© Ивкин С. В., 2022
© Капович Е. Ю., предисловие, 2022
© Балабан В. А., фотографии, 2022
© Русский Гулливер, 2022
© Центр современной литературы, 2022
Предисловие
В стихах современник ищет собеседника, подобного ему самому, такого, который заведёт разговор о главном, то есть, о самом будничном, не будет болтлив, спросит про обычные дела и внимательно выслушает. Вот таким собеседником видится автор книги «Вечная Мировая» Сергей Ивкин. Его речь нетороплива, походит на внутренний разговор, он созерцатель, наблюдающий среди многого прочего самого себя.
Здесь замечательно звучит это «вроде бы», выдающее в говорящем внутреннюю честность и нелёгкую неуверенность. Мы зачастую стремимся выглядеть жёсткими, такими, что в английском языке называется “cool”, а ведь для поэзии куда важнее слабость. В ней тот рычаг, который может раскачать наши вполне равнодушные головы и приблизить сердце к сердцу. Такое качество дорогого стоит. У Пушкина в «Пире во время чумы» есть строки об этом: «Но так-то – нежного слабей жестокий, / И страх живёт в душе, страстьми томимой!» Что касается вышеупомянутых классиком «страстей», то можно предположить, что под ними он подразумевал нечто иное, чем как раз эту позицию жестокого и сильного, равнодушного к смерти человека. Нет, не будет становиться в позу герой Ивкина. Он прислушивается к миру, он заговаривает себя, пугается звуков с той стороны бытия, потому что ему дорога жизнь здесь.
В стихотворениях книги ландшафт родины поэта, Урала, тоже предстает не в клишированном виде мощного края лесов и гор, а слабого, обветренного, почти живого существа, которое своим «перескрипом» словно жалуется нам на холод и убогость жизни. Мне, проведшей юные годы на Урале, нравится антропоморфизм рисуемого уральского пейзажа, который своей ранимостью задевает за живое.
Или вот ещё пример:
И ещё давайте поговорим об этом самом главном, что характерно для поэтики Ивкина, – о некрасивой красоте. Она особенно чётко прослеживается в стихотворении ниже, где заниженная лексика автопортрета («пасть», «щетина», «шкирка») больно отзывается в душе. Здесь без аффектации показываются отношения двух людей. Стоит отметить, что герой, обесценивая себя и хваля возлюбленную, внезапно оказывается на огромной высоте – на высоте одиночества и смирения, но при этом всё ещё продолжает любить. Т. С. Эллиот говорил, что большая часть лирических текстов строится по принципу самодраматизации, а вот в данном стихотворении – чем оно и удивительно – самодраматизация начисто отсутствует.
Если так подумать, то всё-таки стихи отражают не только изначальные свойства личности, но некую выбранную позицию, если хотите, даже философию. На протяжении всей книги философия «я меньше, чем ты» будет не раз поражать читателя, как в умении увидеть в деревьях живые существа, так и в наделении объектов совсем уже вроде бы неживых свойствами человека. Очень остро поэт передаёт сегодняшнее состояние мира, нашу разобщённость и одиночество, вызванные пандемией. Какая яркая метафора стоит за следующим стихотворением, в котором стиральная машина уподоблена роженице, гитаре дано имя героя кафкианской новеллы Грегора Замзы, а лавр на подоконнике – никто иной, как Афанасий Афанасьевич Фет. Ивкин заполняет пространство дома теми, кто ему дорог, и делает это мастерски – с огоньком и воображением. И итог замечательный – в пустоте бытия происходит рождение мира, что и есть прямое назначение поэзии.
Пекло
А. С. Пушкин
- И хлебник, немец аккуратный,
- В бумажном колпаке, не раз
- Уж отворял свой васисдас.
«Здравствуйте, дети. «Бездна голодных глаз…»
«Не играй в царя горы, не сиди на крыше…»
«До треска зубовного, до наготы…»
«Я повторяю себе: засыпать не страшно…»
«Ветер колотит оконной рамой…»
«Что там? Зелёный и кадмий…»
«Битые кластеры пишут письмо на „Вы“…»
1
2
Прибежище
Ты – Господь чудес и обещаний.
О. А. Седакова
Тощий год
1
2
«Нашинковали нашу жизнь. Достался…»
«Ещё чуть-чуть, ещё в пуху зарыться…»
«Детство в азарте идёт по зелёной миле…»
Памяти Э. А. По
«О, час очешуительных историй…»
«В хорошей истории край размывается морем…»
«Высокий воздух. Фляга „Бугульмы“…»
Расклад
Sting
- I know that the spades are the swords of a soldier
- I know that the clubs are weapons of war
- I know that diamonds mean money for this art
- But that’s not the shape of my heart
«Скольким хотелось бы: „Здравствуйте, как дела?“…»
«Терпение – есть пение в ночи…»
«Нищебродный мирок…»
«Ты ничему не удивлялась…»
«Допустим, есть рельеф, и мягкая стена…»
«Квантовая психика распада…»
«Эту вселенную нужно сдавать в ремонт…»
Отсрочка
А. А. Тарковский
- А имя бабочки – рисунок,
- Нельзя произнести его.
«Сложилось так, что жизнь не удалась…»
«Шорох волн похож на выдох, на движение ладони…»
«Словно вымокшую кошку…»
«Горькое ядрышко сентября…»
«Нет особых времён, время – плоский и гибкий огонь…»