ПРЕДИСЛОВИЕ
Этот сборник является приложением к детскому православному журналу «С нами Бог». Он открывает серию аналогичных сборников, которые ставят своей целью помочь проведению праздников, посвящённых основным христианским событиям, а также способствовать духовному насыщению досуга детей. Публикуемые материалы апробированы самой жизнью, практикой общения детей и молодёжи, которая ныне всё более активно обращается к христианству, к Церкви, всё заметнее включается не только в богословско-литургическую, но и духовно-творческую жизнь, проявляет данные от Бога художественные таланты.
Всплеск духовного музыкально-театрального и поэтического творчества, наблюдающийся в последнее десятилетие в православной культуре после более чем семидесятилетней советской эпохи, не случаен. Он возник на богатой, хотя и забытой в недавнем прошлом ниве отеческих традиций религиозной драмы и музицирования. Внехрамовые формы религиозного искусства существовали в России и раньше. Из истории мы знаем о творчестве калик перехожих, бродячих музыкантов-лирников, о лирических стихах старообрядцев, с XV века — о культуре проникновенных духовных стихов (как жанра русского народного песенного творчества), с XVII века — о разнообразных российских кантах (духовных песнях) и псальмах, предназначавшихся для домашнего или иного светского пения, а также о бурсацком (школьном) театре XVIII века. Немного ближе нам по времени отмеченные христианской образностью произведения композиторского творчества XIX—XX веков.
Публикации и исследования, начавшиеся во 2-й половине XVIII века, приоткрывают нам самобытный мир творчества первых слагателей духовных кантов на Руси — вдохновенных Симеона Полоцкого, иеромонаха Германа, Дмитрия Ростовского и др. Интонационное наполнение первых кантов представляло собой сложный сплав элементов старинного церковного знаменного распева, русской и украинской народной песни, а также польской мелодики.
История нашей культуры свидетельствует и о своеобразном расцвете русского музыкального псалмотворчества. Псальма, как род многоголосной бытовой песни религиозного содержания, укоренилась вскоре после появления канта. В отличие от последнего её основой становилось рифмованное переложение библейских псалмов. Не имевшие значения литургических молитв и не регламентированные в порядке их исполнения, псальмы сыграли значительную роль в возникновении в России XVII века традиций домашнего религиозного музицирования. Многие песнопения, в частности, «Псалтыри царя и пророка Давида, рифмами переложенной» Симеона Полоцкого с музыкой В.П.Титова (впоследствии известной как «Псалтырь рифмованная») сохраняли свою популярность на протяжении столетий.
После долгого перерыва в нашем столетии что-то из утраченного (в особенности традиции сочинения музыкальных кантов и псальмов) дало новые ростки и стало к концу XX века неожиданно быстро развиваться. Нынешнее возрождение традиций детского религиозного творчества, характеризующегося большей, чем у взрослых людей, ролью эмоционального постижения мира, также имеет свои корни. Оно отталкивается от популярности в исторической России впечатляющих библейских «пещных действ» с характерными для них вызволениями из «пещи огненной трёх отроков», от известности специфического вертепного театра, от особой культуры создания и распевания песен-калядок, от традиций разыгрывания музыкальных рождественских мистерий и пасторалей, одухотворенных особой детской открытостью к тайне, а также от практики религиозных « школьных драм» в XVIII—XIX веках.
Всё это является основой. А предпосылкой возрождения форм детского внехрамового музицирования стал общий духовный подъём, переживаемый ныне православием. В таких случаях детская христианская музыка воспринимается многими как форма музыкальной проповеди, музыка вне литургического общения воцерковлённых детей, их родителей и тех, кто ещё стоит на пороге Церкви. Во всяком случае, тот репертуар, который предлагается ниже, используется в самых разных аудиториях и группах детей и молодёжи. Часть его уже печаталась в разных номерах журнала «С нами Бог», а ряд песен (на стр. 11, 17, 18, 22, 29, 30, 32) и сценарий публикуются впервые.
Наш сборник разделён на три раздела.
