Дмитрий Лунин — уже есть
Открыть для себя поэта — всегда радость. И не просто поэта, а значительного. Вопрос: как же до этого о нем не слышал? Я-то не просто читатель, а человек давно и весьма интересующийся поэзией. А дело не столько в моем упущении, сколько в том, что ныне в нашей поэтической обители — плохая акустика. Литературное пространство России разорвано, мы не знаем, где что творится…
Сколько поэтов выросло «далеко от Москвы»! Достаточно вспомнить Чичибабина из Харькова, Блаженного из Минска, Кобенкова из Иркутска, Светлану Кекову из Саратова…
Я — о радости. Об открытии (для себя) поэта Дмитрия Лунина.
На совещании молодых писателей республик Кавказа в Майкопе летом этого года.
Кстати, понятие — «молодой писатель» условное. У писателя нет кандидатского стажа. Лермонтов в 17 лет был уже «готовым» поэтом. Так что не в годах суть — Дмитрий Лунин предстал передо мной поэтом зрелым, обладающим основательной поэтической культурой и ярко выраженным характером.
Недаром я вспомнил Лермонтова. Если русская поэзия началась с двух традиций — пушкинской и лермонтовской, то Лунин принадлежит к последней. И не потому, что принял литературную эстафету молодого бунтаря (идущую к нам издалека — через Маяковского вплоть до Бориса Рыжего), а потому, что таким родился в такое время.
Время смутное, резко дисгармоничное, «без руля и без ветрил» в духовном океане.
Дмитрий Лунин — поэт вызывающей поэтической энергии, он столь же силен, сколь уязвим. Уверенный крепкий талант и — обнаженные нервы, ранимость, незащищенное сердце.
Контрастные свойства его личности резонируют со столь же контрастным временем — особенно резким на Северном Кавказе, где живет поэт. Ужасно — мы, в сущности, привыкли к смертникам, чуть ли не каждый день «буднично» взрываются «живые бомбы».
Двадцать первый век начался с критических угроз. Ему как бы не до поэзии. Но поэзии до всего есть дело. Может быть, она — та соломинка, за которую не зря ухватится утопающий…
Лунину присущ максимализм — все или ничего. Отсюда чувство отверженности, одиночества, гордого вызова. И тут же — нежность, доверчивость, жажда любви и понимания.
«Я вижу свет в конце тоннеля, но я об этом не пишу» — говорит поэт. На самом деле — пишет. Верней, силой своей открытой образности, скрытой музыкальности, энергией художественного дара он подводит читателя к катарсису, к озарению через боль.
Герцен в свою пору сказал, что поэт — не врач, а боль. А Гейне добавил — трещина мира проходит через сердце поэта. Все это прямо и непосредственно относится к Лунину, к его взлетам и срывам, обретениям и утратам.
Я начал с того, что в наши дни для поэзии — плохая акустика. А закончу тем, что, наперекор этому, не сомневаюсь: не сегодня так завтра настоящий поэт будет услышан.
Дмитрий Лунин — поэт, он уже есть. И у него есть будущее.
Кирилл Ковальджи
УГОЛ ЗРЕНИЯ
Просьба к читателям
«Прости за то, что писем не пишу…»
Попытка дневника
Ночной прохожий
«Я ничего не желаю знать…»
Все те же стены, разве что прилипших больше мух.
Г. Яропольский
«Секунда стремительней мчится…»
Закон выживания
Хамзату Батырбекову
Одинокой девушке
Исповедь
«Я вспоминаю: лишь прикрою веки…»
«Писать поэтам нужно мало…»
СВЕТ НОЧНЫХ ФОНАРЕЙ
Пролог
Приговоренный к жизни
«Не веря приметам…»
Письмо
«Надоело бриться по утрам…»
Закружило
«Глаз не отличает ферзя от пешки…»
«Чем дольше крутить пластинку…»
«Чтоб забыть это время…»
В комнате
«От долгих ночей без сна…»
«Поднимешь усталые веки…»
Письмо из захолустья
Новому жильцу
«Створками окон…»
Размышления в ночной комнате
Угрюмый город
Города похожи друг на друга…
И. Иртеньев
«Как босиком по битому стеклу…»
Игорю Терехову
«Время мысли…»
«За окном еще горит фонарь…»
Сварщик
Сон о Раскольникове
Труп человека, погибшего в результате ДТП
Утренний пейзаж
Вокзальная зарисовка
Эпилог
БОЛЬНОЕ ВРЕМЯ
«Все, что видел я…»
«Ты теперь…»
Новизна
«Не требуя сдачи…»
Про конец света
Бумага стерпит все
«Я чувствую, что рядом…»
Искусство быть собой
«Где чем больше отдаешь…»
«Мир смотрит на меня в прицел окна…»
Лето 2006
Самоубийца
Мария
«В комнате, напоминающей тюремную камеру…»
Триптих «Сколько раз я смотрел на мир»
Как давно я топчу — видно по каблуку.
Joseph Brodsky
Руслану Батчаеву
«Больное поколение томится…»
Зарисовка про одиночество
«Мысли приходят…»
«Комната мала…»
В ПОИСКАХ ЖАНРА
Девочка в черном
Утро
Ния
О 28 могилах Юрия Гагарина
Человек без паспорта
Ночная зарисовка
Перспектива
Жизнь городов
«Как Америку открывающий…»
«Ты удаляешься от меня…»
«Говорят, из-за нехватки кислорода…»
Размышления в бессонную ночь
2004 г.
«Я счастлив, что я памятником стал…»
2001 г.