О ПОЭТЕ И ЕГО КНИГЕ
Начну с воспоминания. В феврале 1950 года группа студентов Литературного института отправилась на экскурсию в Ленинград. Мы с утра до вечера ходили по городу, забирались на Исаакиевский собор, бродили по еще полупустынным в те годы залам музеев. И вдруг ударили тридцатиградусные морозы, да с балтийской сыростью, да с невским ветерком. Наша экипировка оказалась слишком легкой, и нам пришлось два или три дня совсем не выходить на улицу. В общежитии, где мы остановились, была библиотека. И вот я помню, в большой светлой комнате мы лежим поверх одеял на койках и читаем по очереди вслух старые маленькие сборнички — Тихонова, Саянова, Гитовича, и поновей — Шефнера, Чивилихина. Была среди них и книжка Владимира Лифшица. Я тогда всерьез открыл его для себя. Запомнились написанные со свойственной ему самоиронией строки о том, как когда-то, юнцом, он вез свою первую рукопись из Сибири в Ленинград:
Эти стихи произвели на всех нас немалое впечатление: война давалась в плане пересмотра собственной работы и истинной значимости художественных оценок.
Разумеется, я и до этого знал Владимира Лифшица, и прежде всего по его главному стихотворению. Ведь у каждого настоящего художника, в том числе и поэта, обязательно должно быть произведение, одно упоминание которого сразу создает представление о его облике, о его творчестве в целом. Вот и у Лифшица тоже есть такое стихотворение, оно тут же приходит на память — «Баллада о черством куске». Оно — обязательный участник послевоенных антологий. Это стихотворение о ленинградской блокадной зиме, о стойкости, верности и любви. Именно по нему с достоинством равняются все остальные, даже написанные задолго до его появления. Так бывает. Я подумал об этом еще той далекой студенческой порой, в морозные каникулы. Поэт Владимир Лифшиц так и остался для меня связанным с молодостью, с зимой, с Ленинградом.
Это ощущение оказалось верным и в более широком плане. Владимир Александрович Лифшиц родился в 1913 году. Детство и юность провел в Ленинграде. Начал печататься в 1934-м. На войну уезжать не пришлось, — он провел ее здесь же. В 1941-м записался в Народное ополчение, был политруком пулеметной роты в 1-й Кировской дивизии, участвовал в боях, позднее служил в армейской газете «Боевая красноармейская». В 1944 году вновь стал строевым политработником, заместителем командира стрелкового батальона, принимал участие в окончательной ликвидации блокады Ленинграда, был ранен. Немало стоит за этими биографическими данными: жизнь, судьба — не только своя, но и своей Родины.
За сорок лет работы Владимир Лифшиц выпустил полтора десятка стихотворных книг. И через все его книги, через всю его жизнь, как сквозное ранение, проходит одна тема — война. Это ощущается даже в его довоенных стихах. В них есть нечто характерное и общее для большинства молодых стихотворцев той поры: наивность, некоторая восторженность, зримые приметы времени и легкий привкус литературности. Все четко, рельефно. Добродушно, часто шутливо. (Замечу в скобках, что склонность к юмору с годами еще усилилась и укрепилась, став одной из заметных сторон дарования поэта.) Изящно, иногда чуть грустно. И все-таки стихи эти интересны прежде всего тем, что это не столько довоенные, сколько предвоенные стихи. Революция 1905 года, и Октябрь, и Гражданская, и уже Испания — все это, накладываясь на мирную жизнь, создает ощущение предгрозовой тревожности, предчувствия.
И вот — война. Военная лирика Лифшица сразу становится куда более зрелой, конкретной и достоверной не только по внешним признакам, но и психологически — жизнь, быт, подробности войны. Стихи его сдержанны, человечны. Война оказалась для него испытанием во всех смыслах — истинным мерилом жизни в различных сферах.
Поэт умеет сказать — резко, сильно, точно. Вот он повествует о том, как шли к Ленинграду эшелоны с продовольствием и боеприпасами, и на каждом вагоне было написано мелом: «Привет ленинградцам!» Далее автор объясняет — из каких мест везли все это, и заключает:
Замечательно сказано!
В этой книге читатель найдет впечатления от путешествии, философскую лирику, стихи для детей. Однако главными и, не побоюсь утверждать, лучшими стихами, родившимися и в грозную годину, и десятилетия спустя, являются стихи о войне, о личном, кровном участии в ней поэта. Вновь переносясь в то суровое, горькое, мужественное время, он восклицает:
Это прекрасное ощущение не напрасно прожитой жизни, боевой молодости.
Помимо стихотворных книг, Владимир Лифшиц — автор нескольких повестей и рассказов, многочисленных книжек и пьес для детей. Нельзя не упомянуть и о том, что он широко известен также как поэт-юморист, пародист и сатирик.
Книга Владимира Лифшица оставляет впечатление цельности и достоинства ее лирического героя, чистоты помыслов, доброты и человечности.
