О себе
Истока моего поэтического слова — в истоках моей биографии.
Этими истоками были для меня годы детства, проведенные среди природы тульского края, в Белевском уезде, где я родился в 1902 году.
Годы моего учения прошли в Орле.
Тульская и орловская земля воспитала во мне глубокое чувство поэтического. Это были тургеневские, лесковские, фетовские, бунинские места. На этой земле я с детских лет вслушивался в полновесное, красочное народное слово, слушал народные песни, частушки («страдания»), сказки, видел трудную жизнь дореволюционной деревни с ее горестями и радостями.
Тяга к поэзии пробудилась во мне рано, но слово давалось трудно. Самым важным для моего дальнейшего развития как поэта, самым существенным я считаю рано пробудившуюся способность вслушиваться, всматриваться, вчувствоваться в окружающее, чем бы оно ни было: в мерцание лунного снега, в трепет осинника, в песенку жаворонка, в веселый говор весеннего ручья, в народную поговорку, в вечернюю девичью песню, летящую с далекого сенокоса.
Все это я жадно вбирал в себя, совсем не думая о том, что это может быть высказано словом. Я тянулся к слову, созданному другими.
Первым поэтом, захватившим меня, был Некрасов. Может быть, потому, что многие образы, созданные поэзией Некрасова, были для меня не только литературой, но самой жизнью, самой правдой, раскрытой в волнующем поэтическом слове, скорбном и гневном, и таком певучем, что я, бывало, открыв книгу, часами не читал, а пел не только то, что пелось в те годы, но почти все подряд, сам придумывая мотивы.
А там открылись безмерные глубины поэзии Лермонтова, Пушкина, других классиков, а там — явления новой поэзии, с которой ближе и лучше я познакомился уже в Петрограде.
На меня обрушилась целая лавина поэтических открытий.
На смену уже утвердившемуся символизму пришло острое новаторство футуристов, свое понимание задач поэзии отстаивала практика акмеистов, о своей попытке создать «школу» заявляли имажинисты. Предстояло заново осмыслить классическое наследство. Поэзия выходила к новой тематике, к поискам нового действенного слова, новых средств поэтического раскрытия.
Для меня, представителя нового поколения, становилась существенной не столько теоретическая позиция каждой из этих школ, сколько та практика, те творческие их достижения, которые способствовали бы выходу новой поэзии на новую орбиту.
Для меня этот выход был ознаменован утверждением несколько отвлеченно раскрытой темы — косного мира и человека, мастера, которому предстоит этот мир перестроить. Поиски слова велись мной в соответствии с этой задачей — не только в направлении образного, красочного слова, но и слова-мысли. Эти мои попытки нашли свое отражение в первой книге моих стихов «Мир и мастер», вышедшей в 1926 году.
До того мои стихи публиковались в журнале «Красный студент». Первой публикацией в «большой» печати было стихотворение «Россия», принятое А. Н. Толстым и напечатанное в журнале «Звезда» в 1924 году.
В двадцатые годы мне пришлось освоить разные профессии. Я был санитаром, пожарным, актером, грузчиком в студенческих артелях. В дальнейшем вел редакторскую и редакционную работу.
Учился я в Педагогическом институте имени А. И. Герцена на отделении языка и литературы и в Институте истории искусств.
С 20-х годов состоял в различных творческих объединениях и союзах: в студенческой литературной группе «Мастерская слова», в Союзе поэтов, во Всероссийском союзе писателей, в группе «Содружество», куда входили представители разных жанров, в группе поэтов «Ленинград». В 1934 году, с момента возникновения Союза писателей СССР, вступил в него, был делегатом его первого и всех последующих съездов.
С самого начала Великой Отечественной войны я служил в Краснознаменном Балтийском флоте в распоряжении Политуправления. Был начальником литературного отдела газеты «Красный Балтийский флот». Участвовал в обороне Таллина и, не без приключений и трудностей, в прорыве кораблей Балтийского флота из Таллина в Кронштадт. Затем — блокадный Ленинград. Снова работаю над стихами, сатирическими фельетонами, лозунгами для газеты, над текстами песен для композиторов, для ансамбля Военно-Морского Флота, выступаю в частях и на кораблях. Совместно с поэтом С. Спасским пишу либретто для оперы М. Коваля «Севастопольцы», поставленной затем рядом оперных театров страны.
