Жанры
Регистрация
Читать онлайн Сотворение мира. Люди. Вып. 3 бесплатно

Сотворение мира. Люди. Вып. 3


Рис.1 Сотворение мира. Люди. Вып. 3
Рис.2 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

Вступительная статья

С начала своего творческого пути, которое имеет точную дату — апрель 1934 года, время опубликования первой карикатуры в газете «Монд», издававшейся Анри Барбюсом, Жан Эффель создал около двадцати тысяч рисунков, значительная часть которых имеет отношение к библейской легенде. Как всякий художник, влюбленный в свой труд, Эффель всю жизнь работал много, увлеченно и продуктивно. До последних лет его рабочий день длился с 8 часов утра до 7 часов вечера. Выходной — только воскресенье, да и то не всегда. «Я — физический работник умственного труда, — говорил он о себе. — Особенно я ощутил это, когда, поранив палец, не смог полгода рисовать. Я чувствовал себя маляром, который не может держать кисть в руках!» Графический стиль Эффеля сложился сразу и не менялся под влиянием художественной моды. Поэтому, давно уже не испытывая затруднений перед чисто изобразительной стороной творческого процесса, художник говорил, что для него литературная проблема сложнее художественной. Он считал, что в его профессии график занимает второе место, первое место — литератор. «Я придумываю тексты раньше, чем изображение», — говорил он. С детства любя литературу и театр, Эффель как бы соединяет эти два вида искусства на листе бумаги. Персонажи рисунка — актеры на маленькой сцене, а текст — реплика из веселой комедии.

Продумывая подпись под рисунком, Эффель старался сделать ее по возможности краткой. Чтобы читатель оценил остроумие рисунка, нужно, «чтобы ему казалось, что он один его понимает. Если будет много слов, он подумает: что это художник мне все растолковывает? Если слишком кратко — подпись будет восприниматься как ребус». Для облегчения подписи самый верный путь — все, что только возможно перенести в рисунок. «В элементах рисунка все понятно, а непонятное — приходится выражать словами». Эффель говорил, что это напоминает решение школьного алгебраического уравнения: «Все известные величины А, В и С я переношу в одну сторону, а все иксы и игреки — в другую. Когда перенос закончен правильно, уравнение решено верно». Считая нетактичным по отношению к читателю рисовать заумно и усложненно, Эффель не боялся в тех случаях, когда персонаж еще не очень знаком, а символ не сложился, включать в рисунок экспликацию, хотя старался этого избегать. Если неодушевленные предметы по сюжету юморески символизируют отвлеченные понятия, художник помещал на них разъясняющие надписи.

Рис.3 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

Жан Эффель, рис. Анри

Свое художественное кредо Эффель выразил в короткой фразе: «Главное в рисунке — чтобы он был хорошо читаем».

Рисунки без слов занимают относительно небольшое место в творчестве художника. Эффеля можно назвать представителем и даже главой литературной традиции в современной французской карикатуре. Его рисунки сопровождаются и краткими репликами, и диалогами, и цитатами. Он считал, что в карикатуре и подпись, и рисунок — совершенно равноправные слагаемые.

Смысл и задача юмористического рисунка заключаются в том, что Эффель свойственными ему художественными средствами стремится подвести читателя к определенному выводу, который по рассеянности ума или стандартности мышления не сразу приходит в голову. В творчестве Эффель такое выявление очевидности достигает рядом приемов.

Самый распространенный напоминает доказательство от противного. Художник как бы становится на точку зрения персонажа, произносящего нелепость или делающего промах; юморист показывает этот поступок как обычный, нормальный, естественный, заставляя читателя тем самым заметить его несообразность. К таким рисункам относится, например, вся серия юморесок, в которых рассказывается о знакомстве Адама с обитателями райского сада. Райский образ жизни он воспринимает с позиций современного человека, часто оценивая его с точки зрения буржуазно-мещанских взглядов и предрассудков.

