Серия: Антология Живой Литературы (АЖЛ)
Серия основана в 2013 году
Том 2
Издательство приглашает поэтов и авторов короткой прозы к участию в конкурсе на публикацию в серии АЖЛ. Заявки принимаются по адресу [email protected].
Подробности конкурса: издательский сайт www.skifiabook.ru.
Все тексты печатаются в авторской редакции.
К читателю
Уважаемый читатель, спасибо за внимание к нашей книге. К книге, в которой представлены авторы современной поэзии.
У поэзии сейчас нелегкие времена. Нет, она никуда не исчезла, она просто не собирает стадионы, за ней не выстраиваются очереди у книжных полок, ее не транслируют на коммерческих радиостанциях. Она не гонится наперегонки с техническим прогрессом и не пытается разменять искренность на несколько минут центрального телевидения.
Тем не менее поэзия осталась, как никуда не делись ни вечные вопросы, ни ощущение гармонии (дисгармонии) этой жизни, как никуда не делось чувственное восприятие действительности.
Поэтов не стало меньше, чем в прошлые времена. Рискну предположить, что поэзия, в лучших своих проявлениях, даже не стала хуже, чем в «серебряное» или «золотое» время. Она просто стала чуть тише, чуть интимнее. Чуть более «для своих». Для тех, кто умеет поэзию слышать.
Наверное, это потому, что поэзия, как и чувства, есть Дар, определенная энергия, которую человек зачем-то получил. И этот Дар требует, чтобы Поэт выполнил свое предназначение, отдал полученную энергию людям. Как сказал Н.И. Калягин: «Поэзии не бывает без вдохновения, а вдохновение – это то, что вдыхается в человека извне, то, что приходит не спросясь и уходит, когда не ждешь».
Поэт немыслим без своего слушателя, без своего читателя. Поэтому спасибо, уважаемый читатель, что ты есть. Надеюсь, что в этой книге найдутся Миры, которые затронут твою душу.
С уважением,
Игорь Знаешев,
главный редактор издательства «Скифия»
Предисловие
Что отличает человека от других живых существ?
Вертикальное положение тела? Деревья гораздо вертикальнее нас. Количество извилин? У слона и кита их гораздо больше. Специализация полушарий? И что это дает?..
Мы говорим! И не только о еде, укрытии и размножении. Мы говорим о «лишнем», с точки зрения камней, деревьев и кошек (при всем моем к ним уважении). Мы ведем беспрерывные диалоги.
Причем не только снаружи, но и внутри.
Редактор тома, Нари Ади-Карана
P. S. Наша книжная серия продолжается. Если вы хотите предложить свои поэтические или прозаические работы к публикации – мы будем рады.
Просто вышлите свои произведения с небольшим рассказом о себе по адресу [email protected] с пометкой «заявка на участие в Антологии Живой Литературы» – мы обязательно вам ответим!
Штрихи
Анатолий Ларионов. д. Старица, Калужская обл
Родился 18 сентября 1949 г. Член Союза писателей Москвы. Издал пять книг: «По замкнутому кругу» (2004), «Автограф» (2004), «Найти себя» (2008), «Чайный блюз» (2008), «Пограничная зона» (2009).
© Ларионов А., 2015
Найти себя
А. Храменкову
Памяти Осипа Мандельштама
О. Мандельштам
- И море Черное, витийствуя, шумит
- и с тяжким грохотом подходит
- к изголовью.
Щенок
После грозы
К портрету В. Д. Гудиашвили
По кругу
Капля
«Февраль. Дождями загрунтован…»
«Когда-нибудь, сорвав повязку с глаз…»
«Мой ангел нежный, не зови меня!..»
«До невесомости легка…»
Старик
Подмосковная баллада
Одиссей
Пограничная зона
«В яме оркестру (теперь это видно) дана…»
Ностальгия
Чайный блюз
Сашеньке
Придорожный миндаль
«я вижу холм, где память обо мне…»
Мою колыбель раскачивал ветер
Инесса Ганкина. Беларусь, г. Минск
Ганкина Инесса Ароновна – родилась и всю жизнь прожила в Минске, окончила физико-математический класс, технологический институт по специальности автоматизация, успешно работала системным программистом всю эпоху застоя. Первые тексты появились еще в школе, но прекрасно осознавала внутреннее несовпадение себя с коммунистической идеологией, поэтому писала «в стол».
С начала перестройки «вышла из подполья», подборки выходят в периодических изданиях Республики Беларусь и США. Автор двух поэтических сборников, член Союза белорусских писателей.
В 90-е годы получила образование психолога и культуролога, с удовольствием работаю в гимназии, преподаю гуманитарные предметы.
Очень важная часть моей жизни – путешествия, музеи, театры и другие яркие впечатления. Часто тексты появляются как эмоциональный отклик на встречу с «другими»: страной, человеком, историей, артефактом культуры.
