Действующие лица
Прометей — титан. Создал людей из глины, замесив ее своими слезами.
Зевс — верховный бог. Порой простоват и доверчив, легко верит сплетням и слухам, может быть очень жестоким, одаривает и карает без меры.
Агазия — дочь Земли. Таит в душе земной огонь. Выделяется среди людей, поэтому люди отталкивают ее.
Гера — последняя (седьмая) жена Зевса. Богиня, хранительница семейного очага. Как это бывает с бывшими грешницами, прикидывается чрезвычайно благочестивой.
Афродита — богиня любви. Красивая, самоотверженная. Дочь Зевса, падчерица Геры.
Гефест — бог-кузнец, на пирах — кравчий, занимается и другими хозяйственными делами. Хромой, с большими руками, мягкий, слабовольный, покорно выполняет повеления Зевса.
Гермес — двоедушный. Одна щека белая, другая — черная, одно ухо оттопырено вверх, другое свисает вниз, косоглазый, гонец и соглядатай Зевса.
Фемида — мать Прометея. Богиня правосудия. Смелая, ради спасения сына готова на все, но одобряет его подвиг.
Эрида — богиня раздора. Уши ее не слышат, что говорит язык.
Власть, Сила — слуги Зевса.
Адамшах — вождь людей.
На пиру богов — Мусагет (бог музыки), Эрот (бог любви), Дионис (бог вина и веселья), Первый, Второй, Третий молодые боги, хариты (девы веселья).
На Маковой поляне и возле пропасти — уроды (трое мужчин, три женщины), Красивая девушка и другие.
КАРТИНА ПЕРВАЯ
ПИР БОГОВ
Гора Олимп. Золотой дворец Зевса, построенный для него Гефестом. После победы над титанами и низвержения своего отца Крона в Тартар Зевс объявляет себя царем богов и людей. По этому случаю готовится большое пиршество, которое продлится сто лет. Собираются молодые боги, которые храбро дрались с титанами. Вначале они держатся весьма надменно. Из известных богов и богинь в пиршестве участвуют Прометей, Гефест, Гермес, Дионис, Эрот, Эрида, Мусагет и девы веселья — хариты. По обе стороны трона становятся Гера и Афродита. Боги, сидящие и полулежащие, не обращают на них внимания. Позже входит Зевс, пришествие которого ожидают с небес, однако он появляется откуда-то снизу.
Тут и там на больших плоских камнях расставлены блюда с яствами, в больших сосудах вино.
Когда Зевс усаживается на трон, все замолкают. У ног Зевса располагается Гермес, оттопыренное ухо которого направлено в сторону повелителя. Прометей стоит поодаль, смотрит на Землю. Притихли и хариты, оживленно болтавшие с Эротом. В это время раздаются голоса богинь судьбы — Мойр.
Все молодые боги стоят навытяжку.
В это время возле Эрота хихикают хариты.
Молодые боги шумно одобряют это решение. Гефест и Гермес направляются к выходу. Останавливаются у дверей.
Гефест и Гермес трогаются с места, но снова останавливаются.
Разливается нежная музыка. На заднем плане — танцующие хариты.
Раздаются удары в литавры, затем начинается тихая музыка. Возвращаются Гефест и Гермес.
Гефест разливает вино. Все поднимают кубки.
Все пьют. Не пьет только Прометей. Он все еще стоит в стороне.
Услышав это, Гермес выпрямляется, являя собой одну из подпорок.
Молодые боги смеются, шумят, показывают на него пальцем.
Снова звучит нежная музыка. Хариты медленно танцуют. Эрот со стрелами оказывается среди девушек. Боги продолжают пить, оживленно переговариваются, жестикулируют. Хромой Гефест то прохаживается среди танцующих, то подливает вино в кубки. В разгар пира Первый молодой бог срывается со своего места.
Кубки разбиваются вдребезги. Все хохочут. Афродита, отвергая его, качает головой. Первый молодой бог стоит в растерянности.
Смех. Афродита, отвергая его, качает головой.
На сцену стремительно выбегает Третий молодой боги падает на колени перед Афродитой.
Музыка играет какую-то дикую мелодию. Третий молодой бог пляшет современный танец. Больше всех с искренним увлечением смеется сам Зевс. Одна из харит, приподнимая длинную юбку, присоединяется к танцору. Афродита качает головой.
Гера недовольно пожимает плечами.