Другой способ — аналогия. Художник переносит поступки, нормальные в одних обстоятельствах, в ситуацию, при которой они вызывают смех. Примером в этом случае может служить серия рисунков, в которых Адам и Ева ведут себя в раю, подобно туристам, приехавшим в гостиницу.

Наконец, можно назвать еще один прием, заключающийся в полном отрыве от реальности. Например, Ева говорит Адаму: «У вас очень красивое имя. И редко встречается». На библейскую канву «Сотворения мира» эти приемы накладываются особенно удачно. В этой связи уместно вспомнить, что на вопрос, невольно приходивший в голову читателям: «Верите ли вы в бога?», Жан Эффель отвечал так: «А, понятно, почему вы об этом спрашиваете… Божественная тематика? Нет, в бога я не верю. Верю в людей и очень люблю все живое: цветы, траву, животных. Просто мне повезло — я открыл свою тему. Говоря профессиональным языком, я нашел свой «ход». Бог здесь ни при чем, но легенда о нем очень помогает.

Попробуйте ответить: почему у розы шипы? Легенда объясняет: она красивая, и дьявол натыкал в нее шипы. Дьявол гадкий. А разве люди иногда не пытаются сделать то же самое? Скажем, на Западе, когда речь идет о разрядке и мире? А почему поросенок розовый? Потому что ангел, которому Бог поручил окраску животных, забыл, что поросенок любит грязь. А разве люди не пытаются иногда забыть и не стараются выдать черное за белое? Как говорят русские: «Сказка ложь, да в ней намек»… Этот принцип я использую в своей работе».

Однако сам по себе юмористический замысел рисунка не достигал бы поставленной цели, если бы не был облечен в соответствующую законченную изобразительную форму.

Эффель работал в основном в технике черно-белого рисунка, никогда не прибегая к штриховке. Цветом он пользовался относительно редко. Видя связь между своим стилем и народным лубком, художник раскрашивал свои рисунки в сходной цветовой гамме и следил за тем, чтобы типографские граверы не поправили не заполненного цветом кусочка щеки или груди, напоминающего сдвинутый трафарет. Работая в плоскостной манере наложения цвета, он видел в оставленных пробелах способ придать изображению округлую форму.

Эффель стремился к тому, чтобы у зрителя складывалось впечатление не только законченного артистизма, но и легкости исполнения. Но легкость эта только кажущаяся. Каждый рисунок проходит три фазы: уголь, карандаш, перо с тушью, потом возможна цветная тушь. На первый взгляд рисунок как будто создан одним росчерком пера, но если посмотреть на черновики, то видно, что процесс творчества сложен и неразрывно связан со сжатием рисунка, очищением от всего лишнего, совершенствованием композиции. На эскизах множество рук и ног, заросли маргариток. «Самое важное для человека моей профессии — корзина, — улыбался Жан Эффель. — И самое ценное, что мне принес успех, — возможность выкидывать 9 из 10 вариантов, а не бежать с ними в газету, чтобы заработать деньги на жизнь».

В свой последний приезд в Москву он пожелал газете «Московский комсомолец»: «Пусть ваши художники работают по пятнадцать часов в день и две трети своих работ сами забраковывают. Если, конечно, они у вас не гении…»

Стремление к обобщенности, смысловой концентрации (не к упрощению рисунка, он богат и выразителен) — первая забота художника. Тени он рисует только тогда, когда они играют роль в сюжете. «Как только уже понятно, что это слон, а не зебра, — шутил он, — больше ничего не надо добавлять». Выражения лиц определяются соотношением трех компонентов — линией глаз, носа и рта, будь это человек, животное или цветок. «Этими четырьмя черточками можно все передать: любопытство, обиду, нахальство, лицемерие, скромность. Как это получается, я не знаю, но это реализуемо», — пояснял Эффель.