© Ганкина И., 2015
«Винный запах падающих яблок…»
«Маленький джем, за столиками…»
«Мою колыбель раскачивал ветер…»
Радуга
«Сумасшествие птичье с утра…»
Красные каблуки
«Слова пытаются выживать…»
Фотографии на память
Путешествие остается в воспоминаниях. Пролистывая прошедшие впечатления, одним нажатием кнопки воскрешая формы и краски далекой страны, мы с легкой печалью оглядываемся назад. Там, вдалеке, остались ароматы восточного базара, гортанное звучание речи, смесь племен, красок и звуков. Израиль разноцветен, как человечество, вышедшее на одну площадь. Зарисовки не претендуют на многое и подобны фотографиям на память.
1. Тель-Авив, Яффа
2. Эйлат
3. Рош-ха-Никра
4. Иерусалим
5. Иерусалим
6. Минск
«Я сбиваюсь со счета…»
Единственный член Союза белорусских писателей Григорий Релес, всю жизнь писавший на идише, просил своих гостей: «Друзья, а теперь давайте поговорим немножко на идише».
Из воспоминаний
«Челюсть вывихнута…»
А. Дюма
- История – это гвоздь, на который
- я вешаю свою шляпу.
«Возьмем лепешку, создадим объем…»
Август
«Карусель, растянутая по вертикали…»
«Мерцание струек, зеленая кожа металла…»
Рыцарь письменного стола
Рита Мурашова. г. Краснозаводск, Московская обл
Рыцарь письменного стола
Он любил покрасоваться, малость побахвалиться: характер-то рыцарский, а рыцарство это всегда некоторая похвальба.
Юрий Трифонов
Во избежание стандартных «родилась, закончила, работаю» и предупреждая дальнейшую (в стихах) нескромность, предоставляю слово тоже Рите и лучшему другу. «Мой лучший друг. Идеалистка? Наверное. Бунтарь? Немного. Своеобразная? Определенно. А еще это искренний и добрый человек, который всегда придет на помощь, на которого можно положиться, умеющий сопереживать и прощать, но которому иногда немного не хватает уверенности в себе.
Она любит овец и сов, много читать и пить чай литрами.
Любит слушать самую разную музыку (всегда) и петь (иногда).
А еще может питаться сладостями и весь день ходить по дому в пижаме.
Не терпит насекомых, заносчивых и непунктуальных людей, а также несправедливость в любом проявлении.
Пошла бы я с ней в разведку? Не задумываясь».
© Мурашова Р., 2015
Девочка в шаре
Рассвет
Из банки
Особые войска
Единокнижный
М. Цветаева
- …Для себя и для другого – только тени,
- Для читающих об этом – только рифмы.
Его ремесло
«Бороться…»
«Будь разночинцами с ним в девятнадцатом, то бы…»
Виктору Гюго
Отпущение
Who wrote Holden Caulfield?[1]
Как провожу лето
Из библиотеки
Первое
Это будет леген… подожди,
подожди… ДАРНО!
День Памяти в Болгарии
«Здесь розы чтут, а маки не при деле…»
Когда я Сольвейг
На маяк
Д’Арк
На 30 декабря
Неявный диалог
Илья Бондаренко. пос. Скуратовский, Тульская обл
© Бондаренко И., 2015
Букет
Два пассажира
Игра
Двор. Железный жираф. Зябко и тряско.
Этот меткий мороз снова целит в суставы и кости.
Невидимые футболисты то и дело поднимают пыль.
Деревья ведут неторопливую беседу:
1 – е д е р е в о:
Я полон внимания.
2 – е д е р е в о:
А если так?!!
И швыряет на стол лист с пятью заостренными
вершинами.
1 – е д е р е в о:
Нас не пугают злые погоды.
Не восклицать нам робко: «пальто бы…»
3 – е д е р е в о, пропуская ход:
Азарт хорош для молодых,
Мне надо фору, передых.
1 – е дерево, сбрасывая еще 2 листа:
Слушайте все, что я могу насвистеть на толстых и
тонких струнах.
Ветер усиливается.
1 – е д е р е в о:
Я пою.
2 – е д е р е в о:
Во вдохе – жизнь,
А выдох смертен
Шашлык Земли
Одень на вертел.
1 – й П р о х о ж и й:
О ветер, ветер, будь здоров!
И в барабаны бей ковров!
Деревья могут только тихать
А гонги временные – лихать.
3 – е д е р е в о, роняет тонкую ветвь с тремя желтыми листьями:
Душа глядится в кляксы луж
Я выиграл! – Козырный муж!
1-е дерево закатывается мелким хохотом листьев.
3 – е д е р е в о:
Сейчас, тогда, в любое время,
Слаба, беспомощна мораль, —
Что толку ставить ногу в стремя
Когда тебе кобылу жаль!?