Сцену сватовства Гефест наблюдает с тревогой, ревностью, не находя себе места, радуется, когда Афродита отвергает женихов. Он любит Афродиту. Гермес извещает о прибытии богини раздора Эриды, и за столом начинается суматоха.
В мини-юбке, в туфлях на высокой платформе, держа в руке яблоко, входит Эрида. Она направляется прямо к Зевсу и останавливается перед ним.
Ну, Зевс, если уж говорить о целомудрии, то оно скоро ускользнет из-под длинного подола, да и за примером далеко ходить не надо. (Указывает на Геру.)
Боги хохочут.
Собой — соблазняет, словами — совращает, что за напасть!
Сытый — о бабьей юбке, голодный — о хлебе. Вы — сыты, а я — голодна.
Гефест, налей-ка Эриде!
Ну, да и я пришла не с пустыми руками, а с подарком. Вот — яблоко! (Выпивает вино.) А пьете-то вы нынче по-скифски, без воды. Одобряю!
Теперь, Эрида, пойди сядь возле Эрота и сиди тихонько — обойдемся сегодня без скандалов.
Боже сохрани! Мне самой уж надоели эти склоки — вот они у меня уже где!
И я тоже… Сегодня бросаю… Тем более что и не с кем… Пить и то — не умеют…
Ох, Эрида! Ну же, зазнобушка! Быстрее, не томи меня!
Уже иду! Вот только передам подарок… Итак, это яблоко — самому смелому, самому красивому, самому прославленному, самому-самому… самому… самому выдающемуся молодому богу, который превзошел всех в битве с титанами и в борьбе с Кроном! Ну, самый-самый! Хватай! (Подбрасывает яблоко и сама же ловит, дразнит, приговаривая: «На, лови!» Снова подбрасывает.) Молодые боги устремляются к яблоку, спорят, дерутся. «Мое!», «Мне — самому храброму!», «Я — тут самый красивый!», «Яблоко славы — мое!», «Нет, мое!», «Вот тебе яблоко!», «На тебе!», «Получи!»
Толкаются, дерутся. Зевс потрясен.
Стыдитесь, молодые боги! Позор!
Молодые боги ничего не слышат. Яблоко откатывается, боги гурьбой бросаются за ним, сутолока. Вслед за ними уходит Эрида, Эрот и некоторые другие боги.
Что я вижу! Ха-ха! Вздорная баба одурачила победителей титанов, ха-ха! Каковы молодцы! Славная битва… (Уходит.)
Ступай, Гермес, и возьми у них яблоко. Оно по праву мое!
Яблоко славы будет принадлежать — только тебе! (Уходит.)
Гости расходятся. Исчезают Гера, Афродита, Гефест. Остаются только Зевс и Прометей. Прометей смотрит на Землю.
Долгая пауза. Зевс ждет ответа, но Прометей молчит.
Вбегает Гермес.
За ним уходит Гермес. Прометей остается и долго смотрит на Землю.
КАРТИНА ВТОРАЯ
МАКОВАЯ ПОЛЯНА
Вся поляна покрыта красными маками. Здесь встречаются влюбленные. Прометей с Агазией. Чуть позже показывается и исчезает Афродита. Агазия в объятиях Прометея.
Они становятся на колени друг перед другом. Входит Афродита. Она радуется счастью влюбленных, но, зная заранее, что оно кончится трагично, грустнеет.
В ответ Агазия обнимает его. Звучит тихая тревожная музыка. Свет медленно гаснет. Раздаются голоса богинь судьбы — Мойр.
Эхо повторяет: «Нет!», «Нет!», «Нет!»
Грустная музыка прерывается. Что-то прогремело. Скала в горах Кавказа. Внизу пропасть. Слуги Зевса — Власть, Сила и Гефест — привели сюда Прометея.
Власть и Сила уходят. Гефест приковывает Прометея. Звон железа и лязг цепей. Сверху раздается орлиный клекот. Гефест, окончив работу, становится на колени перед Прометеем.
Орел с клекотом бросается на Прометея.
Входит Фемида — мать Прометея. С непокрытой головой, волосы седые. Останавливается перед Прометеем.
Фемида уходит. Снова слышится клекот орла. Опускается на Прометея. Прометей молчит. Маковая поляна. Свет падает на Прометея и Агазию. Агазия в страхе обнимает Прометея.
КАРТИНА ТРЕТЬЯ
ДВОРЕЦ ЗЕВСА
Один из красивых дворцов, построенных Гефестом. В глубине — очаг, тлеют угли. Там горит божественный огонь Зевса. Власть и Сила стоят на страже.
