Предисловие Дмитрия Быкова
Рисунки художника Александра Храмцова
© Антокольский П.Г., наследники, 2020
© Ахмадулина Б.А., наследники, 2020
© Быков Д.Л., стихотворения, предисловие, состав, 2020
© Ваншенкин К.Я, наследник, 2020
© Винокуров Е.М., наследник, 2020
© Вознесенский А.А., наследники, 2020
© Гандлевский С.М., 2020
© Гребенщиков Б.Б., 2020
© Догаева Н.В., состав, фото, 2020
© Евтушенко Е.А., наследник, 2020
© Искренко Н.Ю., наследники, 2020
© Кабыш И.А., 2020
© Капович Е.Ю., 2020
© Кушнер А.С., 2020
© Лосев Л.В., наследники, 2020
© Межиров А.П., наследник, 2020
© Окуджава Б.Ш., наследник, 2020
© Рождественский Р.И., наследники, 2020
© Рязанов Э.А., наследник, 2020
© Самойлов Д., наследники, 2020
© Соколов В.Н., наследник, 2020
© Слепакова Н.М., наследник, 2020
© Слуцкий Б.А., наследник, 2020
© Тарковский А.А., наследники, 2020
© Тушнова В.М., наследники, 2020
© Чуковский К.И., наследник, 2020
© Шпаликов Г.Ф., наследник, 2020
© Эренбург И.Г., наследники, 2020
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2020
Предисловие
Один из парадоксов мировой лирики: больше всего стихов написано про старость. Вы думали, про молодость? Нет. Стихи ведь обычно и пишутся в юности: как сказал один из авторов этого сборника, Александр Межиров, – «Есть правило, оно бесповоротно, всем смертным надлежит его блюсти: до тридцати поэтом быть почетно и срам кромешный – после тридцати». В молодости о молодости не пишут, как здоровый не замечает здоровья: оно просто есть. Ну разве что, в порядке кокетства, когда исчерпаны прочие темы, поступают в духе Ленского: «Он пел увядший жизни цвет без малого в осьмнадцать лет».
Иное дело старость: это время сетований, во-первых, и честных признаний, во-вторых. Как сказал однажды Шкловский Лидии Гинзбург, «В старости вы перестанете бояться и напишете правду», что она и сделала (впрочем, писала ее и в молодости, но – в стол). Я как-то спросил об этом парадоксе Кушнера, его стихов в этой книжке тоже много: почему вдруг оказалось, что старение – самая поэтическая тема? Очень просто, сказал Кушнер, закуривая любимую свою крепкую сигариллу. Лучшие стихи пишут о том, чего боятся. Поэт же, в общем, как моллюск: попала к нему острая песчинка – он ее обволакивает перламутром, чтобы не кололась. Ну и получается жемчуг. А старость – сильно колется, причем всю жизнь. И прочел из нового:
Вот, кстати, хоть и написано это в 81 год, а очень хорошо. Есть немногие счастливцы, которые в старости испытали расцвет; есть и те, кто молодости стыдились, вообще не печатались, опубликовали первые подборки в почтенном, по меркам XIX века, возрасте – около сорока. Лев Лосев, скажем, известный молодым друзьям как Лифшиц и вошедший в литературу под псевдонимом. Лосев, которого Синявский назвал последним обэриутом, позволял себе такую дерзость, до какой молодым далеко, – а все почему? Бояться нечего. «И не пристало мне под старость лет собою подпирать милицанера» – кто еще рискнул бы наговорить коллегам столько дерзостей? А про Фуко как он высказался? И все потому, что был уже свободен от дежурного пиетета к «кому положено», свободен от любви и от плакатов, сказал другой поэт, всю жизнь дико боявшийся старости и, говорила его возлюбленная, покончивший с собой от этого страха.
Молодость, что и говорить, поэтическое время – но лишь в том отношении, что сил много, все кипит от избытка чувств, любовь на каждом шагу (в этом, кстати, есть некоторая проблема – гормоны заслоняют мир, в стихах молодых тесно от авторской личности, туда с трудом впихивается еще любимый/любимая, но посторонним места нет: молодость близорука, людей не видит, видит себя. Автор этих строк самокритично описал это состояние еще в относительной юности: «Юность смотрит в телескоп. Ей смешон разбор детальный. Бьет восторженный озноб от тотальности фатальной, и поскольку бытие постигается впервые, то проблемы у нее большей части мировые. Так что как ни назови – получается в итоге все о дружбе и любви, одиночестве и Боге… Юность пробует парить и от этого чумеет, любит много говорить, потому что – не умеет… Зрелость смотрит в микроскоп, мимо Бога, мимо черта, ибо это – между строк. В объективе – мелочовка. Со стиральным порошком, черным хлебом, черствым бытом, и не кистью, а мелком, не гуашью, а графитом. Побеждая тяжесть век, приопущенных устало, зрелость смотрит снизу вверх, словно из полуподвала, и вмешает свой итог – взгляд прицельный, микроскопный, – в беглый штрих, короткий вздох и хорей четырехстопный». Собственным четырехстопным хореем автор желал подчеркнуть, что созрел, хотя было ему лет, что ли, 25.
