эпических и лирико-публицистических поэм, таких, например, как «Главная Улица» с ее поразительным лаконизмом, чеканным ритмом, высоким революционным накалом каждого образа, каждого слова.
Мы знаем Демьяна Бедного — мастера стихотворного фельетона, броской, разящей эпиграммы, стихов малой формы и необыкновенной емкости.
Мне с детства запали в память вычитанные на страницах дореволюционной «Правды» четыре строки, рассказывающие о гибельном труде рабочих химических предприятий и о полицейской расправе над ними:
Таков Демьян Бедный — трибун и поэт. Но в его богатой поэтической палитре были и краски, способные передавать самые тонкие чувства, самые глубинные движения души. Демьян становился нежным лириком, когда обращался к образу Владимира Ильича Ленина, создавал такие прекрасные стихи, как «Снежинки», «Никто не знал…». Глубоким лиризмом отмечено его лирическое стихотворение «Весенний благостный покой…», относящееся к последним годам жизни, или написанная в конце гражданской войны «Печаль»:
А укрывать эту печаль, бороться с минутной слабостью, не умножая в трудное для страны время «нытиков числа», Д. Бедный считал обязательным для себя, бойца и глашатая революции.
Славная традиция боевого партийного запевалы оплодотворяла и оплодотворяет творчество лучшей части русских и национальных поэтов Советского Союза.
И при жизни Демьян Бедный не был одинок в поэтическом строю. По-иному, но столь же горячо и самозабвенно служил великому революционному делу современник Демьяна Владимир Маяковский. Еще в дооктябрьской «Правде» вокруг Демьяна Бедного шумела молодая поросль пролетарских революционных поэтов. Прямая родня Демьяна Бедного — зачинатели белорусской поэзии, народные поэты Янка Купала и Якуб Колас. Одновременно с Демьяном Бедным, несомненно испытывая его влияние, писал свои басни талантливый народный сатирик-аварец Гамзат Цадаса. Многое роднило с творчеством Демьяна Бедного таких народных поэтов, как лезгин Сулейман Стальский или казах Джамбул Джабаев. Сам Демьян называл своим соратником первого комсомольского поэта Александра Безыменского. Не могли не испытать плодотворного влияния революционной музы Демьяна такие крупные наши поэты, как Александр Твардовский, Михаил Исаковский, как известный поэт-песенник Василий Лебедев-Кумач.
Вдохновенный пример Демьяна Бедного, который всю свою жизнь литератора провел в общении с народом, разъезжая по фронтам гражданской войны и по созидательному фронту первых пятилеток, окрылял лучшую часть советских писателей.
В годы строительства первых гигантов индустрии и электрификации, борьбы за коллективизацию деревни сотни советских поэтов и прозаиков по примеру Демьяна Бедного работали в литературных бригадах на головных стройках пятилеток и в политотделах МТС. Во время Великой Отечественной войны, с первых ее дней и до победного завершения сражений, свыше тысячи представителей многонациональной советской литературы находились в рядах действующей армии, а вся литература на фронте и в тылу свято выполняла свой патриотический долг. Перо литератора было в те годы в полном смысле слова приравнено к штыку воина — защитника родины.
Творчество Демьяна Бедного и его биография воплощают в себе все, что мы вкладываем в понятие партийности и литературы, ее народности, ее революционной боевитости, служат примером неразрывной связи литературы с жизнью народа, яркого, талантливого отклика на самые животрепещущие темы современности.
Всю свою творческую жизнь Демьян Бедный был поэтом-ленинцем. Вместе со всем советским народом он встретил тяжелейшие испытания Великой Отечественной войны, и голос его продолжал звучать до самой победы.
Истинные поэты не умирают.
Предлагаемый вниманию читателя поэтический сборник сочинений боевого запевалы рабочего класса, куда вошло лучшее из написанного Демьяном Бедным, убедительнейшее доказательство этому.
Алексей Сурков
Стихотворения. 1909—1914
О Демьяне Бедном,
мужике вредном
1909
Бывает час: тоска щемящая
Мысль изреченная есть ложь.
Тютчев
1909
Чудных три песни нашел
1910
Сонет
1911
Тщетно рвется мысль
1911
«Молчи!»
1912
Ночной порой
1912
* * *
1912
Кукушка
1912
Звезда
Почти каждый номер газеты «Звезда» конфискуется.
