© Агентство «Информационные ресурсы» (АИР), 2014
© Шали В. С., 2014
© фрагмент картины на обложке Цибизовой. Л, 2014
Автор благодарит своих друзей за братскую помощь в подготовке и издании книги: Константина Балыбина, Владимира Теплицкого, Лилию Цибизову, Сергея Иванова, Александра Кондурова.
Предисловие
Поэт – успешно или безуспешно – борется за новое зрение в содержании – в раскопке словесных груд – в пересоздании стиховых форм – Владимир Шали – один из тех поэтов – что сознательно ставят перед собой эту задачу – Он утверждает – свободу зренья – Гибкость и прозрачность поэтической формы – способной вместить всю сложность и бесконечность жизни в её непрерывном круговращении –
Вот строфа из обращения к только что вырытому в песках колодцу –
Это его коренное стремление – шагнуть из глубины времён к молодому колодцу – наполненному вечной влагой жизни –
Всё философское содержание книги – достаточно сложное и утончённое – вибрирует – однако – между застывшим – вечным и уже как бы вневременным прошлым и динамикой – жестокой мимолётности мгновений – из которых надо сложить нечто столь же прочное и неуничтожимое в будущем –
Это не только декларация – умозрительная посылка – Оригинальным образом Шали по своему жизнеощущению пересоздал стихотворную форму – Большинство его строф – трёхстрочны с рифмующейся опоясывающей первой и третьей строкой и безрифменной второй – средней – Это – по сути – стиховая модель его чувства времени – вечности – закреплённой обручем рифмованных строк – и открытой текучей средней – Она даёт полноту жизненного мгновения настоящего – Его неразрешённость и продолжительность в будущее –
Можно сказать – что Шали создал свою строфу – В русской поэзии это сделать непросто – Сочетание этой строфы с четверостишиями и другие вариации делают стих Шали гибким и – будем надеяться – жизнеспособным – Это путь к новому зрению – В этой форме можно осуществить интересные замыслы –
Адольф Урбан
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
13
14
15
16
17
18
Небо – это только Следы Синего Ветра. <Книга в Книге>
Три времени
Плащ полуответа
Молодой колодец
Свобода зренья
Таинственный Трепет – Египет. <Монообраз>
Египетская культура моей любви
Я был смятён и растерян – словно сириец Апр[1], попавший на выставку «Сокровища египетских гробниц». Древняя вражда раба к господину и в то же время таинственный трепет родства – вот что испытывал я к одной женщине. Я был единственным родственником её существа и в то же время непримиримым её врагом. В тот миг я вообразил себе жизненный путь неизвестного юноши из Фив. Я прошёл с ним путь от времени Атум Хепри[2] до времени Сокара[3] – от времени, насыщенного кровью и страстью, до времени пустоты похоронной камеры. И я не нашёл ни одной пропасти между двумя днями с сотворения мира, ибо все мы по-разному одинаковы.
Вот так, думая о жизни и смерти этого юноши, как о себе самом, я понял, что военный лук своими изгибами и стремлением напоминает птицу, в которую пущена стрела – так же как телесная близость напоминает любовь.
Девять монологов неизвестного юноши из Фив
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
P.S. В Египетском саду
Деревянная птица. Монообраз
Посвящается изобретателю махолёта Мише Ляхову
Из книги «Вертикальная площадь»
Ночные голоса на железной дороге
Вертикальная площадь
Ночные голоса на железной дороге
Студия мёртвых судеб
Монолог мнимого эмигранта
Дитя диктата
Вертикальная площадь
Натурализм
Монолог сладенького сумасшедшего
Монолог сумасшедшего – пьющего китайский чай
Небесные яблоки
Мнимая эмиграция
Воспоминания о Грибоедове
Подводная весна
Рисунок сна
Монолог потерявшего слух
Бутафорский пейзаж
Парус смятения
Образ сна
Ночная звезда
Возвращение Ван Гога
Вертикальная площадь
Гроза над цветами
Станция равновесия
Во времени ином
Штампы частной жизни
Вечер мир
Голос Огня
Рисунок жизни
Воздушный сад
В чужом городе
Менуэт восковой черешни
Птичья церковь
Окошко крошка
Студия мёртвых судеб
Сабурова дача
В дождях плащи полуответов
Ветреная Верность. <Монообраз>
Базар Любви. <Книга в Книге>
Проступила новизна
Милость любви
Кровь на меху
Ужас разлитого молока
Крик замурованной улитки
Монолог «Мужу Марины»
Обман
Возвращённые капли перевёрнутого дождя
Образ девушки с лицом юного хулигана
Диалог двух влюблённых
Образ «Муза кафетерия „Сайгон“»
Монолог обворованного вора
Ночной монолог
Монолог отчуждения
Светлое дерево
Монолог попавшего в цветы
Прощальный монолог
Образ зелёной любовницы
Образ безгрешной женщины
Образ одной из тех
Монолог циника
Монолог «Как мне тебя жаль»
Монолог китобоя
Движение змеи
Выброшенная фея
Монолог меломана
Образ женщины и грифа
Миг в руке
Знамя юности
Грабли ночи
Образ улыбающихся пружин
Агония эгоиста
Монолог помоечного кота
Монолог уборщицы общежития
Монолог продающего слепую стену
Монолог старого профессора – Властолюбивого сластолюбца
Монолог студентки в постели старого профессора
Прощай рабыня
Монолог у экспресса «Красная стрела»
Монолог возлюбленного лесбианки
Аполлон и Дафна
Восковые яблоки
Монолог – финиш
Синий воздух Олимпийских Игр
Монолог пьянеющего сумасшедшего
Отражение любви
На лобном месте
Я улетаю на Восток
Защитный амулет
В чужом городе
Каменный монолог
Чего боится моя надежда
Явись сама
Шестнадцать фонарей
Ветреная верность
Антисуета
Возрастание
Взгляд без лица
Два окна
Тени моих любимых. <Монообраз>
Образ голубого кабинета
Монолог немецкого художника 1944 года
Монолог Гёте – гуляющего вблизи концлагеря Бухенвальд
Монолог «Что же такое дым»
Монолог препарированной головы в Освенциме
Монолог сидящего у ворот Майданека
Монолог немецкого заключённого 1938 года
Монолог девушки в лагере смерти Биркенау
Монолог безымянного убийцы
Монолог узника – отделившего душу от ног
Петергофский ветер. <Монообраз>
Вступление
Глава I. Всё это было молодо
Глава II. Реставратор
Десятая церковь. <Монообраз>