© Марченко А., вступительное слово, 2019
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2019
Властитель наших чувств
В рассказе Андрея Платонова «Никита» деревенский мальчик («пяти лет от роду»), наблюдая за чужим петухом, вдруг открывает, что петух похож «по лицу» на знакомого пастуха. В тот же день Никита делает и еще несколько удивительных открытий – что у старого пня есть глаза и уши и что бабушка не умерла, а стала избушкой: «она нарочно баня, а по правде тоже человек». Но дети вырастают и забывают, что «везде есть люди», мало кому удается сохранить на всю жизнь сияющие глаза пятилетнего ребенка. Одним из таких счастливцев был Есенин. Родившись с причастием к тайне – «в мире нет ничего не живого», он приобщил к этому тайному знанию, к этому поэтическому ясновиденью и нас, своих читателей:
Клененочек, сосущий зеленое вымя, стал чем-то вроде фирменной меты есенинской поэзии. Между тем и это знак пожизненного детства.
Однако, получив от судьбы столь редкостный дар, Есенин создал на его основе уникальную поэтическую систему, емкую, гибкую, способную выразить тончайшие нюансы духовной жизни – «все, что душу облекает в плоть». Для этого мало ума и таланта. Нужна еще и отзывчивость – чуткость ко всему новому – и в житейском укладе, и в искусстве, а главное, в самом воздухе трагического времени.
Прошло более ста лет с тех пор, как в рязанском селе, в простой крестьянской семье родился гениальный мальчик, а он по-прежнему остается властителем наших чувств. Об этом, похоже, и напоминать излишне. А вот о том, что Сергей Есенин еще и гениальный реформатор русского стиха и что он недаром писал о себе: «Я пришел, как суровый мастер», напомнить необходимо. Слишком часто в последнее время светлое его имя связывается с незатейливой «простотой». Но это сугубо личные проблемы имитаторов якобы истинно русского стиля. Сам Есенин к убогой простоте, той, что хуже воровства, отношения не имеет.
Ни повторить его «опыт смелый», ни подражать Есенину невозможно. В этом смысле в его пришествии есть что-то общее с явлением Шаляпина. Оба пришли в этот мир, на эту землю из самородных народных глубин, чтобы разбудить в соотечественниках «чувство родины во всем широком смысле этого слова». И чтобы «все до единого, каких бы ни были они различных мыслей, образов воспитания и мнений», сказали, повторяя слова Гоголя: «Это наша Россия; нам в ней приют-но и тепло, и мы теперь действительно у себя дома, под своей родной крышей, а не на чужбине».
Алла МАРЧЕНКО
Лирика
Вот уж вечер. Роса…
Поет зима – аукает…
Сыплет черемуха снегом…
Калики
Заиграй, сыграй, тальяночка…
Матушка в Купальницу по лесу ходила…
Задымился вечер, дремлет кот на брусе…
Ночь
Береза
Пороша
Троицыно утро, утренний канон…
Край любимый! Сердцу снятся…
Пойду в скуфье смиренным иноком…
Осень
Р. В. Иванову
Не ветры осыпают пущи…
Гой ты, Русь, моя родная…
Я – пастух; мои палаты…
Сторона ль моя, сторонка…
Сохнет стаявшая глина…
Край ты мой заброшенный…
Черная, потом пропахшая выть!..
Топи да болота…
Микола
Русь
Прячет месяц за овинами…
На небесном синем блюде…
Алый мрак в небесной черни…
Тебе одной плету венок…
Туча кружево в роще связала…
Песнь о собаке
Не в моего ты бога верила…
Устал я жить в родном краю…
За горами, за желтыми дóлами…
Запели тесаные дроги…
Еще не высох дождь вчерашний…
Я снова здесь, в семье родной…
Даль подернулась туманом…
День ушел, убавилась черта…
Опять раскинулся узорно…
Синее небо, цветная дуга…
Не бродить, не мять в кустах багряных…
О товарищах веселых…
Покраснела рябина…
Голубень
Нощь и поле, и крик петухов…
О край дождей и непогоды…
Колокольчик среброзвонный…
Разбуди меня завтра рано…
О Русь, взмахни крылами…
Гляну в поле, гляну в небо…