Зрелость – самое непоэтическое и, сказал бы я, даже антипоэтическое время. Многие поэты после тридцати-сорока умолкают и переживают новый взлет уже в «третьем возрасте»: лета к суровой прозе клонят, как-то стыдно становится баловаться рифмой, трезвость заставляет все чаще смотреть на вещи с отвращением, а это стало востребованной поэтической эмоцией лишь у Некрасова и Бодлера, почти одновременно. Не самая популярная тема, прямо скажем. Зрелость как-то чурается публичности, о чем Пастернак в том самом возрасте – ставшем для него и порогом самого серьезного кризиса, – сказал честно: «Мне по душе строптивый норов артиста в силе. Он отвык от фраз, и прячется от взоров, и собственных стыдится книг». Зрелость – возраст промежуточный, подлинно переломный, о чем лучше всех – у Нонны Слепаковой: «Я вся еще наполовинная, и между двух своих времен иду, колеблясь и лавируя, как на ходу через вагон». Иногда именно зрелость создает шедевры, но шедевры эти скупы и малочисленны – как, вероятно, и быть надлежит: может быть, потому, что человек, достигнув своего плато, предпочитает об этом не распространяться. Поэты ведь говорят о дискомфорте, тогда как акмэ – период относительного равновесия.
Старость – это и есть, если вдуматься, идеальное время для стихов, но беда русских поэтов в том, что они до нее не доживали. А если доживали, как Вяземский, – какой тут начинался пир откровенности, как высказывалось все наболевшее, как отбрасывалось всякое кокетство (хотя иные продолжали кокетничать и тогда, и в этом появлялся своеобразный надрыв)! Старость может облагородить почти все, даже любовь, – оно конечно, «смешон и ветреный старик», но в этой смехотворности есть особая трогательность и боль. Писать стихи должны «старый да малый» – у той же Слепаковой об этом замечательные стихи: «Ребенок входит, озираясь, старик уходит, разбираясь… И в робкой, шаткой их судьбе пыльца мерцает золотая – их неприкаянность святая, их неуверенность в себе». И Лосев, друг ее и ровесник, ей вторит:
Это бесстрашие старости – тема множества превосходных стихов, и потому третий раздел этой книги представляется мне самым сильным. Вообще образ молодого поэта, «юноша бледный со взором горящим», – по нашим временам анахронизм. Поэт позже созревает, дольше живет («срок жизни увеличился, и может быть, концы поэтов отодвинулись на время», – предупредил Высоцкий, который был рассчитан надолго и к старости готовился всерьез), да и вообще подлинная мудрость редко посещает молодую бесшабашную голову. Блажен, кто вовремя созрел – а не мучился от преждевременной зрелости и даже «охладелости», как Лермонтов. Гармоничная и мудрая старость прекрасна, ибо, как написал Юлий Ким, – «Ну, а с чем уже ничего не поделаешь, с тем уж точно не поделаешь ничего». Но чрезвычайно интересна – и в каком-то смысле более привлекательна – старость непримиренная, неудовлетворенная, не играющая в патриаршество, неравнодушная, озлобленная даже: есть свое мужество в том, чтобы и в старости ругаться, и даже ругаться больше. В конце концов, облагораживаются же старостью всякие антикварные предметы, служившие образчиками кича: фарфоровые балерины, пионеры, котики, эстампы с усачами и полуобнаженными красавицами… Даже старый автомобиль перестает быть рухлядью и становится музейным экспонатом, за который убиваются коллекционеры. Так что «Старый поэт» из стихотворения Новеллы Матвеевой, при всех его ошибках, интересней себя молодого.