Земная хроника
Ученым Энебо открыта близ созвездия Близнецов новая звезда.
Небесная хроника
1912
«Трибун»
1912
Хозяин и батрак
Государственный совет постановил увеличить
до 15 часов рабочий день приказчиков и лишить их праздничного отдыха.
Из газет
1912
Лена
4 апреля 1912 года Ленский расстрел рабочих.
1912
Гуманность
С.-Петербургское общество призрения животных
сообщило Пермской городской управе,
что вешать бродячих собак — не гуманно.
Удобнее пользоваться специальным удушливым газом.
Из газет
1912
Притон
1912
1918
* * *
1912
Порода
1912
Сынок
1912
Гости
В участке выяснилось, что задержанный помощником пристава у Художественной типографии легковой извозчик и несколько заступившихся за него неизвестных лиц — все агенты охранного отделения.
1912
Правдолюб
1912
Метаморфоза
1912
Лицедеи
1912
Лето
1912
Дом
В шестиэтажном доме г. Торкачева, выходящем на Литовскую, Разъезжую и Глазовую ул. и Скорняков пер., произошла катастрофа: обвалились своды, потолки и балки всех шести этажей. Утверждают, что обвал произошел вследствие того, что из экономии большая часть дома построена из старого кирпича.
«Новое время», № 13056, 1912 г.
1912
Послесловие 1919 года
Лапоть и сапог
Через года полтора
Все уйдут на хутора.
Худо ль, лучше ль будет жить,
А нет охоты выходить.
«Псковская жизнь», М 557, 1911 г. «Деревенские частушки»
Где в мире найдем мы пример, подобный русской аграрной реформе? Почему не могло бы совершиться нечто подобное и среди тружеников промышленного дела?
«Россия», 17 августа 1912 г.
1912
Кларнет и рожок
1912
Размахнулся б я басней задорною…
Задержаны и арестованы три народных певца, распевающих по дворам песни революционного содержания.
1912
Эстетик
Долой политику!
Да здравствует эстетика!
Из современных лозунгов
1912
Опекун
1912
Бунтующие зайцы
1912
Свеча
1913
Будильник
1913
Моя молитва
1913
Урожай
Предпраздничное
Полиция не позволила говорить за продолжение стачки, и одного говорившего рабочего стащили за ногу с трибуны.
Из письма рабочего
1913
До´ма
1913
Хозяин
1913
Клоп
1913
Ерши и вьюны
1913
Цензор
1913
Бесы
1913
Друзьям
1913
«Поминки»
Салтыков, Гончаров и Чернышевский называли меня лучшим писателем моего времени.
Иер. Ясинский
Иероним Ясинский, по слухам, пишет литературные воспоминания
Наказ
1914
И там и тут…
Химический анализ мази показал, что она не содержит никаких ядовитых веществ, за исключением свинца.
Из речи Литвинова-Фалинского
Умер рабочий завода «вулкан» Андреев, застреленный городовым во время демонстрации.
Из газет
1914
Обреченные
1914
«Скакун»
Изолирование правительства — наш новый боевой лозунг.
«Речь»
1914
Невыносимая брань
(Вниманию Общества покровительства животных)
В главный «обновленный» совет Союза русского народа поступило недавно донесение от бессарабского губернского отдела Союза, сообщающего, что кучера коночных вагонов города Аккермана, понукая лошадей, называют их «Пуришкевич», «Крушеван», «Марков» и т. д.
Из газет
1914
Кровное
1914
Стихотворения. 1914 — 1917
Пушка и соха
1914
Анчутка-заимодавец
1915
Усы да борода (Сказка)
1915
1917
«Баталисты»
Посвящ. военным «беллетристам» — А. Федорову, В. Муйжелю и им подобным.
1915
Куплетисты
1915
«Предусмотренные»
За 1914 год мин. вн. дел получило от штрафов и административных взысканий 1 186 274 рубля. Печать дала 194 760 р. По смете на 1916 г. предполагается получить штрафов на 1 200 000 р.
1915
Закон и «Правда»
По распоряжению судебных установлений отменен арест 18 и 19 №№ газеты «Правда» за 1913 год.
«День», 20 ноября 1915 г.
1915
Столп отечества
В Иркутске содержатель домов терпимости (он же церковный староста и председатель черносотенного «Союза русского народа») Нил Зверев обратился к высшему учебному начальству с жалобой, что учащиеся якобы ведут себя неблагопристойно в церкви во время богослужения, позволяют себе разговоры, шум и другие компрометирующие поступки.
