Жанры
Регистрация
Читать онлайн Человеческое бесплатно

Человеческое



© Паша Иден, 2022

ISBN 978-5-0056-6926-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Эта книга представляет собой собрание результатов трех лет моей философии. Результаты этой работы я публикую впервые и надеюсь, кому-то они окажутся так же полезны, как и мне. В данном труде я изложил свои представления по тем вопросам, работа над которыми, на мой взгляд, уже близка к своему завершению. Прежде я делал свои записи в тетрадях, которых на момент написания этой книги насчитывается семь штук. Эти записи легли в основу данного произведения.

Книга озаглавлена «Человеческое», потому что говорится в ней о человеке: его существе, строении и свойствах. Речь, однако, здесь идет не об анатомии, а касается его психики и психических процессов. Сходство названия с произведением «Человеческое, слишком человеческое» – случайное. Я не видел смысла давать сочинению другое название, потому что это – полностью отражает содержание этой книги.

Прежде всего я хочу предостеречь читателя от знакомства с этим произведением. Несмотря на то, что темой книги – является человеческое, сам человек в ней представлен – в самых нечеловеческих формах. Приводимая в ней точка зрения – во всем не соответствует привычному на вопрос взгляду. Потому читателю, дорожащему своими убеждениями, будет лучше не подвергать себя воздействию приведенных в книге идей.

Сочинение, таким образом, будет полезно читателю в одном случае: он намеревается сменить свои взгляды. Я не возьмусь говорить о верности своих идей – читатель должен выносить об этом суждение сам. Но пришедший за переменами найдет здесь то, что ищет. Возможно, кто-то сочтет написанное здесь – истиной. В любом случае, я надеюсь, что эта книга – оставит хорошее впечатление.

Структура

Человек состоит из двух частей. Хранилища и проигрывателя. Дело первого – хранить то, что воспроизводит проигрыватель. Дело второго – воспроизводить то, что хранится в хранилище. Эта структура – в полной точности одинакова для каждого человека. Если бы и то, что хранится в хранилище разных людей – было одинаковым – люди в абсолютной точности были бы одинаковы.

Речь здесь идет о человеческой психике. Вопросы индивидуальных анатомических особенностей, то есть: черт лица, телосложения и тембра голоса – интересовать нас не будут. По крайней мере, до тех пределов, в которых они продиктованы генами, и не являются проявлением хранимого в хранилище. Такие же черты, как спортивная подтянутость, стрижка и предметы гардероба – напротив, входят в предмет нашего с вами интереса – потому что отражают психическую сторону человека.

Все человеческие переживания, культура, история – продиктованы работой этой простой структуры. Все содержание этой книги – посвящено этой структуре. Хранилище и проигрыватель. До самой последней страницы.

Будет лучше, если представить эту структуру вот так. Мы приучены видеть человека – анатомически антропоморфным. Это значит, что мы привыкли представлять себе голову, глаза, нос, губы, туловище, руки и ноги. Все это нужно отбросить. Представьте, что перед вами стоят две вещи: коробка с фотокарточками и старый диапроектор. Коробка и проектор. Хранилище и проигрыватель.

Важно, чтобы вы отучились представлять себе антропоморфного человека. Форма всегда ассоциируется с ее свойствами. Мы приучены, что свойства человека состоят в непостижимости человеческого существа, уникальной индивидуальности, свободе воли и выбора – все это не так. Подобный взгляд искажает действительность, он вводит вас в заблуждение. Форма человека – есть коробка и проектор. Свойства этих форм – хранить и воспроизводить. Значимость в делах любого рода – имеют только проектор и коробка.

Когда проектор включен, возникает проекция. Проекция – третья часть нашей структуры. Но она – вытекает из первых двух. Она – целиком является следствием проектора и коробки, а потому – ничего не определяет, а только определяется первыми двумя.

