КОНСТАНТИН ГАЛЬСКОЙ. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Мой отец, Владимир Львович Гальской, родился 2 (15) марта 1908 г. в имении Золотарево Мценского уезда Орловской губернии. Его родители, Лев Ионович (род. в Воронеже в 1879 г., скончался в Касабланке, Марокко, в 1954 г.) и Александра Владимировна, урожденная Багговут (род. в Харькове в 1874 г., скончалась в Париже, в 1966 г.), вели молочное хозяйство, поставлявшее молоко и молочные продукты в Орел. Владимир Гальской младший из трех детей (брат Лев, род в 1904 в Харькове, скончался в Стре, Бельгия в 1991 г. и сестра Мариамна род. в 1905). Раннее детство прошло в имении, а в 1913 году последовал переезд в Орел в связи с поступлением старшего брата, Льва Львовича, в гимназию. С этого времени семья жила зимой в Орле, а лето проводила в усадьбе.
Осенью 1917 года Владимир Львович поступает в одну из гимназий города Орла. Проучиться в орловской гимназии, в связи с революционными событиями, долго не пришлось. Уже в 1918 году семья Гальских уезжает из Орла в Киев и оттуда в Полтаву, где Владимир Львович учится в Дворянской гимназии. Из Полтавы в 1919 голу семья попадает в Новороссийск, откуда эвакуируется через Константинополь в Сербию. Первые полгода семья живет в местечке Враньска Баня, близ границы с Грецией, затем переезжает в Белград, где и обосновывается.
В Белграде Владимир Львович поступает в первую русско-сербскую гимназию (часто именуемую по имени своего основателя и первого директора, «Плетневской гимназией») в 1920 году. В 1926 году он оканчивает гимназию и поступает в Белградский университет на архитектурно-строительный факультет. Университет он оканчивает поздно, в 1937 году, и начинает работать по профессии.
Во время учебы в гимназии, и затем в университете, Владимир Львович увлекается скаутизмом и доходит до чина скаут-мастера. Обожая природу, он старается передать свою любовь к ней возглавляемому им звену Роверов.[1]
Помимо скаутизма, Владимир Львович принимает деятельное участие в литературной жизни Белграда. Он был членом Союза русских писателей и журналистов в Белграде (с 1936 года член ревизионной комиссии Союза). Принимает участие в сборнике «Литературная Среда» совместно с Ильей Голенищевым-Кутузовым, Алексеем Дураковым, Екатериной Таубер, Лидией Алексеевой (урожденной Девель) и другими. Владимир Львович писал в белградской газете «Русское дело». В 1938 году, «Русские Записки» печатают его стихотворение.
С началом войны Владимир Львович остается безработным. В октябре 1941 года он попадает на строительные работы в Германию, сначала, до июля 1942 года, в Роттенфельд-Вольфсбург, затем в Берлин, до сентября 1943 года, и затем в Вену. По окончании войны Владимир Львович находится на положении перемещенного лица (ди-пи) в Мюнхене. Здесь, благодаря знанию иностранных языков (французский; немецкий, английский, сербский), он работает в Межправительственном комитете по беженцам. В Мюнхене Владимир Львович продолжает участвовать в литературной жизни. Ряд его стихов печатается в сборнике «Стихи», Мюнхен, 1947.
В мае 1947 года Владимир Львович женится на Анне Александровне Ильинской, а в ноябре того же года семья Гальских переезжает в Касабланку, Марокко. Этот переезд оказался для него последним. В Марокко у Гальских рождаются два сына, автор этих строк, Константин (1948) и Александр (1951). Работая в разных строительных компаниях, Владимир Львович продолжает печататься сначала в «Гранях», затем в «Возрождении». Но с середины пятидесятых годов его стихи не появляются больше в печати. В 1960 году он начал подготавливать свой первый сборник стихов. Преждевременная смерть, 12 июня 1961 года, не позволила этому желанию осуществиться.
Данный сборник составлен мной по плану, оставшемуся после отца. Первые три отдела и порядок стихотворений в них следуют без изменения в том виде, в котором они остались после его смерти. В четвертую часть помещены стихи и поэмы, которые удалось собрать из разных печатных органов, и все то, что он не успел привести в порядок. Я снабдил стихотворения необходимыми сносками, а также отметил главные разночтения между имеющимися у меня копиями некоторых стихотворений.