Откуда-то слышится грохот и тут же затихает.
Слышна нежная песня дев веселья. Они то и дело показываются на сцене, танцуют, делая обольстительные движения. Власть и Сила смотрят настороженно. Вслушиваются.
Уходят.
Входит Прометей. В его руке — тростинка. Приближается к очагу.
Появляется Афродита. Прометей не сразу замечает ее.
Огонь начинает рассыпать искры, но скоро прекращает.
Входит что-то подозревающий Гермес, но он не сразу обращает внимание на очаг.
Власть и Сила входят в обнимку. Оба навеселе.
Все боги, участвовавшие в застолье, быстро заполняют зал. Голоса: «Что случилось?», «Зачем бьют в колокол?», «Может, Зевс зовет на новый пир?», «Говорят, украли», «Что украли?», «Зевса украли?», «Кто украл Зевса?» Входит Зевс. Боги в недоумении. Гермес падает на колени перед Зевсом.
Гермес и Эрида исчезают.
Страшная тишина. Огонь гаснет.
КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ
КАМЕННЫЙ УТЕС
Внизу — пропасть, вокруг — хилые деревья, редкая трава серого цвета. Входят Гермес и Эрида. Одеты так же, как люди. Гермес — с мешком за плечами. Эрида идет, опираясь на палку и прихрамывая. У Гермеса повисли оба уха. Гермес и Эрида садятся на камень.
Тяжело быть в человечьей шкуре. Ох, и велика, оказывается, эта Земля, когда походишь по ней на своих двоих. Совсем с ног сбилась.
Не хнычь, богиня. Какова бы ты ни была, а все же — из рода богов.
Ну, какова я, по-твоему, какова, а? Косой! Да сама Афродита чуть не лопнула от ревности ко мне. Лопоухий! Нет богини сильнее меня! Ведь я — богиня раздора. Что я испортила — того самому Зевсу не поправить. Знай свое место, вонючий старый холостяк! Тьфу! (Вконец разъярившись.) Вот возьму сейчас да поверну назад!
Ну, что? Все свое заветное высказала?
Вроде бы. А что?
Теперь передохни.
Смотрите, какой заботливый! Сейчас растаю! Была бы у тебя работенка не такая пакостная, может, и обласкала бы тебя.
Уж если говорить о службе, то и твоя-то…
А у меня работа чистая, честная. Делаю все у всех на виду, сталкиваю богов лбами. По крайней мере, на моих глазах они ссорятся. А ты все норовишь исподтишка, в грязи копаешься.
Эх, Эрида! Ты да я — два башмака — пара. Вот Зевс и поручил нам это дело.
Это ты здорово — про башмаки! Вот только который ты-то — правый или левый?
Я-то? А я — тот, второй, возле тебя…
Гляди — какой кавалер!
А как же!
Так где же наконец эти ублюдки, называемые людьми?
Судя по мусору, который они оставили, где-то поблизости. Кости, шкуры, битые горшки, кувшины из-под вина…
Как загрязнили окружающую среду!
Это еще только начало…
Эй, люди! Где вы?
Придут. Погоди.
Ждать я не люблю… (Кривляясь.) И терпеть не умею…
Гм… Подождать все равно придется.
Слушай, Гермес! (Ударяет себя по лбу.) Идея! Боги-то слетаются, когда поднимается скандал. Должно быть, и люди таковы. Давай-ка громко ссориться!
Ну и хитра же ты, правый башмак!
Кто это правый башмак?
Ты!
А почему правый, почему не левый?
Ну, хорошо, ты левый, левый башмак.
А почему левый? Почему не правый? Или ты не хозяин своему слову?
Ну, пусть будет по-твоему: правый, правый, правый…
А почему должно быть по-моему, а не по-твоему?!
Ладно-ладно, пусть будет по-моему!
А почему по-твоему? Кто ты такой? Какой тебе довесок отмерен богом?
Никакой.
Как никакой? Тоже мне мужчина. Ты просто кретин, убожество, бездарный бог!
Между ними начинается настоящая ссора.
А ты пустоголовая богиня, сплетница, скандалистка!
Это я-то пустоголовая?! Сейчас я на твоей голове не оставлю ни одного волоска! (Начинает рвать Гермесу волосы, тот визжит.) Вот тебе! Вот тебе! Вместо головы сейчас будет яйцо ихтиозавра! Лопоухое яйцо!
