Вместо предисловия
«Таджики — это народ, чья интеллигенция породила великого поэта Фирдоуси, и недаром они, таджики, ведут от него свои культурные традиции».
И. В. Сталин
Предлагаемый в русском переводе эпизод из истории старого Ирана, заключающийся во всемирно-известной эпопее величайшего таджикского поэта Абулькасима Фирдоуси (ум. в 1025 г.), как увидим ниже, имеет известное касательство к истории таджикского народа. Давая характеристику нравов феодальной знати Ирана во главе с шахами из династии Сасанидов, Фирдоуси в то же время останавливается и на тяжелом положении народных масс. Мы не знаем, как излагалась вся эта история в не дошедшей до нас пехлевийской книге Хватай-намак (Худой-нома), истории царей, послужившей материалом для великой эпопеи Фирдоуси, но старейший исторический источник, Табари (IX–X в.в. н. э.), не расходится с Фирдоуси в изложении основных моментов этой истории.
Упоминаемый в этом переводе шах Ирана Ормузд есть Сасанид Хормизд IV (579–590), державшийся весьма высокомерно по отношению к персидской знати и к духовенству. Хормизд в войсках заботился о простых солдатах, а всадников-аристократов содержал плохо. Он терпимо относился к людям иной веры.
Когда жрецы (мобеды) обратились к нему с просьбой ограничить права покровительствуемых им христиан, Хормизд ответил, что государство не будет прочным, если подданные христиане и представители других негосподствующих религий будут озлоблены: царский престол держится не только на двух передних опорах, но и на двух задних. «Вместо того, — сказал он, — чтобы нападать на христиан и других иноверцев, старайтесь затмить их своими хорошими поступками, пусть таким путём они поймут превосходство вашей религии».[1]
Естественно, что такой государь был ненавидим и всемогущим жреческим сословием, и всей феодальной знатью. И когда внешние враги, византийцы, тюрки и арабы, ополчились против Хормизда, он не нашел опоры в жречестве и знати. Фирдоуси заставляет Хормизда раскаиваться в том,
И продолжая, поэт поясняет, как правил Ираном Хормизд:
Вызванный Хормиздом правитель Рея, Бахрам Чубина, будучи назначен им главнокомандующим для отражения внешних врагов, успешно побеждает их, но духовенство и знать стремятся посеять подозрение в сердце ненавистного им Хормизда, внушая ему о замыслах победоносного полководца самому занять престол Ирана. И Хормизд в грубой форме приказывает Бахраму сложить должность главнокомандующего.[2] Бахрам поднимает восстание против шаха в пользу его сына Хосрова Парвиза, которого поддерживает знать. Отец узнает о заговоре и отдаст приказ — уничтожить сына. Последний, узнав об этом, спасается бегством в Азербайджан. К нему переходят вассалы Хормизда из разных областей и Хосров поднимает восстание против отца. Хормизд высылает против него войско, но его полководец падает жертвой измены и войско присоединяется к войскам Бахрама Чубина. В столице поднялась смута.
Из тюрем вышли все заключенные и вместе со всеми недовольными шахом подняли восстание. Представители знати проникли во дворец, схватили Хормизда и ослепили его. Затем послали приглашение Хосрову занять престол отца. Хосров спешно прибывает в столицу.
Он ничего не предпринимает против тех, кто искалечил его отца; напротив, он всячески благоволит к ним.
И когда Бахрам выступил против Хосрова (под внешним предлогом мести за ослепленного Хормизда) и разбитый им Хосров бежал в Византию, в это время знать, не желая опять видеть на престоле Хормизда, убивает его. Бахрам становится шахом Ирана. Тем временем Хосров униженно выпрашивает себе военную помощь у византийского императора (Маврикия, 582–602). Тот выдает за него свою дочь и посылает с ним в Иран свои войска.