Проектор не воспроизводит все содержимое коробки одновременно. В таком случает создаваемая проектором проекция всегда была бы одинакова. Напротив, проектор всегда берется воспроизвести проекцию только малой части содержимого коробки. Зачастую проектор создает проекцию сразу нескольких элементов коробки, но и тогда – это лишь малая часть всего ее содержимого.

Поскольку воспроизводимые в проекции элементы коробки представляют только ее часть, то в разное время – проекция создается от разных элементов коробки. Поскольку в создании проекции попеременно участвуют разные элементы, то и сама проекция – всякий раз оказывается разной. Проекция, созданная в одно время – будет полностью отличаться от проекции, созданной в другое. Таким образом, создаваемая проекция будет иметь самые разные формы. При этом, и коробка с содержимым, и проектор – остаются без изменений.

Проекция – всегда содержит только то, что воспроизводится проектором. Проектором воспроизводится только то, что есть в коробке. Таким образом, проекция – всегда содержит то, и только то, что есть в коробке – но никогда не содержит информацию о том, что она – порождение работы проектора и коробки.

Проекция – не свободна. Она не определяет, какой ей быть. Будучи порождением коробки и проектора, – она всегда определена ими двумя. Коробка определяет, какой проекция может быть. Проектор – каким из возможных вариантов она будет в данный момент. Коробка и проектор – ставят проекцию перед фактом. Она всегда беспрекословно будет такой, какой решат они. За все время своего существования она никогда и на мгновение не окажется ничем, что не будет их решением.

Однако проекция не несет в себе информацию о своем происхождении. Поэтому она не содержит информации и о том, что всякий момент времени ее состояние полностью определено не ею. По сути, каждое ее состояние – тоталитарно ей вменено. Но из-за отсутствия информации об этом – для самой проекции каждое ее состояние – это в чистом виде неотделимая от нее ее собственная сущность.

Посмотрим на это дело от лица проекции. Она – существует. Она не имеет информации о своей природе. Та же информация, которая у нее есть, плутовски указывает на то, что все ее состояния – ее собственные. В различное время эти состояния – различны. И вообще-то говоря, до поры до времени у нее нет информации даже о том, что она существует. Неизменно присутствуют лишь сведения – о ее текущем состоянии.

Если еще раз обратить более пристальное внимание на шесть предыдущих предложений – обнаружится, что все они – в точности верны по отношению к вашим ощущениям и мыслям. Представим же эти предложения, перефразировав их по отношению к этим мыслям и ощущениям.

Ваши мысли и ощущения – существуют. Ваши мысли и ощущения – не сопровождаются сведениями о том, откуда они берутся. Вам кажется – если не сказать, у вас имеется стойкая уверенность – что ваши мысли и ощущения – ваши собственные. Что это вы – их чувствуете и обдумываете. Ваши мысли и чувства – в разное время – различны. До определенного возраста – а временами, даже и сейчас – вы не отдавали себе отчет, что ваши чувства и мысли – у вас есть. Вас занимает лишь их содержание, но не понимание того, чем они являются. Неизменно и бесспорно у вас есть только одно: какие-то мысли и какие-то ощущения.

Разумеется, речь идет – о вас. Проекция – и есть – вы. По крайней мере, с этого мы начнем.

С другой стороны, выигрывающее своей простотой, такое утверждение – не совсем корректно. Мы привыкли говорить «я думаю», «я чувствую». Принятый нами язык приучает нас к подобного рода смысловым конструкциям. Но проекция – не содержит в себе сведения о том, что она – проекция, – лишь сведения о своих состояниях. Проекция – содержит лишь чувства и мысли. Сказать иначе, она полностью состоит из чувств и мыслей. Она – и есть – чувства и мысли.

Вы – и есть – чувства и мысли. В этой структуре – нет места какому-то субъекту, которому бы принадлежали эти состояния. Мысли и чувства – существуют сами по себе. Эти мысли и чувства – воспринимаются вами – как – вы. Мысль – мыслится. Чувство – чувствуется. Это самодостаточные процессы, которые не нуждаются в субъекте, который бы их осуществлял. Вас, как субъекта – не существует.

