Предисловие
В настоящем томе представлена переписка Матери с шестью учениками, проживавшими в Ашраме Шри Ауробиндо. Вошедшие в издание письма охватывают период времени с 1932 по 1973 год и дают возможность читателю познакомиться с жизнью Ашрама и получить представление о том, как Мать через обычные занятия повседневной жизни наставляла своих учеников и вела их к жизни духовной. Ученики значительно отличались друг от друга как по возрасту (от 17 до 70 лет), так и по складу характера и мышления. И хотя в переписке затрагивается главным образом проблема правильного отношения и позиции в духовной жизни учеников на примере ежедневной работы и занятий в Ашраме, вопросы, с которыми они обращаются к Матери, не похожи один на другой и охватывают самый широкий круг тем. Столь разнообразный спектр обсуждаемых в переписке вопросов дает возможность всем читателям, интересующимся проблемами духовных поисков, почерпнуть для себя много полезного и интересного, проводя параллели со своим собственным опытом, независимо от уровня внутреннего и духовного развития.
В предлагаемой переписке Мать предстает перед читателем, с одной стороны, как любящая и заботливая мать, опекающая своих детей в их повседневной жизни, а с другой – раскрывается как Божественная Мать, ведущая своих учеников от мрака неведения к Свету Истины.
Мать – 1954 г.
Биографическая справка
Мать – Мирра Альфасса – родилась в Париже 21 февраля 1878 года. Ее отец был крупным банкиром, выходцем из Турции, а мать происходила из знатной египетской семьи. Начальное образование Мирра получила дома. Уже в раннем детстве у нее проявилась склонность к художественному творчеству: она прекрасно рисовала, играла на фортепьяно и делала успехи на литературном поприще.
По поводу своего раннего духовного продвижения Мать писала: «В возрасте между одиннадцатью и тринадцатью годами целый ряд духовных опытов и переживаний не только открыл для меня существование Бога, но также заставил осознать возможность соединения человека с Всевышним и всесторонней реализации Его в жизни божественной».
В 1906 году Мирра отправилась в Алжир, где провела два года, изучая оккультизм. По возвращении в Париж вокруг нее сформировалась группа людей, занятых духовными поисками; им она передавала свои знания, обогащая при этом и собственный духовный опыт. В 1914 году Мирра побывала в Пондичери, на юге Индии, где встретила Шри Ауробиндо, которого признала своим духовным наставником, направлявшим ее внутреннее развитие в течение многих лет. Мирра пробыла в Индии около года и затем вернулась в Париж. В 1920 году она снова приехала в Пондичери и осталась там навсегда.
Постепенно вокруг Шри Ауробиндо и Мирры собралась небольшая группа учеников, которая продолжала расти и впоследствии превратилась в Ашрам Шри Ауробиндо. В ноябре 1926 года Шри Ауробиндо полностью вверил Мирре материальное и духовное попечительство над Ашрамом, и с этого момента ее стали называть Матерью. Почти полвека Мать руководила Ашрамом, и за это время он вырос в огромную общину. К моменту, когда Шри Ауробиндо покинул этот мир в 1950 году, община насчитывала около тысячи членов. В 1951 году Мать создала школу, которая затем превратилась в Международный центр образования Шри Ауробиндо. В 1968 году недалеко от Пондичери Мать основала международный город Ауровиль, сегодня город насчитывает около 1200 жителей – представителей всех народов земли, стремящихся воплотить мечту Шри Ауробиндо о Человеческом Единстве.
Достижения Матери не исчерпываются практическим воплощением в жизнь учения Шри Ауробиндо. Создание Ашрама и Ауровиля – это лишь одна сторона ее великой работы. Она была также первопроходцем в области духовного опыта и оккультной практики; ей удалось освоить и описать такие уровни сознания, о существовании которых люди не догадывались раньше. Ее литературное наследие насчитывает 17 томов и представляет уникальное практическое руководство для тех, кто занят духовными поисками в повседневной жизни. Комментарии Матери к работам Шри Ауробиндо, ее статьи, беседы и письма образуют своего рода мост, перекинутый от философского видения и учения Шри Ауробиндо к проблемам обыденной жизни, озаренной духовным Светом.
Мать покинула свое физическое тело 17 ноября 1973 года. Главный итог ее жизни можно описать следующей строкой из поэмы Шри Ауробиндо «Савитри»:
Первая Серия
Ученику, вступившему в Ашрам Шри Ауробиндо в 1931, в возрасте тридцати одного года. Он работал в Строительной Службе[1] до середины 40-х годов, а затем возглавил Мебельную Службу, которой руководил вплоть до своего «ухода» в 1970 г.
Шри Ауробиндо, Мать,
даруйте нам свою помощь в нашем стремлении понять ваше учение.
1942 г.
1. Молитва:
«Шри Ауробиндо, Мать, даруйте нам свою помощь в нашем стремлении понять ваше учение».
2. Чтение книги Шри Ауробиндо[2].
3. Минута молчания.
4. Любой из слушавших может задать один вопрос по прочитанному материалу.
5. Ответ на вопрос.
6. Никаких общих дискуссий.
Это не собрание группы, а просто урок по изучению книг Шри Ауробиндо.
31 октября 1942 г.
Мать,
на нашем курсе по «Синтезу йоги» возник вопрос о психическом существе. В одной из глав «Жизни Божественной» – «Двойная душа в человеке» – Шри Ауробиндо говорит сначала о психической сущности, которая «есть Свидетель и Руководитель, скрытый Наставник, Даймон Сократа» и т. д. Затем он говорит об этой же сущности, принимающей в нас форму психической Личности, под которой Он явно подразумевает психическое существо, которое, по Его словам, растет и развивается, «являясь путешественником между рождением и смертью».
В таком случае мы обладаем психической сущностью, которая проецирует из себя в Природе психическое существо, а их местопребыванием является сокровенное сердце человека.
Но где же тогда Божественное, которое, как сказано в «Гите» и Упанишадах, пребывает в качестве Владыки в сердцах людей?
Подразумевается ли здесь психическая сущность или Имманентное Божество? Можно ли назвать психическую сущность Индивидуальным Божеством?
Только ли психическое существо эволюционирует, и только ли психическая сущность незримо поддерживает эту эволюцию?