«Биржевые ведомости», 22 ноября 1915 г.
1915
Похвалы
«Едут быки»
Член городской управы Ф. А. Лузин получил снова телеграмму об отправке партии скота со ст. Великокняжеская. На этот раз будто бы отправлено 300 быков.
«Раннее утро», 26 апреля 1916 г.
1916
Басни Эзопа
Плакальщицы
1915
Брак богов
1915
Колесо и конь
1916
Волк и овца
1916
Геракл и Плутос
1915
Добряк
1915
Конь и всадник
1915
Тофута мудрый
1917
«Мест больше нет»[4]
1917
* * *
Твердыня власти роковой.
А. С. Пушкин (о Петропавловской крепости).
1917
«Петельки»
1917
Я б хотел…
Я б хотел, чтоб высекли меня…
Чтоб потом, табличку наказаний
Показавши молча на стене,
Дали мне понять без толкований.
Что достоин порки я вполне.
Н. А. Добролюбов
1917
Чужое и свое
(Солдатская)
Несколько лежащих перед нами номеров газеты «Рабочий и солдат» с совершенной очевидностью свидетельствуют, что большевики-ленинцы не только ничему не научились и ничего не позабыли, но действуют еще более безответственно.
«Рабочая газета», 3 августа
1917
Мой стих
1917
Социал-заики
А ждет «хозяйская», конечно, кабала!
1917
Страдания следователя по корниловскому (только ли?) делуПесня
Ты не спрашивай,
Не выпытывай.
Из народной песни
1917
Стихотворения. 1917-1920
Послевыборный астрономический бюллетень
1917
Птицеловы
1917
Про землю, про волю, про рабочую долю (Отрывки из повести)
Его величество — капитал
1917
Приказано, да правды не сказано
(Солдатская песня)
1917
«Либердан» (Подхалимский танец)
1917
У господ на елке
Клятва
Это будет последний
И решительный бой.
Из «Интернационала»
1918
Новожизненские лягушки
Чем демократичнее власть, тем она дороже обходится народу.
«Новая жизнь», 16—3/11
1918
Работнице
1918
Маяк
1918
«Правде»
1918
В огненном кольце
1918
Господская тень
1918
«Христос воскресе»
1918
Молодняк
1918
Крещение
Два гренадера
По слухам, Милюков и Винавер намерены посетить в Киеве германского посланника бар. Мумма и просить его о высочайшей аудиенции в Берлине.
Из газет
Новая кадетская баллада
1918
«До этого места!»
1918
Предисловие к поэме А. С. Пушкина «Гавриилиада»
1918
Проводы
Красноармейская песня
1918
В монастыре
Поползень втихомолочку нашел себе богомолочку.
Народная пословица
1919
Французская булка
С колчаковского аэроплана в красноармейские окопы была сброшена обернутая в прокламации французская булка
1919
Кандидаты на… фонари
1919
1919
Танька-Ванька
Красноармейцы Петроградского фронта называют танки — «таньками».
Фронтовая песня
1919
Правда-матка
Или — как отличить на фронтах подлинные листовки Демьяна Бедного от белогвардейских подделок под них
1919
О чёрте
(Новогоднее)
1920
День прозрения
Гулимджан[9]
Чхеидзе и Церетели обратились к Антанте с просьбой о помощи против большевиков.
Из газет
В Александровском садам
Музыкам игрался
И т. д.
Известная песенка
Национальный гимн социал-духанщиков
Исполнили: Церетели и Чхеидзе. Записал Демьян Бедный.
1920
Оценка
На предложение, сделанное русскими эмигрантами — дать швейцарским банкам в обеспечение свои имения и дома в России, представитель швейцарских интересов заявил: 1) что предложенный залог — миф, никаких гарантий не дающий, 2) что русские должны обеспечить заем реальными гарантиями, как-то: драгоценностями, имениями где-либо за границей или в Польше.
«Последние новости»
1920
Печаль
1920
Манифест барона фон Врангеля
Ихь фанге ан[11]. Я нашинаю.
Эс ист[12] для всех советских мест,
Для русский люд из краю в краю
Баронский унзер[13] манифест.
Вам мой фамилий всем известный:
Ихь бин[14] фон Врангель, repp барон.
Я самый лючший, самый шестный
Есть кандидат на царский трон.