В первом размещён один из лучших сценариев, разыгрываемых в последние годы детьми в различных воскресных школах, детских студиях и драматических кружках, — «Евангелие от детей» И.Языковой. Музыкальный материал, предложенный его автором для художественного озвучивания спектакля, публикуется здесь же (в приложении к сценарию). Гармоническое сопровождение к мелодиям зашифровано в знаках, которые могут быть понятны не только гитаристу, но и пианисту, если детскому коллективу удобнее выступать под аккомпанемент фортепиано. Этот материал привлекают и педагоги воскресных школ, и воспитатели детских садов, общеобразовательных школ, в которых проводятся библейские уроки, а также родители и молодёжь.
Во втором разделе содержатся песни и стихи для детей от 4 до 14 лет, написанные современными православными поэтами (Э.Котляр, И.Языковой, Е.Григорьевой), композиторами (Ю.Пастернаком, О.Степурко, В.Шишкарёвым, В.Ерохиным) и др., а также некоторыми авторами прошлого.
Третий раздел включает стихи и песни для подростков, объединяющихся на различных молодёжных фестивалях, встречах, общениях. Воистину, душа, которая не поёт Богу, не во всём достигает совершенства, а кто поёт, тот молится дважды.
Е.В.Орлова, кандидат искусствоведения
Ирина Языкова «ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ДЕТЕЙ»
Пьеса в пяти действиях, с Прологом и Эпилогом
Действующие лица:
Светлый Ангел,
Темный Ангел;
Дети иерусалимских улиц:
Мальчик Моисей — сын сборщика налогов, другие мальчики — Михаил, Авраам, Илья;
Эсфирь — дочь фарисея, другие девочки — Мария, Анна, Рахиль.
Родители детей.
Действие происходит в Иерусалиме 2000 лет назад
На сцену выходят два ангела — Светлый /справа/ и Темный /слева/.
Светлый Ангел:
Темный Ангел: Что ты говоришь, ведь детям совсем ничего не понятно.
Светлый Ангел: Как непонятно? Ведь Господь сказал: будьте как дети.
Темный Ангел: Ха-ха. Дети — маленькие и глупые. Они ничего о Боге понять не могут. Твои слова — как абракадабра для них.
Светлый Ангел: Неправда! Сказано в Евангелии: чистые сердцем Бога узрят.
Темный Ангел: А кто тебе сказал, что у детей чистые сердца? Знаешь, какие они бывают капризные и злые? Уж я-то знаю.
У меня есть волшебное зеркало, в котором я вижу все их недостатки.
(вынимает из кармана зеркальце и направляет в зал)
А ну-ка, кто тут капризный, непослушный, завистливый, злой?
Светлый Ангел: Не очень-то хвались. У меня тоже есть зеркало.
Темный Ангел: А что показывает твое зеркало?
Придет время — узнаешь. А мы начинаем нашу историю. Она произошла 2 тысячи лет назад, в далеком городе Иерусалиме.
Иерусалим. Улица. Группка детей играет и поет. Положив руки на плечи друг друга, дети раскачиваются и поют 132 псалом («Как хорошо и приятно жить, братья, вместе»— см.№1). Поют, убыстряя темп, под конец с хохотом падают на землю.
К играющим подходит новый мальчик.
Мальчик: Можно я поиграю с вами?
Михаил: А ты кто такой?
Мальчик: Я Моисей, сын сборщика налогов.
Мария: Мытаря? Который собирает налоги в пользу римских завоевателей...
Эсфирь: Нет, нет, нет. Иди отсюда. Сборщики налогов, мытари — люди скверные и нечестные. Так сказал мой папа, а он работает при храме и все знает.
Мальчик (обиженно): Подумаешь, а мой папа скоро станет римским гражданином. И он сказал, что евреи — темный и суеверный народ, а римляне — просвещенные и сильные, они скоро завоюют весь мир. Вот так.
(В то время, когда дети ссорятся, ангелы выглядывают по бокам сцены из-за занавеса — Светлый плачет, Темный радуется)
Эсфирь: Вот и иди к своим римлянам, иди к завоевателям...
(толкает мальчика)
Авраам: Не ругайтесь. Давайте лучше играть вместе.
Анна: А во что?
Мария: В какую игру?
Михаил: Давайте играть в притчи!
