«Попытка поздних откровений…»
По законам неевклидовой геометрии Лобачевского – параллельные прямые всё-таки пересекаются. Этот образ «неевклидовой» метафоры применительно к жизни любил Достоевский, как никто другой знавший, что часто судьбы людей, вопреки их воле, складываются не по предписаниям формальной логики и житейской справедливости, но в силу неведомых нам иррациональных, непредсказуемых, если так можно выразиться, метапричин, смысл которых, быть может, откроется только на последнем суде. Несущие в себе заряд личности, характера, судьбоносной энергии человека, в жизни напряжённые параллельные линии, пересекаясь, искрят, обжигают, потрясают счастливыми или трагическими событиями, поворотами биографии, привычного пути. Случается, что они искрят стихами, сполохами поэзии…
Обо всём этом я думал, знакомясь с творчеством поэта Николая Заикина. К своим шестидесяти годам он впервые выходит к читателю со стихами. Как же так получилось, в чём тайна столь позднего дебюта? Вряд ли и сам Николай Заикин знает ответ на этот вопрос. Несомненно лишь одно, что не обошлось тут без той самой «неевклидовой» странности судьбы, которая вполне могла сложиться совершенно иначе. Но сложилась так, как сложилась. А именно – на двух параллельных то ли встречных, то ли попутных (кто теперь разберёт!) курсах…
Всегда оставаясь в душе поэтом, Заикин жизнь посвятил другой, в общем-то, весьма далекой от литературы профессии. Закончив юридический факультет Московского университета, работал и следователем, и главным редактором журнала «Вестник Верховного суда СССР». Он до сих пор возглавляет журнал «Законность» (прежнее название – «Социалистическая законность»). При этом, словно неизлечимой болезнью (которую Пастернак называл «высокой болезнью»), он все эти годы мучился любовью к поэзии, ещё в студенческую пору занимаясь в знаменитой литературной студии «Луч» в МГУ у Игоря Волгина, а затем у Юрия Левитанского в студии «Зелёная лампа» при журнале «Юность»… В том прошлом, будучи талантливее многих более пробивных молодых столичных ровесников, Николай Заикин, со свойственной бывшему провинциалу из тверской деревни скромностью, видимо, не поверил в собственные способности и как бы раздвоил личную жизнь, глубоко запрятав своего поэтического двойника в некое подполье сознания, иного, параллельного существования. Но, как известно, шила в мешке не утаишь. Иногда (а бывало и часто!) этот подпольщик-двойник вырывался на свободу и требовал слова. Вот тогда «параллельные» и пересекались и от замыкания начинали «коротить», искря вспышками прорывающихся стихов, ритмов, воспоминаний детства и признаний в любви к дорогим людям, к матери, жене, детям, к природе, дому, к Родине и Небесному Творцу:
Эти мгновения возврата к своей поэтической природе сделали Николая Заикина мастером стихотворных миниатюр, из которых год за годом складывался лирический дневник, сводящий в единое целое его параллельные жизни, показывающий цельность и целостность человека, автора этого дневника:
И тут обнаруживается, быть может, самое интересное и примечательное: в стихах Николая Заикина нет никаких обид на прожитую жизнь, на избранный им путь, на успешных или удачливых литературных современников. Об этом он ёмко и точно говорит в лаконичном четверостишии:
Его поэзия, что как-то редкостно для нашей смутной эпохи, – душевно чиста, этически и эстетически здорова, а главный её мотив – благодарность за каждый прожитый день, за счастье любить и быть любимым, за память о самом дорогом, что кровно связывает с прошлым, настоящим и будущим. Мерилом совести и человеческой порядочности для него навсегда остаются истоки жизни, где закладываются первоосновы всех наших поступков:
Увы, это зеркало, отражающее не внешность, но внутреннюю суть человека, не льстит. Вот почему и самые нежные строки, посвящённые матери, пронизаны не только акварельным светом русской природы, но и щемящим чувством сыновней вины:
Оглядываясь в ту прекрасную даль, Николай Заикин с горькой иронией скажет позднее:
Увы, эта мудрость, как совершенно справедливо замечает поэт, приходит слишком поздно:
В его тонких, запоминающихся миниатюрах каждый раз поражает неожиданностью очередной лирический сюжет:
Как метко и художественно точно передана здесь вечная драма и психология двух любящих людей, бегущих «по движущейся лестнице» в «обратном направленье»!.. Вот это и есть признак поэтического мастерства – немногими словами сказать о многом.
Неевклидовым сюжетом и новым, в общем-то давно предопределённым, поворотом судьбы Николая Заикина становится нынешняя публикация его стихотворений. Разумеется, что, выходя к читателю в зрелую пору своей жизни, поэт выносит на его суд некий итог, некий человеческий и поэтический опыт познания мира, в котором всегда новыми и тревожными остаются вечные вопросы:
Однако ответы на эти вечные вопросы редко бывают утешительны:
И всё же искра, обронённая с небес поэзии, согревает человеческим теплом и высоким ясным смыслом, выше которого, пожалуй, нет ничего на свете:
Геннадий Красников
Первая тетрадь
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
Адрес
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
Ю. Д. Левитанскому
Разговор
Семья
Здесь
* * *
Читатель
Октябрь
Прохожая
* * *
Станция Березай,
Кому надо, вылезай!