Послюшай, красные зольдатен:[15]
Зашем ви бьетесь на меня?
Правительств мой — все демократен,
А не какой-нибудь звиня.
Часы с поломанной пружина —
Есть власть советский такова.
Какой рабочий от машина
Имеет умный голова?
Какой мужик, разлючный с полем,
Валяйт не будет дурака?
У них мозги с таким мозолем.
Как их мозолистый рука!
Мит клейнем[16], глюпеньким умишком
Всех зо генаннтен [17] простофиль
Иметь за власть?! Пфуй, это слишком!
Ихь шпрехе:[18] пфуй, дас ист цу филь![19]
Без благородного сословий
Историй русский — круглый нуль.
Шлехьт![20] Не карош порядки новий!
Вас Ленин ошень обмануль!
Ви должен верить мне, барону.
Мой слово — твердый есть скала.
Мейн копф [21] ждет царскую корону.
Двухглавый адлер[22] — мой орла.
Святая Русслянд…[23] гейлих эрде…[24]
Зи лигт им штербен[25], мой земля.
Я с белый конь… фом вейсен пферде… [26]
Сойду цум альтен[27] стен Кремля.
И я скажу всему канальству:
«Мейн фольк[28], не надо грабежи!
Слюжите старому начальству,
Вложите в ножницы ножи!»
Вам будут слезы ошень литься.
«Порядок старый караша!»
Ви в кирхен[29] будете молиться
За мейне руссише душа.
Ви будет жить благополучно
И целовать мне сапога.
Гут![30]
«Подписал собственноручно»
Вильгельма-кайзера слуга,
Барон фон Врангель, бестолковый
Антантой признанный на треть:
«Сдавайтесь мне на шестный слово.
А там… мы будет посмотреть!!»
Баронскую штучку списал и опубликовал Демьян Бедный.
1920
Честь красноармейцу!
Превознесу тебя, прославлю,
Тобой бессмертен буду сам.
Г. Р. Державин
1920
Стрелка
1920
Последняя капля
1920
Воронье
1920
Завязь
1920
Новогоднее
1920
Стихотворения. 1921-1930
На перевале
1921
Братское дело
1921
Либерал
Я уверен, что всякий предпочтет Ленину даже царя Павла. Я ни одной минуты не колебался бы. Со всеми шпицрутенами, со всеми Аракчеевыми, со всем безумием самодержавного самодурства — предпочитаю Павла.
Александр Яблоновский.Из белогвардейского «Общего дела»
1921
Сверхлиберал
1921
«Владимирка»
1921
Азбука
1921
«Вашингтонское разоружение»
(Современная баллада)
1921
Семена
(Из моего детства)
1921
Давно пора
1921
Пугало
(Надпись на памятнике Александру III в Ленинграде)
Предпоследний самодержец всероссийский
Александр III.
1922
Кружево
1922
Социал-болонки
1923
Любимому
1923
Кровавые долги
Памяти В. В. Воровского
На что покойнику сапоги?
Случай в деревне Югостицы Смоленской губ.
1923
Ленинскому набору
1924
О соловье
Посвящается рабоче-крестьянским поэтам
Я не в силах считать произведения экспрессионизма, футуризма… и прочих «измов» высшим проявлением художественного гения. Я их не понимаю. Я не испытываю от них никакой радости…
Важно… не то, что дает искусство нескольким сотням, даже нескольким тысячам общего количества населения, исчисляемого миллионами. Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно побуждать в них художников и развивать их. Должны ли мы небольшому меньшинству подносить сладкие утонченные бисквиты, тогда как рабочие и крестьянские массы нуждаются в черном хлебе?..мы должны всегда иметь перед глазами рабочих и крестьян.
Завет Ленина. По воспоминаниям Клары Цеткин. — «Коммунар», 1924, № 27
1924
Вперед и выше!
1924
Снежинки
1925
Сказ
про картонный кооператив
Политически-уголовный мотив
Образец кооперативной халтуры
Вниманию советской прокуратуры
«На Октябрьской улице в Москве есть кооператив „Пролетарская Сила“, в котором многие товары качеством бывают хуже рыночного, а продаются дороже, чем в частных лавках.
Я два раза брал по две пары ботинок. В первом случае — через 15 дней ботинки пришли в негодность, во втором — через 10 дней.
По осмотре специалистом-кожевником оказалось, что товар плохого качества — из картона…
С таким товаром кооперативу не побить частную торговлю».
