"ХРЕСТОМАТИЯ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ"
В помощь музыкальным руководителям и воспитателям детских садов, руководителям музыкальных студий, учителям начальных классов.
г. Челябинск
199З г.
От автора
Предложенная Вашему вниманию методическая разработка представляет собой пятилетний опыт работы с детьми дошкольного возраста по концепции элементарного музицирования Карла Орфа.
Предложенные модели могут быть использованы педагогом в любой последовательности, а их вариативность поможет развивать дикцию, ритм, разбудит воображение и фантазию в игре, подведет к рождению звуков, несложной мелодии и аккомпанемента к ней.
В выборе моделей руководствуйтесь интересами ребенка, его желаниями, но порядок заданий следует сохранить. Прежде чем предложить задания ребенку — "проиграйте" их сами. Это поможет найти свой путь продвижения к конечному результату.
В выборе материала я руководствовалась имеющейся в каждом детском саду художественной литературой. "Хрестоматия для маленьких" — /составитель Л.Н. Елисеева, изд. "Просвещение" , М., 1972 г./ - была первой книгой по развитию речи, затем диапазон литературы стад расширяться. Есть еще одна немаловажная причина, которую я хотела бы подчеркнуть: это возможность использования своего русского, а не переводного материала в работе по К. Орфу.
Методическая разработка была рекомендована к распространению кафедрой эстетического воспитания Челябинского государственного педагогического института.
С уважением, Каптелина Л. В.
А. Барто
— Педагог выразительно читает стихотворение, делая ударения в словах.
— Педагог и дети читают вместе, педагог показывает движения по смыслу. Дети повторяют за ним.
— Педагог и дети читают вместе /два раза/, запоминая текст.
— Педагог и дети читают, отмечая ритмическими хлопками ударения в словах.
— Отмечают ударения на строке /4 хлопка на строке/.
— Отмечают ударение на последнее слово каждой строки.
— Те же задания с чередованием хлопков и ударов по коленям.
— Те же задания с чередованием с любым и ударным инструментом и ксилофоном.
И. Муравейко
Я САМА
— Педагог выразительно читает стихотворение, делая логические ударения.
— Дети хором отвечают педагогу, произносят слова в одном метроритме.
— Проговаривают с различным характером в голосе: сердито, ласково, требовательно.
— Отвечают педагогу по одному, по выбору педагога.
— С тремя хлопками или тремя ударами по коленям.
— Отвечают, стоя в кругу: хлопок и два притопа, левой— правой — левой ногами.
— 3 удара на любых инструментах.
— Так же с оттенками: с тихого до громкого звучания и наоборот.
Е. Чарушин, Е. Шумская
КОНЬ
— Педагог выразительно читает стихи, разучивает с детьми, акцентируя ударения в словах голосом.
— Голосом и хлопками.
— Разучить с детьми ритм слогов в словах, голосом, затем хлопками или отстукивая по крышке стола, коленям.
— Ритм слогов простучать на ложках, палочках.
— Ритм строк — на треугольнике, бубне, барабане.
— Педагог предлагает детям представить себе петушка, показать его походку, громко прокричать петухом, дать детям поиграть браслеты с бубенцами, затем надеть на ножки.
— Дети ритмично ходят по залу, изображая петушка, педагог читает стихи.
— Разделить детей на группы:
1 — проговаривают нараспев стихотворение,
2 — отстукивают ритм,
3 — изображают петушка.
В конце громко кричат "Ку-ка-ре-ку!".
Игра на внимание.
Дети первой группы играют на ударных. Дети второй — важно ходят, изображая петушка. По сигналу дружно кричат "Ку-ка-ре-ку!".
Сигналом может быть громкий удар по одному из инструментов или наоборот — дружное прекращение игры на инструментах.
Дети, не сумевшие вовремя остановиться, выходят из группы. При дальнейшем проведении игры — группы меняются.
Т. Волгина
ПАРОВОЗ
— Дети разучивают стихотворение, акцентируя слова, слоги.
— Читают сидя, отмечая ритм строки /4 удара/ притопом ног попеременно.
— Без пауз между словами /8 ударов - равномерный стук колес/.
— Так же с продвижением по залу.
— Перенести ритм на ударные инструменты.