В учении Шри Ауробиндо нет никаких подобных жестких разграничений. Психическое существо и психическая сущность – это одно и то же явление, рассматриваемое с различных точек зрения. Оно не является имманентным Божеством, но как бы включает Его в себя.
Благословения.
6 июля 1943 г.
Мать,
вчера на уроке поэзии я говорил о цели, которую мы поставили перед собой в изучении поэзии: восприятие и наслаждение божественной Красотой и Восторгом, которые пронизывают вселенную. Я сказал, что поскольку наша йога охватывает всю жизнь, мы признаем абсолютно истинное самовыражение духа жизни в поэзии. Мы могли бы назвать всю сферу поэтического творчества в целом союзом свободных, ничем не связанных поклонников Божественной Красоты и искателей божественного Восторга.
Позже, в этот же день, Х сказал мне, что Y не нравятся любовные стихи, и поэтому он возмущался моими соображениями по этому поводу несколько дней назад. Вчера он опять расстроился по этому поводу. У него очень узкие и жесткие взгляды, и он чрезвычайно нетерпим к чужому мнению.
Я думаю, при изучении поэзии лучше не придавать слишком большого значения человеческой стороне любви, поскольку это не помогает садхане, а некоторым, определенно, вредит.
Мои благословения.
13 июля 1943 г.
Мать,
могу ли я сказать классу о Вашем желании относительно того, что мы должны ограничиться, насколько это возможно, только изучением работ Шри Ауробиндо и оставить всякое сравнительное изучение как философии, так и поэзии, поскольку это ведет к нарушению чистоты Его учения на бессознательном уровне?
Конечно, ты можешь сказать им это.
Моя любовь и благословения.
3 ноября 1943 г.
Мать,
я истолковал «Солнечные плоды бессмертного Вина» как «лучи света бессмертного сознания, которые рождают розово-красное вино Любви под ногами Танцора Времени.» Но были некоторые разногласия относительно моего понимания…
Для меня поэзия вне философии и толкований.
7 декабря 1943 г.
Мать,
кажется, Z проявляет особый интерес к Самадхи и его различным формам. На следующем уроке по «Синтезу йоги» при разборе глав по хатха-йоге и раджа-йоге, я попытаюсь с Вашего одобрения и благословения объяснить, какие бывают виды Самадхи и как мы можем использовать Самадхи в нашей йоге.
В нашей йоге абсолютно никак.
18 января 1944 г.
Мать,
кажется, Ваше молчание должно означать, что Вы не одобрили мое предложение о сокращении дней моего пранама. Поэтому я буду продолжать, как и раньше, два раза в неделю и умоляю Вас простить меня за то, что я предложил это.
Все хорошо – твое предложение исходило из добрых чувств, но поскольку положение остается прежним (около 120 человек приходит каждый вечер), одним больше или меньше – не большая разница.
С моей любовью и благословениями.
12 декабря 1944 г.
Мать,
можно ли сказать, что дальнейшая эволюция возможна даже после полного нисхождения Супраментала? Или можно сказать, что после полного проявления Супраментала здесь возможен лишь бесконечный прогресс, но не дальнейшая эволюция?
Бесконечный прогресс – это очевидный факт; что же касается того, будет ли или нет происходить дальнейшая эволюция, то это ментальная спекуляция.
Моя любовь и благословения.
27 февраля 1945 г.
Мать,
могу ли я иногда использовать цитаты других поэтов и философов с целью достижения большей доходчивости? Я полагаю, что удачная цитата сразу освещает нужную тему и расставляет все по своим местам.
По своему опыту могу сказать, что цитирование чужих мыслей скорее вносит путаницу, чем прояснение.
Моя любовь и благословения.
11 декабря 1945 г.
Мать,
несколько дней назад Х показал мне перевод на хинди «Мыслей и замечаний». Я обнаружил в переводе некоторые грубые ошибки. Нельзя ли прежде чем печатать переводы, сделанные Y и Z, отдавать их сначала на проверку Z?
А как же «amour-propre»[3]?.. Очень трудно заставить людей понять, что они делают ошибки.
18 июня 1946 г.
Возлюбленная Мать,
вчера Вы сказали, что на нашем курсе по «Синтезу йоги» бесполезно и даже глупо комментировать сочинения Шри Ауробиндо. Вот уже много лет я совершаю эту глупость в своих классах. Могу ли я просить Вашего позволения прекратить это?
Многие люди, обладающие леностью мышления, рады слушать толкования книг Шри Ауробиндо, потому что у них появляется ощущение, что они так лучше понимают. Вот почему я не вмешивалась. В действительности для них лучше слушать чтения и проявлять хоть какой-то интерес к ним, чем совсем не соприкасаться с сочинениями Шри Ауробиндо.
Поэтому ты должен продолжать этот курс, но что касается комментариев, то помни, что они не могут не быть неадекватными и что подлинный текст далеко превосходит все, что ты можешь сказать о нем.
С моими благословениями.
11 ноября 1947 г.
(Оставшиеся письма были написаны, когда ученику было уже за шестьдесят и он возглавлял Мебельную Службу).
Возлюбленная Мать,
представляю на Ваше рассмотрение следующее предложение.
Мы готовы выставить в Обществе Честности некоторые предметы мебели с указанными ценами, чтобы покупатели могли их видеть. Наша мебель прочна и красива, а цены приемлемы. Х полностью согласен. Мы дадим ему пять процентов.
Но возможно ли будет снабжать всем необходимым Ашрам и в то же время производить достаточно мебели для продажи? Нужды Ашрама должны быть на первом месте.
Благословения.
12 марта 1964 г.
Возлюбленная Мать,
я был у доктора Y. Он рассержен на меня, потому что Z сказал ему, что Мать разрешила поставить стол, стул, вешалку для одежды и кровать для каждого пациента. Интересно, как Z может утверждать подобное, если Вы никогда этого не говорили.
Как бы то ни было, для того чтобы прекратить эту ненужную суету, я спросил его, сколько пациентов может разместить Госпиталь. Он сказал, что десять. Поэтому если Вы разрешите, я дам ему десять столов, стульев, кроватей и вешалок для одежды – тогда у него не будет причины для жалоб.
Да, мы живем в мире лжи. Ради сохранения покоя лучше не обращать внимания.
Мои благословения.
14 июля 1964 г.
