Ренессанс русской поэзии
«Ренессанс русской поэзии» – так принято называть тот глубокий эстетический и духовный переворот, который произошел на рубеже XIX—XX столетий в русской словесности. Всплеск идей и художественных форм, характерный для последних десятилетий XIX в. и первых лет века XX, знаменовал собой наступление новой литературной эпохи, получившей в истории литературы уже столь привычное нам имя – Серебряный век русской поэзии.
Новая литературная эпоха удивительно многолика. Влияние самых разных религиозно-философских систем и литературно-эстетических концепций сказалось на величайшем многообразии поэзии рубежа веков. «Скорбные» интонации бесчисленных подражателей С. Надсона, религиозно-философский символизм Д. Мережковского и 3. Гиппиус, декадентство с его нравственным релятивизмом, проповедь «новой поэзии» В. Я. Брюсова, теургия и культ мистической любви к «Вечной Женственности» так называемых «младосимволистов» (А. Белый, Вяч. Иванов, А. Блок), позднее «Цех поэтов» и акмеизм и т. д. – все это грани одного времени. Каждый из поэтов Серебряного века явил свой собственный неповторимый поэтический дар.
Но есть черты, в той или иной степени присущие творчеству всех поэтов рубежа столетий, в частности острое ощущение «художественного вещества поэзии» (В. Брюсов), необычайный интерес к поэтической форме и желание ее постоянного обновления. Опыты в области стихораздела, ритмики, метрики, строфики подчас превращались в эксперимент, иногда – в литературные упражнения или литературную игру: В кругу Вяч. Иванова была в ходу ... изысканная игра: поэт, написав сонет, посылал его другому с недописанными строчками, а другой, угадав по ним рифмующиеся слова, отвечал ему «ответным сонетом» на угаданные рифмы[1].
Сонет принадлежит к так называемым «твердым формам» – поэтическим произведениям, построение которых связано с определенными исторически сложившимися правилами строфики и рифмовки. Большинство «твердых форм» (рондо, рондель, триолет, канцона, вилланель, ритурнель, газелла, рубаи, секстина, сонеты разных типов) родом из средневековой западноевропейской или арабо-персидской поэзии, в том числе и «венок сонетов» – форма, которая благодаря своей трудности была особенно популярна. Традиционный сонет состоит из 14 строк – двух четверостиший и двух трехстиший (во французских сонетах) или из трех четверостиший и одного двустишия (в так называемом «шекспировском сонете») с четкой схемой рифмовки строк. В «венке сонетов» 14 стихотворений (по числу строк в сонете) и один «магистрал». Однако многие авторы в своих произведениях пытались избегнуть однообразия традиционной формы и шли на самые разные изменения обычной схемы. В подобных изменениях, безусловно, сказывается индивидуальность поэта.
Собрание в одной книге поэтических опытов разных авторов в области одной «твердой формы» дает нам своеобразный портрет литературной эпохи – вместе с именами «мэтров» Серебряного века соседствуют имена сравнительно мало известные и совсем неизвестные широкой публике. Некоторые из авторов, чьи произведения представлены в книге, успели выпустить всего 1—2 поэтических сборника малыми тиражами и навсегда исчезли с поэтической сцены...
Каждое из литературных направлений в поэзии Серебряного века сопровождалось длинным шлейфом эпигонов и графоманов, «пытавшихся спустить на рынке драгоценную утварь и разменять ее на мелкую монету»[2]. Однако даже и их, казалось бы, незначимое по сравнению с поэзией «корифеев» творчество составляет неотъемлемую часть мира русского поэтического Серебряного века. И пусть современникам иногда приходилось говорить о какофонии в поэзии того времени, тем не менее, эти несколько десятилетий на рубеже веков воспринимаются ныне как единые «буря и натиск», как время, когда поэзия оказалась неразрывно связана с глубоким духовным переворотом, не только с новой эстетикой, но и с «божественным идеализмом» – «вопросами о бесконечном, смерти, о Боге»[3].
М. С. Федотова (Егорова)
кандидат филологических наук
Леонид Трефолев
Кри-кри
(Всеволоду Леонидовичу Т<рефол>еву)
1877
Пушкин и ...Манухин
Сонет
1884
Кровавый поток
Сонет
1889
Океан жизни
Сонет
Виктор Буренин
Глубина и благородство воззрений Михневича
Современные сонеты
Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал;
Его игру любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.
И в наши дни пленяет он поэта...
I
Е. Утин Гамбетте
II
Причины грусти В. А. Полетики
III
А. А. Краевскому
По случаю пятнадцатилетия «Голоса»
IV
Ессе Номо
Кандидат
Из цикла Военно-политические отголоски
Николай Минский
1885
Тишина
Ложь и правда
Портрет
Всем
Мадригал
Поцелуй
Треугольник
Парижанка
Секрет и тайна
Иннокентий Анненский
1
ИЗ сборника «Тихие песни»
Июль
Сонет
Ноябрь
Сонет
Ненужные строфы
Сонет
Первый фортепьянный сонет
Конец осенней сказки
Сонет
2
Из цикла «Бессонницы»
«Парки – бабье лепетанье»
Сонет
Из цикла «Лилии»
Второй мучительный сонет
3 февраля 1901
Тоска возврата
Третий мучительный сонет
Строфы
Второй фортепьянный сонет
Из сборника «Кипарисовый ларец»
Черный силуэт
Сонет
Перед панихидой
Сонет
Светлый нимб
Сонет
Мучительный сонет
Бронзовый поэт
Из цикла Трилистник шуточный»
Перебой ритма
Сонет
Пэон второй – пэон четвертый
Сонет
Человек
Сонет
Из цикла «Разметанные листы»
Месяц
Sunt mihi bis septem[5]
Дремотность
Сонет
Второй мучительный сонет
ИЗ «Посмертных стихов Иннокентия Анненского»
Солнечный сонет
Желанье жить
Сонет
Поэзия
Сонет
Из участковых монологов
Сонет
1909
В море любви
Сонет
Душа моя оазис голубой.
Бальмонт
Константин Романов
Петр Бутурлин
Могила Шевченко
5 сентября 1885. Канев
Тайна
1887
Пляска смерти
1890
Уныние
1890
Отзвуки
1891
Царевич Алексей Петрович в Неаполе
Графу П. И. Капнисту
1891
Венере Милосской
1891
Серый сонет
1893
Сатана
1893
Мать Сыра Земля
1894
Мерцана
1895
Велес
1895
Лад
1895
Перун
Даждь-бог
Стрибог
Ярило
Навий день
Радуница
Солнце и месяц
Прометей
Японская фантазия
1895
Декабрь
1895
Наливка
1895
К...
1895
Андрей Шенье
1895
Чехарда
1895
1895
Петр Якубович
Из Сюлли-Прюдома
Затерявшийся крик
1880
Раны
1880
Крылья
1880
Могила
1880
На башне
1882
Данаиды
1899
Из Шарля Бодлера
Цыгане в пути
Между 1885 и 1893
Мятежник
1898
Великанша
1901
1883
30 августа 1896
Семен Надсон
Сонет
В альбом А. К. Ф.
1881
1881
1882
Константин Фофанов
Сонет
Сонет