Исполняя свой сыновний долг перед памятью моего отца, я хочу поблагодарить всех тех, кто в той или иной мере помог реализации этого замысла. Особенно хочу отметить помощь, оказанную мне в редактировании стихов Ириной Петровной Храмко, сведениями о жизни отца, любовно рассказанными мне его сестрой Мариамной Львовной Жедринской, и Алексеем Борисовичем Арсеньевым, который, своим интересом и вопросами о жизни и творчестве отца подтолкнул меняя к завершению подготовки сборника к печати. Так же хотелось бы поблагодарить всех тех, кто, будучи знаком с творчеством Владимира Гальского и знавшим его лично, проявлял интерес к выходу сборника его стихов.
Константин В. Гальской
ПУТЬ УСТАЛОСТИ
Коте и Саше
ПУТЬ УСТАЛОСТИ
Путь усталости
Многие придут ко мне путем подвига,
Все вы придете ко мне путем усталости.
Будда
Светлане (Николаевне) Коссовской
СЕСТРЕ[2]
Берлин, 1943.
БАБЬЕ ЛЕТО[3]
«Где темно-бурые листы каштана…»[4]
«Вздохнул свистком коротким паровоз…»
Михаилу (Дмитриевичу) Иванникову[5]
НА ОТЪЕЗД В АМЕРИКУ[6]
М-Л. Б. (Буриан)
«С каждым днем твое смуглело тело…»[7]
Княжне Вере (Владимировне) Голициной
«В тишине прозрачной и сторожкой…»[8]
Зое
«Мы шли в тот хрусткий, зимний вечер…»
Е.М.А.
Белград, 1940.
«Я уйду и все будет как прежде…»
Т.Д.[9]
«Уйти в тот лес с тобою на закате…»
Е.К.
Мюнхен, 1946.
«Вечер был хрупок и розов, как женские плечи…»
Мюнхен, 1947.
НАБАТ[10]
Вена, 1944
ОСЕНЬ[11]
Мюнхен, октябрь 1945.
ГАМЛЕТ
ДОН ЖУАН
«Быть Робинзоном можно и в Париже…»
Касабланка, март 1948.
ЭФЕМЕРИДЫ
Касабланка, февраль 1948.
«От щедрот своих Господь дает…»
Валентине Дмитриевне Философовой[12]
У ПЕЧКИ
«Губ твоих румяных зрелый мед…»[13]
В.А.С.
Берлин, 1943.
СЧАСТЬЕ
ПРАЗДНИЧНЫЙ ГОРОД
ИКАР
«Как трудно правду говорить в лицо…»
АКРОБАТКА
1940
«Все, что я называл искусством…»[14]
Мюнхен, октябрь 1945
ВЕСНА[15]
Мюнхен, 1946
ВЕЛИКИЙ ПОСТ[16]
Екатерине Голенищевой-Кутузовой
ВОСКРЕСЕНЬЕ[17]
БЕССОННИЦА
Матери
ВОЛК
«Как прост уход, но как нелепо сложен…»
«Нет вблизи ни топота, ни гомона…»
Касабланка, 1959.
«Одиночество обычный жребий…»
Касабланка, 1960.
«Мальчики, два маленькие брата…»
Касабланка, 4 августа 1960. День Марии Магдалины
URBI ET ORBI
1939 ГОД
Белград, 1939.
BASSIANA[19]
Графу Адаму Оршичу-Славетичу
«Это было в Брюсселе, в Париже…»[20]
1940.
ЧЕРНЫЙ ГОРОД[21]
Шарлеруа, 1937
БЕРЛИН
Берлин, 1943
НА СМЕРТЬ ЕВГЕНИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА АНИЧКОВА[22]
ПАМЯТИ ПЕТРА БЕРНГАРДОВИЧА СТРУВЕ[23]
ПАРАЛИЗОВАННОМУ ДРУГУ
Борису Ивашенцову[24]
1940
ПАРИЖ[25]
Ирине Кнорринг и Юрию Бек-Софиеву
1937
«Все ново, шляпы, платья, лица…»
Мюнхен, 1946.
«Там, где пальмы протянули к небу…»
Касабланка, 1948.
НЕМЦАМ
Вена, 1943
НАСЫПЬ
ПАНЧЕВО[26]
Александру Васильевичу Соловьеву
«Justilia regnorum fundamentum»
Надпись на фронтоне ратуши.