Возлюбленная Мать,
время от времени мне попадаются статьи на бенгали и хинди, в которых искажается учение Шри Ауробиндо. Неужели ничего нельзя сделать, чтобы прекратить подобные вещи?
Конечно, такие случаи печальны и являются частью целой серии событий, происходящих в Ашраме, потому что каждый, кажется, беспрепятственно делает только то, что ему нравится. Искренность и честность сознания, к сожалению, отсутствуют.
Мои благословения.
30 июля 1964 г.
Возлюбленная Мать,
я очень устаю последние дни, и у меня болит печень. Возможно, это происходит из-за моей собственной глупости. Я полагал, что чем больше работы и упражнений я выполняю, тем лучше буду себя чувствовать. Поэтому я совершал длительные прогулки. Результат таков, что теперь даже обычный разговор для меня утомителен, а самое лёгкое упражнение отнимает у меня много сил.
Возлюбленная Мать, я буду очень рад, если у Вас найдется для меня какой-то совет по этому поводу.
Разум всегда склонен навязывать телу свои правила. Но эти правила бывают далеки от божественной мудрости, и поэтому тело страдает.
Сейчас ты должен дать телу необходимый ему отдых, с тем чтобы восстановить утраченное им равновесие.
С моими благословениями.
21 августа 1964 г.
Возлюбленная Мать,
в Ваших беседах за 1930-31 гг. Вы говорите о психическом присутствии и психическом существе: «Психическое существо достигает своего расцвета, своей полной реализации, только когда оно объединяется с существом или сущностью свыше».[4] Возлюбленная мать, я не понял эту фразу. Вы имеете в виду Дживатмана? Если нет, то что Вы подразумеваете под «существом или сущностью свыше»?
Я написала «существо свыше» с целью избежать конкретизации, поскольку возможны разные варианты – от «вибхути» бога из сферы Сверхразума до супраментального существа или даже непосредственной эманации Всевышнего (Аватара).
Благословения.
29 октября 1964 г.
Возлюбленная Мать,
могу ли я попросить Вас дать мне книгу Сатпрема «Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания»? Я не решался просить об этом, поскольку книга дорогая, но думаю, что она будет мне полезна не только в моей теперешней работе, но и впоследствии, если мне понадобятся цитаты из нее.
Ты знаешь французский, поэтому, несомненно, лучше читать книгу в подлиннике, чем в переводе. Посылаю тебе эту книгу на французском на тот случай, если у тебя ее нет.
Мои благословения.
26 декабря 1964 г.
Возлюбленная Мать,
как я уже говорил Вам, у Х нет никакого желания работать. Вы просили его работать по восемь часов в день, но он сказал, что будет работать лишь по четыре часа. Постепенно он сократил и эти часы и теперь забросил почти всю работу. Но мы не можем обойтись без него, если не найдем кого-то для замены. Между тем, я надеюсь, что с Вашей Милостью он почувствует, что должен работать с большей искренностью.
Наделить искренностью того, кто лишен ее вовсе, намного труднее, чем вылечить мертвого.
Благословения.
30 января 1965 г.
Возлюбленная Мать,
около двух лет тому назад у Y развилось косоглазие. В течение последнего года или больше он пользуется очками, но болезнь усиливается. Сейчас ему предложена операция. Каким будет ваше решение?
Я не могу решать проблемы такого рода; но я даю свои благословения специалистам, чтобы они приняли правильное решение.
Благословения.
25 февраля 1965 г.
Возлюбленная Мать,
прилагаю письмо, полученное мною вчера от Z. Взгляните, пожалуйста, на абзац, отмеченный мною. Он говорит, что напишет Вам. Я молюсь, Возлюбленная Мать, о том, чтобы Ваша Воля могла направлять его решение и чтобы он не позволил своему самонадеянному разуму вводить себя в заблуждение.
Все зависит от того, что он подразумевает под «божественно направленным». После его первого визита я написала ему, что с материальной точки зрения Ашрам нуждается в полной реорганизации и что он мог бы помочь мне в этом. Но это было бы возможно только в том случае, если бы он смог привезти с собой из Америки деньги в качестве пожертвования или беспроцентной ссуды сроком на 25 лет. Я говорила о сумме в 10 кроров[5] рупий.
Он всегда считал это невыполнимым условием, и все же другого условия быть не может. Иначе никак нельзя.
Мои благословения.
P.S. На сегодняшний день суммы в 10 кроров будет мало, поскольку мы добавили еще Ауровильский проект, который один требует по меньшей мере 50 кроров.
Без денег ничего нельзя изменить в нашей теперешней работе.
27 мая 1965 г.
Возлюбленная Мать,
как я сообщал Вам несколько дней назад, Х не желает больше работать. Он уклоняется от всякой работы и лишь немного занят бухгалтерской работой, но даже в этой работе он делает множество ошибок. Возлюбленная Мать, могу ли я покорно просить Вас дать распоряжение, чтобы он работал шесть часов в день и не уходил с работы по утрам, в то время, как я только поднимаюсь по лестнице?
Это странно: вместо того, чтобы с головой погрузиться в Вашу работу, люди все больше уклоняются от нее. Работы в подразделениях становится все больше, и везде – беспорядок. Только Ваша Милость может преодолеть нашу лень и неискренность и привести этот хаос к порядку. Я молюсь о вмешательстве Вашей Милости!
Неискренность – это, кажется, неизлечимый порок, который сводит на нет все проявления божественной Милости в человеческом существе. Именно неискренность делает необходимым неистовое вторжение Кали в этот мир.
Я не могу даже отдавать приказы неискреннему человеку, потому что он отреагирует лицемерно на мои приказы, что еще больше усилит мрак, в котором он пребывает.
Надо либо не иметь ничего общего с неискренними людьми, либо принимать их такими, какие они есть.
Благословения.
2 июня 1965 г.
Возлюбленная Мать,
доктор Y, гомеопат, написал: «Благодаря милости Матери процветает мой бизнес в только что открытой амбулатории». Это означает, что Вашей Милостью увеличилось количество больных, и доктор радуется этому. Это удивляет и забавляет меня.
К счастью, для него эта фраза является лишь выражением вежливости и ничего больше в себе не несет. Точно так же люди говорят: «Слава Богу», не вкладывая в это никакого реального смысла.
Благословения.