Перестань! Слышишь, перестань!
В это время из-за камней подкрадываются люди. Они окружают Гермеса и Эриду. Те, делая вид, что не замечают их, продолжают потасовку.
Я — вождь людей — Адамшах. Кто вы такие? Эй, кто вы, спрашиваю?
Неужели не видишь — муж и жена.
Видать-то вижу… Да откуда вы взялись в моих владеньях? К тому же еще с удовольствием ссоритесь, как в своем доме. А из-за чего?
Когда-то не было людей дружнее и счастливее нас.
И жили мы в мире и согласии, лаская друг друга, радостно воркуя, и казалось, никогда не насытимся любовью.
И никогда не видели друг в друге ни изъяна, ни порока, ни вины, ни греха.
А теперь он превратился в урода! Фу, мерзость какая! Какой гадкий!
Заткнись ты, ведьма!
Что же это случилось с вами, что за напасть?
Такое случилось, ой-ей-ей! Все по ветру пошло, всему конец, все погибло. (Плачет.)
— Бедные вы, бедные!
— Несчастные вы, несчастные!
Расскажите-ка все по порядку, может быть, сумеем вам как-нибудь помочь.
Поздно! Теперь уж никто нам не поможет. Даже сам Зевс…
Среди людей начинается явное беспокойство.
И все же расскажу вам в назидание. В прежние времена все люди в нашем краю жили вот, как и вы, мирно-согласно, благополучно, спокойно. Об этом, кажется, я уже говорил.
— Слышали.
— Помним.
— А что было потом?
Один бог — отступник по имени Прометей — принес с неба огонь и осветил нас. Поглядели мы друг на друга, и вдруг оказалось, что все мы безобразные, неприглядные уроды. В мгновение ока мы остыли, охладели, возненавидели друг друга. (Эриде.) Эй, ты, образина, ведьмина дочка!
Проваливай! Жалкий ублюдок!
Так, может быть, и мы уродливые, да только этого, слава Зевсу, не видим!
Пока огонь Прометея не коснулся вас, уродство ваше скрыто. Вот раньше у меня одна щека была солнцем, а другая — луной, а теперь одна щека превратилась в белый камень, а другая — в черный.
У-у, двуликий косой дьявол!.. (Адамшаху.) Это еще полбеды, когда огонь Прометея освещает снаружи. А ведь он пронизывает, освещает людей насквозь. И все потроха просвечиваются, и все, что в потрохах.
— О, храни нас, Зевс!
— Огради нас от этой беды!
Это еще не все. Все насквозь тебя видят: и о чем думаешь, и чего хочешь, и всю твою хитрость, коварство и пороки. (Гермесу.) Бесстыдник! Поглядите-ка — все его нутро полным-полно подлостью и плутовством! Развратник! В мыслях-то опять другая баба, да? Пакостник! Всего тебя насквозь видно! (Людям.) Все, что ты сделал или только еще сделать собрался, сразу становится достоянием всего света. Вот ведь какому сраму мы подверглись!
— Огради нас от этих бед, о великий бог!
— Не казни нас, Зевс, и мы вечно будем поклоняться тебе!
Может быть, минует нас это бедствие?
Нет! Прометей уже идет сюда!
— Уже идет?
— Ну, тогда нам конец!
— Как же предотвратить это? Как?
Может быть, есть какой-нибудь способ спастись?
— Найди, Адамшах!
— Ради бога, найди!
— Огради нас!
— Защити!
Да, есть один способ. Жаль, что мы были бестолковыми и не догадались его применить.
Научи нас. Вечно будем благодарить.
Есть у Прометея женщина по имени Агазия.
Знаем. Она нам кровная родня. Только ни лицом, ни нутром на нас не похожа. Она осталась чужой для нас.
— Околдовав нас, она пленила наши души.
— Мы боимся ее. У нее другой бог.
Не шумите! Давайте выслушаем совет.
Прометей любит Агазию больше всего на свете. Если бы вы похитили ее раньше, чем Прометей доставит сюда огонь, то могли бы сказать ему: «Или уноси огонь обратно, или мы убьем твою Агазию!» Он поклоняется Агазии и не станет так легко жертвовать ею. Ну, а если заупрямится и не согласится с вашим условием, выбейте огонь из его рук и растопчите. И киньте Агазию вот в эту пропасть! Пусть сгинут и огонь Прометея, и жена его! За упрямство.