«Рабочая Газета», 28 мая 1925 г.
1926
Опасный дух
На фабрике «Заря социализма» в Ярославле «гуляют» рабочие целыми сменами. — На екатеринославских заводах прогулы достигают 30 процентов. — В Ярославле едва не пострадал от пьянки мощный завод «Красный Перекоп».
И т. д. И т. д.
См. рабоч. хронику «Правды»
1926
«Товарищ борода» (Бытовое)
1926
На ленинский маяк!
1926
Три чучела
1927
Великий подвиг
Посвящается
«Международной организации помощи борцам революции»
(Древнегреческая легенда)
1927
Никто не знал…
(«22 апреля 1870 года»)
1927
1927
Черта с два!
1928
Ожглись
Во время недавних массовых обысков в Токио полицией были изъяты из рабочих библиотек произведения Мольера, как заключающие в себе «опасные для государства мысли».
Из газет
1928
У нас не то, у нас иначе
В центре Нью-Йорка сносятся два театра и будет построен небоскреб в 65 этажей, под конторы.
1929
Басову-верхоянцеву
1929
Нас побить, побить хотели!
1929
Грехи простимые и непростимые
В американском консульстве в Иерусалиме из 14 чиновников 13 уволено за взяточничество.
1930
Старые куклы
1930
Стихотворения. 1931-1940
Бойцам за красную жизнь
Деревенским активистам
1931
«Задули»
Телеграмма-молния
МОСКВА. Д. БЕДНОМУ.
Задули первую домну. К дню выдачи чугуна ждем твоей ответной продукции.
Кузнецкстрой
1932
еж
1933
Пчела
1933
Лодырский паек
1933
Неизлечимый
1933
Наша Родина
1934
Кого мы били
Первое слово
(Пленуму Союза советских писателей, назначенному в г. Минске и посвященному советской поэзии)
1936
Художник, боец, друг
1936
Рабочий отдых в старину и теперь
Всем миром правил — царь небесный,
Россией правил — царь земной.
Рабочий «отдых» в день воскресный,
Недуг душевный и телесный
Лечил сивухою двойной.
Молчал тяжелый грохот будня,
И лязг железа, и гудки.
Гудели церкви до полудня,
С полудня выли кабаки.
Воскресный «отдых» в оны годы,
Его припомнить — жуть берет.
«Тряхнем-ка, что ль, на все „доходы“!»
«Эх, что заглядывать вперед!»
«Судьба — злодейка, жизнь — копейка!»
«Пойдем, утопим грусть-тоску!»
«Где наше счастье?.. Друг, налей-ка…
Оно в бессрочном отпуску».
Для скорби черной, неотвязной.
Утехой был однообразной
Трактир, дешевый ресторан
Или на площади на грязной
«Простонародный» балаган.
Из потрохов протухших студни…
Участок иль ночлежный дом…
«Как отдохнул?» — «Нельзя паскудней!»
И снова — тягостные будни
С проклятым, каторжным трудом.
Шесть дней, прикованных к машине.
Воскресный «отдых» — снова то ж.
Как наш рабочий отдых ныне
На прежний «отдых» не похож!
Кто мог представить в годы оны
Рабочий отдых наших лет:
Музеи, парки, стадионы,
Театры, музыку, балет.
Все виды радостного спорта,
Парадов мощную красу.
Уют приморского курорта,
Дома для отдыха в лесу!
Рабочий отдых стал культурным
И оздоровленным насквозь.
Вот почему потоком бурным
В стране веселье разлилось.
Вот почему теперь в газете
Мы пишем и в стихах поем.
Что мы — счастливей всех на свете
В труде и в отдыхе своем!
1937
* * *
1938
Стихотворения. 1941-1945
Анка-партизанка
Белорусская песня
1941
Драй петук!
Баллада
Я верю в свой народ
Подарки с «ост-фронта»
Баллада
Прилетела ворона издалеча — какова птица, такова ей и встреча
1941
Счастливый Бенито
1941
Помянем, братья, старину!
1942
Боевой зарок
1942
Это — то, что нужно!
Недостаток кожи и ее заменителей вынудил советское командование выпустить обувь для войск — из сукна.
Можно себе представить, как тяжело сражаться русским в мороз в этой обуви!
Римское радио от 19/XII 1942 г.
Ай да Бенито. Влип знаменито!
