СЕРГЕЙ СПАССКИЙ. ЗЕМНОЕ ВРЕМЯ[1]
Вадим Шефнер. Маленькое предисловие
Поэты пишут не для себя лично. Они пишут для читателей, для живых людей, соседствующих с ними во времени. Всякое искусство, а стихи в особенности, — это беседа с современниками. Но чем правдивее и естественнее беседует поэт с читателем-современником, чем полнее он отражает и выражает тревоги и радости своего времени — тем ближе он будет и будущему поколению. И получается, что стихи — это не только разговор с сегодняшним другом, но и послание другу завтрашнему, письмо в будущее.
Уже полтора десятилетия нет с нами поэта Сергея Спасского. За эти годы в советской поэзии произошло немало перемен. Появилось много новых поэтов; окрепли голоса тех поэтов, которые пятнадцать лет тому назад были совсем еще молодыми; выросли новые кадры читателей и любителей поэзии; повысились требования к поэзии. Но подлинное искусство всегда остается искусством, ему не страшны смены литературных мод и веяний, ему не опасны смены читательских поколений. Лучшие стихи и поэмы Спасского не устарели, они прочно вошли в неделимый фонд советской поэзии. Сегодняшний читатель прочтет их с таким же душевным волнением, с каким читали их современники поэта.
В стихотворении «Материал», которое Спасский написал в тридцатые годы, поэт рассказывает нам о том, как с возрастом стал он «упорным историком», как по частицам, по обрывкам сбивчивых фраз очевидцев он восстанавливает образы минувшего. Это нелегкий труд, но –
Читая эту книгу, ценитель стихов ощутит в ней дыхание революционных и первых послереволюционных лет; найдет он в ней и золотые крупинки подлинной поэзии, которые западут ему в душу и сделают его жизнь богаче и полнее.
Первая книга Сергея Спасского вышла в 1917 году, когда поэту было восемнадцать лет. Всего же его перу принадлежат семнадцать книг, в число которых входят не только стихотворные, но и прозаические. Среди них — воспоминания о Маяковском, память о дружбе с которым автор пронес через всю свою жизнь, и два романа — «Перед порогом» и «1916 год». В эту книгу — «Земное время» — вошли лучшие стихотворения Спасского. Несмотря на то что прошло немало лет с той поры, когда они были опубликованы впервые, все они звучат своевременно и в наши дни. И стихи времен гражданской войны, и стихи первых наших пятилеток, и стихотворения блокадных и послевоенных дней — все они написаны с глубокой искренностью, с взволнованной заинтересованностью в происходящем. Вот эта-то личная, сердечная заинтересованность поэта в том, что окружало его, и дает его произведениям тот запас прочности, который позволяет им существовать во времени.
Чтобы поделиться богатствами своего душевного мира с другими, поэт сам должен быть не только душевно богат и щедр — он должен уметь вручить свой дар читающему так, чтобы он был принят со вниманием и благодарностью. Спасский делает это с большим творческим тактом. Он уважает своего читателя, он говорит с ним как равный с равным. Вводя его в мир своей поэзии, он не стремится ошеломить его сложностью образов или необычными рифмами. Стихи Спасского просты, но простота эта не от бедности, она результат большого творческого опыта. Из многих сложных образов, возникающих перед его умственным взором, поэт выбирает наиболее ясные и доходчивые, не обедняя в то же время своей музы. Это дает его стихам лирическую убедительность, интонационную доходчивость, и поэтому мы верим этим стихам, верим Спасскому.
К ясности и простоте стиха поэт пришел не сразу. Путь его в советской литературе был труден и сложен, он испытал на себе немало влияний, прежде чем выработать свою манеру поэтического письма. Но всем его стихам — и ранним, и поздним — свойственно одно: это стихи не стороннего наблюдателя, это стихи участника событий. И недаром в стихотворении «Вступление» есть у него такие строки:
Поэта давно нет с нами. И в то же время он существует, — существует в поэзии, живет среди живых. Сквозь строки, сквозь образную ткань стиха, — мы видим его живое лицо. Мы видим человека глубоко чувствующего, умно думающего и умеющего тонко и поэтически точно поведать нам о своих думах и чувствах. Многими своими стихами он напоминает нам о прошлом — и это не только его прошлое, но и наше. Не в этом ли заключается одна из задач и радостей поэзии, что поэт дарит нам былое? Без него мы могли бы многое забыть, утерять навсегда. Облекая наши воспоминания, порой неясные и расплывчатые, в ясную поэтическую форму, он приобщает наше минувшее к настоящему и тем самым помогает нам заглянуть в будущее. Ибо будущее прорастает не только из того, что есть в сегодняшних быстротекущих днях, но и из прошлых наших дней.