2 – е д е р е в о:
Конец – всегда конец.
Вы слышите, где-то играет песня?
1 – е д е р е в о:
Трубы загробное мычалово
Милей, чем Юлия Началова.
3 – е д е р е в о, указывает 2-му на 1-е дерево:
Он милый парень, переливается черно-зеленым
в пробирке двора и водит хоровод созвездий.
2 – е д е р е в о:
Певец! Певец!
1 – е д е р е в о:
Я не больше певец, чем ветер, дождь или солнце,
чем волна, окатившая склон. Каждая песня что-
то значит. Без нее не полно существование.
Тишина – певец, без нее не было бы пауз, и все
звуки смешались бы в единый гул. Я не знаю, что
есть такого ценного у вас. Я Пою – равно – Я
имею.
И силой буйной кроны выбью
Сухую пробищу двора.
3 – е д е р е в о:
И что видно наверху?
1-е дерево:
Там птичий звон небесной пылью
Разносит в облаках «Пора».
2 – е д е р е в о:
Тускнеют солнечные нити.
Он был моим, теперь ничей.
Ладонь листа в кулак сожмите!
Казну оставил казначей.
Теперь казнит и строит козни.
1 – е д е р е в о:
Казнить надумал – так казни!
Только, чтоб не было возни.
3 – е д е р е в о:
Без боли – нет смерти.
Проверено! Верьте!
2 – е д е р е в о:
Так, значит, конец?
2 – й п р о х о ж и й:
Дворовый детский стадион
Что молодость – лишь слайды, клипы.
Она закончилась, как сон,
Раскланявшись со мной у липы.
Что здесь осталось? Только стужа,
Болезни, предвкушенье бурь.
Что бьет в нас изнутри наружу,
Мы бьем назад – снаружи внутрь.
2 – е д е р е в о:
Что слышу братья, слышу и немею —
В своем богатстве сам же погребен,
Кружба ворон над всем, что я имею,
И цвет листа уже здесь ни при чем!
Усиливается холодный ветер, начинается дождь.
2 – й п р о х о ж и й:
У каждого окна… нет, точно, у каждого окна —
предметы хвастовства одни и те ж. Оттого окна
сделались похожими друг на друга.
Да я и сам уже не могу понять, что такого особен-
ного сам в себе имею.
1 – е д е р е в о:
Этот человек – эквилибрист. Его страхуют фа-
келы и вертел. Он задается похвальными вопро-
сами.
3 – е д е р е в о:
Нет. Его черные пальцы никогда не лягут на
белые клавиши.
1 – е д е р е в о:
Чтобы подпрыгнуть – нужно оттолкнуться от
дна!
3 – е д е р е в о:
Он носит под одеждой труп.
1 – е д е р е в о:
Нельзя избавиться от болезни, не осознав, что
болен!
Я хотел бы посвятить ему свою песню.
2 – е д е р е в о:
О чем вы говорите!? Склон – полог! На нас уже
двинулась северная лавина!
1 – е д е р е в о:
Я имею то, что я пою. И больше здесь ничего нет.
Я пою для него.
2 – е д е р е в о:
Лес костенеет, ребра качаясь, трещат.
Вода стекленеет. Восход солнца – дощат.
1 – е д е р е в о:
Ты сгустил краску небесного холста. Все небо
затянуло.
3 – е д е р е в о:
Ш-ш-ш…
Лето уснуло.
3 – е дерево про себя:
Это случалось не раз и не два.
Что мы имеем —
В морщинах коры
Кольцами дыма вьется в года,
Конец и начало игры.
Инструкции к стулу
Короткий полет
памяти ШМ
Медный всадник
Нет смысла ехать к океану
Она разговаривает со мной
Она
Отец
Ритм
Работенка
Смешной музыкант
Ты
Полнолуние
Вечерняя виолончель
Ольга Челюканова. г. Москва
Родилась в Приморье.
Окончила Литинститут имени А. М. Горького.
Член СП России.
Живет в Москве.
© Челюканова О., 2015
Звучит беллиниева «Каста дива»
Существует гипотеза о взрыве сверхновой как о стимуле зарождения жизни из неживой материи.
Песочные часы
Разделение
Париж
Песня
Гамлет-Гамлет. Так оно бывает…
1. Игры на флейте
2
3. Куколка и бабочка
Камень
переложение из Леонардо
да Винчи, 1494 г.
Лишь о ней…
А.С.Пушкин
- Слова твоей любви
- Так искренно полны твоей душою!
Садик
Звезда
Глубокая река
Темно-красное танго…
Novella
Ночь
Она
Поцелуй Гермины
Памятник курящему
«Цыганка по двору бродила…»
«А Сольвейг – пела…»
Пророку
На смену аватарки
В несовершенстве мира…