Зилов Л.Н
СТИХОТВОРЕНИЯ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Лев Николаевич Зилов родился в 1883 году в с. Вербилки Московской губернии, рядом с родовым имением Зиловых на реке Дубне. Его отец — столбовой дворянин, помещик.
Мать — урожденная Гарднер, из новых русских потомственных дворян шотландского происхождения, владелица фарфоровой фабрики в посёлке Вербилки под Москвой.
В 1913 году Лев Николаевич окончил юридический факультет Московского университета.
Печататься начал с 1904 г. и к концу первой мировой войны занял прочное положение в блестящем литературном мире России. Печатался в «толстых журналах» — «Русская мысль», «Вестник Европы», «Путь».
По политическим взглядам вначале был близок к социал-революционерам, затем к толстовцам.
До революции опубликовал два сборника стихов и поэму «Дед». Поэзия Зилова отрицательно оценивалась Н.С.Гумилёвым и положительно — И.А.Буниным.
Революция прекратила нормальную жизнь и работу. С женой Наташей (урожденной фон Бюхольд) и тремя детьми Лев Николаевич пережил её в Ставрополе на Волге (теперь г. Тольятти).
Власть в городе много раз менялась. При каждой победе большевиков подвергался аресту.
Чудом избежал расстрела после разгрома крестьянского восстания и пережил голод 1921 года.
С окончанием гражданской войны семья перебралась в Иваново-Вознесенск, а затем в Москву.
Лев Николаевич удочерил оставшуюся круглой сиротой родственницу Надежду Зилову.
Чтобы содержать семью, он сотрудничал в газетах и работал в области детской и исторической литературы (сборники рассказов о Толстом и Пушкине).
Лев Николаевич не успел развернуть свой талант. Содержание большой семьи из шести человек отнимало все силы. Нужно было обеспечить крышу над головой, так как домá семьи были экспроприированы. Семья жила на Соломенной сторожке, Пречистенке, Благуше, и наконец через Союз писателей удалось получить квартиру в трущобном районе Москвы «Марьина роща».
Профессиональных связей почти не поддерживал, за исключением дружбы с Б.А.Пильняком.
После ареста Пильняка тучи над головой Льва Николаевича сгустились. Печататься стало невозможно, постоянной работы не было. Смерть от воспаления лёгких 25 января 1937 г., вероятно, спасла его от сталинских лагерей, а возможно и от расстрела.
Лев Николаевич отличался исключительной порядочностью, добротой и скромностью.
В годы революции при сменах власти он многих спас от расстрела. Говорил: «Дворянство — это не привилегии, а обязанности». В семье сохранился футляр от первого тома собрания сочинений А.С.Пушкина, подаренный Львом Николаевичем дочери Ирине Львовне Семевской, с надписью:
Мы, конечно, не литературоведы, но поэзия в самые страшные годы революции и мировых войн составляла сущность жизни нашей семьи. Семья потеряла все имущество, но сохранила часть библиотеки. Русских поэтов девятнадцатого — начала двадцатого веков мы хорошо знали с детства. Позволим себе заметить, что, кажется, ни у одного из русских поэтов этого периода тема семейных ценностей не выражена так сильно, удачно, как у Л.Н. Зилова.
Примечания:
Н.З.- жена поэта Наталия Зилова. Лютя — старшая дочь Анна Львовна.
Ляля — младшая дочь Ирина Львовна.
Стихотворение «У камина» описывает самоубийство дяди поэта с материнской стороны.
Корешево — имение бабушки поэта с материнской стороны.
Дополнительные биографические сведения можно найти в исследованиях З.И. Поздеевой
(Зов родной земли, 1999, М., Изд-во ИКАР); Л.А. Фатуевой (Усадебный мир Гарднеров и Зиловых.
В сб. Русская усадьба, вып. 12(28), М., Изд-во Жираф 2006, сс. 385 — 451) и
Н.И. Толстой (Собрание сочинений С.Н. Толстого, т. V, ч. II, Толстая Н.И. Вокруг С.Н. Толстого,
М., Изд-во ДЕКО, 2008).