Разбитый Бахрам Чубина бежит в Среднюю Азию к тюркскому хакану. Уговорив его выступать против Хосрова, Бахрам в этом походе гибнет от предательства представителей персидской знати, еще не так давно пресмыкавшейся перед Бахрамом, когда он был шахом.
Такова эта история в передаче Фирдоуси; вся она полна отвратительного лицемерия, лжи и мерзостей, которые отличали персидскую знать и духовенство. И в то же время характерным для нее являлся тот фанатизм, от которого погиб Бахрам Чубина, незадолго перед тем сидевший на троне сасанидов. Знать (да и прочие слои населения), как бы враждебно не смотрела на личности отдельных своих шахов — Сасанидов, могла признать право ношения царского венца только за сасанидом потомком Ардашира; только с его домом, по ее представлению была связана «царская благодать» (фаррахи-кайаник).[3] Преемником Хормизда теперь стал Хосров, вошедший в историю с прозванием парвиз (победоносный), отличавшийся необычайно красивой внешностью и в качестве обожателя красавицы-армянки Ширин, ставший героем многочисленных восточных повестей и поэм (нередко разрабатывавшихся первоклассными поэтами) с названиями «Хосров и Ширин» или «Фархад и Ширин».
Народные же массы страдали от его жестокости, жадности и тяжелых налогов, как страдали они, впрочем, и до него.
говорит Фирдоуси устами мудрого Харрода и продолжает дальше слова горькой укоризны правителям государств:
Бахрам Чубина, по-видимому, вел свое происхождение от парфянских царей, Аршакидов, эпоха которых по тем или иным причинам совершенно вычеркнута из великой эпопеи Фирдоуси. По крайней мере поэт влагает Бахраму Чубина в уста такие слова во время его словесного препирательства с Хосровом Парвизом:
Т.е. Бахрам Чубина обещает Хосрову II то же самое, что сделали Сасаниды с своими предшественниками парфянами — предали их абсолютному забвению не только в истории, но даже и в народных сказаниях.
Бахрам Чубина, бежав в Среднюю Азию, стал родоначальником так называемых «саман-худатов». До арабского завоевания они были в Средней Азии людьми владетельными и именитыми, при арабах утратили прежнее влияние и могущество, но переход одного из них в VIII в. в мусульманство снова возвысил их род до царственного достоинства. Они под именем «саманидов» создали сильное и высоко-культурное для своего времени таджикское государство, просуществовавшее без малого 125 лет (с 875 по 999 г. н. э.)
Профессор А. Семенов
Глава первая
Приход войск со всех стран света на бой с Ормуздом
Глава вторая
Ормузд призывает Бахрама Чубина
Глава третья
Ормузд назначает Бахрама Чубина главным военачальником
Глава четвертая
Бахрам отправляется на битву с Совашахом
Глава пятая
Послание Совашаха Бахраму и ответ Бахрама
Глава шестая
Бахрам Чубина и Совашах выводят свои войска на битву
Глава седьмая
Новое послание Совашаха Бахраму и ответ Бахрама
Глава восьмая
Бахрам видит сон и вступает на заре в бой с Совашахом; смерть Совашаха
Глава девятая
Бахрам извещает Ормузда о победе и посылает ему голову Совашаха; ответ Ормузда
Глава десятая
Победа Бахрама над Пармудой, сыном Совашаха, а также о том, как укрылся Пармуда в крепости Овоза
Глава одиннадцатая
Послание Бахрама Пармуде и просьба Пармуды о мире
Глава двенадцатая
Бахрам просит у Ормузда пощады для Пармуды; ответ Ормузда
Глава тринадцатая