Новая итальянская пословица
1942
Месть
Легенда
1943
Народным героиням
1943
Волк-моралист
Воздушные бомбардировки городов противоречат законам этики.
Заявление немецкого генерала авиации Кваде
Расскажем басенку, тряхнем… не стариной.
1943
По гостю — встреча
1943
Мудрый сказ
1943
Обиженный вор
1944
Освободителям
1944
«Фаргелет»
1944
Змеиная природа
…Лучшая змея, По мне, ни к черту не годится.
И. А. Крылов
1944
Москва — Варшаве
1945
Автоэпитафия
1945
Побежденное варварство
Фашистским «докторам философии»
Мне грезится общество людей, которые независимы, не знают пощады и хотят носить имя «истребителей».
Фридрих Ницше. Несвоевременные размышления, 1885 г.
Волк, ночью думая залезть в овчарню, Попал на псарню.
И. А. Крылов
1945
Комментарии
В настоящей книге представлены все виды малых поэтических жанров, в которых работал Демьян Бедный, — лирические стихотворения, басни, сказки, баллады, фельетоны и эпиграммы. Сюда входят также три стихотворения 1917 года («Его Величество — Капитал», «Приказано — да правды не сказано» и «Либердан»), которые были включены автором в повесть «Про землю, про волю, про рабочую долю».
Произведения размещены в шести разделах, соответствующих основным периодам творчества поэта: до начала первой мировой войны (1909–1914); начало мировой войны— до Октябрьской революции (1914–1917); годы гражданской войны (1917–1920); двадцатые годы (1921–1930); тридцатые годы (1931–1940); годы Великой Отечественной войны (1941–1945).
Текст каждого произведения сопровождается датой его написания, проставленной курсивом.
Тексты, за малым исключением, печатаются по изданию: Бедный Демьян. Собр. соч. в 8-ми томах. М., Художественная литература, 1963–1965.
Стихотворения
О Демьяне Бедном, мужике вредном — Прототипом героя стихотворения явился Демьян Софронович Придворов, односельчанин и дядя поэта, прозванный в деревне «Бедным». Прозвище это Д. Бедный выбрал для своего псевдонима.
«По просьбе обер-прокурора…» — Илиодор — монах-черносотенец С.М.Труфанов, бежавший из монастыря в Флорищевой пустыни, куда он был сослан после ссоры с Г.Е.Распутиным, авантюристом, пользовавшимся большим влиянием на царя и его семью.
Кукушка — Так, оскорбляя прах борца и гражданина… — 25 марта 1912 г. исполнилось столетие со дня рождения А.И.Герцена. Эта дата была использована либеральными деятелями для фальсификации образа великого революционера-демократа.
«Трибун» —Маклаций. — Под этим именем выведен В.А.Маклаков — депутат от правых кадетов в Государственной думе, беспринципный адвокат.
Метаморфоза — Марков Н.Е. (Марков 2-й) — крупный помещик, один из руководителей погромночерносотенной организации «Союз русского народа».
Лицедеи — Urbi et orbi — городу и миру (лат.).
Лето — Ингул — река, на берегу которой (в селе Губовка) родился и провел детские годы Д. Бедный.
Дом — Не дом ли то другой. — Намек на «Дом Романовых» — царствовавшую династию, готовившуюся к празднованию своего трехсотлетия, исполнявшегося в 1913 г.
Цензор — «Русская правда» (XI в.) — древнейший памятник русского права.
Бесы — Написано в защиту М.Горького от нападок, которые вызвала его статья «О карамазовщине», где подвергались критике инсценировки романов Достоевского «Братья Карамазовы», «Бесы» и «Идиот». В инсценировках были затемнены прогрессивные стороны творчества Достоевского и резко выделены его антиреволюционные идеи. Письмо Максима — вышеназванная статья Горького. Феодор покойный — Ф.М.Достоевский. «Биржевка» — полубульварная газета «Биржевые ведомости». Ясинский И.И. — реакционный писатель и журналист, автор романов-пасквилей о революционных народниках.
Наказ — Съезд наставников народных — 2-й Всероссийский съезд народных учителей, созванный в Петербурге в конце 1913 г. Темно-синие рейтузы. — Такие рейтузы носили чины тайной полиции. Сановный покровитель. — Имеется в виду министр народного просвещения реакционер Л.А.Кассо.
