Дети Розенталя
Композитор Леонид Десятников
Большой театр, Москва
Премьера 23 марта 2005 года
Алекс Розенталь.
Дубли:
Вагнер;
Чайковский;
Моцарт;
Верди;
Мусоргский.
Таня, проститутка.
Няня.
Кела, сутенер.
1-й соратник Розенталя.
2-й соратник Розенталя.
Беженец.
Бомж.
Торговка.
Пассажир.
Подавальщицы.
Наперсточники.
Таксисты.
Генетики.
Отъезжающие.
Торговцы.
Проститутки.
Действие ПЕРВОЙ КАРТИНЫ происходит июньской ночью 1975 года в лаборатории Розенталя (сцена 1) и в березовой роще возле дома Розенталя (сцена 2).
Действие ВТОРОЙ КАРТИНЫ происходит в доме Розенталя через девять месяцев, то есть в марте 1976 года. Однако в финале первого действия ряд вариаций-флэшбэков нарушает линейный ход времени повествования. Похороны Розенталя происходят в 1992 году, дубли, соответственно, на 16 лет старше, и Моцарт, который в начале второй картины фигурировал в виде новорождённого младенца, предстает шестнадцатилетним юношей.
Действие ТРЕТЬЕЙ и ЧЕТВЕРТОЙ КАРТИН происходит на Комсомольской площади (так называемой Площади трех вокзалов) в Москве зимой 1993 года.
Действие ПЯТОЙ КАРТИНЫ происходит в клинике скорой помощи им. Склифосовского в Москве через несколько дней.
Первое действие
На экране демонстрируется документальный черно-белый фильм, сделанный по принципу советских научно-популярных фильмов. В фильме рассказывается история Алекса Розенталя. Изображение перемежается титрами.
Первый титр:
МОЛОДОЙ НЕМЕЦКИЙ УЧЕНЫЙ АЛЕКС РОЗЕНТАЛЬ ПОПРОСИЛ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБЕЖИЩА В СССР.
Следующий титр:
В ГЕРМАНИИ КОММУНИСТА РОЗЕНТАЛЯ ПРЕСЛЕДОВАЛИ ФАШИСТЫ И МРАКОБЕСЫ-УЧЕНЫЕ. БИОЛОГ АЛЕКС РОЗЕНТАЛЬ СДЕЛАЛ ВЕЛИКОЕ ОТКРЫТИЕ: КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО ВОССОЗДАТЬ ЗАНОВО ПУТЕМ БЕСПОЛОГО РАЗМНОЖЕНИЯ.
Следующий титр:
ОН НАЗВАЛ СВОЙ МЕТОД ДУБЛИРОВАНИЕМ.
Следующий титр:
ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ РОЗЕНТАЛЬ ПРОВЕЛ НА КРЫСАХ. ОПЫТ УДАЛСЯ. ПОЯВИВШИЕСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ БЕСПОЛОГО РАЗМНОЖЕНИЯ КРЫСЫ ГЕНЕТИЧЕСКИ ОДИНАКОВЫ И АБСОЛЮТНО ПОХОЖИ.
Следующий титр:
НОВЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ – ДУБЛИРОВАНИЕ КОРОВЫ.
Следующий титр:
ВЫРАЩЕННАЯ КОРОВА – КОПИЯ СВОЕЙ МАТЕРИ. В 1939 ГОДУ РОЗЕНТАЛЬ ВПЛОТНУЮ ПРИБЛИЗИЛСЯ К ГРАНДИОЗНОЙ ЗАДАЧЕ – ДУБЛИРОВАНИЮ ЧЕЛОВЕКА. ПЕРВЫМ ДОНОРОМ СТАЛ ОН САМ.
Следующий титр:
НО СМЕЛАЯ ИДЕЯ РОЗЕНТАЛЯ ВЫЗВАЛА ОСУЖДЕНИЕ ФАШИСТОВ.