О том, как Бахрам рассердился на Пармуду
Глава четырнадцатая
Пармуда с сокровищами, присланными Бахрамом, приезжает к Ормузду
Глава пятнадцатая
Ормузд узнает о проступке Бахрама и заключает дружбу с хаканом
Глава шестнадцатая
Ормузд посылает Бахраму женское одеяние, веретено, пряжу и гневное письмо
Глава семнадцатая
Бахрам Чубина надевает женское платье и в нем показывается предводителям дружин
Глава восемнадцатая
Бахрам во время охоты встречается с женщиной, которая предсказывает ему блестящее будущее
Глава девятнадцатая
Бахрам захватывает шахские права. Бегство Изадгушаспа и Харрода Бурзина
Глава двадцатая
Ормузд узнает о поведении Бахрама
Глава двадцать первая
Советы, которые дали Бахраму его сестра Гурдия и вельможи войска
Глава двадцать вторая
Письмо Бахрама хакану. Чеканка монет на имя Хосрова Парвиза и отправка их шахиншаху Ормузду
Глава двадцать третья
Письмо Бахрама Ормузду и бегство Хосрова от отца
Глава двадцать четвертая
Ормузд посылает Ойингушаспа во главе войска на бой с Бахрамом. Смерть Ойингушаспа от руки земляка
Глава двадцать пятая
Ослепление Ормузда родственниками Хосрова Бандуем и Густахмом
Глава двадцать шестая
Хосров узнает об ослеплении Ормузда; он становится шахиншахом
Глава двадцать седьмая
Хосров беседует со своим отцом Ормуздом
Глава двадцать восьмая
Бахрам узнает об ослеплении Ормузда и собирает войско на бой с Хосровом
Глава двадцать девятая
Встреча Хосрова с Бахрамом на поле боя и их переговоры
Глава тридцатая
Возвращение Хосрова и Бахрама к своим военным станам, и совет, который дала Гурдия Бахраму
Глава тридцать первая
Ночное нападение Бахрама на Хосрова
Глава тридцать вторая
Приход Хосрова к отцу, его бегство в Рум и убийство Ормузда
Глава тридцать третья
Бахрам посылает войско в погоню за Хосровом; меры, примененные Бандуем, чтобы спасти Хосрова из рук Бахрама
Глава тридцать четвертая
Бахрам из рода Сиавуша берет в плен вельможу Бандуя
Глава тридцать пятая
Речь Бахрама Чубина перед вельможами Ирана
Глава тридцать шестая
Заговор Бандуя и Бахрама, сына Сиавуша
Глава тридцать седьмая
Хосров со своей дружиной отправляется через пустыню в Рум
Глава тридцать восьмая
Отшельник предсказывает Хосрову его судьбу
Глава тридцать девятая
К Хосрову прибывает гонец кайсара. Хосров отправляет Густахма, Болуя, Андиёна, Харрода Бурзина и Шапура с письмом к кайсару
Глава сороковая
Ответное письмо Хосрову от кайсара
Глава сорок первая
Кайсар отказывает Хосрову в помощи. Ответ Хосрова
Глава сорок вторая
Новое письмо Хосрову от кайсара с обещанием помощи
Глава сорок третья
Ответ кайсару от Хосрова с предложением дружбы и мира
Глава сорок четвертая
Харрод Бурзин открывает тайну волшебной статуи
Глава сорок пятая
Харрод рассуждает о различных верованиях
Глава сорок шестая
Кайсар отправляет Хосрову войско и свою дочь
Глава сорок седьмая
Приход войска в Азербайджан. Встреча Хосрова с Бандуем
Глава сорок восьмая
Бахрам пишет письмо военачальникам Хосрова. Письмо попадает в руки Хосрова. Ответ Хосрова
Глава сорок девятая
Бой Хосрова с Бахрамом Чубина. Убийство румийца Кута
Глава пятидесятая
Второй бой Хосрова с Бахрамом Чубина. Поражение Хосрова. Его спасает ангел Суруш
Глава пятьдесят первая
Третий бой Хосрова с Бахрамом Чубина. Поражение Бахрама
Глава пятьдесят вторая
