Жанры
Регистрация
Читать онлайн Проза Веры Чубаковой бесплатно

Проза Веры Чубаковой



ПРОЗА ВЕРЫ ЧУБЛКОВОЙ

Вспоминаю конец пятидесятых годов. Журнал «Неву», литературную группу при нем. Руководил ею замечательный поэт, друг литературной молодежи Бсеволод Александрович Рождественский. Раз в неделю, по четвергам, собирались молодые и начинающие писатели, читали свои произведения, обсуждали их, учились мастерству. Среди них была и Вера Чубакова. Ей было что сказать. Она добровольно ушла на фронт, войну закончила в Польше в звании младшего лейтенанта.

В «Повести о бабьем счастье» она рассказывает о трудной, жертвенной судьбе женщины-матери, наделенной великим талантом доброты: все для других, ничего для себя. Есть в этой повести и из биографии самой Веры Чубаковой: «...До сих пор видится ей родной Севастополь в пожарищах, а запах разрушенных домов въелся в память, как въедается угольная пыль в кожу шахтера.

Виделись ей Инкерманские штольни, где спасались от бомбежек женщины и дети. Это было мрачное, вырубленное в скале помещение, раньше там размещался завод шампанских вин. Люди спускались туда по жиденькой шаткой лестнице, как в колодец, спали вповалку на деревянных щитах с дырками для бутылок, среди копоти, горшков, детского звенящего стона:«Пить-пить-пить...»

А ночью проснешься — и страшно станет. Двигаются среди спящих какие-то сгорбленные фигуры со свечами в руках. Они отыскивают свои места, а кажется, будто эти санитары осматривают поле боя после жестокой битвы.

...А потом в штольню спустился военный. Лица его не было видно, зато хорошо слышался суровый голос:

— Товарищи! Все, кто может, помогите в госпитале, — он в соседней штольне...»

Вместе с мамой и другими женщинами пошла в подземный госпиталь и Вера Чубакова. Помогала раненым, ухаживала за ними, облегчала их страдальческую судьбу. Не отсюда ли, не от

этой ли работы сестры милосердия и идет ее писательская доброта,

которой пронизаны ее произведения?

Чтобы писать о людях нелегкой судьбы, их душевных болях, надо прежде всего самому в какой-то мере это испытать. Писатель благополучной жизни, не изведавший тех трудностей» какие выпадают порой как суровое испытание человеку, не может быть открывателем нового в человеке. В лучшем случае он станет «вторичным». Есть и такие. Настоящее признание, конечно, получают те писатели, которые несут народу слово своей правды, а не заимствованной.

В этой книге пять повестей, отобранных самим автором. Они — о наших людях, о наших современниках. В центре внимания писательницы— молодежь, ее духовный мир, отношения между самими молодыми и детьми и родителями.

Нравственные проблемы, проблемы моральных ценностей, поиск смысла жизни — вот что волнует автора, и решает их Вера Чуба-кова своеобычно, психологически и социально точно.

Одно из примечательных качеств В. Чубаковой — хорошее знание материала. Пишет она не понаслышке, у нее нет ничего приблизительного. Если ее герой врач, то это именно так и не вызывает у читателя никакого сомнения, настолько все убедительно. Если она пишет о текстильщицах, то впечатление такое, что автор сама проработала не один год на текстильном комбинате. Если речь идет о строительстве домов, то и здесь она не сторонний наблюдатель.

Такая, я бы сказал, «въедливость» в материал говорит прежде всего о большой добросовестности автора. О той ответственности, какой и характеризуется работа настоящего писателя. Такое изучение жизненного материала и преломление его в художественном произведении и создает ту правдоподобность, без которой не может быть доверия читателя к писателю.

Поэтому по прочтении произведений Веры Чубаковой и создается впечатление, что побывал в разных производственных сферах, узнал людей разных профессий, узнал их труд, отношения друг к другу, их устремления. Но главное, конечно, не это, а то, что их производственная деятельность органично вошла в их личную жизнь, — отсюда эмоциональная наполненность повестей.

О чем бы ни писала Вера Чубакова — это, прежде всего, ее жизнь, связанная с людьми, с теми, кто работает рядом с нами, кто окружает нас.