ПАНОНИЯ
ПОСЛЕ ГРОЗЫ
Вена, Каленберг, 1943
«На мои затерянные тропы…»
«Узкобедрая, юная Венус…»
1938
ГРЕЦИЯ
Халкидонский полуостров, 1928
ГОЛЛАНДИЯ
МЮНХЕН 1945
ЕВГЕНИЮ КИСКЕВИЧУ[28]
ЗВЕРИНАЯ КАРУСЕЛЬ[29]
«От клумбы до балкона пять шагов…»
ЗЕРКАЛА
ЗЕРКАЛА («Отражают зеркала, витрины…»)
- И ужас притаился в зеркалах,
- И страх с поклоном подает нам свечи.
И. Анненский «Панихида»
Касабланка, 13 августа 1960
«Сначала родина, потом семья…»
Касабланка, 22 мая 1959
САЛЬЕРИ
Кириллу Тарановскому[30]
МОХАЧ[31]
Город Мохач находится в Венгрии, будучи расположен на правом берегу западного русла Дуная, раздел которого образуется болотистым островом Мохач или Марштта. Мохач знаменит двумя битвами: в первой турки разбили в 1526 году венгров; во второй же — Карл IV Лотарингский, командуя венгерскими и имперскими войсками, разбил в 1687 году на голову турок.
АНГЕЛ
Сергею Бонгарту
«Солнце нежно красит апельсины…»
Касабланка, 1950.
МАТЕРИ
Берлин, 1943.
СЕРБКЕ
Белград, весна 1941.
НА ПОКУПКУ СОБАКИ
Касабланка, 1949.
«Сколько слов ненужных! Сколько споров!..»
Софье Михайловне Зерновой
Касабланка, 11 августа 1960
«Был день такой же, как сегодня…»
Мюнхен, октябрь 1945.
КАРТИНКИ ЦВЕТНЫМИ КАРАНДАШАМИ
1. «Там, за спиной, все спутались пути…»
2. «Прошла весна, тяжелый летний зной…»
3. «Короче дни, час осени пробил…»
«По-старинному дом обставлен…»
Касабланка, 15 августа 1960
ЭЛЕГИЯ[32]
БУДАПЕШТ
Графу Павлу Телеки
«Безобразной, измятой гирляндой…»[33]
ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ
Венедикту (Александровичу) Коссовскому
Касабланка, 28 июля 1960
АДАМ
Татьяне Николаевне Дерманжогло
Белград, 1940.
ПОЭМЫ, ДРУГИЕ СТИХИ И МЫСЛИ
БЕЗДОРОЖЬЕ. Поэма[34]
- Рождённые в года глухие
- Пути не помнят своего.
- Мы, дети страшных лет России,
- Забыть не в силах ничего.
А.Блок
Белград, 1936
«О невозможном, о несовершимом…»
«Звуки полнятся звоном металла…»
С.В.В.Н.
Вена, 1944
БЮРГЕРАМ ВЕНЫ
Вена, октябрь 1944
ГОЛОВА ИОКАНААНА[35]
Мюнхен, 1945
«Нет на земле меж тем, что зрим…»[36]
НАПОЛЕОН[37] (Два отрывка из поэмы «Наполеон»)
С. Гершельману
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ». ЛЕТОПИСНЫЙ ДАЙДЖЕСТ
Венедикту (Александровичу) Коссовскому
- En vain l'homme, orgueilleux de се neant gu'll fonde,
- Croit echapper lui seul a cette loi du monde,
- Clos son symbole, et dit, pour la millieme fois:
- «Ce Dieu sera ton Dieu, ces lois seront tes lots!»
- A cheque eternite que sa bouche prononce,
- Le bruit de quelque chute est soudain la reponse,
- Et le temps, qu'il ne peut fixer ni ralentir,
- Est la pour le confondre, et pour le dementir;
- Cheque siecle, cheque heure, en poussiere il entraine
- Ces fragiles abris de la sagesse humaine.
- Empires, lois, autels, dieux, legislations;
- Et que les nations qui viennent apres elles
- Foulent pour faire place a des tentes nouvelles;
- Bagage du'en fuyant nous laissons sur nos pas,
- Que I'avenir me prise et ramasse pas.
