© Руушан М., 2017
© Московская городская организация Союза писателей России, 2017
© НП «Литературная Республика», 2017
Предисловие
Дорогой читатель, мы вновь встречаемся на страницах моего четвёртого сборника стихов – «Новая мозаика». Почему «Новая»? Потому, что в эту книгу, кроме предыдущей «Мозаики», вошло больше половины новых стихотворений. Почему «мозаика»? Потому что в этой книге много составных частей, разных по теме. Из них основные – это Вера и воспоминания о прошлом. Вера – основа всего, а без прошлого нет будущего.
Прошлое со временем видоизменяется в нашем сознании. Правильно сказал великий поэт: «Что пройдёт, то будет мило». Милым становится многое обыденное, чего раньше не замечали. Большое место в сборнике уделено современным взглядам и позициям. После возрождения Бессмертного полка национальной идеей может быть только патриотизм. Ну и, конечно, в сборнике нашлось место и любви, и картинам природы. Я не буду перечислять все темы. Прочитаете сами.
Для каждого литератора написанная им книга – ребёнок, которого он вводит в большой мир. Я надеюсь, что сборнику предстоит долгая жизнь.
Я благодарю всех, кто помогал мне, участвовал в создании этой книги: Бориса Катковского, Елену Попову, Анну Гехт, мою дочь Светлану Фомичёву.
Я не всё сказал в предисловии, что хотел. Остальное договорят мои стихи. Надеюсь, что они Вам понравятся.
Михаил Руушан, 2017 г.
То, что помню
Московский дворик
Былое
Сельпо
Листья жгут
Страна детства
Коммуналка
Гроза
Записная книжка
Рынок
Баллада о российском чае
«Мама, редко тебе я пишу…»
Друг отца
Отче наш
Благовещение
Размышления
Рыбаки
Исповедь
Монолог старого актёра
Рождество
Блудный сын
(Маленькая поэма)
Храм
Церковь Рождества Пресвятой
«Отец-ветеран не дожил до весны…»
Так бывает…
Прошлое – далёкое и близкое
Прометей
Пластуны
Белые
Григорий Распутин
О Пушкине
Мой Чехов
Потери
Сергей Есенин
Николаю Рубцову
«Рубцов очень любил жизнь, но жизнь не очень любила его.»
Л. Котюков
Памяти Юлии Друниной
Пиросмани
Доктор Гааз[13]
Дочь Пушкина
Воспоминание о советском Новом Годе
Cherchez la femme
«Запах жасмина…»
Пастораль
В саду
«Не жалей ты меня, не жалей…»
Прощание
Кумир
Банальные стихи
Времена года
Оттепель
Март
Весна
Буря
Весеннее настроение
«Лето-лето, обмануло…»
«Ночная милая фиалка…»
«Фиалка Монмартра» – оперетта Имре Кальмана.
Первые шаги осени
По грибы
Позиция
От автора
Я хочу…
«Но как женой поэта быть…»
Посвящается жене
На последнем витке
Токката Иоганна Баха
Из сообщений: после обстрела Донецка повреждён концертный зал, уникальный орган не пострадал.
«Бухгалтер Освенцима»
В Германии состоялся судебный процесс над бывшим членом СС, 93-летним Оскаром Гренкингом, сотрудником лагеря смерти Аушвиц-Биркенау (Освенцим). Гренкинга обвиняют в причастности к убийству 300 тысяч человек. Он изымал личные вещи и деньги у прибывавших. Его прозвали «бухгалтером Освенцима».
Из газет
Царевичи
Варианты
Заумные стихи
Чтение стихов в центре социального обеспечения
МОЙ СЧЁТ
В Великую Отечественную войну мы потеряли более 26 000 000 человек, и мы же помогли объединению Германии.
Постоянное место жительства (ПМЖ)
«Вирши пишут и кропают…»
О стихах
«России великой – да…»
И смех и грех
Брют
На посту
Быль
Одесские куплеты
(исполняется на мотив «На полочке лежал чемоданчик»)
Опять день рожденья
Солнечный зайчик
Возможный ответ поэта
А. С. ПУШКИНУ
Валентина Одинец. «В невидимом плену»
- Пришла зима, сменила осень,
- Москву накрыла пелена.
- У Пушкина печально проседь
- Среди кудрей уже видна…
Кудрявому мальчику
СЕРГЕЮ ЕСЕНИНУ
Валентина Одинец. «В невидимом плену»
- Вы для меня – кудрявый мальчик,
- Певец России и талант.
- Стихи читая, снова плачу:
- В них радость с болью пополам.