— Разделить детей на группы:
1 группа — дети раздельно проговаривают слова.
2 группа — дети отстукивают ритм на ударных инструментах.
3 группа — дети ритмично двигаются друг за другом, изображая поезд.
Дети сами находят нужные звуки поезда, гудки, стук колес.
— С каждым повтором варьировать темп, силу и темп звука: поезд грузовой, поезд скорый, поезд близко, поезд далеко.
Сигнал к началу движения может свистком подавать "дежурный" по вокзалу.
— Педагог выразительно читает стихи.
— Отдельно проработать ритм шагов больших и маленьких ног.
— Читает педагог, на слова "Топ" ... — отвечают дети.
— Так же, только дети отвечают звучащими жестами.
— Так же с использованием любых инструментов.
— Педагог меняет местами 1 и 2 часть стихотворения.
Дети должны правильно, исполнить ритмические последовательности.
— С продвижением по кругу: в этом случае дети самостоятельно находят ритм и к строкам, читаемым педагогом.
Игра ритмами. Разделить детей на две группы.
1 группа двигается в ритме четвертных вот, а 2 группа — в ритме восьмушек. Сочетания можно варьировать /1-3, 1-4/.
Осетинская песенка
— Перед прочтением педагог просит детей помочь прочесть стихотворение. Для этого они должны ”превратиться" в птичек и весело отвечать "чирик-чик-чик".
— Педагог выразительно читает стихи, дети дружно помогают.
— Педагог обращает внимание детей на вопросительные и утвердительные ответы птичек. Прочесть с соответствующей интонацией,
— Ответы в звучащих жестах. Варианты подскажут сами дети.
— Ответы на инструментах. Все вместе, по одному, по группам инструментов.
Игра на внимание.
Дети свободно располагаются в зале. Педагог проигрывает свои строки на ксиллофоне, дети слушают. На свои слова дети свободно, легко перебегают по залу. Дети самостоятельно корректируют количество шагов.
О. Дриз
— Педагог выразительно читает стихи.
— Предлагает детям показать: "Куда попала каша?".
— Дети повторяют за педагогом движения двумя руками синхронно.
Чтение и показ одновременно.
— Перед чтением стиха дети шумами и возгласами изображают кухню: здесь и звуки столовых ложек, кружек, шинковки овощей.
Возгласы:
"Ах, как вкусно пахнет!".
"Дайте добавки!" и т.д.
С каждым разом дети вносят много интересных добавлений.
О. Дриз
СТРАШНЫЙ СЛУЧАЙ
1 вариант:
— Педагог выразительно читает стихи и предлагает детям придумать движения по тексту.
— Придумать возгласы испуганных овощей, проговаривать их по одному, всем вместе, обращаясь друг к другу,
— Возгласы произносить различными по тембру голосами.
— Придумать гимнастику или танец для пяти мальчиков, для двух рук.
Здесь педагог может использовать любой ритм, — начать следует с названия овощей.
2 вариант:
— раздать детям инструменты.
— Повторить ритм на любых инструментах.
— Возгласы переложить на ритм: "Спасите!", "Помогите!".
Окончанием игры служит заранее придуманный сигнал. Например: звук упавшей ложки, крышки.
С. Дриз
МЫ МУЖЧИНЫ
— Выучить стихотворение, произносить в медленном и быстром темпе, тихо, громко, скрипящим голосом. Первую часть стиха — "плачущим голосом", вторую "мужественным".
— Читать и прохлопывать в ладоши, по коленям, по полу, ритм ключевых слов.
— Прохлопать ритм всего стиха с чтением, затем только ритм с чтением про себя.
— Читать с ритмической ходьбой, а ключевые слова выделять притопами.
С. Маршак
ДОЖДЬ
— Придумать и изобразить гром, дождь, различные по тембру шумы на инструментах.
— В различных темпах, динамике.
— Дождь на металлофонах, ксилофонах, колокольчиках.
— В конце дождь перестает, появляется радуга /7 звуков звукоряда или любые по всему металлофону/.
Песенка-потешка
— Дети читают стихи по рядам. Для этого ответы предварительно заучить.
— Педагог читает. Дети отвечают хором, по рядам, по одному.