Сама идея «вас», идея вашего «я» – существует только как одна из мыслей, которую проектор достает из коробки, чтобы использовать ее для создания проекции. Не будь в коробке этой идеи – вы бы об этом не помыслили. Вернее, мысль бы не помыслилась. Сама. Идея «я» – проекция, не отражающая истины о себе самой.

Когда Декарт произносит «Я мыслю – следовательно, существую» – он совершает критическую ошибку. Эта ошибка состоит в том, что из факта существования события – он выводит существование и субъекта, который бы его осуществлял, но которого, в действительности, – не существует. «Мысль мыслится – следовательно, существует». Вот тезис, который логически верен, потому что он выводит из факта существования события – существование объекта, существование которого – и есть – самодостаточное событие.

Не корректен и известный вопрос «Если я слышу внутренний голос, то кто им говорит, если же внутренним голосом говорю я, то кто его слышит». Вопрос по той же ошибке подразумевает наличие субъектов действия, которых, в действительности, – не существует. Есть лишь объект, и когда объекту кажется, что он слышит, или произносит мысль, в действительности, – он ею является.

В конечном итоге, структура из проектора и коробки – создает субъектное, но не субъект. Это значит, что она создает воспринимание, но – не воспринимающего.

Понятие «я» – историческая ошибка, укоренившаяся в языке, и искажающая с тех пор мировосприятие всего человечества – поколение за поколением. Тем не менее, я вынужден продолжить повествование этой книги в привычных нам терминах, иначе ее текст окажется совсем не пригодным для восприятия человеком, руководствующимся принятыми языковыми конструкциями.

Примем потому далее и до конца этой книги, что понятия «я», «вы», «человек» – языковые условности, обозначающие не волевой и сознательный субъект, а просто набор присутствующих в данный момент мыслей и ощущений.

Становится очевидным, что человек, то есть, проекция – сущность не цельная. Всякий момент времени – он представляет собой скопление каких-то состояний, связанных друг с другом лишь тем одним, что эти состояния – собраны внутри одного и того же тела и присутствуют в нем – одновременно. Они связаны друг с другом не больше, чем ветки в охапке хвороста, которую вы держите в руке, и которые рассыпятся, стоит вам эту руку разжать.

Очевидным также становится и то, что один и тот же человек, то есть, проекция – это, в действительности – разные люди. Если человек – это набор мыслей и ощущений, присутствующих в данный момент, то стоит этому набору поменяться – и мы начинаем иметь дело с, в действительности, – другой проекцией, другим человеком. Вы – не существуете всю свою жизнь. Вы – не существуете даже в пределах одного часа. Стоит мыслям и ощущениям, которые вас образуют, смениться, – и вы – перестали существовать. Человек, с которым вы ведете беседу за одним столом, перестанет существовать еще до окончания вашей беседы.

Вы – не цельны. Вы – представляете собой скопление, при том, скопление, постоянно меняющее свой состав. Все другие – такие же. Постоянство и цельность, которые кажутся свойственны человеку, – кажутся такими потому, что таковы – свойства тела. Свойства же коробки и проектора – создавать разные проекции, а разные проекции – имеют совершенно разные свойства.

В клинической психиатрии есть заболевание под названием «диссоциативное расстройство личности». Его диагностируют, когда создается впечатление, будто в одном теле – проявляются разные люди. Такое происходит, когда от элементов, которые оказались в коробке – создаются настолько разные проекции, что их неслаженность – начинает бросаться в глаза. В действительности же, то, что называют диссоциативным расстройством – является естественным состоянием человека от его рождением до самой смерти. Разница лишь в выразительности несоответствия элементов коробки друг другу.