И там, и тут… — Поводом для написания этого стихотворения послужил факт применения полицией огнестрельного оружия при столкновении с демонстрантами 19 марта 1914 г. в Петербурге. Литвинов-Фалинский В.Н. — чиновник министерства торговли, автор демагогической брошюры «Как и для чего страхуются рабочие».
«Невыносимая брань» — Марков Н.Е. (Марков 2-й) — см. примеч. к стихотворению «Метаморфоза». Пуришкевич В.М. — реакционный политический деятель, монархист и черносотенец. Крушеван П.А. — реакционер-черносотенец, организатор травли евреев в Бессарабии.
«Баталисты» — Федоров А.М. — автор либерально-народнических романов и декадентских стихотворений; в первые годы войны выступал в печати с военно-шовинистическими произведениями Муйжель В.В. — автор ряда произведений о пореформенной деревне, писал корреспонденции о военных действиях. Тиртей (VII–VI вв. до н. э.) — древнегреческий поэт, автор военных песен.
Закон и «Правда» — «Правда» // Жила во время оно… — «Правда» была закрыта 8 июля 1914 г., то есть за шестнадцать с половиной месяцев до того, как царские власти приняли решение, о котором сообщается в эпиграфе.
Столп отечества — Катон Старший Марк Порций (III–II вв. до н. э.) — римский государственный деятель и писатель.
Похвалы — Так отдающих явно… бойней. — Намек на империалистическую войну.
«Мест больше нет» — Без манифеста. — Имеется в виду манифест царя Николая II об «отречении» от престола, изданный 2 марта 1917 г., через три дня после того, как народ уже сверг самодержавие.
Я б хотел… — Церетели И.Г. — лидер меньшевиков, министр Временного правительства, отстаивавший политику продолжения войны и соглашения с буржуазией.
Чужое и своё — «Рабочая газета» — центральный орган меньшевиков, издавался в Петрограде.
Страдания следователя по корниловскому (только ли?) делу — Корнилов Л.Г. — царский генерал, назначенный Временным правительством на пост Верховного Главнокомандующего. В августе 1917 г. с целью подавления революции и установления военной диктатуры он поднял мятеж и начал поход на Петроград. Мятеж был сорван большевистскими агитаторами. Корниловское дело — дело о контрреволюционном мятеже, которое Временное правительство якобы возбудило против Корнилова. Корнилится, керится — слова, производные от фамилий Корнилова и Керенского. Керенский А.Ф. — эсер, возглавивший Временное правительство (коалиционный кабинет) 6 июля 1917 г.
Либердан — Либердан — контаминация имен меньшевистских лидеров Либера М.И. и Дана Ф.И. Кличка «Либердан» после опубликования этого фельетона стала синонимом меньшевистского предательства. В. И. Ленин неоднократно использовал ее для обличения меньшевиков в статьях 1917 г.
Новожизненские лягушки — «Новая жизнь» — газета так называемых «интернационалистов», занимавших меньшевистские позиции и часто нападавших на «Правду». Не ваши ль это предки… — Подразумевается мотив басни Эзопа «Лягушки просят себе царя».
Два гренадера — Сатирический перепев стихотворения Г.Гейне «Гренадеры», которое в переводе М.Л.Михайлова начинается словами: «Во Францию два гренадера из русского плена брели». Милюков П.Н., Винавер М.М. — лидеры партии кадетов. Вильгельм II — германский император. Родзянко М.В. — крупный помещик, бывший председателем Государственной думы. Мартов Л., Дан Ф.И. — лидеры меньшевиков. Дурново П.Н. — министр внутренних дел в 1905 г.
Предисловие к поэме А. С. Пушкина «Г а в р и и л и а д а» — Бродил другой тиран. — Имеется в виду император Николай I.
Кандидаты на… фонари — Фон дер Гольц — немецкий генерал. В 1919 г. государства Антанты намеревались под его командованием двинуть войска против Советской России. Гольц-паша — под этим именем Гольц был известен в Турции во время первой мировой войны.
Гулимджан — Чхеидзе — один из лидеров грузинских меньшевиков. Церетели — см. примеч. к стихотворению «Я б хотел…». Клемансо Ж.-Б. — премьер и военный министр правительства Франции, один из главных организаторов интервенции против Советской России. Ллойд-Джорджданья — контаминация имён Ллойд-Джорджа (премьер-министра Великобритании, одного из организаторов антисоветской интервенции) и Жордания (главы меньшевистского правительства Грузии).