Эсфирь (еще дуясь): А это как?
Михаил: А вот как — я буду петь, а вы подпевайте
(начинает петь): «Паслась овечка на лугу, ей было хорошо...»
Дети поют: «Но захотелось убежать ей очень далеко...» — (см.№2).
Илия: Какая хорошая игра!
Мария: Чудесная!!! Просто чудесная!
Анна: А откуда ты ее знаешь?
Михаил (собирает всех вокруг себя): Сейчас расскажу.
В доме моего отца, он рыбак, был один Учитель. Он рассказывал такие удивительные притчи и истории, что можно заслушаться. Например, Он говорит, что Царство Небесное подобно горчичному зернышку, оно маленькое, меньше всех семян, а когда оно вырастает, то бывает больше всех злаков, становится большим деревом, в его ветвях могут укрываться птицы.
Рахиль (сестра Михаила): А я помню, что Учитель говорил, что Царство Небесное подобно брачному пиру, где много званых, но мало избранных.
Михаил: А еще Он говорил, что оно как сокровище. И если человек его находит, то продает все, чтобы его получить.
Авраам: Вот здорово!
Эсфирь: Красиво. Мой папа тоже говорит про Царство Небесное, только он считает, что в него нас приведет Мессия.
Илия: Как интересно! Я тоже слышал про этого Учителя. Он исцелил нашу соседку, она болела много лет, а теперь здорова.
Михаил: Да, это удивительный человек, может быть именно Он и есть Мессия, Спаситель. Так думает мой отец. Во всяком случае — Он человек необыкновенный!
Мария: Вот бы послушать его притчи!
Анна: А где можно Его увидеть?
Михаил: Не знаю. У него нет своего дома, и Он ходит по городам и селениям, проповедуя о любви и свободе, совершает чудеса. Знаете сколько чудес Он сотворил?
Дети (наперебой): Сколько? Сколько?
Михаил: Ну, этого никто не может сосчитать. Очень-очень много!
Дети: Вот здорово! И мы хотим чудес!
(берутся за руки и прыгают вокруг Михаила, хороводом)
Жизнь на свете без чудес — это просто тёмный лес!
А приходят чудеса — жизнь становится светла!
Родители (зовут детей): Эсфирь! Михаил! Авраам! Илия! Домой!
(дети разбегаются по домам, занавес закрывается).
На сцене Светлый Ангел: Пока дети спят, я покажу им через свое волшебное зеркало удивительный сон об Учителе.
Гаснет свет. На экране — слайды о жизни Христа. Музыка.
Утро. Та же улица. Со всех сторон собираются дети.
Михаил (волнуясь): Все в сборе?
Дети (хором): Все.
Михаил: Не знаю, с чего начать... Мне такой странный сон сегодня ночью приснился. Всё про Учителя.
Дети (наперебой): И мне! И мне!
Михаил: А что вам снилось?
Эсфирь: Я видела, как Он исцелял больных.
Авраам: Я видел, как Он переплывал на лодке огромное-преогромное море. Вдруг поднялась сильная буря, так что лодку стали заливать волны. Он встал и запретил ветру и сказал воде: «Умолкни, перестань...» Сразу ветер утих, море успокоилось и наступил...
Илия: А я видел, как Он взял трех своих учеников, пошел с ними на гору и вдруг преобразился, сделался светлый-пресветлый, как свет. Это было необыкновенно!
(Полная тишина)
Мария: Мне приснилось, как Он вошел в комнату, где лежала девушка, которую считали умершей, а Иисус сказал: «Что смущаетесь и плачете? Девица не умерла, но спит». Все смеялись над ним, но Он подошел к ней, взял её за руку и сказал: «Девица, тебе говорю: встань!». Девочка тотчас встала и начала ходить.
Анна: А я видела, как Он накормил целую толпу голодных всего пятью хлебами и двумя рыбками. И когда все насытились, то еще осталось двенадцать коробов. Это так удивительно!
Михаил: Ну вот и хорошо. Это неспроста мы видели один и тот же сон. Я думаю, что нам нужно стать Его учениками.
Эсфирь: А как это стать Его учениками?