Определяя понятие «я», следует обозреть следующую его сторону. Если проекция – это скопление мыслей и чувств, и мысль о себе – является одной из этого скопления, то «я» следует определить следующим образом.

Я – есть воспроизводящаяся мысль о том, что я – воспроизводящаяся мысль. Только такое определение несет в себе полное соответствие между формой и содержанием. Оно же, однако, и самое неустойчивое. Стоит мысли смениться, и верным – будет уже то определение, которое будет отражать содержание новой мысли. Даже вопрошание об объекте и отвечение на вопрос – приводят к изменению объекта, – ибо вопрошание и отвечание – и есть сами объекты.

Подобно отражению в зеркале, оно – есть то, что перед ним поставят. Лишь если поставить два зеркала друг напротив друга, отражение становится тем, чем оно является – отражением. Я – есть воспроизводящаяся мысль о том, что я – воспроизводящаяся мысль. Следует, однако, мне вкусить или хотя бы припомнить кисловатый вкус сочных зеленых яблок, – я – и есть – кисловатый вкус сочных зеленых яблок.

Третье же следствие о проекции состоит в следующем. Как было сказано, будучи порождением коробки и проектора, – проекция всегда определена ими двумя. Коробка и проектор – вменяют ей ее состояния, и тем самым ставят ее перед фактом в вопросе того, какой ей быть.

Поскольку проекция – это вы, это значит, что все ваши мысли и ощущения, вообще-то говоря, – не ваши. Вам – сообщают, что вам думать, что вам чувствовать. Вернее, чему мыслиться и чему чувствоваться. Вы – лишь исполняете. Вы – исполнение. Даже мысль о том, что какая-то другая мысль – вам передана – вам передана. Мысль о том, что мысль, которая передается вам сейчас, вам передается – вам передается.

Проекция – ничего не решает сама. Она ничего не определяет, а только определяется. Если вам кажется, что вы приняли какое-то решение, – его приняли за вас. Вам лишь передали сведения об уже принятом решении, – чтобы вы его ощутили, как свое. Если вы ощущаете, что вам что-то нравится – вас поставили в известность, что теперь это будет вам нравиться. Если вы что-то поняли – это понимание произошло не в вас и без вашего участия. Вас – лишь уведомили о том, что понимание – произошло – там, где должно происходить.

Мышление, которое вам кажется вашим, – лишь последовательное подставление в проектор определенных элементов коробки, и поскольку проецируемое в результате этого меняется – вам кажется, что это движется ваша мысль. Вам кажется, что она движется под действием ваших усилий и воли, но на деле – вас лишь извещают о том, что происходит в проекторе. Более того, все возможное движение этой мысли – заранее ограничено тем, что уже находится в коробке.

В действительности, в процессе мышления – вы не делаете ничего, ибо проекция – лишь определяется. Люди думают, что они думают. На деле, – их уведомляют о том, какой порядок мыслей протечет через них, независимо от того, хотят они его, будет ли он им полезен, и насколько соответствует действительности.

Собственно, то, что мы называем «сознанием» – в действительности, – лишь то, что нас ставят о чем-то перед фактом. Доводят до нашего сведения. Мы – нисколько не принимаем решения об участии в этом процессе, и даже – не отдаем себе отчет в том, что все, что мы мыслим – в действительности, – лишь доводят до нашего сведения.

Сознание, таким образом, – черта нас, неосознаваемая в самом своем пределе. Смыслы, которые наполняют это сознание, – лишь вводят сознающего их в заблуждение, будто он – сознателен.

Западный человек нового времени был истово убежден, что он – во всем своем существе – сознателен. Фрейд открыл перед ним невиданное понимание, что помимо сознания – в этом человеке живет и чистое бессознательное. Но Фрейд не смог обнаружить, что и само сознание – лишь одно из проявлений бессознательного. В человеке нет вообще ничего, кроме того, что можно назвать бессознательным.