Следующий титр:
ФАШИСТЫ УТВЕРЖДАЛИ, ЧТО ДУБЛИРОВАНИЕ ПОДРЫВАЕТ РАСОВУЮ ТЕОРИЮ И НАРУШАЕТ ЕСТЕСТВЕННУЮ ЭВОЛЮЦИЮ ЧЕЛОВЕКА. НАЧАЛИСЬ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ. ЛАБОРАТОРИЮ РОЗЕНТАЛЯ ЗАКРЫЛИ.
Следующий титр:
КОММУНИСТ РОЗЕНТАЛЬ С БОЛЬШОЙ СИМПАТИЕЙ ОТНОСИЛСЯ К СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ. ДРУЗЬЯ ПОМОГЛИ ЕМУ БЕЖАТЬ.
Следующий титр:
СОВЕТСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО УДОВЛЕТВОРИЛО ПРОСЬБУ УЧЕНОГО. ТЕПЕРЬ АЛЕКС РОЗЕНТАЛЬ – ГРАЖДАНИН СТРАНЫ СОВЕТОВ. НИКТО НЕ СМОЖЕТ ПОМЕШАТЬ ЕГО РАБОТЕ. ТАК АЛЕКС РОЗЕНТАЛЬ СТАЛ СОВЕТСКИМ УЧЕНЫМ. СОВЕТСКИЕ БИОЛОГИ ПОДДЕРЖАЛИ ИДЕИ РОЗЕНТАЛЯ. 2 ИЮЛЯ 1940 ГОДА В СССР РОДИЛСЯ ПЕРВЫЙ ДУБЛИРОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК. ДОНОРОМ СТАЛ ИЗВЕСТНЫЙ СТАХАНОВЕЦ АЛЕКСАНДР ИВАНОВ. ЭКСПЕРИМЕНТ УДАЛСЯ!
Следующий титр:
ЭТОТ ВЕСЕЛЫЙ МАЛЬЧИК – АБСОЛЮТНАЯ КОПИЯ СВОЕГО ОТЦА.
Следующий титр:
УСПЕХИ СОВЕТСКОГО ДУБЛИРОВАНИЯ ОТКРЫВАЮТ ПЕРЕД ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ ОГРОМНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ.
Следующий титр:
АЛЕКС РОЗЕНТАЛЬ: “МЕТОД ДУБЛИРОВАНИЯ ПОЗВОЛИТ НАМ УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕКА, ВЫРАСТИТЬ ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ – СТРОИТЕЛЕЙ КОММУНИЗМА!”
Следующий титр:
СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО ВЫСОКО ОЦЕНИЛО ТРУД УЧЕНОГО – АЛЕКС РОЗЕНТАЛЬ НАГРАЖДЕН ОРДЕНОМ ЛЕНИНА.
Следующий титр:
И. В. СТАЛИН: “МАССОВОЕ ДУБЛИРОВАНИЕ ГЕРОЕВ НАШЕЙ СТРАНЫ – МОСТ В КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ЗАВТРА!”
Экран гаснет.
Первая картина
Лаборатория Розенталя. Розенталь готовится к дублированию Моцарта. Генетики в белых халатах помогают ему.
Розенталь (держит в руке человеческую ключицу и медальон)
Генетики
Розенталь и 1-й соратник
Генетики
2-й соратник
Розенталь
Розенталь
Генетики
Розенталь
Генетики
Розенталь и 1-й соратник
2-й соратник
Розенталь
Опускает ключицу Моцарта в большой светящийся шар.
Голос в репродукторе
Дублирование индивидуума из взрослых клеток костного мозга донора путем перепрограммирования на нормальное эмбриональное развитие по методу Розенталя.
Выделить клеточную линию.
Провести первичную реконструкцию RM.
Культивировать клетки донора in vitro.
Остановить деление культивируемых клеток на стадии GO.
Пересадить ядра клеток донора в энуклеированные яйцеклетки реципиента-1 на стадии метафазы 2.
Заключить реконструированные эмбрионы в агар.
Трансплантировать агар в яйцевод реципиента-2.