Михаил: Он проповедует, что самое главное — любовь. Вот нам и надо учиться этому. Вот, например, Эсфирь, ты помнишь, вчера не хотела принимать мальчика в игру. Вот теперь пойди и примирись с ним.
Эсфирь (вытаскивает за руку из группки детей вчерашнего, нового мальчика на середину сцены): Прости меня, пожалуйста. Я тебя обидела. Как тебя зовут?
Мальчик: Моисей (обращаясь к детям). Простите и вы меня. Я тоже хочу быть Его учеником.
Дети (наперебой): Ура! Вот здорово! И мы все будем Его учениками!
Илия: А ученикам играть можно?
Михаил: Конечно, можно. Ведь Учитель очень любит детей. Он даже сказал моему отцу: «Не запрещайте детям приходить ко Мне». Я думаю, что Он и игры детские любит, ведь в игре можно научиться тому, чему Он учит.
Дети: А как это?
Михаил: Например, давайте строить дом.
(поют песню «Положи свой камень»— см.№3 — и строят дом из больших кубиков)
(построив, они любуются своим творением и водят вокруг него хоровод; а тем временем сбоку, незаметно для детей, из-за занавеса показывается Темный Ангел и его свита, которая корчит рожи и смеется)
Темный Ангел: Ха-ха! Глупые дети думают, что так просто быть Его учениками. Они не знают, что их ждут испытания. Посмотрим, что они тогда будут петь?!
(прибегает Моисей — взволнованный, а Темный Ангел и его свита прячутся)
Моисей: Вы знаете, что Учитель будет сегодня в Иерусалиме?
Авраам: И мы сможем увидеть Его?!
Дети (наперебой): Ура! Вот здорово! Бежим встречать Его.
Михаил: Мы возьмем с собой пальмовые ветви. Он будет Царем.
Вот увидите. Мой папа так говорит, что Учитель будет Царем!
(дети убегают; незадолго до этого появившийся из-за кулисы Светлый Ангел машет им вслед рукой; появляется Темный Ангел, протирает зеркальце и злорадствует)
Темный Ангел: И чего радуются? Вот глупые дети.
(обращается к Светлому) А ты чего радуешься? Ты ведь знаешь, что дальше будет. Ох, и тяжко им всем придется.
Светлый Ангел: Радуюсь, потому что они — хорошие дети. И я буду им помогать, а тебе мешать не советую.
Издалека звучит песня «Иерусалим» — (см.№4). Свита Светлого Ангела открывает занавес. На экране слайд «Вход в Иерусалим».
По обеим сторонам от экрана стоят дети и машут пальмовыми ветвями. Все поют хором песню «Иерусалим». Слайд исчезает. Дети, взявшись за руки, продолжают петь. Допев песню, устало опускаются на землю, разговаривают сидя.
Михаил (торжественно): Вы видели, какой Он замечательный!
Эсфирь (восторженно): Да, Он такой сильный, смелый, добрый!
Авраам (с радостью): Весь народ вышел Ему навстречу.
Все кричали: «Осанна Сыну Давидову»!
Мария: Да, его встречали как Царя!
Анна (с ликованием): Все махали пальмовыми ветвями, постилали под ноги одежды. Такого я еще никогда не видела.
Рахиль (со смехом): А один человек даже на дерево забрался, чтобы лучше Его увидеть.
Моисей (удивленно): А зачем Он разогнал торговцев у храма, опрокинул все их столы?
Михаил (авторитетно): Потому, чтобы не торговали в храме, храм — это святое место, дом молитвы.
Илия (с грустью): А вы заметили, что Его лицо было грустным?
(медленно) Он сказал такие странные слова, что скоро камня на камне здесь не останется. Неужели это правда? Он почти плакал, когда говорил, что Иерусалим — это несчастный город. Непонятно...
Михаил (подбадривая): Не унывай! Наш Учитель станет Царем, и все будет хорошо!
(все снова берутся за руки и поют «Иерусалим»)
Ангелы закрывают занавес.
Песня затихает и постепенно сменяется пронзительной, грустной мелодией.
Та же улица. Дети сидят на земле и не играют, прислушиваются к грустной тихой мелодии. Прибегает Моисей.