При внимательном изучении можно заметить, что в изложении допущена важная непоследовательность. Сперва говорилось о том, что человек состоит из хранилища и проигрывателя. Затем – стало утверждаться, что человек – является проекцией. Между тем, проекция – приходится по отношению к ним нечто третьим: она создана ими, но не состоит из них. Эта непоследовательность совершена специально.

Позволяющий наилучшим образом донести сущность человека, подобный порядок изложения наилучшим образом изобличает и его структурную особенность.

Дело в том, что человек – является механизмом, и как о всяком механизме, мы можем говорить о нем, как о его устройстве, так и о результатах его работы. Задаваться вопросом, что из этого верно, равносильно вопросу, являются ли часы – отсчитывающей машиной, или временем, которое она способна показывать.

Верны оба ответа, но мы обращаем внимание на ту или иную сторону истины, исходя из контекста. Преимущество и в то же время обязанность философии перед наукой состоит в том, что мы можем и должны обнаруживать не только истину, но и правильный на нее взгляд. Правильность же – определяется обстоятельством.

Первый взгляд устанавливает центр этой конструкции на том, как она работает. Второй – на результате ее работы. Первое – коробка и проектор. Второе – проекция. Первое – неизменно, второе – никогда не остается одним и тем же. Между тем, именно второе – воспринимается вами, как вы. Первое – вы никогда не чувствовали, и никогда не почувствуете.

Различность этих частей будет особенно выразительна, когда мы будем говорить об их свойствах. Нужно хорошо усвоить эту проблему. Способность понимать человека зависит от способности мыслить оба эти смысла одновременно. Вернее, помещать оба смысла в одну мысль.

Помимо чувств и мыслей в проекции есть и нечто третье. Вернее, она является нечто третьим, представление чего прежде – было бы преждевременным.

Мысли и чувства, которые являются нами, – воспринимаются только в настоящий момент. Однако существуют они не один момент. Они разворачиваются, сменяют друг друга и создают нас – на отрезке времени. Иными словами, их существование – имеет продолжительность. Мы – имеем продолжительность. Когда проектор создает проекцию, он делает это на определенной длительности, потому существование проекции – не просто совершившийся факт, это – продолжительно существующее явление.

Прежде – говорилось, что мысли и чувства – определяются вне проекции, и ей – лишь остается исполнить определенное за нее. Но определенными они оказываются не только на данный момент. Поскольку существование проекции – это процесс – состояние каждого момента этого процесса – так же уже определено, и лишь – воспроизводится.

То, о чем вы подумаете следующим после того, о чем думаете сейчас, – уже определено. Точно так же, как то, что вы думаете сейчас – было определено, когда вы об этом еще не думали. Вас – лишь поставили в известность о том, что именно было определено. И сделают это снова. Один элемент коробки покинет проектор и уступит место другому, и вам покажется, что вас посетила новая мысль.

Порядок смены одних элементов коробки на другие – содержится в самих элементах. Каждый элемент содержит сведения о том, каким другим элементам он может передать свое место в проекторе. Однако эти сведения – не попадают в проекцию, и лишь служат проектору вспомогательной информацией в определении следующего элемента.

При смене элементов, задействованных проектором, мысли просто сменяются, не содержа в себе сведений о том, почему они делают это именно так, но не имея сведений и о том, почему им так делать не следует. Потому ход собственных мыслей для всякого человека – всегда воспринимается связным, даже если в действительности – он абсурден.

Один элемент – содержит в себе предписание передать место другому, другой – третьему, – и так далее. В итоге, мысли и чувства – развиваются по уже определенному вне вас сценарию. То, что воспринимается, как принятие решения или свобода выбора – является лишь исполнением этого сценария.

Ваша жизнь – представляет собой сценарий. Вы живете его, убежденные, что это не так. Ваша убежденность в том, что это – не так – часть сценария. Далеко не гарантировано, что его исполнение – будет приносить своему исполнителю – хоть какую-то пользу, а не губительный вред. Не гарантировано и то, сможете ли вы об этом судить. Ибо способность судить – часть сценария.