Он же бог. А что если возьмет и одним ударом всех нас уничтожит?
Он — бог-гений. Он не может применять грубую силу и карать не умеет. Вся беспомощность и все бессилие его — в этом.
Огонь его — в тростнике. Об этом мы дознались только потом, а сначала были глупцами, не было у нас советчиков.
О бедные муж и жена? Мы узнали о вашем несчастье, и это спасет нас. Оставайтесь у нас, садитесь на почетное место, мы отблагодарим вас, как сможем.
Мы не можем воспользоваться вашим великодушием. Где бы мы ни появлялись, разгорались ссоры, раздор, вражда, беда, проклятия и несчастья. Нас коснулся огонь Прометея. Мы не хотим принести вам горе. Идите и благоденствуйте!
— Какие святые!
— Какие самоотверженные!
— Наверное, они посланцы Зевса!
Люди медленно расходятся.
Здорово мы одурачили людей. Оказывается, они, как и боги, скорее поверят брехне, чем правде. И смешно (хихикает), и грустно (плачет). Мне жаль Прометея. Как бы там ни было, я — женщина, и душа у меня мягкая.
Ну, наверное, они мягкие — и твоя каменная душа, и мое железное сердце.
Огонь гаснет.
КАРТИНА ПЯТАЯ
МАКОВАЯ ПОЛЯНА
Одна половина поляны освещена, другая — в тени. На освещенной половине теперь маки двух цветов — красные и черные. Со светлой стороны к тени подкрадываются люди. Они кого-то преследуют. Через некоторое время на светлой половине появляется Агазия.
Люди, взявшись за руки, образуют живую клетку. Агазия внутри нее. Ее медленно уводят. Агазия не сопротивляется, идет. Останавливается.
Процессия удаляется. Адамшах чуть отстает.
Огонь гаснет.
КАРТИНА ШЕСТАЯ
У ПРОПАСТИ
Тишина. Издалека доносится торжественная музыка. Постепенно она приобретает трагическое звучание. С тростинкой в руке входит Прометей. Вначале он весел.
Слышится тревожный гул: «О-г-онь», «о-г-онь». Прометей удивленно оглядывается. Ищет Агазию. Уходит, потом возвращается.
Горбатый урод выходит из темноты и подходит к Прометею.
Прометей отступает.
Перед Прометеем появляются еще два урода.
Из темноты выбегают мужчина и женщина и становятся на колени перед Прометеем.
Еще несколько пар, выходя из темноты, становятся на колени перед Прометеем. Прометей, прижав тростинку к груди, застывает, пораженный.
Из темноты медленно выходит стройная молодая девушка.
Из темноты выходит Адамшах. Движением руки велит людям отступить.
Слышится гул.
Уроды, мужчины и женщины теснят Прометея к пропасти.
Прометей отступает. Руку с тростинкой поднимает вверх. Люди подпрыгивают и пытаются отнять тростинку.
Входит Агазия в живой клетке, образованной людьми, которые, взявшись за руки, медленно двигаются, охраняя узницу. Процессия еще вдалеке.
Люди снова окружают Прометея. Слышны исступленные голоса.
Пылая все ярче, Прометей приближается к Агазии. Они стоят вместе. Два пламени сливаются в одно.
Они пылают. Тишина. Все озарено ярким светом. Люди ошеломлены, затем они собираются вокруг огня. Они стройны, красивы, их глаза полны радости и света. Адамшах и вся «живая клетка», окружавшая Агазию, исчезают.
Негромкая музыка. Люди начинают танцевать вокруг очага. Праздник продолжается довольно долго. Очаг горит. Люди уже не обращают на него внимания. Вдруг очаг гаснет. Люди останавливаются. Очаг гаснет, а свет остается. Агазия исчезла. Прометей стоит в такой позе, как будто бы все еще обнимает ее. Затем медленно приседает. Пригоршнями берет золу.
Люди склоняют головы.
С трех сторон появляются Власть, Сила и Гефест. В руках Гефеста — молот и цепи. Они стоят в молчании.
Известно, я готов. Всевидящая Власть, от тебя не спасешься. Грубая Сила, пока мне тебя не одолеть… (Подходит к Гефесту.) Бедный Гефест, золоторукий мастер, великий Гефест, какую работу суждено тебе выполнить!.. (Берет его руку в свою.) Этим рукам создавать бы бесценные творенья… Я готов.
За ним следуют Власть, Сила и Гефест.
1975