5 августа 1965 г.
Возлюбленная Мать,
я нахожу, что электромассаж, который делал мне Z, ослабил мой и без того слабый и болезненный желудок, и в результате я чувствую себя еще хуже, чем раньше. Если Вы согласны, я бы хотел прекратить это лечение. Я все больше чувствую, что ничто, кроме Вашей Милости, не способно полностью исцелить меня, и я вверяю себя вашей воле. Если я буду любить Вас и верить Вам, то уверен, что Вы преобразите мое физическое тело.
Это верно; если лечение тебе не подходит, нужно его прекратить.
Действительно, трансформация под силу только божественной силе; но в сложившихся на земле условиях этот процесс занимает уйму времени, и наша вера должна быть очень стойкой.
Благословения.
30 августа 1965 г.
Возлюбленная Мать,
в условиях войны[6] и суровых условий, которые неизбежно складываются, не хотите ли Вы, чтобы мы проявляли экономию в снабжении Ашрама мебелью? Мы могли бы сократить непомерные требования и в то же время проявлять экономию ввиду теперешнего положения.
Да, во всяком случае с «непомерными требованиями» необходимо покончить, так как они здесь совершенно неуместны.
Благословения.
22 сентября 1965 г.
Возлюбленная Мать,
в течение последних трех дней я применяю натуропатическое лечение Х, и по его совету наполовину сократил потребление молока и питьевой воды. С Вашего одобрения я бы хотел продолжать это лечение в течение некоторого времени.
Не советую тебе сокращать потребление молока, потому что ты и без того ешь слишком мало, а когда человек ест все меньше, его потребность в пище сокращается, что ведет к утрате жизнеспособности.
Возлюбленная Мать, я уверен, что мой недуг совсем пройдет к концу этого года. Если Вы не против, я продолжу натуропатическое лечение, в противном случае я прекращу его. Я полностью вверяю себя Вашей Силе.
Продолжай натуропатическое лечение, поскольку ты находишь его полезным, и пусть твоя вера будет живой и непоколебимой, потому что она необходима для твоего исцеления.
Благословения.
2 октября 1965 г.
Возлюбленная Мать,
раньше я, бывало, пил молоко трижды в день – утром, днем и вечером. Но Х и Y сказали мне, что днем лучше употреблять пахту, так как это легче для пищеварения и полезнее при слабом организме. Вот почему вместо молока днем я пью пахту.
Но все эти рекомендации не имеют значения. Я сделаю то, что Вы мне велите, Возлюбленная Мать.
Пахта превосходна, и ты можешь продолжать пить ее. Моя мысль заключалась только в том, что ты не должен морить себя голодом, но получать необходимое питание.
Благословения.
3 октября 1965 г.
Возлюбленная Мать,
в своем последнем письме Z пишет: «Я не получил ответа от Матери на свои последние два письма». Не думаете ли Вы, что письма могли потеряться? Что мне ему ответить, Возлюбленная Мать?
Ответь ему следующее: «Я получила и прочитала оба его письма. Ответ был дан ему немедленно на ментальном уровне. Он его получает всякий раз, когда его мысли приходят ко мне. Необходимо, чтобы этот способ ментального общения стал частью его садханы и достиг определенного совершенства. Однако я также намереваюсь писать ему, когда нужно будет проинформировать его физически о том, чего я от него хочу.
Он должен продолжать готовить себя и совершенствовать свое развитие с тем, чтобы быть в состоянии выполнить то, что необходимо.
Мои благословения с ним».
Ты можешь перевести это и послать ему.
Благословения.
18 октября 1965 г.
Возлюбленная Мать,
Х отказался подготовить новые инвентарные книги на следующий год. Y тоже не хочет и не может ничего делать. Он совершенно непригоден ни для какой работы. Я сообщаю Вам об этом, чтобы исправить положение с помощью Вашей милости.
Боюсь, что божественная Милость не влияет на лентяев.
Благословения.
10 декабря 1965 г.
Возлюбленная Мать,
как Вы мне велели, я каждое утро пью молоко и съедаю яйцо всмятку. Завтра утром около 6:30 я съем яйцо, которое Вы мне прислали сегодня.
Я узнал еще один рецепт: разбить сырое яйцо в молоко без предварительного кипячения в воде и выпить.
Какой из этих двух рецептов, по Вашему мнению, больше подходит мне? Могу ли я сегодня развести в молоке вчерашнее яйцо? Будет ли это легче для пищеварения?
Яйца лучше всего усваиваются в сыром виде.
Чем больше их варят, тем они тяжелее для пищеварения. Если ты хранишь яйцо в холодном месте, то можешь прекрасно использовать его на следующий день, тщательно смешав с молоком и слегка подсластив, если хочешь.
Благословения.
28 января 1966 г.
Возлюбленная Мать,
все заключения врачей я предлагаю Вам, чтобы Ваша Милость могла воздействовать на мои недуги, но я не беспокоюсь о том, что происходит с моим телом. Мое тело является Вашим инструментом, и Вы одна знаете, как освободить его от всех болезней и преобразить его.
Что касается моего внутреннего существа, то оно тонет в Вашей любви и наполнено ею. Ваша любовь – это моя жизнь, моя единственная опора, мой покой и моя радость.
Храни свою веру непоколебимой и пребывай в океане вечной любви. Это единственная Реальность.
Моя сила и мои благословения с тобой.
9 мая 1966 г.
Возлюбленная Мать,
вчера утром приходил доктор Z, чтобы осмотреть меня. Он говорит, что я должен есть больше питательной пищи. Он говорит, что пока я не буду есть твердую питательную пищу, эту болезнь нельзя будет излечить. Желудок будет сопротивляться, но он должен приспособиться.
Последнее время я все хочу сказать тебе, что ты должен есть больше и употреблять более питательную пищу.
Это необходимо, чтобы укрепить твое тело; когда ты станешь сильнее, процесс питания будет проходить легче.
Благословения.
20 мая 1966 г.
Возлюбленная Мать,
молю Вас освободить меня от этой бессонницы, которая беспокоит меня в течение последних двадцати пяти или более лет. Прошлой ночью я спал только один час, а последние ночей двадцать я почти не спал вообще. Доктор Z говорит, что против этого недуга не существует другого лекарства, кроме снотворных таблеток. Но несколько лет тому назад Вы не велели мне принимать снотворного.