Хосров посылает Настуда с войском вслед за Бахрамом. Бахрам захватывает Настуда в плен. Прибытие Бахрама к хакану Китая
Глава пятьдесят третья
Хосров разрушает стоянку Бахрама и пишет письмо кайсару. Ответ и дары кайсара
Глава пятьдесят четвертая
Ниятус обижается на Бандуя. Их примиряет Марьям
Глава пятьдесят пятая
Дары Хосрова Ниятусу и румийцам и проводы их в Рум. Послание вельможам Ирана
Глава пятьдесят шестая
Плач Фирдоуси на смерть сына
Глава пятьдесят седьмая
О Бахраме Чубина и хакане Китая
Глава пятьдесят восьмая
Смерть Макотуры от руки Бахрама
Глава пятьдесят девятая
Драконолев пожирает царевну. Бахрам убивает чудовище. Хакан отдает Бахраму свою дочь и царство
Глава шестидесятая
Хосров узнает о возвышении Бахрама и пишет письмо хакану; ответ на это письмо
Глава шестьдесят первая
Хосров посылает Харрода Бурзина к хакану; способ убийства Бахрама, придуманный Харродом Бурзином
Глава шестьдесят вторая
Смерть Бахрама Чубина от руки Кулуна
Глава шестьдесят третья
Хакан узнает о смерти Бахрама Чубина и уничтожает дом Кулуна
Словарь
Аврег — название города в Руме (см.), вблизи границ Ирана. Исторически, очевидно, Киркесия, откуда Хосров Парвиз обратился с письменной просьбой о помощи к византийскому императору Маврикию (582–602).
Айван — крытая галерея, терраса перед домом.
Ардабель (Ардебиль) — город в современном Южном (Иранском) Азербайджане.
Ардаван или Артабан V (208–225) — последний царь из династии Аршакидов, свергнутый Ардаширом (см.), основателем династии Сасанидов (см. Сасаны).
Ардашир (224–242) — основатель династии Сасанидов.
Арджасп — внук Афросиаба (см.), убитый Исфандиором (см.).
Аршак (250–248 г.г. до н. э.) — основатель династии Аршакидов, правившей значительной частью Средней Азии и Ирана до 224 г. н. э.
Афросиаб — одно из действующих лиц «Шахнаме», мифологический царь Турана.
Ахриман — божество зла в зороастрийской религии.
Багдад — имеется в виду столица Сасанидской династии Ктесифон (см. Тайсакун), вблизи которой позднее в 762 г. был основан Багдад — столица Арабского халифата.
Балх — город на территории современного северного Афганистана.
Барак — название реки; отождествляется с Чирчиком.
Барда — или Бардаа — древний город на территории Азербайджана.
Бахрам: звезда Бахрам — планета Марс.
Бисутун — гора близ Хамадана (см.), известная большой клинописной надписью царя из династии Ахеменидов Дария I Гистаспа (521–485 г.г. до н. э.) и прославленная в народных преданиях и сказаниях, нашедших отражение и в таджикской классической литературе.
Бобак — отец Ардашира (см.). Следуя одной из версий легенды об Ардашире, Фирдоуси считает Ардашира сыном дочери Бобака.
Бобила — название города на пути из Ирана в Рум (см.).
Визирь (точнее, вазир) — министр.
Герат — один из крупных городов Хорасана. Ныне на территории северного Афганистана.
Гударз Кишвадагон — военачальник, приближенный Кай-Ковуса (см.).
Гурган — область в современном Иране, на юго-восточном берегу Каспийского моря.
Гургин — сын Милода (см.), богатырь, воин Кай-Ковуса (см.).
Гуштасп — пятый царь из династии Каянов (см.), при котором, по преданию, была принята зороастрийская религия.
Джамасп — мифический сын пророка Даниила, славившийся как мудрец.
Джейхун — река Аму-Дарья.
Джемшид (Джамшед) — царь первой мифологической династии Пешдодидов, правивший, по Фирдоуси, 700 лет и свергнутый Заххоком (см.).