В послевоенные годы вышел целый ряд моих книг: «Мой светлый край», «Живопись», «Я слушаю время», «Я жгу костер», «Гимн одержимым» и другие. В них — раздумья о времени, о творчестве, стихи о Ленинграде, о природе, о любви. В них я часто возвращаюсь и к пережитому в дни войны.
Одновременно с работой над своими стихами с середины тридцатых годов я перевожу и редактирую переводы классиков и современных поэтов Украины и Белоруссии.
В разное время мной написаны две поэмы, выходившие отдельными изданиями: «Мюнхен», посвященная Баварской Советской Республике (1931) и «Молодость» (1959) — поэма о 20-х годах.
В настоящем сборнике, в отличие от предыдущих изданий, стихи расположены не тематическими циклами, а в хронологическом порядке; включены также стихи из ранних моих книг.
В этой краткой заметке невозможно раскрыть весь сложный и трудный путь моего поэтического развития. Одно чувство, одна уверенность не покидали меня никогда и посейчас остаются моим убеждением: творческие поиски в искусстве не имеют предела. Там, где кончаются поиски, там кончается искусство.
Николай Браун
Стихотворения
Россия
1923
Мастеру
1924
Корабли
Моей матери
1926
Партизаны
1926
Ночная страна
1927
Конокрады
1927
Быстрота
1928
Огонь
1928
Парóм
1928
Вступление к поэме «Мюнхен»
1931
Гриф
1933
Язык
1933
Рождение портрета
Анатолию Яр — Кравченко
1933
Тютчев
О рьяный конь, о конь
морской,
С бледно-зеленой гривой!
Ф. Тютчев
1934
Друзьям
1934
Песня о Лебяжьей канавке
1935
«Не словами бедными, скупыми…»
1938
«Распрощаемся, разойдемся…»
1938
Пушкин
1939
Журавли
1940
«Все врозь: дома, дороги, руки…»
1940
Железная дорога
Февраль 1941
«Пастух кору надрезал у березы…»
Январь 1941
«Осенний лист упал на колею…»
Январь 1941
«Ты была моим дыханьем…»
1941
«Зима заметает дороги…»
1942
Военная весна
1942
Сине море
1943
Ярославна
1943
Медаль
1944
Грачи
1946
«Раскрылись почки у березок…»
1953
Тростник запел
1953
Шиповник
1953
«Глубокая полночь. И только одно…»
1953
«Опять до тебя перегоны…»
1953
Рождение весны
1954
Баранчики
1954
Памятник Ленину
1954
Тучка
1955
Цикады
1956
«С бурей, с громом, где-то над горами…»
1956
Пес
1956
Чайки
1956
24 октября 1917 года
1956
Арка Главного штаба
1956
Кони на Аничковом мосту
1956
«Заката лучи догорели…»
1956
«Врываясь в жизнь, горя, любя…»
1956
«Когда уйду с пути земного…»
1956
Вечер Александра Блока
(Из поэмы «Молодость»)
1956
Ленинградская гравюра
1960
«Конопляники. Клевер. Полынь…»
1960
Кукушка
1960
Живопись
1961
Март
1961
Космонавт уснул…
1961
«Нас не сможет ничто никогда разлучить…»
1961
«Может быть, потому…»
1962
«Мой мозг работает…»
1962
«Я все немею перед красотой…»
1963
Мадонна
1963
Стада идут с гор
1963
Свой почерк
1963
Русской природе
1963
Мать качает меня на руках…
1964
О моей России
1964
Зимние сны
1964
Я жгу костер
1964
Ливень
1964
Где-то в России
1965
Сергей Есенин
1965
Звезды мои
1965
Хвала рукам
1965
«Я скульптором хотел бы стать в моих стихах…»
1965
«Черчу я свой чертеж…»
1966
Демон
1966
«В войну, когда земля моя лежала…»
1966
Два брата было у меня…
Памяти братьев —
Владимира и Анатолия
1966
Песня гнева
Памяти композитора Бориса
Гольца — автора «Песни гнева»,
погибшего в дни ленинградской блокады
1966
Матери
1966
Гимн одержимым
1966