Единственное средство от бессонницы – это умение достигать ментального безмолвия по своему желанию. Достигнув внутреннего безмолвия, ты должен полностью расслабить свое тело, удобно растянувшись на кровати; затем ты уходишь вглубь себя, пока не достигнешь совершенного ментального безмолвия и не войдешь в состояние, которое чем-то похоже на очень глубокий сон. Если ты сможешь делать это по своему желанию регулярно каждый вечер, ты сможешь обойтись без сна.
Если же нет, тебе необходимо подготовиться к приему снотворного.
Благословения.
30 мая 1966 г.
Возлюбленная Мать,
как только Вы указали мне на то, что состояние моего сердца все ухудшается, я прекратил принимать свое лекарство, подумав: «Я буду принимать только то, что велит мне Мать». Но если Вы хотите, чтобы я совсем не принимал никакого лекарства и открыл себя исключительно Вашему Всемогуществу, я охотно это сделаю.
Тело нуждается в лечении с помощью физических, но просветленных средств.
Благословения.
1968 или 1969 г.
Возлюбленная Мать,
я горячо молю Вас освободить меня от этого болезненного состояния и сделать так, чтобы все мое существо совершенствовалось. Вы знаете, что единственным устремлением моей души является любовь к Вам и служение Вам. Дайте мне физических сил, чтобы я мог служить Вам.
Ты был и продолжаешь оставаться преданным мне служителем. Не беспокойся: если твое тело больше не пригодно для физической работы, используй все время, что есть в твоем распоряжении, на развитие своего внутреннего сознания и сознательного соединения с Божественным.
Чтение, медитация, духовное созерцание, самоотдача в безмолвии и концентрации Божественному, которое всегда слышит и направляет тебя.
Благословения.
1968 или 1969 г.
Возлюбленная Мать,
я работал с Х вплоть до 23-го числа, но мое головокружение стало столь сильным, что я не рискнул выходить из дома. Моё кровяное давление упало до 96/70, по словам доктора Y, приходившего сегодня утром.
Возлюбленная Мать, если можно, освободите меня от этого мрака и страдания. Если же это невозможно, дайте мне, пожалуйста, ощутить в себе Ваше живое Присутствие, и я вынесу любое страдание.
Как только ты почувствуешь себя плохо, ты должен повторять следующее: «Господи, дай мне силу думать только о Тебе».
С моей любовью и благословениями.
25 марта 1969 г.
Мое дорогое дитя,
тебя не за что прощать, ты не сделал ничего плохого.
Когда я получила твое последнее письмо, я передала твою молитву о беспрепятственном проявлении Истины Всевышнему Господу.
Сохраняй покой и веру: все, что происходит, все на благо твоего психического существа; во внутреннем покое ты почувствуешь, что Господь с тобой, он ведет тебя через все суровые испытания.
Что касается работы, то я выясню, как можно устроить, чтобы ты был занят каким-то делом, не напрягая твое тело больше, чем оно может вынести.
Мои благословения всегда с тобой.
26 августа 1969 г.
Мое дорогое дитя,
я совсем не сержусь на тебя – наоборот, я нахожу в тебе много мужества и стойкости.
Но моя работа занимает все время, так что часто я не нахожу времени написать и строчки.
Лучше принимать снотворное, чем мучиться бессонницей по ночам и в результате страдать. Никогда не думай, что я недовольна тобой.
Моя сила, моя любовь и мои благословения всегда с тобой, чтобы ты мог быть мирным, спокойным и довольным.
22 января 1970 г.
Вторая Серия
Молодому ученику, вступившему в Ашрам Шри Ауробиндо в 1930 г. в возрасте 13 лет. После 8 лет обучения он работал сначала на строительстве Голконды (жилого квартала Ашрама) в качестве начальника плотницкого участка, а затем в зернохранилище и в столовой. В 1945 г. он стал учителем в недавно открывшейся школе Ашрама, сегодня работает в школьном секретариате. Этот ученик начал писать Матери в 15 лет.
Во время дневного сна я несознателен; если возникает какой-либо шум, я его не слышу. Но во время ночного сна я иногда сознателен и могу слышать чуть ли не все.
Хорошо ли не спать по ночам?
Нет, это не правильно. Необходим очень спокойный и глубокий сон. Кроме того, это не мешает тебе осознавать свои сновидения во время сна. Что же все-таки мешает тебе спать?
Ты обязательно должен рассказать мне все очень искренне и ничего не опасаясь. Если ты совершенно откровенно расскажешь мне все, ты станешь ближе ко мне.
8 декабря 1932 г.
Мать, я не знаю, что символизируют животные.[7] Например, лев…
Могущество.
олень…
Быстроту движений.
лебедь…
Душу.
птицы…
Некоторые птицы имеют символическое значение, но разные птицы обозначают разные вещи.
23 декабря 1932 г.
Я хочу знать, что символизирует слон, чье изображение Вы мне послали сегодня, а также попугай.
Попугай символизирует беглость речи, а слон – силу.
25 декабря 1932 г.
Собака на конверте означает повиновение.
31 декабря 1932 г.
Каково значение картинки, которую Вы послали мне сегодня утром?
Это тюлень – очень умное животное, которое можно обучить любым трюкам, даже жонглированию.
3 января 1933 г.
Что символизирует павлин?
Победу.
5 января 1933 г.
Что означает изображение кролика, которое Вы мне послали сегодня?
Это не кролик, а заяц, который символизирует осторожность.
6 января 1933 г.
Теперь я все понимаю. Я больше никогда не повторю этой ошибки. Я очень опечален случившимся. Отныне я буду сохранять покой и постараюсь не делать того, что Вам не нравится.
Это хорошо, дитя мое. Я верю тебе и знаю, что ты никогда нарочно не сделаешь того, что мне не нравится. Поэтому ты ни в коем случае не должен печалиться или думать о прошлом, думай только о том, как радостно больше не повторять этих ошибок в будущем.
И можешь быть уверен, что моя любовь всегда будет с тобой, чтобы помогать тебе совершать правильные поступки.
18 января 1933 г.
Думаю, что написанное мною вчера было дурно. Сейчас я сожалею о том, что написал.
Ты не должен жалеть. Всегда лучше быть искренним и открытым; это лучший способ исправлять свои ошибки.