Синь
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ
Валентина Одинец. «В невидимом плену»
- И, как прежде, синь ласкает грудь…
«Хаймович, как всегда, в забое…»
МОТЫЛЁК
Валентина Одинец
- …Ах, милый друг, свободный мотылёк,
- Порхаешь над цветами в чистом в поле,
- Резвишься, словно долго жил в неволе,
- Но не тебе зажечь мой уголёк…
ОДИНОКИЙ ЦВЕТОК
Валентина Одинец
- Одинокий цветок, для кого ты цветёшь,
- И чьё сердце к себе зазываешь,
- А в моём лишь росток упоительных грёз
- Песню нежности вновь запевает…
«Козлов я видел, и немало…»
КОЗЛОВУ 10, АВТОРУ РЕЦЕНЗИИ НА СТИХОТВОРЕНИЕ А. КАЛЕЦКОГО «ПОМЕСТЬЕ»
(Орфография и пунктуация автора рецензии)
- «Отстранившись от заботы, всей мирскою суеты
- Я поместье себе создал и подумал где-же ты…
- Ты чумазая Россия, с древним прищуром во взгляде
- И без флигеля на кухне и без яблонь для отрады.
- И в округе всем известен как поэт и землекоп
- В своём крохотном поместье как мудак и полиглот».
Мой покой
Мечты о Париже
Халатик
«На тарелку, кажущуюся круглой…»
Монолог дочери
Ноготки
Один
Опохмел
Поэту Сергею Газину
Пример для молодёжи
Посвящается Борису Катковскому
«С дуба – жёлуди по крыше…»
«Старые вещи – прежние годы…»
Собачья жизнь
В коляске
Разбитый силуэт
Бологое
Кукушка
Новая мозаика
Нимфы на Никитской
Спартак
Полонез Огинского
День десантника
В чайхане
Ленинград – Петербург – Москва
На вершине
Гитара и балалайка
Послесловие
Мозаичное панно
В поэзии по одному произведению автора практически невозможно определить степень его таланта. Чтобы оценить уровень мастерства, мощность воздействия на читателя, необходимо как минимум несколько десятков, а то и больше, стихотворений: выстраданных, пережитых, наполненных авторским неравнодушием.
Зачастую, читая новый поэтический опус, сталкиваешься с ощущением, что тот или иной поэт «утонул» в одной теме, не имея возможности сделать шаг в сторону, как будто крутит старую дребезжащую шарманку. Одна и та же мелодия, надоевшая до зубовного скрежета. Воистину радуешься, захлопывая томик с подобным произведением.
Зато сколько удовольствия предстоит читателю, когда он находит сборник стихотворений, вмещающих в себя ритмическое разнообразие, историческую правду, новый взгляд на обыденные вещи! Автор с мудростью много повидавшего человека и «детской» яркостью восприятия мира щедро делится всем, что его заботит и волнует. Михаил Руушан, по моим ощущениям, бежит от вычурности строфы как от огня. Его строфы максимально приближены к разговорной речи, он как бы впускает нас в своё внутреннее пространство, не заставляет, но просит смотреть на мир его глазами. По отдельности каждый стих не претендует на Нобелевскую премию по литературе, но вместе его стихи создают яркую картину современной жизни этаким флёром ностальгии по прошедшему и невозвратному. Иной раз кажется, что он слишком вольно обращается со стихосложением, нарушая те или иные правила поэтики. Но если вымарать редактурой эти шероховатости, то пропадает голос автора, его индивидуальность, будут убиты напрочь живость и очарование стиха. Творчество Михаила Исааковича нужно оценивать, как бы рассматривая большое панно, воспринимая объёмно, на расстоянии. К нему нельзя подходить слишком близко, рассматривая какую-либо деталь, размышляя, из чего это сделано или что здесь не так. Мы много раз с ним спорили по поводу той или иной фразы. Он всегда «цеплял» своими строками что-то в моей душе. Обязательно находилась в строфе идея или образ, смирявшие мои гневные филиппики. Он находил доводы, побуждающие согласиться с данной им трактовкой написанного, и подтверждал своё право быть максимально свободным в стихе. Он убеждал меня, что самобытен, узнаваем, но в то же время ненавязчив, верен своим идеалам и не фанатичен в отстаивании их. Словно хороший музыкант в оркестре слышит других исполнителей, как серьёзный художник видит не статичную фотографию, а картину, несущую в себе идею, символ, загадку.
Нередко в городе взгляд натыкается на образчики современного искусства. «Граффити» – ломаные линии, нарочито мрачные или ядовито яркие. Они притягивают взгляд, но и вызывают душевное отторжение. И чудом видится панно, настенная роспись в более классической манере, с хорошо подобранной палитрой, правильно соблюдёнными пропорциями, грамотно прописанным объёмом. Перед таким панно вы и стоите, дорогой читатель. Здесь всё понятно, знакомо и просто. Может быть, кое-где и дрогнула кисть, но именно эта книга останется в вашей памяти, а вычурность и словоблудие других моментально забудется. Так картины Модильяни и Шагала вызывали при жизни художников резкую критику, но мы чтим за близость их картин нам, за их сердечность. Очень надеюсь, что стихотворения Михаила Руушана подарят вам много приятных минут, добрых эмоций, возродят подзабытые воспоминания детства и юности, подлатают душевные прорехи. Он весь в этих строках. Очень надеюсь, что вы станете настоящими друзьями.
член МГО Союза писателей России, член-корреспондент Академии российской литературыБорис Катковский. 2017 г.