Моисей: А почему вы не играете сегодня?
Михаил: Разве ты не знаешь, что Учителя арестовали?
Моисей: Нет, не слышал. А что же делать?
Михаил: Сейчас придет Эсфирь, она у отца обещала узнать новости, может быть что-нибудь расскажет.
(прибегает Эсфирь, взволнованная и растерянная)
Дети (вскакивают навстречу ей и кричат наперебой): Ну как?
Что нового?
Эсфирь: Только что состоялся суд. Его будут казнить.
Анна (начинает плакать): Что же нам делать?
Михаил (решительно): Не надо плакать. Нам нужно попасть на место казни. Не может быть, что Учитель позволил им сделать это. Он такой сильный. Может быть случится чудо, и Он останется жить.
Авраам: Он умный, Он что-нибудь должен придумать!
Илия: Идемте все туда?
Дети (хором): Идемте, скорее.
Музыка нарастает, переходя в трагические мелодии (И.С.Бах). На экране возникает ряд слайдов: «Гефсимания», «Взятие под стражу», «Суд», «Бичевание», «Терновый венец», «Крестный путь», «Распятие», «Снятие со Креста», «Оплакивание», «Положение во гроб». Когда слайды кончаются, несколько минут музыка звучит в полной темноте.
Занавес закрыт. Из-за кулис выходят дети — по одному. Сказав свою реплику, каждый садится на землю, грустно обхватив колени руками.
Михаил: Вот всё и кончилось...
Рахиль: Уже третий день, как Его похоронили...
Авраам: А я уже из дома хотел удрать, чтобы пойти за Ним...
Иллия: А я думал, что Он придет к нам и исцелит мою бабушку, она так тяжело болеет...
Моисей: А я думал, что Он станет Царем и спасет наш народ...
Анна: А я так надеялась, что Он совершит чудо...
(прибегает Эсфирь — в возбуждении)
Эсфирь: Вы тут сидите и киснете, а по городу странные слухи ходят!
Дети (вскакивают с места, хором): Что? Какие слухи?
Эсфирь: Говорят, будто гроб пустой, а тела Его нет.
Моисей (не верит): Как это, Его нет, куда же может деться тело?
Эсфирь: Говорят, что его кто-то выкрал.
Михаил (решительно): Надо самим пойти и посмотреть.
Анна (дрожа): Страшно.
Авраам (берет ее за руку): Не бойся.
Мария: Я не смогу это видеть...
Берутся за руки, идут медленной цепочкой и поют «Темно кругом» — (см. №5). Маленькие ангелы из свиты Светлого Ангела фонариками указывают им путь. Темный Ангел открывает занавес, за ним полумрак, видна пещера. Дети в нерешительности останавливаются. Вдруг вспыхивает луч света и появляется Светлый Ангел.
Светлый Ангел: Что вы ищите Живого среди мертвых. Его здесь нет, Он воскрес!
Михаил: Как это воскрес!?
Илия: Значит Он жив?
Светлый Ангел: Конечно, жив!
Моисей (с недоверием): Но Его казнили, и Он здесь лежал мертвый?
Рахиль: Мы видели, как Его хоронили...
Светлый Ангел: Это и есть то чудо, которого вы так ждали. Смерть не имеет над Ним силы, потому что Любовь сильнее смерти. Идите, скажите вашим родителям и друзьям, что вы здесь видели.
Анна: А мы теперь можем быть Его учениками?
Светлый Ангел: Конечно, можете. Он даже просил меня вам помогать в этом.
Дети (хором): Вот здорово!
Авраам: А если Он победил смерть, значит и мы ее можем победить?
Светлый Ангел: Да, сможете, если будете следовать Его заповедям и любить друг друга. Согласны?
Дети (хором): Да!
Светлый Ангел: А сможете других научить этому?
Дети (хором): Да!
Дети и Ангелы Светлые, взявшись за руки, поют тропарь Воскресения:
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ...»
В это время к ним подходит Темный Ангел со своей свитой.
Темный Ангел (играя зеркальцем, надменно): А вы не боитесь?
Дети (удивленно): Чего?
Темный Ангел: Быть Его учениками.