24 января 1933 г.
Х говорит мне, что не будет шить для меня рубашки, только панджаби[8] . Теперь, после долгих споров, она говорит, что сошьет один панджаби и одну рубашку, но я хочу две цветные рубашки.
Ты был совершенно неправ, начав ссору. Я совсем не одобряю подобное поведение. Ты еще ребенок и должен уважать старших. Кроме того, это наихудший из всех возможные путей добиться чего-нибудь от кого-то.
Ты говоришь: «Я хочу рубашки»; это не метод разговора. По какому праву желание или предпочтение смеют навязывать себя таким путем?
Я разузнаю, в чем дело, и скажу тебе, что здесь можно сделать.
5 февраля 1933 г.
Я не ссорился с Х. Я не отвечал на ее вопросы, и я не настолько знаю французский, чтобы ссориться с ней.
Если ты не ссорился, то все в порядке. Ссориться – значит говорить друг другу неприятные вещи с намеренной жестокостью.
6 февраля 1933 г.
Северный олень на конверте – символ терпения.
15 февраля 1933 г.
(Об изображении голубя)
Посылаю тебе птицу с твоим именем: Мир.
16 февраля 1933 г.
Кошка означает восприимчивость.
21 февраля 1933 г.
Пеликан на конверте – символ преданности.
25 февраля 1933 г.
Я буду сопротивляться своему витальному существу, я буду с ним бороться, я одержу победу. Однажды я одержу победу над всеми темными силами. Ведь существует Божественная Милость, – так почему же я должен бояться?
Нет, ты не должен бояться. Ты должен сохранять абсолютную веру в Божественную Милость. Второе – это поддерживать свое тело в хорошем состоянии с помощью достаточно продолжительного сна – семь часов из двадцати четырех – и достаточного количества пищи.
2 марта 1933 г.
Вчера в полдень я читал книгу, а потом немного поспал. Я проснулся от внутреннего толчка и посмотрел на часы: было около часа. Занятия начинались в час. Таким образом, я мог идти. Было ли это Божественным – то, что меня разбудило?
Не обязательно. Какая-то область подсознательного всегда настороже, и наличия воли проснуться в определенное время вполне достаточно, чтобы вовремя разбудить тебя.
3 марта 1933 г.
Как можно превратить омраченное витальное существо в просветленное?
Путем предания его в руки Божественного, открытия его свету и ростом сознания.
4 марта 1933 г.
Прошлой ночью у меня возникла идея попытаться сохранять абсолютное молчание, не допуская даже смеха и размышлений. Думать только о Матери. Молиться Божественному.
«Не допуская смеха и размышлений» – это, пожалуй, заходит слишком далеко!
Я сказал себе: «Но почему бы не хранить молчание весь день? Я постараюсь сделать это».
Это уж слишком. Контроль над речью важнее, чем полное молчание. Лучше всего научиться говорить только то, что необходимо, выражая при этом свои мысли как можно более точно и правдиво.
5 марта 1933 г.
Иногда я становлюсь абсолютно спокойным. Я ни с кем не разговариваю, прогуливаюсь в одиночестве, думая о Божественном. Если кто-то заговаривает со мной и порой о чем-то ненужном, я ему не отвечаю. Правильно ли все время поддерживать такое состояние?
Это превосходное состояние, которое можно поддерживать без всякого вреда, но нужно это делать искренне. То есть это состояние должно быть никак не видимостью покоя, а действительно истинным и глубоким покоем, который сам по себе делает тебя молчаливым.
9 марта 1933 г.
(Об изображении на конверте) Это коза?
Это антилопа, символизирующая быстроту движения.
Коза – это «проворство».
9 марта 1933 г.[9]
(Об изображении нескольких свиней)
Конверт, который я тебе посылаю, означает темные движения витальности в природе.
15 марта 1933 г.
Я не знаю, что за чем следует. Например, что следует за Истиной?
За Истиной следует Истина и еще раз Истина!
23 марта 1933 г.
Ночью я хорошо сплю только после 11:00. Я встаю в 5:30, но просыпаюсь от 4:00 до 4:30.
Нехорошо валяться в постели после того, как ты проснулся; это усиливает тамас и скорее утомляет, чем дает отдых, а кроме того, лучше вставать сразу же, как только проснешься; тогда вечером ты захочешь спать и ляжешь пораньше. Часы сна до полуночи – лучшие и приносят самый хороший отдых.
25 марта 1933 г.
В истории о Прахладе ребенок был близок к смерти, но он думал только о Божественном, которое в его сознании заменило сжигавший его костер. Смерть превратилась в жизнь, в радость, и через эту трансформацию он осознал Божественный Свет. Означает ли эта история, что через Божественное или божественную помощь все трудное может стать легким и даже смерть может превратиться в жизнь?
Да, в нравственном отношении это правда, однажды она станет и физически правдой.
26 марта 1933 г.
Я хочу попросить у Вас две вещи, о которых я сейчас вспомнил. Напишите для меня: «Не читай рассказов для успокоения своего витального существа». И второе: «Не говори без необходимости для удовольствия витального существа».
Не трать время на чтение пустых и вредных вещей.
Не трать свою энергию на праздную болтовню.
28 марта 1933 г.
Что означает «сострадание»?
Сострадание – то же самое, что милосердие. Это жалость, преисполненная силой и добротой, жалость, которая прощает и исправляет, забывает все оскорбления и обиды и всегда желает всем самого наилучшего.
31 марта 1933 г.
Я наблюдаю за собой и не нахожу в себе каких-либо особых переживаний или сомнений, более того, я чувствую себя счастливым. Но иногда случается, что мое наблюдение не совсем верно.
Нужно достичь вершины мудрости, только тогда можно надеяться никогда не совершать ошибок. Всем вам предстоит еще сделать очень много для этого.
3 апреля 1933 г.
Y – хороший парень, в его характере есть прекрасные черты. Но я в нем нахожу одно плохое качество – это тщеславие.
Он еще очень молод – это у него пройдет. А разве у тебя совсем отсутствует тщеславие, чтобы ты мог упрекать в этом других?
3 апреля 1933 г.
(После описания сна, который толковал ученик) Я не написал в точности, что видел во сне, потому что это трудно описать.