Если сказать человеку, никогда не видевшему рисунков Эффеля, что в них глаза изображаются всего лишь двумя вертикальными черточками, он не поверит. Рассматривая книги Эффеля, этого даже не замечаешь — так все выглядит реально и естественно.

В течение многих лет, когда представлялась возможность, Эффель ходил рисовать в так называемые свободные академии на Монпарнасе, то есть на платные сеансы обнаженной натуры без преподавателей. Точное знание человеческой анатомии, изящество линий, уравновешенность композиции характеризуют его карандашные этюды. Стилизация под инфантильность, как одна из творческих задач, достигается целеустремленностью. Жан Эффель признался: «Делать вид, что не умеешь рисовать, очень трудно!»

Светлана Володина

Рис.4 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

Сотворение человека

Рис.5 Сотворение мира. Люди. Вып. 3
Рис.6 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Чтобы вам помочь, нужен работник на все руки.

Рис.7 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Наивность!

Рис.8 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Его первый эскиз..

Рис.9 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Твой на человека не похож!

Рис.10 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Он рисует как Бог…

Рис.11 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Делать его из грязи! Да его потом не отмоешь!

Рис.12 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Заваривает кашу!

Рис.13 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Он будет из хорошего теста!

Рис.14 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Первое колено рода человеческого!

Рис.15 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— А Вы не потеряли голову, что даете ему разум?

Рис.16 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Подтянем гайку, чтобы он руки не распускал!

Рис.17 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

ПОМАЗАННИК БОЖИЙ

Рис.18 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Моя идея начинает воплощаться в жизнь.

Рис.19 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Ему придется много заседать…

Рис.20 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Указательный палец и мизинец подогнаны правильно…

Рис.21 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Ладони должны складываться, а колени — преклоняться.

Рис.22 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Поместим его слева, раз оно красное.

Рис.23 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Четыре цилиндра, три такта, 75 оборотов в минуту… Рассчитано на сто лет.

Рис.24 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ

Рис.25 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

СХЕМА МУСОРОПРОВОДА

Рис.26 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Дайте, пожалуйста, восемь метров тонких и два толстых!

Рис.27 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

АППЕНДИКС

Рис.28 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Одену его в трико телесного цвета…

Рис.29 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— А нельзя их сделать из проволоки?

Рис.30 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

ЗАВЕРШЕНИЕ СЛЕСАРНЫХ РАБОТ

Рис.31 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Это мальчик!

Рис.32 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Кто первый к парикмахеру?

Рис.33 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Залей пять литров!

Рис.34 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Душу, пожалуй, дам ему с возвратом!

Рис.35 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Вдохнуть жизнь просто: набрал воздуху побольше и — раз!

Рис.36 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Пройдемте!

Рис.37 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Я, кажется, из той каши, которую надо расхлебывать…

Рис.38 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

Школа жизни

Рис.39 Сотворение мира. Люди. Вып. 3
Рис.40 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Надо было раньше мерку снять, а потом уже шить приданое!

Рис.41 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Одну ложку за папу… еще одну за папу… и еще одну — тоже за папу!

Рис.42 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— «Придет серенький волчок,

   Тебя схватит за бочок!»

Рис.43 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Да нет! Это не Адам уменьшается, а яблоня растет…

Рис.44 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Он говорит уже «папа» и «никто»

Рис.45 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Кто смотрит за малышом?

Рис.46 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Он отнимает моего мишку!

Рис.47 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— А тебя как зовут?

Рис.48 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Не вмешивайся, когда взрослые разговаривают!

Рис.49 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Но-о!

Рис.50 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Однажды при царе Горохе будет жить да быть…

Рис.51 Сотворение мира. Люди. Вып. 3
Рис.52 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Сколько будет один умножить на один?

— Семь!

Рис.53 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Заглавное «Б» ты должен уметь писать особенно красиво!

Рис.54 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— На примере поведения этих двух животных сочини басню.

Рис.55 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Что есть Бог?