Поговорка
* * *
* * *
* * *
* * *
Нота
Расставанье
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
Планы
* * *
Просьба
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
Встреча
Предложение
* * *
* * *
* * *
* * *
Посвящение
* * *
Детство
Осада
Возвращение
* * *
* * *
Тоже правда…
1
2
Сергей
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
Разъяснение
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
Мы
Крещение
* * *
* * *
* * *
* * *
Теперь я знаю: мы и были время.
Г.Русаков
* * *
* * *
* * *
* * *
Кредит доверия
Самостоятельность
* * *
* * *
Жена
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
Пасха
* * *
Образы
* * *
* * *
* * *
* * *
Перед осенью
* * *
…но осадочек остался.
Из разговоров
* * *
* * *
Цветок гортензия
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
И честь вымирает, как парусный флот…
О. Чухонцев
* * *
Сверчок
* * *
* * *
* * *
* * *
…отрывали от жизни меня.
Н. Коржавин
* * *
* * *
* * *
Поэт
* * *
* * *
Дочь
* * *
Вторая тетрадь
* * *
Потеря
Высоцкий
1
2
Рвусь из сил – и из всех сухожилий…
В. Высоцкий
3
…могилу ему неслучайно
вырыли не как всем.
Ю. Любимов
Высоцкий (1938–1980)
* * *
* * *
* * *
«Наши задачи»
Из детства
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
Дочке
* * *
* * *
Трое
Маме
* * *
Завещаю вам только дочку —
Больше нечего завещать.
Г.Шпаликов
Аллегория
Война
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
Тело… не только укрывает его душу, но и обнаруживает её, и притом как бы с точностью хорошего зеркала.
И. Ильин
* * *
* * *
Хранитель
* * *
Меня ужасает вечное безмолвие бесконечных пространств.
Б. Паскаль
* * *
* * *
Ох вы, кони мои, кони…
В. Высоцкий
Отходили твои ноженьки
По Таганке, по Остоженке…
Городской фольклор
* * *
* * *
* * *
* * *
По небу полуночи…
А. Пушкин
* * *
Холода
Привычка
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
Успокоение
Воскреснуть могут лишь мёртвые.
Живым труднее.
Станислав Ежи Лец
* * *
Возвращение
Опекун
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
Отпуск в деревне
Этюд
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
Бутово
* * *
Автору романа «Аспид»
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
Отец
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
Тьмы низких истин…
А. Пушкин
* * *
* * *
…в гости к Богу
не бывает опозданий.
В. Высоцкий
* * *
* * *
Декабрь
* * *
* * *
* * *
* * *
Революции
* * *
Путь
* * *
Письмо
Неблагополучное детство меняет химию мозга.
Из газет
Подражание
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
Третья тетрадь
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
Портрет
1
2
29.IV.91
* * *
Настроение
* * *
Танцы
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
Всякая доля по уму…
Б. Чичибабин
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
Остров
* * *
Потаповский
Возраст
Картина
Услуга
Звуки – это последнее, что воспринимает умирающий.
По Р. Кирееву, утверждения врачей
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
Деревенские откровения
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
Свобода
Ехал грека
Ехал грека через реку…
Потешка
* * *
Проситель
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
Старые истины
* * *
Нам не страшно умереть,
нам страшно умирать.
М. Монтень
* * *
* * *
«Недуг бытия»
Д. Голубков
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
Облака плывут, облака.
А. Галич
* * *
* * *
Ищу человека.
Диоген
…человек исчезает…
Г. Померанц
* * *
С собою вести нескончаемый бой…
Л. Миллер
* * *
* * *
«Чечётка и дробочка»
В. Найдин
* * *
Спасение наше в ближнем нашем…
Преп. Макарий, старец оптинский
Приезжий
* * *
* * *
* * *
* * *
Извинения
* * *
* * *
Лошадки
Зима
* * *
* * *
Как мало прожито,
как много пережито.
С. Надсон
* * *
* * *
* * *
* * *
Монолог русской бабы
Опыт
* * *
* * *
Марина и Владимир (В Центре Мейерхольда)
Я жив, тобой и Господом храним.
В. Высоцкий
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
Татхагатагарбха[2]
Дума́
Море
Варианты
Победа
* * *
…когда истончаются все истины…
З. Прилепин. Санькя
Ушедшие
Зависимость
* * *
Обращение
Ожидание
Ответ
* * *
* * *
* * *
Мне на плечи кидается век-волкодав…
О. Мандельштам
* * *
…именно на них, на этих поручиках
и будет держаться империя…
Д. Быков
* * *
Правило
Спасибо
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
Обращение к маме
* * *
Юность
* * *
* * *
Четвёртая тетрадь (Начало)
Взгляд
* * *
Homo simplex
* * *
* * *
…Горести и печали человеческие —
живые, трепетные нити…
В. Шукшин
* * *
* * *
* * *
Выбор места
1
В. Д.
2
3
Н. Ш.
4
* * *
Шум волн
* * *
Нету их. И всё разрешено.
Д. Самойлов
Огонь надежды
* * *
* * *
* * *
От этих лиц остался профиль детский…
В. Высоцкий
* * *
* * *
* * *