Советую тебе быть очень аккуратным и точным, рассказывая только то, в чем ты абсолютно уверен. Очень легко приукрасить и преувеличить то, что ты видел во сне, и тогда он больше не имеет ни малейшей ценности.
10 апреля 1933 г.
Что означает эта картина, изображающая молодую девушку, положившую руку на спину льва? «С помощью божественного могущества все вражеские силы могут стать тихими и мирными», не так ли?
Лев – это символ силы и могущества. Лучше было бы сказать, что под контролем Божественной Воли сила – благотворна, тогда как без такого контроля она губит всех и становится ужасной.
10 апреля 1933 г.
(Об изображении нескольких охотников, которое ученик послал Матери)
Что за отвратительную картинку ты мне послал! Мужчины – чудовищно грубые, самые жестокие из всех живых созданий.
12 апреля 1933 г.
Божественное есть истинная, высшая цель нашей жизни. Мы обязаны исполнять божественную волю. Но что есть Божество и что такое божественная воля?
Это вещи, о которых невозможно говорить; они должны быть открыты каждым через свое собственное переживание.
13 апреля 1933 г.
Я верю в свою силу и убежден в своей способности выполнить любую работу.
Ты должен верить не в свои собственные силы, а в божественную силу, которая действует в тех, кто посвятил себя Божественному, и поддерживает их в работе.
Я верю, что способен выполнить любую работу. Я очень люблю много работать; поэтому, если Вы не возражаете, я бы хотел продолжать работать.
Повторяю: вера в себя не может увести тебя очень далеко, и несомненно, что рано или поздно ты почувствуешь противодействие и будешь вынужден остановиться.
Сначала создай в себе правильную внутреннюю позицию, то есть обрети основу, опору и спасение только в одном Божественном – тогда возможность утомления полностью исчезнет. А до тех пор лучше оставить прислуге по крайней мере часть работы, которой ты можешь руководить, если захочешь.
17 апреля 1933 г.
После окончания работы по считыванию показаний счетчиков[10] я чувствовал себя очень усталым. Мне казалось, что-то хотело помешать мне продолжать работу, поэтому я взял себя в руки и сказал себе: «Нет, нет, ты обязан работать. Поверь, все пройдет». И действительно, усталость исчезла. Вечером у меня очень сильно болел желудок. Я думал, что это тоже для того, чтобы помешать мне работать. Но я сказал себе: «Нет, ты обязан работать. Только с работой и с верой эта боль пройдет. Если ты расслабишься, станет хуже». Как я и ожидал, после ужина боль прошла. О моя божественная Мать, дайте моей вере в Вас стать более непоколебимой и сильной.
Эта вера живет в твоем активном сознании и в твоей воле, но пока еще не в теле; вот почему твое тело устает и страдает; ты обязательно должен давать ему небольшой отдых. А пока ты знаешь, как организовать свою работу и как ликвидировать всю ненужную беготню. Было бы лучше отказаться от уборки и оставить ее прислуге; если же ты настаиваешь на самостоятельной уборке, нужно найти кого-то, кто бы заботился о твоем саде.
18 апреля 1933 г.
Сегодня вечером я невероятно устал. Было невозможно даже записать показания счетчиков.
Если ты устаешь, тебе необходимо организовать свою работу так, чтобы избежать этой постоянной беготни.
26 апреля 1933 г.
А сейчас у меня к Вам еще одна просьба. Не могли бы Вы написать, чтобы я никогда и ни при каких обстоятельствах не прикасался к женщинам и не позволял женщине прикасаться ко мне.
Так как ты чувствуешь свою слабость по отношению к женщинам, никогда не прикасайся к ним. Никогда не позволяй женщине касаться тебя.
4 мая 1933 г.
Сегодня утром я чувствовал некоторую слабость. Днем же, наоборот, я был радостен; все мое беспокойство исчезло. Почему это произошло?
Радость приходит, когда подчиняешь себя божественному влиянию.
6 мая 1933 г.
Если Вы не возражаете, мне бы хотелось иметь тумбочку под ящик для документов. Так как он очень низкий, немножко трудно вынимать из него бумаги.
Почему ты все время хочешь, чтобы все было легким?
15 мая 1933 г.
Я чувствую, что усталость исчезла. Если это так, значит нужно отдыхать в течение дня?
Да, лучше немного отдыхать в течение дня. В твоем возрасте ты еще растешь и нуждаешься в хорошем отдыхе, сменяющем напряженную деятельность.
22 мая 1933 г.
Есть ли какая-нибудь разница между ответами: «можно» и «как хочешь»? Думаю, что когда Вы отвечаете: «Как хочешь?», – Вам это не очень нравится. Так ли это?
«Как хочешь», очевидно, предполагает существование риска, что результаты того, что ты собираешься сделать, не будут полезны для твоей садханы, а также и то, что ты, возможно, еще не достиг достаточного уровня духовного развития, позволяющего не делать то, что хочется.
29 мая 1933 г.
Как я должен медитировать?
Сосредоточь свой ум на внутреннем устремлении и прогони все остальные мысли.
Если приходят мысли, что нужно делать?
Прогнать их.
В настоящее время я не знаю, что писать; все, что мне нужно знать, Вы говорите мне внутренне. Но как мне это услышать?
Слушай в полном безмолвии всего твоего существа – ментального, витального и физического.
6 июля 1933 г.
В столовой иногда дополнительно дают овощи. Хорошо ли брать их?
Да, хорошо, если тебе их дают. Что не хорошо, так это просить.
14 июля 1933 г.
Где я должен учиться хорошему французскому слогу?
Этому учат на курсах по совершенствованию французской грамматики, есть также и специальные учебники. Одно из основных правил – избегать в прозе употребления «я», кроме тех случаев, когда сделать это абсолютно невозможно. В любом случае никогда не надо начинать два последовательных предложения с «я». Это даст тебе представление о том, что необходимо сделать для придания хорошего стиля твоим ежедневным сообщениям!
20 июля 1933 г.
Ты должен есть умеренно, то есть не употребляя слишком много пищи, потому что обжорство всегда плохо.
26 июля 1933 г.
Разбей оковы ограниченного сознания. Озари свое сознание, наполни его жизнью, сделай его блистательным. Ты обязан сделать это быстро.
То, что делается в спешке, никогда не бывает сделано хорошо.
29 июля 1933 г.