Почему мы с Натальей Розман, любимым моим редактором, собрали эту книгу? Потому что время и то, что оно делает с человеком, – важнейшая тема искусства, и то, как поэт защищается от соблазнов молодости, разочарований зрелости и прямых угроз старости, – замечательный пример творческого преображения жизни. Поскольку вовсе не задумываться о возрасте и о том, что после тебя останется, способен лишь безнадежный оптимист или врожденный дебил (что в сущности почти синонимы), люди вынуждены оглядываться на свой путь и – если у них есть разум – почти всегда разочаровываться. Поэзия существует не для того, чтобы эту эмоцию отменить, но чтобы ее перевести в иной регистр, чтобы извлечь из нее музыку. Тот, кто купит эту книгу, перестанет тяготиться своим возрастом и станет им наслаждаться. Потому и цена ее установлена издательством в расчете на то, чтобы стихи были одинаково доступны пионеру и пенсионеру – главным потребителям и производителям шедевров.
Дмитрий Быков
Четыре возраста
Гавриил Державин
1743–1816
Четыре возраста
1805
Александр Пушкин
1799–1837
Телега жизни
1813?
Три ключа
1826
Вильгельм Кюхельбекер
1797–1846
Жизнь
1820
Дмитрий Веневитинов
1805–1827
Жизнь
1826
Алексей Апухтин
1840–1893
Жизнь
10 августа 1853
Марина Цветаева
1892–1941
«Через снега, снега…»
15 ноября 1916
Хвала времени
Вере Аренской
10 мая 1923
Георгий Иванов
1894–1958
«Зеленою кровью дубов и могильной травы…»
1921
Александр Межиров
1923–2009
«Всю жизнь запомнил я и миг единый…»
Константин Ваншенкин
1925–2012
«Бабушка умерла…»
1985
Борис Слуцкий
1919–1986
Молодость и старость
Евгений Винокуров
1925–1993
Время хлещет
1967
Евгений Евтушенко
1932–2017
Метаморфозы
30 июня 1974, Коктебель
Молодость
Александр Пушкин
1799–1937
Паж, или Пятнадцатый год
C’est l’age de Cherubin…[2]
Петр Вяземский
1792–1878
К Батюшкову
1817
Константин Батюшков
1787–1855
«Тот вечно молод, кто поёт…»
Первая половина марта 1817
«Тебе ль оплакивать утрату юных дней?..»
Дмитрий Веневитинов
1805–1827
Послание к Рожалину
1825
Яков Полонский
1819–1898
Качка в бурю
Посв. М. Л. Михайлову
1850
Афанасий Фет
1820–1892
К юноше
<1847>
Первый ландыш
<1854>
«Эх, шутка-молодость! Как новый ранний снег…»
<1847>
Константин Бальмонт
1867–1942
Завет бытия
Александр Блок
1880–1921
«И вновь – порывы юных лет…»
1912
Андрей Белый
1880–1934
Воспоминание
Посвящается Л. Д. Блок
1903
Москва
Владислав Ходасевич
1886–1939
«Нет, молодость, ты мне была верна…»
19 июня 1907, Лидино
Марина Цветаева
1892–1941
Розовая юность
«Молодость моя! Моя чужая…»
18 ноября 1921
Дом
6 сентября 1931
«Скоро уж из ласточек – в колдуньи!..»
20 ноября 1921
Владимир Маяковский
1893–1930
«Секрет молодости…»
[1928]
Сергей Есенин
1895–1925
«Годы молодые с забубенной славой…»
<1924>
Михаил Голодный
1903–1949
Юность
Дмитрий Кедрин
1907–1945
Остановка у Арбата
Михаил Голодный
- Профиль юности бессмертной
- Промелькнул в окне трамвая.
1939
«Прощай, прощай, моя юность…»
1938
Борис Слуцкий
1919–1986
«Интеллигентнее всех в стране…»
Сон
18 лет
Молодость
Поверка
Константин Ваншенкин
1925–2012
«Едва вернулся я домой…»
Едва вернулся я домой,
1955
Евгений Винокуров
1925–1993
«Тоска по детству – ерунда!..»