Див (дев) — злой дух, демон.
Динар — золотая монета, вес и достоинство которой в различное время колебались.
Диргем — серебряная монета, вес и достоинство которой в различное время колебались.
Домган (Домгон) — город, расположенный на границе между областями Персидский Ирак и Хорасан современного Ирана.
Доро сын Дороба — по генеалогии «Шахнаме» девятый царь из династии Каянидов или Каянов, исторически — последний царь из династии Ахеменидов — Дарий III Кодоман (338–485 г.г. до н. э.).
Дук — название пустыни.
Зардушт (Зороастр) — основатель зороастрийской религии, имевшей большое распространение в Средней Азии, Иране и Закавказье.
Заххок — мифологический царь-захватчик, кормивший выросших на его плечах змей человеческим мозгом и свергнутый Феридуном в результате народного восстания, поднятого кузнецом Кова.
Зенд-Авеста; Авеста — священная книга зороастризма (см. Зардушт). Зенд — комментарии к Авесте. Фирдоуси, как и другие классики таджикской литературы, считал Зенд и Авесту одной книгой.
Зиндан (точнее, зиндон) — тюрьма.
Изед (точнее, эзад) — бог.
Искандар — Александр Македонский (336–323 г.г. до н. э.)
Исфандиор — витязь, сын Гуштаспа (см.), убитый Рустамом (см.).
Йемен — страна, расположенная на крайнем юго-западе Аравийского полуострова.
Кайван — планета Сатурн.
Кай-Кобад — первый царь из династии Каянов (см.).
Кай-Ковус — второй царь из династии Каянов (см.).
Кай-Хосров — третий царь из династии Каянов (см.), сын Сиавуша (см.).
Кайсар — титул правителя Византии (Рум) в таджикской классической литературе.
«Калила и Димна» — сборник индийских по происхождению притч, получивший затем большое распространение в Иране, арабских странах и Средней Азии, а также в Европе. Назван по имени выведенных в этой книге двух шакалов.
Каюмарс — первый царь мифологической первой династии царей Аджама (земель, населенных иранскими племенами) — Пешдодидов.
Каяны (Каяниды) — мифологическая вторая династия царей Аджама.
Кирман — город и область, расположенные в центре современного Ирана.
Кисрой (Кисро) — арабизированная форма имени Хосрова I Ануширвана (см. Нуширван).
Кобад — 1) Кавад I (489–531 г.г.) — царь из династии Сасанидов, сын Пируза (см.), предшественник Хосрова Ануширвана (см. Нуширван). 2) см. Кай-Кобад.
Кустантания — Константинополь, Царьград (современный Стамбул) — столица Византии.
Лухрасп — четвертый царь из династии Каянов (см.), отец Гуштаспа (см.).
Ман — мера веса, колебавшаяся в различные времена и в различных местностях.
Мерв — центр северного Хорасана. Ныне Мары — областной центр Туркменской ССР.
Милод — военачальник Кай-Ковуса (см.).
Минучехр — правнук Феридуна (см.), внук Эраджа, отомстивший Сальму (см.) и Туру (см.) за смерть своего деда.
Мобед (точнее мубад) — зороастрийский жрец.
Монуй — название древнего города на пути из Ирана в Византию (Рум).
Навзар — царь из первой мифологической династии царей Аджама — Пешдодидов, сын Минучехра.
Нахрвон — название реки и местности на территории современного Ирака.
Неран — не-Иран.
Нишапур — один из крупных городов Хорасана.
Нуширван — Хосров I Ануширван (531–579) — один из самых выдающихся царей из династии Сасанидов (см.).
Озар (точнее, Озаргушасп) — название храма священного огня, построенного Гуштаспом (см.).
Озармах — 9-й месяц солнечного календаря (22 ноября-21 декабря).
Ораш — богатырь-лучник, приближенный Минучехра (см.).