I
«Слова. Они еще не те…»
1921
Под первый снег
1921
«День золотеет. Тишина легка…»
1922
Из цикла «Россия»
1922
Декабрь
1922
«Еще горячей и золотопенней…»
1923
Ленинград
1924
«И ночь не та. И путь не тот…»
1924
Белые ночи
1925
Крым
1925
Ода
1925
II
Надпись на книге
1926
«Как мягок этот сумрак кроткий…»
1926
«Ты все такая ж. На покатом…»
- Чудо! не сякнет вода…
Пушкин
1926
Земля
1926
«Туманом скользким и плывучим…»
1926
ЛЕНИН
1. Вагон
2. Броневик
3. Смольный
1926–1927
«Стеклянны шелесты капели…»
1927
Ломоносов
- Из мысли ходим в мысль,
- Из света в свет иной.
Ломоносов
1927
Украина
1928
Днепр
1928
Вступление к ненаписанному циклу
1928
ДОЖДЬ
1. «Он тихо забредет во двор…»
2. «По бубнам крыш, по их сребристым гонгам…»
1929
«Если слово в строки тянется…»
С.Г.К.
1930
«Когда возникает завод…»
1930
«За сменами смены, за бревнами бревна…»
1930
«Качели деревьев. Аэродрома…»
Е. Ланну
1931
Лирика
1931
«Озера длинное блюдо. Платок…»
1931
«Дорогой мой, вот проходят…»
Борису Пастернаку
1931
Материал
1932
Пушкину
1932
Пятнадцати годам
1932
«— Благословенье тебе, время. Другого не надо…»
1932
Поезда
1934
Север
1934
Кировск
1934
«Если проплываешь ты Окою…»
1934
АРАРАТ
1. «Как выразиться современнее?..»
2. «Виноград — это рай. Сколько радостных глаз…»
1936
ТИФЛИС
1. «Над плавною, над прихотливою ложбиной…»
2. Проспект
3. «Что любовь? — Пускай воображенье…»
4. Могила Важа Пшавелы
1936
III
«Я никому из живых не завидую…»
1936
Кармен
1937
Песня Брамса
1937
Чаплин
1937
Маяковскому
1937
«О, нельзя быть неприметнее…»
1938
***
1. «Запели птицы. Как гремит их щебет!..»
2. «Что ж, надо пожить нам в разлуке…»
3. «И все-таки сойти с ума…»
4. «Ты жива, жива, жива еще…»
5. «Ты даже ярче заблистала…»
1938
«— О, пожалейте бледного Орфея…»
1938
«Ты с карточек глядишь со всех…»
1939
«Мне надо жить теперь вдвойне…»
1939
***
1. «Я лежу часами неподвижен…»
2. «День мой задумчивый шел над рекою…»
3. «Небо глазами исхожено…»
4. Луна
5. «Я лесом шел среди расселин…»
6. «Все полновластнее, все повседневней…»
7. «Ребенок вдруг заплакал ночью…»
1939
«Вдали война. Как эти ночи дики…»
1939
Снег
1940
***
1. «Я в скромном городке смотрел закаты…»
2. «Забор, распахиваются ворота…»
3. «Пустой вагон. Домов отстало стадо…»
1940
Анне Ахматовой
1. «Ваш образ так оформлен славой…»
2. «Толпятся густо завтрашние трупы…»
1941
IV
«Лишь в походе узнается…»
1941
Блокада
1942
«Все знакомо…»
1942
Дочке
1942
Землянка
1942
Урал
1942
Кама
1942
«Мы идем…»
1942
***
1. «Не бывало этих дней тяжелее…»
2. «Неровные пыльны подмостки…»
3. «Мне терпеливый мой труд — не обуза…»
4. «Мне приснилось…»
5. «Ни слова об отъезде…»
6. «Бывает, настойчивый голос во мне…»
7. «Отобрано все, что воздвиг я упорным трудом…»
8. «Весь день я занят мелочами…»
9. «Ты захотела быть одной…»
10. «Как сквозь кустарник цепкий и терновый…»
11. «Знаю — отрадуемся, отстрадаем…»
12. «Как сегодня странно потеплело…»
- Выхожу один я на дорогу…
Лермонтов
13. «Не верь мне. Тоска — это признак и внешность…»
14. «Так ярко…»
1942
ЗИМНИЕ ЯМБЫ
1. «Последний, окончательный когда-то…»
2. «Где ты, где я, где все тогда мы будем?..»