1960
Женщина
1962
«Как трудно оторваться от зеркал…»
Как трудно оторваться от зеркал
1966
«В семнадцать лет я не гулял по паркам…»
1952
Вода
1953
«Когда-то в юности надменной…»
1968
Давид Самойлов
1920–1990
Сороковые
«Тогда я был наивен…»
Александр Межиров
1923–2009
«Как я молод – и страх мне неведом…»
Евгений Евтушенко
1932–2017
«В пальто незимнем, в кепке рыжей…»
«Я шатаюсь в толкучке столичной…»
«О, нашей молодости споры…»
1 сентября 1957
Геннадий Шпаликов
1937–1974
«На меня надвигается…»
Андрей Вознесенский
1933–2010
Пожар в Архитектурном
1958
Белла Ахмадулина
1937–2010
Это я
Е. Ю. и В. М. Россельс
1968
Нина Искренко
1951–1995
Поход эпигонов
Борис Гребенщиков
1953
Мы никогда не станем старше
1981
Катя Капович
1960
«Когда я сдохну в городе пустынном…»
«Когда бы молодость всё знала…»
Дмитрий Быков
1967
Киноведческие записки
Зрелость
Василий Жуковский
1783–1852
К самому себе
1813
Михаил Лермонтов
1814–1841
«Я верю: под одной звездою…»
Графине Ростопчиной
Середина апреля 1841
Весна
1830
Афанасий Фет
1820–1892
Пчелы
<1854>
«Я в жизни обмирал и чувство это знаю…»
«Ты прав: мы старимся. Зима недалека…»
1860(?)
В саду
1854
Александр Блок
1880–1921
«Я стар душой. Какой-то жребий черный…»
6 июня 1918
«Прошли года, но ты – все та же…»
Владислав Ходасевич
1886–1939
Перед зеркалом
Nel mezzo del cammin di nostra vita[3].
18—23 июля 1924
Париж
Стансы
24—25 октября 1918
Стансы
17—18 августа 1992
Misarby
«И весело, и тяжело…»
22 ноября 1922 – 27 марта 1923
Saarow
Осип Мандельштам
1891–1938
«О, как мы любим лицемерить…»
1932
Георгий Иванов
1894–1958
«Холодно бродить по свету…»
1930
Вероника Тушнова
1911–1965
«Молодость… Старость…»
Борис Слуцкий
1919–1986
Болезнь
1966
В сорок лет
Давид Самойлов
1920–1990
Зрелость
«Сорок лет. Жизнь пошла за второй перевал…»
«Луч солнца вдруг мелькнёт, как спица…»
Луч солнца вдруг мелькнёт, как спица,
1957
Александр Межиров
1923–2009
«Люди, люди мои! Между вами…»
«У человека…»
«В огромном доме, в городском июле…»
Булат Окуджава
1924–1997
«Быстро молодость проходит, дни счастливые…»
Константин Ваншенкин
1925–2012
«С облегчением вспомнил сквозь сон…»
1977
Евгений Винокуров
1925–1993
«Мне сохранить смогла судьба…»
1957
Похвала возрасту
1960
Моими глазами
1963
«Как хорошо, что молодость прошла…»
1964
Светило
1971
«Что молодость – экое дело?..»
1971
Мы были молодыми
1971
«Мне уж минуло…»
1962–1972
«Молодость у всех была когда-то…»
1972
Эльдар Рязанов
1927–2015
«У природы нет плохой погоды!..»
Владимир Соколов
1928–1997
«Еще лет десять буду молодым…»
1978
«Жизнь прошла. И как перед началом…»
1978
Евгений Евтушенко
1932–2017
«А снег повалится, повалится…»
К. Шульженко
1966
«Когда мужчине сорок лет…»
3—4 июля 1972
Роберт Рождественский
1932–1994
Возраст
Г. Юшкявичюсу
Александр Кушнер
1936
«Когда шумит листва, тогда мне горя мало…»
Когда шумит листва, тогда мне горя мало.
«Мне кажется, что жизнь прошла…»
Белла Ахмадулина
1937–2010
Медлительность
Надежде Яковлевне Мандельштам
1972
Снег
Ночь перед выступлением
«Прохожий, мальчик, что ты? Мимо…»
Б.М.
1974
Лев Лосев
1937–2009
«Жизнь подносила огромные дули…»
льётся.
Сергей Гандлевский
1952
«Самосуд неожиданной зрелости…»
1982
Катя Капович
1960
«Много времени жизнь не займёт…»
Инна Кабыш
1963
«Было всё, одной лишь смерти кроме…»
Дмитрий Быков
1967
«Если б молодость знала и старость могла…»
«Жаль мне тех, чья молодость попала…»
1998
«Юность смотрит в телескоп…»
Старость
Александр Пушкин
1799–1837
Старик
1816
«От меня вечор Леила…»
Василий Жуковский
1783–1852
Старый рыцарь
Баллада
1832
Петр Вяземский
1792–1878
«Жизнь наша в старости – изношенный халат…»
Между 1874 и 1877
«“Такой-то умер”. Что ж? Он жил да был и умер…»
Что выехал в Ростов.