Ормузд (точнее, Хурмузд) IV (579–590) — царь из династии Сасанидов, сын Нуширвана (см.).
Парс (Фарс) — область на юге Ирана, место происхождения Сасанидов (см.).
Пехлеви или среднеперсидский язык — язык населения Ирана во времена правления Сасанидов (см.).
Пируз (459–484) — царь из династии Сасанидов (см.).
Рей — древний город, разрушенный в XIII в. при нашествии монголов, развалины которого находятся вблизи современной столицы Ирана — Тегерана.
Розийцы — жители Рея (см.).
Рум — Византия.
Рустам — легендарный богатырь, крупнейший герой «Шахнаме».
Сальм — сын Феридуна, мифологический родоначальник семитских племен, совместно со своим братом Туром (см.) убивший другого своего брата — Эраджа.
Сам — богатырь, дед Рустама (см.).
Сасаны (Сасаниды) — династия, правившая в Иране в 224–651 г.г.
Сиавуш — сын Кай-Ковуса (см.), один из героев «Шахнаме», отвергнувший любовь своей мачехи Судобы и вынужденный бежать к Афросиабу (см.), по приказу которого он через некоторое время был убит.
Сова или Совашах — воевавший с Ормуздом (см.) и разбитый Бахрамом Чубином в 588 г. правитель тюрков, ябгу (князь) Кара-Чурин, на которого Фирдоуси перенес имя одного из правителей эфталитов — Шавака (в таджикском произношении — Сова).
Суруш — имя ангела.
Суфарой — имя визиря Кобада (см. Кобад 1.).
Тайсакун (Тайсафун) — Ктесифон, столица Саманидов (см.). У Фирдоуси анахронистически отождествляется с Багдадом (см.).
Тир — планета Меркурий.
Тур — сын Феридуна, мифологический родоначальник тюркских племен, совместно со своим братом Сальмом (см.) убивший другого своего брата Эраджа.
Туран — собирательное название земель, заселенных, по представлениям Фирдоуси, тюркскими племенами.
Умман или Оман — область на юго-востоке Аравийского полуострова.
Фагфур — 1) Титул китайского императора в классической таджикской поэзии; 2) имя сына Совашаха (см.).
Фалатун (Фалотун) — древнегреческий философ Платон (427–347 г.г. до н. э.).
Фарсанг — мера длины, равная приблизительно 6–7 км.
Феридун — царь из первой мифологической династии Пешдодидов, свергнувший в результате народного восстания, поднятого кузнецом Кова, царя-тирана Заххока (см.).
Хайтал — страна племени эфталитов; предположительно, в пределах Куляба и Бадахшана Таджикской ССР и прилегающих районов Афганистана.
Хакан — титул правителей тюрок, перенесенный в классической таджикской литературе также и на китайского императора.
Хамадан — город, расположенный на западе современного Ирана.
Хамоваран — страна, которой правил отец Судобы, жены Кай-Ковуса (см.); отождествляется с Сирией или Йеменом.
Хорасан — область на северо-востоке современного Ирана, до XVI в. включавшая в себя также ряд районов южной, Туркмении и северного Афганистана.
Хосров Парвиз (590–628) — царь из династии Сасанидов возведенный на престол вместо Ормузда IV (см.).
Хузестан — область на юго-западе современного Ирана.
Хушнавоз — имя одного из действующих лиц «Шахнаме».
Чач — древнее название Ташкента.
Човган (чавгонбози) — игра в конное поло. Човган — название клюшки, которой всадники бьют по шару — «гуй».
Шамбалид (шамболид) — верблюжья кожа (растение).
Шапур — имя нескольких царей из династии Сасанидов (см.).
Шахиншах (точнее, шаханшах — «царь царей») — титул правителей Ирана.
Шираз — центр провинции Фарс на юге Ирана.
Яздан (точнее, яздон) — бог.
Составил М. Занд