— Вы, черт побери!

Рис.56 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Ему не нужно добиваться высоких результатов, чтобы стать чемпионом мира.

Рис.57 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Больше всего мне нравится школьный двор!

Рис.58 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— «Царь — царевич,

   Король — королевич,

   Сапожник, портной —

   Кто ты такой?»

Рис.59 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— В этом возрасте они всем подражают…

Рис.60 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— На занятия — шеренгой марш!

Рис.61 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Начнем с изучения классиков.

Рис.62 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Учи урок! Не считай ангелов!

Рис.63 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

— «Бе-е» значит «мама», «гули-гули» — «я тебя люблю», «и-а» — «не понимаю»…

Рис.64 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Ты должен иметь хотя бы общее представление о будущих языках…

Рис.65 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Параллельные прямые пересекаются в бесконечности. Это недоказуемо. Но я это видел.

Рис.66 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Ничто не исчезает и ничто не создается из ничего!

— И это ты мне говоришь!

Рис.67 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Вечное движение? Что может быть проще! Сейчас я тебе объясню!

Рис.68 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— А вот это доказательство — самое веское!

Рис.69 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— За знание иностранных языков ты получаешь только второй приз!

Рис.70 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

Райский сад

Рис.71 Сотворение мира. Люди. Вып. 3
Рис.72 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Гашиш… абсент… табак…

Рис.73 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

РАСЩЕПЛЕНИЕ КОКОСОВОГО ОРЕХА,

ИЛИ НАЧАЛО ЯДЕРНОЙ ФИЗИКИ

Рис.74 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Можешь смело пробовать — все собственного приготовления.

Рис.75 Сотворение мира. Люди. Вып. 3
Рис.76 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Знаете, абстрактное искусство не для меня…

Рис.77 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Верблюд, корова, свинья…

— Что за выражения!

Рис.78 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— На Вашем месте я бы лучше сахару положил.

Рис.79 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Необитаемый остров!

Рис.80 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Мадам! Вы что-то уронили!

Рис.81 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Привет, крошка!

Рис.82 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Я вижу, вы и карикатурой занимались?

Рис.83 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Комары — самые милые. Они едят у меня прямо из рук.

Рис.84 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Не забудь воды налить. Радиатор под капотом.

Рис.85 Сотворение мира. Люди. Вып. 3
Рис.86 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Видно, только что права получил!

Рис.87 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Его надо натаскивать на зверя, а не на птицу!

Рис.88 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Не могу больше выносить, как она воет! Пожалуйста, прошу Вас, снимите ей этот шарик!

Рис.89 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Вы все это сами придумали или делали по зарисовкам с натуры?

Рис.90 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

Первый после бога…

Рис.91 Сотворение мира. Люди. Вып. 3
Рис.92 Сотворение мира. Люди. Вып. 3
Рис.93 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Ты будешь царем природы.

Рис.94 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Хочешь спать на ложе из роз?

— Спасибо, потом насекомых не оберешься!

Рис.95 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Папенькин сынок!

Рис.96 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— И это все Ваши кулинарные способности?

Рис.97 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Груша червивая! А ну, позовите директора!

Рис.98 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Выньте руки из карманов, когда я с Вами разговариваю!

Рис.99 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Как Вы смеете повышать на меня голос!

Рис.100 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Он сказал, что я, Адам, буду возвышен над всеми!..

Рис.101 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

ПЕРВОЕ ВОССТАНИЕ ТРУДЯЩИХСЯ

Рис.102 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Так над кем же я царствую?

Рис.103 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— По правде говоря, мне просто был нужен сторож для моего садового участка…

Рис.104 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

ИНСПЕКТОР РЫБНАДЗОРА

Рис.105 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Пропусти сначала гражданку с ребенком!

Рис.106 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Закрываем!

Рис.107 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Вы свободны: заступает ночная смена.