A.de Lamartine
(«Jocelyn»)
IGCR[38]
(Intergovernmental Committee on Refugees)
(Земщина и бюргерство)
При переходе от племенного быта к государственному географические условия, характер населения, его занятия, навыки и вкусы создали образования весьма различные по своей структуре. Различия эти создавались стихийно самою жизнью, без какого-либо предварительного плана, как следствие приспособления к условиям внутренним и внешним. Не входя в анализ этих различий, а лишь бросив поверхностный взгляд на совокупность государств, составляющих так называемый старый миру сразу бросается в глаза, что государства эти естественно делятся на две группы: одни, занимающие широкие плодородные пространства, с населением, разбросанным по всей поверхности страны, и другие, не обладающие подобными пространствами, с населением, сосредоточенным в городах. Это основное различие, предопределенное географией, направляет развитие государственной жизни по двум различным руслам и обуславливает коренное различие, как их внутренней структуры, так и психологии народов их населяющих.
Народонаселение в ходе развития постепенно раскалывается, на две неравные части: «земщину» и «бюргерство», интересы и мироощущение которых не схожи между собой. Соотношение этих двух элементов народной стихии в государствах создает соответственные формы, характерные для каждого из них. На создание этих форм естественно оказывает большое влияние та часть, которая значительнее сама по себе в данном коллективе. Факт, что, ища термин для определения двух аспектов народной стихии, мне приходится употребить один термин сугубо русский — «земщина», происходящей от земли и созданный в стране, несомненно относящейся к первой группе, и другой — «бюргерство», происходящий от «burg» — город, заимствованный из немецкого языка, языка страны особенно характерной для второй группы, не случаен; причина этого кроется в том, что русский язык термина для совокупности городского населения не создал. Произошло это потому, что в государствах аграрных, города не развились в совершенно самостоятельные организмы, а лишь являлись пунктами средоточия, созданными для обслуживания нужд и потребностей аграрного населения. Сравнивая западноевропейский и русский город, различие между ними бросается в глаза. В то время как западный город представляет вполне независимое целое, с четкой внутренней структурой, с дифференцированными группами жителей, объединенными в корпорации и[39]
(О браке). Письмо к Светлане Николаевне Коссовской
Не вполне согласен с Вашей постановкой темы. Не кажется ли Вам, что поведение женщины люди слишком склонны рассматривать с чисто мужской точки зрения; по существу женщина — самка есть, пандан мужчины — самца. Любовные отношения людского стада подчиняются законам не основанным на Божественной Гармонии, а выработанными веками лицемерия. Мужчина-самец, в руках которого, до последнего времени, находилось это законодательство, построил его на принципах своего эгоизма. Сохраняя за собой право следовать своим любовным прихотям, он обязал свою спутницу самку или дать волю своим инстинктам и тогда быть поставленной в положение блудницы, или подавить свои инстинкты и тогда сделаться его рабой. Как известную компенсацию за эти подавленные инстинкты, он обязался принять на себя заботы о материальной стороне жизни. Но и это обязательство он не сдержал и, становясь все более и более ленивым, согласился на эмансипацию, т. е. разрушил стену гарема или терема, позволявшую, с одной стороны, ему грешить безнаказанно на стороне, с другой стороны, ей «блюсти себя» в тени семейного дома и вдали от соблазнов. За подобную свободу он обязал женщину взять на себя часть или даже совокупность своих материальных забот. После этой операции грань между блудницей и честной женой стерлась и выработался средний тип, по существу, равноценный «порядочному мужчине». Известный атавизм однако заставляет мужчину капризничать и осуждать эту женщину нового типа, пожалуй, вполне созвучную и ему и эпохе.
Брак же соответствующий Божественной Гармонии, как мне кажется, может быть построен только на правильной дозировке эгоизма и альтруизма, равно распределенной между обоими партнерами. Такой брак, конечно, требует много жертв с одной и другой стороны, но он возможен, хотя и редок в современном обществе, если и в мужчине и в женщине есть достаточно сознания цели, т. е. желания обеспечить своему потомству счастливое и нормальное развитие. Брак без детей я вообще не вижу и считаю подобный союз просто безобразием.
В заключение хочу спросить Вас: не кажется ли Вам, что как творец-художник приспосабливается ко вкусу заказчика, так и современная женщина ко вкусу современного мужчины?
В.Г. 1960 г.