— Игра:
— вместо ответа дети показывают соответствующие движения;
— переложить ритм ответной фразы на хлопки или ударные инструменты, здесь проигрывание по одному.
Э. Мошковская
ГРОМ
Педагог выразительно читает стихи, предлагает детям озвучить их.
1 группа: гром — медная труба /группа/,
2 группа: дождь, ровный ритм /шлепки по коленям, полу и т.д./. Быстро повторяющиеся звуки на металлофоне остинато.
— В конце все играют одновременно в ритме возгласа, громко.
— Уметь простукать ритм вопросов, ответов.
— "Рассказать" стихотворение ритмом и шумами.
Ф. Петров
КАЛИНУШКА
— Педагог выразительно читает стихотворение и предлагает детям повторить все четные строки очень тихо /по типу "Эхо"/.
— Используя колокольчики и треугольники различной высоты, озвучить четные строки.
В этом случае "Эхо" может повторяться много раз, с каждым повтором все тише и тише.
— С движением по залу.
Группа детей ритмично ходит, проговаривая все нечетные строки.
На четные дети останавливаются и произносят фразу друг другу громко, затем тихо,
— По группам: 1 — играют на инструментах,
2 — двигаются по кругу или свободно.
Е. Серов
ВЕТЕРОК
— Педагог выразительно читает стихотворение вместе с детьми.
— Ответ произнося шепотом, по одному, очень тихо, вместе, обращаясь друг к другу.
Игра: Дети — колокольчики расставлены произвольно по залу.
Мимо кого пробегает "ребенок-ветерок", тот отвечает шепотом. Бег в разном темпе.
В. Берестов
СОВА И СИНИЦА
— Выучить с педагогом стихотворение, делая логические ударения, по-разному произнося слова: "большие, страшные, малюсенькие".
— Придумать движения к тексту, изображая этих птиц.
— Попробовать инструменты и звуки на них, иллюстрирующие образы совы и синички /низкие и высокие/.
А. Бродский
ВЕТЕР
— Произносить слова "Ветер" 4 раза с различной силой и окраской в зависимости от смысла.
Разобрать с детьми каждый вариант. Придумать шумовое сопровождение.
Е. Серов
ЛАНДЫШ
— Найти и использовать шумы и шумовые инструменты, звуки леса, голоса птиц, насекомых, зверей.
— Найти звуки ландыша. Объяснить, что на стебельке ландыша 5-7 цветков. Они расцветают снизу доверху, значит и звуки располагаются также.
Игра: Дети "превращаются" в деревья, кусты, цветы, зверей. Как только начинается партия ландыша — звуки и движения замирают. После паузы игра возобновляется.
И. Токмакова
ПОИГРАЕМ
— Разучить с детьми стихотворение, сопровождая чтение хлопками по коленям, по стулу и т.д. Ритмы варьировать, используя хлопки, шлепки, щелчки.
— Педагог предлагает проиллюстрировать текст движениями, звуками называемого транспорта.
Игра с двумя группами детей:
— Проговаривают текст.
— Играть соответствующие тексту ритмы на ударных инструментах.
— Показывают движения по тексту с продвижением по залу.
Игра: Педагог на выбор дает 4 вида ритмов, а дети под него начинают двигаться. Тот, кто не узнал ритм и ошибся в движении — выходит из игры. Игра возобновляется в меньшем составе.
А. Шибаев
ПОДРУЖКИ
— Педагог выразительно читает стихотворение и предлагает детям проиллюстрировать его движениями и звуками.
Игра:
1 вариант. Дети становятся парами. Перетягивают равновесие, взявшись за руки /движение к себе/.
2 вариант. Можно, приложив ладони к ладоням партнера, надавливать на них /движения от себя/. "Лопнул шар" — резкий удар по тарелочке палочкой.
3 вариант. Так же, разводя соединенные руки через верх в стороны.
4 вариант. Каждый "надувает" шар руками, в конце — плач и причитания. Каждый придумывает свой вариант.
5 вариант. Предложить детям продолжить игру и придумать окончание. Например: заплакать и, повернувшись спинами, сесть на пол.
А. Барто
Разучить стихотворение по строчке:
— педагог — дети.
— Так же с хлопками.
— Педагог прохлопывает ритм слогов.
— Дети говорят слова.