Подборка стихотворений Льва Николаевича Зилова выполнена внуками поэта
А.А. Зиловым и Ф.Н.Семевским.
Стихи приведены к современной грамматике Н.Н. Зиловой.
ЗЛАТ РУЧЕЙ
1908 г.
ЛЮТЯ
1908 г.
БОЖЕНЬКА
1908 г.
СНЕГ
1908 г.
ЧАЩА
1908 г.
В СТАРОМ ДОМЕ
1908 г.
РОЯЛЬ
1908 г.
В КОРЕШЕВЕ
ПУШКА
1905 г.
ХОХОЧЕТ МУЗЫКА
Не позднее 1908 г.
ЧЁРНОЕ ОЗЕРО
1908 г.
НА ПАРОХОДЕ
1908 г.
МОРОЗ
1908 г.
РЕЗЕДА
1908 г.
В ГОРАХ
СВ. СЕРАФИМ САРОВСКИЙ
1908 г.
СВ. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
1908 г.
СВ. НИКОЛАЙ МИРЛИКИЙСКИЙ
1908 г.
СОБОР
ПОРТСИГАР
А.П.Гарднер
1909 г.
"Ты спишь, а я стою над самой Волгой,"
1909 г.
"Моя любимая, так тихо наше счастье"
1910 г.
БАНИ
1910 г.
ВЕНОК СОНЕТОВ
(Год не указан)
СОБАЧНИЦА
(М.А.Долговой)
1911 г.
"Дымятся чёрные скамьи,"
1911 г.
ВЕСЕННЕЕ
1911 г.
ДА
1911 г.
БОГУ МОЕМУ
1911 г.
"Что мне сказать тебе, когда так близки думы"
Н.З.
1911 г.
ТРОИЦА
1911 г.
ЧТО ТЫ ЗАДУМАЛАСЬ
1911 г.
ЖИЗНЬ
1911 г.
НОЧЬЮ НА ТЕРРАСЕ
1911 г.
САД
1911 г.
У КАМИНА
1911 г.
НА ЗАВОДЕ
1911 г.
МАМЕ
1911 г.
ДАЧА
1911 г.
ИВОЛГАМ
1911 г.
СОЛНЕЧНАЯ ПЧЕЛА
1911 г.
Н.З
1911 г.
АНГЕЛ СМЕРТИ
1911 г.
"Пусть только холм твоей могилы"
1911 г.
"Праматерь ночь, с тобой сижу у лампы"
1912 г.
САМОВАР
1912 г.
ЖАР-ПТИЦА
1912 г.
ШУМ РАКОВИН
1912 г.
ТЕ ПЕСНИ
1912 г.
РОЗЫ
1912 г.
КЕНАР
1912 г.
ОСЕННЕЕ
1912 г.
ЧЕРНИЛЬНЫЕ ОРЕШКИ
1913 г.
ДИАКОН
Памяти диакона А.Г.Левшина церкви
Тарасовской богадельни на Шаболовке,
скончавшегося в заутреню 14-IV-1913 г.[2]
17-IV-1913 г.
ЛУНКА КОСТРА
1913 г.
ТАРАНТАС
1914 г.
ИМЯ ГОСПОДНЕ
1914 г.
ЖАЛЕЙКА
1914 г.
"Сегодня в городе, перед закатом,"
1914 г.
ЗАЛОМ
1914 г.
СЕНТЯБРЬ
(Год не указан)
ВЕРЛЭН И ПУШКИН
1915 г.
КНЯЗЬ ОЛЕГ
1915 г.
ДУХОВ ДЕНЬ
ДУХОВ ДЕНЬ
1915 г.
КОЛЬЦО
1915 г.
ЛЕСНАЯ ДОРОГА
1915 г.
СЛЕДЫ
1915 г.
НА ПАРАДНОМ
1915 г.
ОКТЯБРЬ
1915 г.