Дети (решительно): Нет, не боимся! Мы пойдем за Ним!
Темный Ангел: Но ведь Его ученикам тоже придется страдать. Все апостолы, кроме Иоанна, погибнут страшной смертью. Не боитесь?
Дети: Нет! Не боимся!
Темный Ангел: Да, Его ученики образуют Церковь, но первые три века Церковь будут жестоко преследовать, а первых христиан будут бросать в клетки к диким зверям. Не страшно?
Дети: Нет! Не страшно!
Темный Ангел: А потом, когда Церковь станет сильной и богатой, она сама будет сжигать на кострах тех, кого она считает великими грешниками. Не отступите?
Дети: Нет! Ни за что!
Темный Ангел: А потом имя Христово вообще запретят и будут высмеивать всех, кто Ему молится! Останетесь верными?
Дети: Останемся!
Темный Ангел (отступая): Ну что же, посмотрим, что у вас получится.
(выходит Светлый Ангел, Темный отступает в тень и издалека наблюдает за детьми)
Светлый Ангел: Не бойтесь Темного Ангела, он конечно будет стараться помешать вам быть учениками Иисуса Христа. Но Бог сильнее, Он любит вас и будет охранять вас своей любовью. Пойдемте, у нас впереди много дел.
Все берутся за руки и поют песню «Бог любит всех людей» — (см.№6). Занавес закрывается.
Эсфирь (оборачивается): А мне жалко Темного ангела. Может быть он тоже станет учеником Христа и перестанет видеть в своем зеркале только наши недостатки.
Светлый Ангел: Когда-нибудь так и будет!
Музыка к пьесе «ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ДЕТЕЙ»
Пс.132/133
музыка и слова Г.Гселя
музыка и слова Г.Гселя
Ис.60,1-6
музыка и слова Ж.-М.Морина, рус. текст Г.Грановской
Пс.119 (118), 105
музыка и слова Г.Гселя
музыка и слова Г.Гселя
Стихи и песни для детей
музыка Ю.Пастернака, слова И.Языковой
музыка В.Ерохина, слова Е.Огнёвой
музыка и слова В.Шишкарева
музыка и слова В.Шишкарева
Эльмира Котляр
музыка О.Степурко, слова Кати Эрастовой
музыка и слова Г.Гселя
О.Р.
(Журнал «Свѣтлячокъ», 1902, №8)
Э. Котляр
музыка Ю.Пастернака, слова Е.Григорьевой
музыка Ю.Пастернака, слова И.Языковой
Стихи и песни для молодежи
Мф.18,19-20
музыка и слова Л.Матвеева
Б. Пастернак, «Магдалина», 1949
ЯВЛЕНИЕ АНГЕЛА ЖЕНАМ МИРОНОСИЦАМ. ИКОНА XVв.
К. Р.
Мф.5; 14-15
музыка и слова Г.Гселя
музыка Л.Россина, слова В.Дёмина
И. Языкова
ДИОНИСИЙ. РАСПЯТИЕ. 1500г.
Ин.15,12-15
музыка Г.Гселя
С праздником!
Вып.1
Песни, стихи, сценарии
Для детей и молодёжи
Сборник в помощь родителям, воспитателям, педагогам, режиссёрам
© РООИ «Благотворительный центр «Гармония»
Москва, ул.Илимская, д.2, 9 под. Тел: 908-08-00, 400-29-89
E-mail: [email protected]
Музыкально-литературное приложение к детскому ПРАВОСЛАВНОМУ ЖУРНАЛУ «С НАМИ БОГ»
Журнал зарегистрирован в Министерстве печати и информации России Свидетельство №0110300 от 15.02.1993 Подписной индекс по каталогу «Роспечать» 73349
© Составитель Е.Орлова
Нотный набор и вёрстка У.Василенко
Оригинал-макет — Л.Яковлев, С.Семёнов
На обложке — фрагмент картины И.Левитана «Весна. Большая вода», рисунки детей и Т.Гнисюк
В художественном оформлении принимали участие А.Кротова, У.Василенко
Отпечатано в типографии Центра «Истина и Жизнь»
105215. Москва, а/я 38, т. 742-78-07