3. «Забудет город про свои лишенья…»
4. «И мертвые невидимой толпою…»
5. «Их оскорбило бы названье — духи…»
6. «С тобой дружили темная гвоздика…»
7. «Ночь за окном пустынна и морозна…»
1943
Царскосельская статуя
- Чудо! не сякнет вода…
Пушкин
1943
«Мне представлялось, что конца…»
1944
Под Ленинградом
1944
Той зиме
1944
V
Из цикла «НАД МОРЕМ»
«Поговорим о море, о его…»
«Забудь, что жизнь — забот нагроможденье…»
«Немало прожито. Годов остаток…»
«Мы жили в фонаре многооконном…»
«Уже почти созрел до половины…»
«Мы — дети Слова. Каждое движенье…»
«Нам не пришлось изведать вместе юность…»
«Но жизнь еще мерцает, утешая…»
1948
Из цикла «ЛЕТО»
1. «Я небо не молил об этом…»
2. «И кажется, в который, в который…»
3. «Небо не подкупишь, не обманешь…»
4. «Ты моя отрада, тихая дорога…»
1949
Вступление
1950
ПРОСТЫЕ СЛОВА
1. «Почти что год уже — ни строчки…»
2. «Но довольно толковать пустое!..»
3. «Это и есть — Старая Руза…»
4. «Придет поэт, рассеянно, но зорко…»
1950
Сергею Есенину
1955
СТИХОТВОРЕНИЯ, НЕ ВОШЕДШИЕ В ИЗДАНИЕ 1971 ГОДА
Сборник «КАК СНЕГ» (Москва, 1917)
- …Да есть печальная услада
- В том что любовь пройдет как снег
- О разве разве клясться надо
- В старинной верности навек
Ал. Блок
Предисловие
Хорошо что это как снег хорошо что есть эпиграф из Блока и хорошо что автор не побоялся сравнить свою юность свои стихи с любовью…
Пусть так конечно так И это не легкомыслие это не модничанье не минутный восторг и дань сегодняшним кумирам.
Это юность прелестная звонкая на все откликающаяся юность
И оттого что это юность это не будет ненужным не будет худшим чем то лучшее что еще напишет автор — ведь это же снежное пройдет как снег…
А сейчас? Разве не повторит каждая новая любовь все ошибки старой разве не каждый год приходит одна и та же весна на землю но разве хуже они оттого разве менее нужны и не только ведь тем для кого приходят
Пусть так Пусть со страниц этой книжечки взглянет на читателя ни одно уже знакомое лицо Что из того Стихи выше и значительно выше среднего уровня положенного для начинающих. Немногое но есть в них и свое а то не свое не списано а по-юношески по-своему перепето А главное они юны по-настоящему юны страшно юны И это уже достоинство Это то что стоит нашей рекомендации что стоит быть прочтенным
Константин Большаков
«Как в осени бульвар проржавленной тоскою…»
Март
Май
К. Большакову
«По гаснущим окнам пройтись и надо ли…»
В. Маяковскому
Осень
Зима
Нис Гольдман
«Озера дней…»
«Как будто вздрогнув ночь к недвижным в небо трубам…»
В.Б.
«Прошелестела…»
Баллада
«Вот еще…»
Ноябрь
Балерина
1923
Поэт
1923
Рассвет
1924
Монолог
Говорит безработный
«День обнесли тёмных сосен перила…»
«Я подымался по ступеням…»
«Среди сумерек, ожесточений и дел…»
Стихи из повести «Парад осужденных» (1931)
«Законопатив ставней ночь…»
«Светелка чисто метена…»
«Курлы, курлы, курлы…»
Ленинградцы
1941
Белая ночь
1. «О, это не преданья…»
2. «Мы с тобою в Италии не побывали…»
Екатерининский дворец
Фонтан
Осенний город
Клен
Концерт
Эрмитаж
Закат