Через 12 суток извлечь эмбрионы из яйцевода.
Выживший эмбрион поместить в матку реципиента-3.
Розенталь (целует медальон Моцарта)
Генетики
Розенталь, 1-й соратник, 2-й соратник
Генетики
Розенталь
1-й и 2-й соратники
Генетики
Розенталь
1-й и 2-й соратники
Генетики
Розенталь, 1-й и 2-й соратники
Все
Полнолуние. Березовая роща возле жилых корпусов биологического центра. Дом Розенталя. У окон на березах висят четыре гамака. В них спят дубли: Вагнер, Чайковский, Верди и Мусоргский. Появляется Розенталь с детской колыбелькой в руках. Он ставит ее на землю, трогает рукой. Колыбелька качается. Вагнер вскрикивает во сне и просыпается.
Розенталь
Вагнер
Розенталь
Вагнер
Розенталь
Вагнер
Розенталь
Вагнер
Розенталь
Вагнер
Розенталь
Вагнер
(Рыдает.)
В гамаке просыпается Мусоргский.
Мусоргский
Чайковский и Верди недовольно ворочаются.
Верди
Мусоргский
(Зевает.)
Чайковский
(Замечает Розенталя.)
Верди
Розенталь
Вагнер Чайковский Верди Мусоргский
Розенталь
Вагнер
Розенталь вынимает медальон Моцарта, кладет в пустую колыбель. Толкает колыбель рукой. Колыбель качается. Дубли подходят, обступают качающуюся колыбель.
Дубли
Вторая картина
Веранда дачи Розенталя. Празднично накрытый стол. Над столом два одинаковых портрета Моцарта. Под одним портретом даты: 1756–1791. Под другим одна дата: 1976. Подле второго портрета стоит пустая детская колыбель. Входит няня с букетом свежесрезанных цветов, ставит их в вазу.
Няня
Входят три подавальщицы с вином и закусками, ставят их на стол.
Няня
Подавальщицы
Входит Чайковский. Он взволнован.
Няня
Чайковский
Няня
Чайковский
Няня
Чайковский
Няня
Чайковский
(Бросается няне на грудь.)
Няня
Чайковский
Няня
Чайковский
Няня
Чайковский
Няня
Чайковский
Няня
Чайковский
Няня
Чайковский
Няня
Чайковский
Няня (обнимает Чайковского)
Чайковский
Няня
Чайковский
Няня
Чайковский
Няня
Чайковский
Няня
Чайковский
Стоят, обнявшись.
Слышен приближающийся шум, оживленные голоса людей.
Чайковский
Няня
Входит Розенталь с младенцем Моцартом на руках в окружении дублей, генетиков и прислуги.
Розенталь
Все
Няня
Все
(Тихо.)
Няня забирает Моцарта у Розенталя, баюкая, укладывает в колыбель, качает. Все окружают колыбель.
Верди
Чайковский
Вагнер
Мусоргский
Верди
Чайковский
Розенталь
(Обнимает няню.)
Мусоргский
Чайковский
Вагнер
Чайковский
Няня
(Все смеются. Няня прикладывает палец к губам. Обнимает Вагнера и Чайковского.)
Чайковский
Розенталь
Открывается шкаф. На сцену выходят плюшевый мишка, оловянный солдатик и балерина. Игрушки танцуют.
Чайковский
Вагнер
Розенталь
Чайковский
Розенталь
Вагнер
Розенталь
Чайковский
Розенталь
Вагнер Чайковский Верди Мусоргский
Розенталь
Возникает изображение Сталина, выступающего на партийном съезде.
Сталин.
Товарищи, нужно ли нам воскрешать писателей, ученых, композиторов и философов прошлого? Я думаю, что не нужно. Потому что они уже сказали свое слово. А нам с вами надо думать о будущем. Нам нужны наши, советские писатели, ученые и композиторы. Метод дублирования – не игрушка, а инструмент. И необходимо правильно использовать этот инструмент. Чтобы дублирование служило трудовому народу. (Бурные аплодисменты