"Расскажет ночь о небывалой жизни,"
1915 г.
ЛАЗАРЬ
1915 г.
РАССВЕТ
1916 г.
КНЯЗЬ ПРЕИСПОДНЕЙ
1916 г.
СТАЛЬНЫЕ ДНИ
1916 г.
КРОЛИК
1916 г.
ЭММАУС
1916 г.
ФАРФОР НА СОЛНЦЕ
1917 г.
КРЕМЛЬ
1917 г.
КОЛОКОЛЕЦ
1917 г.
АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
1917 г.
СОБОР
1917 г.
НА ДАЛЬНЕМ БЕРЕГУ
1918 г.
ОТДЕЛЬНЫЕ СТРОКИ
1918 г.
ПЕТРОВОЙ Е.А
1918 г.
СКВОРЦЫ
1918 г.
ЛУННОЕ КОЛЬЦО
1918 г.
СТОЛЯР
1920 г.
В НОМЕРЕ
1920 г.
ХОДОК
1921 г.
ПОМНИТЕ!
1921 г.
"На площади людной и сорной"
1921 г.
ГУДОК СИПЛЫЙ
1921 г.
КИНЕШМА
1921 г.
ПУЧЕЖ
1921 г.
НОВЫЙ ГОД
1921 г.
ЗАМУРОВАННЫЙ
1921 г.
"Когда, отмаявши свой день,"
1921 г.
"Благодарю тебя за то,"
Предположительно 1921 г.
СТАВРОПОЛЬ
1921 г.
ЛЮТЕ
1921 г.
"На дворе скрипят, визжат колодцы;"
1922 г.
"Мой день волокли Вы по пыли"
1922 г.
ЖЕНЕ
1922 г.
"Лохмотьями чужими грею спину,"
1922 г.
"К тебе, Москва, опять, опять"
1922 г.
"Призванивай, гуди, греми,"
1922 г.
"Далека твоя дорога, Волга!"
1922 г.
ВАСИЛЬКИ
1922 г.
ФИНИСТ — ЯСЕН СОКОЛ
1922 г.
"Потухло моё электричество,"
1922 г.
"Опять прохожу через двор,"
Год не известен
СОН-ТРАВА
1922 г.
"В клетки круглой крышки люка"
1922 г.
"Пусть август жизни наступил,"
1924 г.
ЛЮТЕ
Год не указан
"Что нужды, что много растеряно"
1925 г.
"И я с Дубны. Её прозрачной влагой"
1927 г.
"Мой кабинет за кухонным столом."
1931 г.
МОРОЗ
1931 г.
"Часы стучат, отсчитывая время."
1935 г.
ПОЕЗД
1935 г.
"Жизнь кончена. Всё в прошлом, всё вдали."
1935 г.
"Над волжским простором в песке золотом"
1936 г.
ПУШКИН
1936 г.
"Человек обязан быть счастливым."
Ляле
1936 г.
Мне грезятся лесов щетинистые стены,
Не позднее 1907
УСТАЛОСТЬ
Не позднее 1907
СКИТ
Не позднее 1907
В МЕЖАХ
Не позднее 1907
СОКОЛИНЫЙ ГЛАЗ
ВАР
ДЕД
(поэма)[4]
А шумный ветер веет ворох
Умерших в золоте листов.
П. Сухотин
Пролог
Над домом реет тленье…
И. Бунин.
Глава первая
Глава вторая
. . . . . . . . . . . .
Глава третья
Часть первая
И я заснул; когда ж проснулся чутко,
Дышали розами земля и неба круг.
Вл. Соловьев.
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Часть вторая
Поговорим о странностях любви!
А. Пушкин.
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Часть третья
…Он увидит
Святую Русь: ее поля,
Пустыни, грады и моря.
А. Пушкин.
Глава первая
Но целиком, приподнятый холмами,
Ты так красив, как бы совсем другой,-
Так миловиден светлыми домами,
Так принаряжен темною листвой!