Рис.108 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Разберемся в участке…

Рис.109 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Бог в помощь…

Рис.110 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— А как оплата?

— Натурой!

Рис.111 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Бог предполагает, а человек располагает.

Рис.112 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Никаких перспектив на продвижение… Так и буду всю жизнь ходить в заместителях.

Рис.113 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Какие справки надо представить, чтобы устроиться в ангелы?

Рис.114 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

Операция «Ева»

Рис.115 Сотворение мира. Люди. Вып. 3
Рис.116 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Скучно, не весело,

   Грустно, не радостно…

Рис.117 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

МИРАЖ

Рис.118 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Мне нужен кто-нибудь, чтобы вести домашнее хозяйство.

Рис.119 Сотворение мира. Люди. Вып. 3
Рис.120 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Вам предстоит хирургическое вмешательство… с бесконечными осложнениями…

Рис.121 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

НА ТРЕНИРОВКЕ

Рис.122 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Странный набор….

Рис.123 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Тоже мне, врач… без году неделя…

Рис.124 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Вы слышите звон в ушах?

Рис.125 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Он — единственный специалист по грудному акушерству…

Рис.126 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Смотрите, он уже любит свою хозяйку!

Рис.127 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Сейчас поджарить?

Рис.128 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

ЗАПИСЬ В ОПЕРАЦИОННОМ ЖУРНАЛЕ:

Реберное сечение по поводу появления на свет взрослого ребенка женского пола.

Рис.129 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Плотность населения удвоилась!

Рис.130 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— У тебя в груди было инородное тело…

Рис.131 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— «Сердце в груди

   Бьется, как птица…»

— Послеоперационный шок!

Рис.132 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— «Не знаю, с кем сравнить ее…»

Рис.133 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

ПЕРВЫЕ БАНАЛЬНОСТИ

— Твои глаза — как звезды, уста — как розы…

Рис.134 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Ты давно меня ждал?

— Нет! С сотворения мира!

Рис.135 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Хотя они и похожи, но различия выступают…

Рис.136 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Она тебе нравится?

— Я всегда носил в себе ее образ!

Рис.137 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— С предысторией закончено — он начинает произносить исторические слова.

Рис.138 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— И Вы выстроили такие декорации только для двух зрителей?

Рис.139 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Сейчас еще нечего бояться — яблоня только в цвету.

Рис.140 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

Главная героиня

Рис.141 Сотворение мира. Люди. Вып. 3
Рис.142 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Автограф!

Рис.143 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Когда вырасту — буду стюардессой!

Рис.144 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Потрясающий парень! Во всем первый!

Рис.145 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Адам… Красивое имя. И редко встречается.

Рис.146 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Мне исполнился день… Но боюсь, не выгляжу ли я старше?

Рис.147 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Мой друг детства — мы с ним неразлучны.

Рис.148 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Раз он поместил нас на Ближнем Востоке, значит там всегда будет горячее место.

Рис.149 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Мы будем стареть или молодеть?

Рис.150 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Меня зовут Люцифер, но Вы можете называть меня Люлю.

Рис.151 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Куда он ее повел?

— Не знаю… Он сказал, что расскажет ей о спелеологии…

Рис.152 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Зеленый горошек, порционная упаковка, гигиенично и практично!

Рис.153 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Подумать только! Изобрела модный журнал!

Рис.154 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Кондитерский отдел.

Рис.155 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Это стопроцентная шерсть?

Рис.156 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Одевать детей в каракуль!

Рис.157 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Вы настоящий друг, наши мнения во всем совпадают.

Рис.158 Сотворение мира. Люди. Вып. 3
Рис.159 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Детская забава — собирает шарики из раковин!

Рис.160 Сотворение мира. Люди. Вып. 3

— Я боялся, что вам в пустыне будет скучно, и сделал телевидение.

Рис.161 Сотворение мира. Люди. Вып. 3
Рис.162 Сотворение мира. Люди. Вып. 3