Дмитриев
1876
Федор Тютчев
1803–1873
Последняя любовь
Алексей Кольцов
1809–1842
Песня старика
Яков Полонский
1819–1898
Поздняя молодость
Старик
Афанасий Фет
1820–1892
«Измучен жизнью, коварством надежды…»
Die Gleichmäß igkeit des Laufesder Zeit in allen Köpfen beweistmehr, als irgend etwas, daß wir Alle in denselben Traum versenkt sind, ja daß es Ein Wesen ist, welches ihn träumt.
Schopenhauer, Parerga II, § 29[5]
1864?
«Жизнь пронеслась без явного следа…»
1864
Смерть
«Озираясь на юность тревожно…»
14 сентября 1889
«Ещё люблю, ещё томлюсь…»
10 декабря 1890
Алексей Жемчужников
1821–1908
Старость
Семьдесят пять лет
Алексей Апухтин
1840–1893
К молодости
1860-е
Старость
Июль 1886
Семен Надсон
1862–1887
«Завеса сброшена: ни новых увлечений…»
1882
«Гаснет жизнь, разрушается заживо тело…»
1883
Дмитрий Мережковский
1865–1941
Старость
Константин Бальмонт
1867–1942
«Отчего мне так душно? Отчего мне так скучно?..»
Александр Блок
1880–1921
«Зачем, зачем во мрак небытия…»
Зачем, зачем во мрак небытия
1899 – 28 июня 1910
«Старость мертвая бродит вокруг…»
Корней Чуковский
1882–1969
«Никогда я не знал…»
Илья Эренбург
1891–1967
Из цикла «Старость»
Марина Цветаева
1892–1941
«Когда-то сверстнику…»
Декабрь 1940
«Золото моих волос…»
Георгий Иванов
1894–1958
«Чем больше дней за старыми плечами…»
«Бредет старик на рыбный рынок…»
«Теплый ветер веет с юга…»
Павел Антокольский
(1896–1978)
Дон Кихот
Заключение
Весеннее равноденствие
«…Дарю тебе железное кольцо…»
Арсений Тарковский
1907–1989
Малютка-жизнь
Борис Слуцкий
1919–1986
Старухи без стариков
Вл. Сякину
Старуха в окне
Старуха – старику
Самый старый долг
«Я люблю стариков, начинающих снова…»
Давид Самойлов
1920–1990
Белые стихи
Рембо в Париже
Старый Дон Жуан
Убогая комната в трактире.
Дон Жуан
Каталина
(Входит)
Дон Жуан
Каталина
(Каталина убегает)
Дон Жуан
(Зеркало роняет на пол.)
(Входит Череп Командора.)
Череп
Дон Жуан
(отпрянув в страхе).
Череп
Дон Жуан
Череп
Дон Жуан
(смеясь)
Череп
Дон Жуан
Череп
Дон Жуан
Череп
«Я стал теперь зависим от погоды…»
1960
«А вот и старость подошла…»
Александр Межиров
1923–2009
«Все приходит слишком поздно…»
Булат Окуджава
1924–1997
«К старости косточки стали болеть…»
Евгений Винокуров
1925–1993
Пожилой
1964
Старик
1964
Сила
1971
«Все лучшее дается в мире даром…»
1972
Капитуляция
1972
Женщины
1965–1974
«Прибита прочно под дверьми подкова…»
Владимир Соколов
1928–1997
«Я в дом вошел, оставив снег в полете…»
1978
Евгений Евтушенко
1932–2017
«Все больше, больше моей маме лет…»
17 августа 1994
Александр Кушнер
«Мы все попутчики в Ростов…»
Мы все попутчики в Ростов…
П. Вяземский
«Жизнь кончилась, а смерть еще не знает…»
Старик
Эльдар Рязанов
1927–2015
«А если ветер засквозит…»
«У жизни нашей кратки сроки…»
1982
На отдыхе
1989
«Жизнь скоро кончится… Меня не станет…»
Впервые
Прощание
Сентябрь 1986
Фаталист
«Когда-то, в первой половине срока…»
1990
«Вроде бы люди умирают не сразу…»
1986
Постаревшему другу
Константин Ваншенкин
1925–2012
«Качает ветер к февралю…»
1994
Ровесник
1997
Возраст
17. 06. 2001
Покой
2001
Старость
2001
«Старый поэт…»
2002
«Что за напасть!..»
«Зачем я сюда зашел?…»
2011
Нонна Слепакова
1936–1998
Чердак
Катя Капович
1960
«За этими стихами мрачными…»
Дмитрий Быков
1967
«Когда я брошу наконец мечтать о лучшей доле…»
1991
PS
Александр Пушкин
1799—1837
Добрый совет