Оценка — «Последние новости» — белоэмигрантская газета, издававшаяся в Париже.
Манифест барона фон Врангеля — Антантой признанный на треть — то есть официально признанный правительством Франции, одним из трех государств Антанты.
Стрелка — Крым — еще он полон дыма. — В ноябре 1920 г. советские войска освободили от врангелевских банд ряд городов Крыма…а стрелка уж от Крыма повернула на Батум. — Победа над Врангелем послужила поводом для выступлений батумских трудящихся, симпатизировавших советскому строю. Ллойд-Джордж — см. примеч. к стихотворению «Гулимджан». Керзон Д. — министр иностранных дел Великобритании, один из организаторов интервенции против Советской России. Чичерин Г. В. — народный комиссар по иностранным делам.
«Владимирка» — Владимирка — тракт от Москвы до Владимира (ныне шоссе Энтузиастов), по которому в царское время вели осужденных революционеров на сибирскую каторгу.
Давно пора — Написано в связи с массовым переходом трудового казачества на сторону Советской власти.
Кружево — Чичерин (о нем см. примеч. к стихотворению «Стрелка») возглавлял советскую делегацию в Лозанне (Швейцария), где в 1922–1923 гг. происходила Международная конференция по вопросам Ближнего Востока.
Социал-болонки Вандервельде Э. — лидер бельгийской «рабочей партии», ревизионист и оппортунист, один из руководителей II Интернационала.
Кровавые долги — Не в пример иным долгам. — Намек на долги царского правительства, оплаты которых империалисты незаконно требовали у Советского Союза.
О соловье —…нас потчует мистическою гилью // Наш театральный водолей. — Намек на теорию так называемого «мистического реализма» В.Э.Мейерхольда. «Цветы», взращенные болотиною зыбкой. — Подразумевается эстетско-идеалистическая концепция примата формы над содержанием («цветов» над «корнями»), которую в одной из своих статей изложил поэт А. Белый. Ей разъясняют по Крылову. — Подразумевается басня Крылова «Осел и Соловей». Истолкование этой басни в стихотворении Д.Бедного не может быть признано верным. Марк Аврелий (II в.) — римский император.
Три чучела — Кирилл — Романов К.В., двоюродный брат императора Николая II. Николай Длинный — Романов Н.Н., двоюродный дядя Николая II; отличался большим ростом. Вдова порфироносная — Романова М.Ф., жена императора Александра III.
Никто не знал — Камилавка — головной убор православных священников. Обрывок «манифеста». — Имеется в виду царский манифест 1861 г. об «освобождении крестьян».
Басову-Верхоянцеву — Написано к 60-летию С.А.Басова-Верхоянцева — поэта, автора сатирической сказки «Конек-скакунок», распространявшейся нелегальным путем, высоко ценившейся В. И. Лениным.
Нас побить, побить хотели! —Посвящено победе Особой Дальневосточной армии под командованием В.К.Блюхера над бандами китайских милитаристов, спровоцировавших конфликт на Китайско-Восточной железной дороге и организовавших в 1929 г. ряд нападений на советскую территорию. Чжан Сюэ-лян — китайский милитарист, главный организатор провокации против СССР.
Неизлечимый — Фашистских подвигов вскрываем мы изнанку. — Речь идет о действиях фашистских террористических отрядов, руководимых одним из сподвижников Гитлера, Ремом. Боясь усиления власти главаря этой шайки, Гитлер в 1934 г. расправился с Ремом и распустил отряды штурмовиков, заменив их отрядами СС и работниками гестапо (государственной тайной полиции).
Обиженный вор — Антонеску И. — генерал, военно-фашистский диктатор Румынии, ставленник Гитлера, один из главных военных преступников во второй мировой войне.
Освободителям — Уж немцы здесь бывали ране… — Имеется в виду поход рыцарей Ливонского ордена на русскую землю и разгром их на льду Чудского озера в 1242 г.
Побежденное варварство — Ницше — немецкий реакционный философ-идеалист, учение которого о герое-«сверхчеловеке» стало теоретической основой фашистской идеологии. Волк ночью… — из басни И. А. Крылова «Волк на псарне». Тевтонский меч — символ завоеваний, осуществленных в Восточной Европе (в XIII–XIV вв.) тевтонским духовно-рыцарским орденом. Войска этого ордена были разбиты русскими, польскими и литовскими войсками в 1410 г.
И. Эвентов