Сегодня утром во время пранама я сидел в медитационной комнате. Потекли сладкие и смиренные слезы; молитвы были пылкими и страстными. В них также были и любовь и радость. Какое счастье! Что это за порыв?
Это был контакт, установленный с психическим существом, истинной душой.
8 сентября 1933 г.
Объясните мне, пожалуйста, почему я ощущал дрожь, когда Z был рассержен?
Витальные движения (желание, гнев, страх и т. д.) производят вибрации, которые распространяются в атмосфере, как волны электричества, и ударяют по тем, кто открыт, впечатлителен или слаб.
16 сентября 1933 г.
Сегодня я чувствую усталость. Думаю, что я недостаточно отдыхал. Но что же делать? Я не могу найти время для отдыха!
Если бы твой день был организован более продуманно, исключая множество бесполезной беготни, у тебя непременно осталось бы время для отдыха.
30 сентября 1933 г.
Когда кто-то теряет или ломает что-то, правда ли, что он должен чувствовать неловкость и досаду?
Я не понимаю, каким образом чувство неловкости или досады может помочь найти то, что было потеряно, или починить то, что было разбито или сломано.
1 ноября 1933 г.
Инстинктивно я произношу следующие слова: «Мой маленький сад открывается влиянию Божественного Сознания».
Растения тоже могут открываться Божественному влиянию.
5 ноября 1933 г.
Могу ли я взять немного керосина и мыла, чтобы приготовить жидкость для уничтожения насекомых?
Да, но керосин опасен для растений, – будь осторожен, чтобы не убить их вместе с насекомыми.
7 ноября 1933 г.
Что делать, когда приходит депрессия?
Стряхни ее с себя, как ты стряхиваешь пыль со своих ног.
8 ноября 1933 г.
Думаю, что депрессия обрушилась на меня, когда я проснулся сегодня днем. Я не вижу никакой причины для этого.
Во время сна человек часто вступает в контакт с нежелательными силами и явлениями, которые истощают его жизненные силы, так что, проснувшись, он чувствует себя слабым и подавленным.
15 ноября 1933 г.
Что такое настоящее счастье, и когда оно приходит?
Когда больше не чувствуешь никакой привязанности к другим – это ложное счастье.
Настоящее счастье – божественного происхождения, оно чисто и безусловно. Обычное счастье – витального происхождения – загрязнено и зависит от обстоятельств.
18 ноября 1933 г.
Что означает жизненная энергия?
Это энергия, которая творит и поддерживает жизнь в физическом организме; это энергия, которая используется, когда она посвящена Божественному, для трансформации тела и его деятельности.
1 декабря 1933 г.
X сказал мне: «Насмешка – неплохая вещь; если ты никогда не высмеиваешь, ты похож на засохшее дерево». Так ли это?
Нет, это не так. Насмешка – это вовсе не признак интеллектуального превосходства, совсем наоборот, это признак невежественного ментального высокомерия. Психическое никогда не высмеивает.
2 декабря 1933 г.
Я сказал Y: «Мы ни в коем случае не должны видеть в людях плохое». Он ответил: «Нет, мы обязаны видеть и плохое, и хорошее, а затем провести различие между ними».
Несомненно, очень плохо говорить о недостатках других. У каждого есть свои недостатки, и твое мысленное сосредоточение на них определенно не помогает их исправлению.
4 декабря 1933 г.
Z сказал мне, что если у меня нет времени читать газеты, я должен по крайней мере просматривать их. Я спросил его: «Мы что, обязаны читать газеты?» Он ответил: «Мне нужно знать, что происходит в мире. Я не саньясин».
Я не отношу себя к саньясинам, но я никогда не читаю газет! У меня нет времени для этого.
Трудно читать газету, не опускаясь в своем сознании к очень ординарному уровню. Только когда сознание прочно укрепилось в союзе с Божественным, можно читать газеты без малейшего риска падения на низкий уровень сознания.
5 декабря 1933 г.
Шри Ауробиндо написал Х, что Мать не хочет, чтобы он или я принимали что-нибудь от Y. Скажите мне, что происходит, если кто-то принимает что-нибудь от других людей?
Если ты хочешь прогресса в йоге, ты должен все принимать только от Божественного.
10 декабря 1933 г.
Несколько дней назад я почувствовал, что вознесся в счастливое сознание, но спустя пару дней я ощутил прямо противоположное: я снова упал очень низко. Сейчас я чувствую себя хорошо. Объясните мне, пожалуйста, это переживание.
Это очень распространенное движение сознания, для которого довольно трудно оставаться на более высоком уровне.
12 декабря 1933 г.
Не могли бы Вы рассказать мне о причине, вызывавшей циклон?
Циклон был результатом жестокой атаки враждебных сил.
18 декабря 1933 г.
Думаете ли вы, что только путем интенсивной внутренней устремленности можно достичь безмолвия всего существа и выполнять садхану с помощью этого безмолвия?
Да.
Может ли вся нечистота ментального, витального и физического существа исчезнуть в результате нисхождения этого безмолвия?
Безмолвие не может ликвидировать всю нечистоту, но оно уменьшает большую ее часть.
23 декабря 1933 г.
Правда ли, что для чтения журналов и рассказов нужно погрузиться в совершенно ординарное сознание?
Не обязательно, но очень трудно удержаться от этого.
28 декабря 1933 г.
Когда Божественное может излить свою любовь на витальное существо, которое, в свою очередь, будет подвержено только этому влиянию?
Когда витальное существо трансформировано, то есть когда оно хочет Божественного.
30 декабря 1933 г.
Сегодня вечером Z говорила со мной о йоге. Теперь я знаю, что разговаривать с ней было не слишком полезно. Лучше бы я этого не делал. Но как Вы думаете, не принесло ли мне это вреда?
Мы не должны расстраиваться по поводу сделанных нами ошибок: нам нужно только поддерживать совершенную искренность в нашем внутреннем устремлении – тогда все в конце концов будет хорошо.
4 января 1934 г.
Когда 31 декабря Х был болен, Вы спросили доктора Бабу: «Не станет ли ему лучше к вечеру?» Если бы вместо ответа: «Это невозможно» – он ответил бы: «Если Вы захотите, это может произойти», – тогда бы, возможно, Х смог бы принять участие в полночной новогодней медитации.