— Позднее педагог прохлопывает фразу на выбор, а дети узнают и проговаривают ее /3-4 фразы одинаковые/.
— Читать стихотворение, выделяя последнее слово,
— Отличать начало каждой строки ударом по барабану, треугольнику.
— Придумать несложную мелодию из 2-3 нот на ксилофоне.
— Прибавить остинато на ксилофоне.
— Инструменты, играющие в одном ритме, объединять группами.
Игра: 1 часть — свободно, кружатся по залу.
2 часть — собравшись в круг, бегут на носочках или поскоками. Движения сопровождают колокольчик и трещетка.
И. Лодонщиков
Игра: Дети изображают лис. Крадучись, прохаживаются, приседают, наклоняются вперед, замирают, слушают паузу.
Удар по бубну — здесь твердый лед. После небольшой паузы игра повторяется.
— Играть, точно придерживаясь ритма стиха.
Для этого педагог читает шепотом, а дети показывают, или ритм дается ударами по инструменту, а дети читают про себя текст, чтобы вовремя изменить движение.
А. Барто
— Выучить текст за педагогом.
— Читать с ритмичными хлопками и шлепками в различных вариантах.
Игра: Дети -"птички”.
Легко двигаются по залу, на носочках, приседают, по сигналу встают и продолжают легкий бег.
Такой же сигнал подают перед началом, для одновременного вступления всех групп исполнителей.
— сигнал выполнять очень тихим ударом по любому инструменту, чтобы дети могли сосредоточить свое внимание и не бегали шумно,
— предложить детям придумать несложную мелодию из 2-3 звуков, лучший вариант — выучить мелодию с детьми и перенести на ксилофон.
Игра: прибавить остинатное сопровождение, ударные инструменты, движения по смыслу, и повторить все в новом варианте.
Народное творчество
Диковинка
— Педагог выразительно читает стихи и предлагает детям найти ритм стиха.
Варианты, предлагаемые детьми — разучить со всеми детьми.
— Вводить инструменты и ритм постепенно.
— На слова "Ай,люли" — играют и говорят все дети.
Игра: Дети самостоятельно выбирают героя и выполняют его движения, а педагог угадывает /мелет муку коза/ и т.д.
— Использовать знакомые детям движения народных танцев, разделить на группы:
— 1 группа пропевает текст на рефренах,
— 2 группа играет на ударных,
— 3 группа играет мелодию и остинато,
— 4 группа пляшет русскую пляску по желанию.
По окончании звучит только партия ударных, а дети выполняют движения выбранных ими героев.
Окончанием служит удар по тарелке, большому барабану или слово, которое выкрикивает любой ребенок.
Например: "Ай, люли" или "Диковинка".
Английская песенка. Пересказал С. Маршак
МЫШИ
— Выучить стихотворение с детьми.
— Произносить медленно, нараспев, быстро, тихо, громко, низким голосом, высоким голосом.
— Использовать различные ритмы, применяя щелчки, хлопки, шлепки по коленям, по полу и т.д.
— Придумать несложную мелодию, прибавить остинато.
— Разделить на группы по желанию:
1 — пропевает мелодию,
2 — играет мелодию на ксилофоне,
3 — ритмическая группа изображает ход часов /ложки, коробочки, палочки, металлофон, ксилофон/.
Игра: Дети - "мыши", двигаются в соответствии с текстом.
"Часы" — ребенок становится на стул, в руках сложенная вдвое скакалка — гири.
"Страшный звон" — изображают 2-3 ребенка с тарелками, бубном, румбой.
Можно использовать этот вариант без пения, в этом случае дети должны пропевать ее про себя, чтобы не ошибиться в ритме и движениях.
Шведская песенка. Перевод И. Токмаковой
— Педагог выразительно читает стихи, подчеркивая голосом ритм стиха, строки.
— Предложить детям самим найти ритм стиха, строки.
— Выучить стихи, отстукивая ритм стиха по коленям.
— Для лошадки найти дробный ритм на деревянных ударных инструментах.
Игра: Дети двигаются по залу, изображая лошадку: высоко поднимают ноги, руки вытянуты вперед, как бы натягивают вожжи.
Двое детей изображают собачек: с высоким голосом, с низким голосом.