Ты, как купчихи старого закала,
С монистами и в шелковом платке,
С которых Богородиц записала
Скупая кисть на выгнутой доске,
И чтится темная целящая икона!
А та, оригинал, свела два миллиона
На кутежи, любовников… Что в том?
Отгоним беса истовым крестом.
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Часть четвертая
Здесь спячкой дышит воздух
самый,
Лишь полицейский на посту
Торчит унылой эпиграммой…
К. Фофанов.
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Часть пятая
Что это, друг? Иль злая жизнь не даром,
Та жизнь — увы! — что в нас тогда текла,
Та злая жизнь, с ее мятежным жаром,
Через порог заветный перешла?
Ф. Тютчев.
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
1912
Гофман Виктор Викторович
Лев Зилов. Стихи. М., 1908 г.
Левъ Зиловъ. Стихи. М., 1908 г. 79 cтр. Ц. 65 коп. Едва ли область г. Л. Зилова -- лирическое стихотвореніе. У него есть тонкая и живая наблюдательность беллетриста, но совсѣмъ нѣтъ лиризма. Онъ умѣетъ хорошо и тонко описывать природу, но она нигдѣ не сливается у него съ его личностью, съ его я въ одинъ поэтическій синтезъ, въ одну мелодію. У него есть остроуміе, но нѣтъ музыкальности. Въ концѣ-концовъ у него несомнѣнный талантъ, но далеко не все хорошо въ настоящей книгѣ. Примитивы г. Зилова -- какое-то слащавое наивничанье и сантиментальная поддѣлка. И «Мать», и «Мотя»,и «Боженька» -- все это лишь павшій Бальмонтъ. Лучшія строки въ этомъ циклѣ:
Да и то лишь смѣшно-изящно.
Вообще большая часть стихотвореній первой половины книги представляетъ собою конгломератъ Бальмонта, Блока, Городецкаго и Ив. Новикова.
Но далѣе начинаютъ постепенно выступать и положительныя стороны дарованія. Такъ, наприм., обнаруживается въ авторѣ извѣстная смѣлость и самостоятельностъ, свидѣтельствующая, пожалуй, о сознаніи своихъ силъ; онъ не боится говорить о самыхъ обыденныхъ предметахъ, вводитъ въ свое искусство всѣ слова, а не только тѣ, которыя отъ частаго употребленія ихъ поэтами уже напередъ гарантируютъ какойто ореолъ поэтичности. Почти вездѣ видна тонкая наблюдательность («Столъ еще сырой отъ тряпки»; или о косахъ: «Стальныхъ ударовъ хоръ -- бьють въ косы молотки; однообразный стукъ похожъ на предсказанье»). Къ сожалѣнію, однако, въ нѣкоторыхъ стихотвореніяхъ кромѣ утонченной наблюдательности нѣтъ ничего. Встрѣчаются свои, оригинальныя сравненія («ярко выстрѣлилъ хлыстъ»). Но очень нерѣдко эти оригинальныя и хорошія сравненія какъ-то совсѣмъ отдѣлены отъ стиха, отъ напѣва, не сливаются съ нимъ въ одну гармоничную мелодію и, пожалуй, были бы еще лучше въ прозѣ. Вообще, частая легкая иронія, подробныя, чисто-беллетристическія описанія и несомнѣнный элементъ разсказа, повѣствованія, дѣлаютъ иныя стихотворенія сухими и холодными.
Справедливость требуетъ отмѣтить еще хорошій русскій языкъ книги (за немногими исключеніями): у автора чувствуется вкусъ къ языку, пониманіе его духа и любовное къ нему отношеніе, что не позволяетъ ему упражняться въ созданіи декадентскихъ неологизмовъ.
Въ послѣднихъ отдѣлахъ книги видно спеціальное изученіе разговорной русской рѣчи, прислушиваніе къ говору народа, языку пѣсенъ и т. д. Нѣкоторыя изъ явившихся результатомъ этого вещей недурны. Таковы: «Я-бъ кукушкой куковала», «На валу».