Константин Ваншенкин
СТИХИ
(Из двенадцати книг)
1934–1940
СТОЛ
1934
ВСТУПЛЕНИЕ
1935
ВЕСНА
1935
БОКС
1935
ОТЛИВ
1935
РОСТОВ, 1918
1935
КОМАНДИРОВКА В ЕНИСЕЙСК
1936
СЕВАСТОПОЛЬ
1936
ОКРАИНА
1936
1905 ГОД
1936
ШАРМАНКА
1936
ДОЖДЬ В ГОРАХ
1937
МАГНИТНАЯ БУРЯ
1937
ГРОМ
1937
ЗДЕСЬ БЫЛ БОЙ
1937
БАЛЛАДА О БЛОКНОТЕ
1937
ВАСИЛЬЕВСКИЙ ОСТРОВ
1939
MOPE
1939
ЗАРЯ
1939
АЛЫЕ ПАРУСА
1940
ОДИН ИЗ МНОГИХ
(С английского)
1940
ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК
1940
1941–1945
НАЧАЛО
1941
МАЛЬЧИКАМ, ДУМАЮЩИМ ПРО ВОЙНУ
Памяти Алексея Лебедева
1941
СТОЛБЫ
1942
ПРОТИВОТАНКОВЫЙ РОВ
1942
«Мне снилась дальняя сторонушка…»
Ирине
1942
БАЛЛАДА О СТАРОМ СЛЕСАРЕ
1942
БАЛЛАДА О ЧЕРСТВОМ КУСКЕ
1942
КРУЖКА
Александру Гитовичу
1943
«Меня на фронт не провожали…»
1943
«В укрытье!..»
1943
МОРО3
1943
«Из тылов к передовой…»
1943
МАЙ
1943
САД
1943
ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ СТАТУЯ
1943
ПАРТИЗАН
1944
ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА
1944
РОЩА
1944
«Мимо дымных застав…»
1944
«Огнем озарился ночной Ленинград…»
1944
КОРАБЛИК НАД ГОРОДОМ
1945
ФОТОГРАФ
1945
«Я вас хочу предостеречь…»
1945
1946–1956
ПОГИБШЕМУ ДРУГУ
1946
«Вот карточка…»
1946
ДОМОЙ
1946
ЛЮБА
1946
КОБОНЫ
1946
АПРЕЛЬ
1946
НЕМЕЦКИЙ ТАНК
1946
МЦXЕТА
1947
ХЕВСУРСКОЕ СЕЛЕНЬЕ
1947
МАША
1952
«Весенние ветры подули…»
1952
СТАРОСТЬ
1952
«Был майский день…»
1952
КОГДА-НИБУДЬ
1952
ЯСНАЯ ПОЛЯНА
1954
«Вы мне напомнили о том…»
И. Н. Л.
1955
ПОТЕРИ
1956
АИСТ
1956
1957–1967
БЫЛ ДО ВОЙНЫ У НАС АКТЕР
1957
ПЛЕВНА
1958
ОХОТНИЧИЙ ДОМИК
1958
СЛИВЕН
1958
ГОД ДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ
1958
БАНАЛЬНАЯ БАЛЛАДА
1959
ПАЕК
1960
ПЕРЕШЕЕК
1960
"Мне солдатские снились котомки…"
Анатолию Чивилихину
1961
САКЛИ
1963
ЗООПАРК
1965
СВЕРЧОК
1966
АЭРОПОРТ
1966
«В бело-розовом кипенье…»
1966
«О, разреши мне возвратиться…»
1966
ТРЕТЬЕ ПРОЩАНИЕ
Александру Гитовичу
1966
СНЕГ
М. Л. Галлаю
1967
ДАТСКАЯ ЛЕГЕНДА
1967
МЕСТО ДУЭЛИ
Г. Г. Нисскому
1967
АРАРАТ
1967
ОРЁЛ
1967
СТАНСЫ
1967
1968–1975
УЛАНОВА
1968
«На предвоенного…»
1969
«Дайте вновь оказаться…»
1969
«Мне говорили: может, гладь озерная…»
И. С. Соколову-Микитову
1969
«Кто-то скажет, пожалуй…»
1969
АФИШИ
1969
ШЕРБУРСКИЕ ЗОНТИКИ
1970
«Под шестьдесят. И смех и грех…»
1970
«Когда корабль от пристани отчалит…»
1970
«Я сторонюсь влиятельных друзей…»
1970
«Не ждите от поэта откровений…»
1970
ПОЛИЦАЙ
1970
ЗИМНИЙ ДЕНЬ
1970
«АСТОРИЯ»
1970
ВАЛЬС
1971
АВСТРИЯК
1971
СОСНЫ
1972
СТАРЫЙ БОКСЕР
1973
ГРУСТНАЯ ШУТКА
1973
СЛОВА
1973
«Пробудился лес в прохладном трепете…»
1974
ТОЙ НОЧЬЮ
Война гуляет по России,
А мы такие молодые…
Д. Самойлов
1974
СПУТНИЦА
Федя сел писать, а меня послал за сахаром и чаем, который у нас весь вышел…
Из женевского дневника А.Г. Достоевской (Сниткиной)
1975
УЛИЦА АРТЕМА В КИЕВЕ
1975
РАЗЛУЧАЮТ
Забывают, забывают,
Словно сван забивают…
В. Шефнер
1975
МАСТЕР
1975
СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ТОВАРИЩИ
1948
КАК Я НАУЧИЛСЯ ПЛАВАТЬ
1950
ПРИЗВАНИЕ
1954
МОИ ИНСТРУМЕНТЫ
1957
ДРУГ
1959
НОЧНОЙ ПОЛЁТ
1963
ТИМОША
1963
МЕДВЕДИ И МЕСЯЦ
1964
СТРАННЫЙ КОТ
1965
ЖЕРЕБЕНОК
1965
ГРОЗА
1970
ДВЕ СТАРУШКИ И АНЗОР
1970
ВО ЧТО ИГРАЮТ СТАРУШКИ
1970
ЗАМОК НА ЗАМКЕ
1972
ОБЖОРА
1972
МУДРЕЦЫ И КОРОЛЬ
1972
ОГОНЬ
1974