— Двое детей отмечают дробный ритм на деревянных ударных. Окончание игры предлагают дети: собачки могут ловить седоков.
— Дети могут играть парами: лошадки и седоки. Поводьями служит скакалка.
С. Маршак
— Произносить весь текст с различной интонацией, динамикой, темпом.
— Разделившись на две группы, читать по строчке с различной динамикой и темпом.
1 группа — громко читает первую строку,
2 группа — тихо читает вторую строку:
— как "Эхо"; двойное "Эхо"
— две группы произносят строки каноном.
— найти ритм стиха, 1 строка, 2 строки, используя схему работы с текстом — проработать так же с ритмом, используя звучащие жесты, затем детские ударные инструменты,
— до и после пропевки добавить звучание колокольчиков, треугольника, изображающих капель.
Игра: дети ходят парами и проговаривают пропевку, во время звона колокольчиков меняют пары, игра возобновляется.
— Придумать мелодию, уметь аккомпанировать себе на любом инструменте.
— Добавить остинатное сопровождение, состав должен меняться.
Я. Клокова
КУКУШКА
П. Тычина
КУ-КУ!
— Создать звуками шум леса, голоса его обитателей: птиц, насекомых, зверей, — перед стихами.
— Дети ритмически точно проговаривают последнюю строку хором, на выбор по одному голосом.
— Уметь сыграть ритмически точно на металлофоне или ксилофоне последние строки куплетов.
В данном случае педагог этих слов не произносит. После небольшой паузы "музыкальная картинка" повторяется.
Л. Квитко. Перевод Е. Благиной.
РУЧЕЕК
— Педагог читает стихотворение, дети хором отвечают четные строки.
— Отвечает любой ребенок по жесту педагога.
— Отвечают только на инструментах.
— Отвечают только инструментами или группой родственных инструментов
Педагог определяет очередность произвольно, вступление по дирижерскому жесту.
РАДУГА
Предложить детям изобразить радугу семью звуками различными по высоте.
— 1 ребенок исполняет 7 звуков на металлофоне;
— 7 детей исполняют по 1 звуку;
— вступать друг за другом, ритмически точно, дослушать угасание звука;
— прибавить вначале шум дождя, гром, использовать тихие и громкие хлопки, шлепки по коленям, полу, спине соседа и т.д.
Гром изобразить тарелками, ударами по большому барабану.
В. Берестов
ПЕСЕНКА ВЕСЕННИХ МИНУТ
— Выучить стихи, используя различный тембр голоса: большие часы, маленькие часы.
— Также в различном темпе часовых стрелок: секундная стрелка /очень быстро/, минутная — средний темп, часовая — медленно.
— Исполнять, используя нарастающую силу голоса.
— Добавить треугольник на нечетные строки, ксилофон по 2 удара на каждой строке.
— Слово "Прочь" — одновременно можно усилить ударом по тарелке палочкой или барабану.
Игра с движением. Дети свободно двигаются в ритме ксилофона и негромко проговаривают слова, руками как бы прогоняют, отталкивают зиму от себя.
— Из речитативного чтения появляется мелодия на двух нотах /б2, б3/;
— ксилофон-альт исполняет бордон в ч 8 или ч 6;
— дети делятся на группы и исполняют в окончательном варианте;
— состав групп меняется по желанию детей.
С. Михалков
СОСНЫ
— Предложить детям проиллюстрировать стихотворение и показать его в движениях.
— Подобрать на инструментах шумы леса, придумать мелодию ясной погоды.
Игра. Слушать и двигаться в соответствии со звучанием.
В конце можно придумать веселый танец "ясной погоды".
А. Введенский
ПЕСНЯ МАШИНИСТА
— Выразительно прочитать стихотворение.
— Дать почувствовать ритм каждой второй строки.
— Разделить стихи на две части.
— Обратить внимание детей на динамику развития и подобрать выразительные средства.
— Озвучивание поручите детям. Они безошибочно возьмут "нужные" музыкальные инструменты, оживят текст звуками и без труда предложат педагогу несколько вариантов игр "в поезд".
Каждый педагог несет в себе свою педагогику. Умейте слушать детей и Вы найдете путь, достойный любви, раскрывающий в ребенке романтику и поэзию.