Повесть «Огонек в чужом окне» написана в своеобразной манере лирической исповеди главного героя, рабочего паренька Виктора, наделенного довольно сложной душевной организацией, подвергающей суду собственной совести каждый свой шаг.

Он попадает в мещанскую семью своей молодой жены Кла-вочки. Она и ее мать стяжательницы, озабоченные только личным

благополучием, накопительством. (Стяжательство, накопительство, к сожалению, стали распространенным явлением в нашей жизни.)

Вначале Виктор, ослепленный любовью к своей жене, ничего не замечает, но постепенно глаза его открываются, не вдруг он начинает различать это засасывающее болото мещанства — взрыв надвигается постепенно, закономерно. В повести дана характеристика не только накопительской семьи Клавочки, но и стяжательства, как знака времени. Истинное художественное произведение, настоящая литература всегда отображали приметы времени.

В повести «Какого цвета ветер?» — героиня Саша Нилова, контролер ОТК на ткацкой фабрике. Не от трудного ли детства, голодного, бесприютного, что испытала сама Вера Чубакова, нелегкая судьба и Саши Ниловой? И казалось бы, если есть справедливость, то должна бы и Саша Нилова получить свою долю радости в жизни. Но нет, в школе она была одной из первых учениц, в работе она добросовестна, прилежна, в дружбе чиста и верна, но, на свою беду, девушка некрасива. И это ее принижает в собственных глазах, и она сама себя отодвигает на второй план, уступая первое место своей красивой эгоистичной подруге, а вместе с этим уступает и свое счастье.

В жизни все сложно. И далеко не всегда мы хозяева своей судьбы. В муках, терзаниях, в несправедливых обидах проходит жизнь Саши, и вполне естествен ее вопрос самой себе: «Почему я живу как старый, усталый человек?»

Духовное возмужание героини, написанное психологически точно, естественно приводит к выводу: человек должен бороться за себя прежде всего сам!

В повести «Чужой беды не бывает» от начала до конца есть интонация настроения, что довольно редко встречается в нашей прозе. Написанная от первого лица, эта повесть покоряет своей искренностью. Женщина — участковый врач рассказывает о себе, о своей семье, о сложных событиях, происходящих в ней, о работе в поликлинике, и все это так неразрывно связано, идет в таком эмоциональном потоке, будто перед глазами читателя — сама жизнь.

Пройдя из-за своей гордыни и сосредоточенности на собственных переживаниях через нелегкие душевные испытания, Ангелина Николаевна постигает истину: чужой беды не бывает, но только в том случае, если в тебе не угасли светлые чувства добра.

В повести «Потому, что люблю» В. Чубакова рассказывает о молодой семье. Несмотря на все сложности отношений родителей, Алексей и Надя живут совершенно иной жизнью. Они самостоятельны. Не уступив матери, не дав в обиду свою жену, Алексей проявляет такой же твердый характер и на строительстве в борьбе с ловким мошенником бригадиром.

Характеры в этой повести—да и не только в ней — очерчены

четко, и потому персонажей не спутаешь. Особенно хорош образ матери Алексея — он правдив, объемен, полнокровен. Казалось бы, не так-то легко психологически обосновать ее решение ехать к сыну, не дождавшись сыновьего зова, но, наперекор своему упрямству, она едет к детям. И это еще раз говорит о великой всепрощающей силе материнской любви.

Я вспоминаю ранние повести Веры Чубаковой, одна из которых, первая, была опубликована в «Неве». Уже тогда было очевидно, что ее автор — человек способный, подающий надежды, что впереди у нее большой плодотворный путь.

От повести к повести, от рассказа к рассказу росло мастерство В. Чубаковой. Ей присуще устремление к психологическому исследованию, а это дело нелегкое. Она ставит своих героев всегда в экстремальные ситуации — это дает ей возможность показать своих героев ярче, глубже, интересней.

Внимание Веры Чубаковой устремлено на душевный мир человека, она не дает характеристик своим героям, все они раскрываются в действии. Вообще, надо сказать, создание характеров, особенно женских, в развитии, а иногда и в неожиданном, логически доказательном повороте сюжета — сильная сторона творчества Веры Сергеевны Чубаковой. Она ярко и образно поднимает серьезные вопросы морально-этического характера, исследует нравственный облик советского человека.

Сергей Воронин