Сценарий – существует только как последовательность предписаний элементов коробки по передаче своего места в проекторе. Он состоит из элементов, и разные группы элементов – образуют разные сценарии. Потому в коробке – может содержаться несколько различных сценариев.

То третье, чем является проекция, помимо мыслей и чувств, – это неотвратимое предписание исполнить сценарий, моментом которого она является. То, что вы помыслите, несмотря на то, что вы – еще не знаете, что именно вы помыслите, – вы помыслите неизбежно.

Элементы коробки, таким образом, состоят из трех составляющих: мыслей, чувств, и предписаний, образующих сценарий их развития. Именно элементы коробки – создают индивидуальность, то есть, особые свойства проекции, которая ими создается. Само же устройство механизма из проектора и коробки, как и устройство проектора – у всех людей одинаково.

Свойства различных наборов элементов коробки, то есть, различные личности – не является предметом этой книги. Предмет этой книги – работа всего механизма без учета содержимого коробки. Общие правила, по которым элементы коробки образуются, попадают в проектор, и связанные с этим особенные свойства всего механизма – будут предметом четырех последующих глав.

Активность

Есть три порядка, по которым элементы коробки попадают в проектор. Первый порядок – попадание по предписанию. Когда какой-либо элемент попадает в проектор, потому что на него указывало предписание предыдущего – он попадает туда по первому из правил.

Элемент, попавший в проектор, становится активен. Выражение «активный элемент» означает, что именно этот элемент коробки – находится в проекторе, и что проекция – образуется именно от него. Для простоты изложения постоянное употребление фразы «попадание элемента коробки в проектор» будет заменено термином «активация».

Предписания, содержащиеся в самих элементах, позволяют активировать элементы коробки без каких-либо других причин. Поскольку активация новых элементов полностью обусловливается информацией, содержащейся в самих элементах, то процесс работы всего механизма оказывается автономным. Автономность – означает, что механизм – может поддерживать себя функционирующим, не требуя ничего извне этого механизма.

Предписания создают автономность, но они же являются и основой, на которой образуются сценарии. Работа механизма потому и может быть автономной, что состоит в воспроизведении сценария, который содержится внутри самого механизма.

Этот механизм – есть механизм психический. То, что он может работать автономно, означает, что он может работать, замкнувшись в самом себе, не взаимодействуя ни с чем вне самого себя. То, что автономная работа механизма состоит в воспроизведении сценария, означает, что поведение, отражающее выполнение этого сценария – является заранее определенным от его начала до его конца.

Бихевиористы, предпочитающие объяснять поведение с точки зрения биологического понятия рефлекса – оказываются ограничены своими же убеждениями, когда дело заходит до трактовки действий, не вызванных внешними обстоятельствами. Согласно этим убеждениям, поведение представляет собой последовательность ответных реакций. В действительности же, поведение человека не реактивно, оно – проактивно. Всякие действия – уже предписаны, и лишь воспроизводятся, независимо от того, имеются ли для них внешние причины, или же полностью отсутствуют.

Если бы поведение, в действительности, не было проактивным, что оказывается возможным именно благодаря автономности психического механизма, а строилось на ответных реакциях – человек бы никак не мог активно производить направленное воздействие на вещи и изменять окружающий мир. Между тем, все достижения человеческой цивилизации, впрочем, как и ее провалы – являются непосредственным следствием автономности этого механизма.

Рассмотрим примеры маловажные в жизни, но показательные для понимания предмета. Напевание песни, чтение стихов, молитвы, когда их текст и мелодия заучены, и когда эти акты происходят не вслух а про себя. Проекции и их смена в таких примерах оказываются в чистом виде процессом психическим, поскольку не приводят к взаимодействию с миром ни в направлении восприятия этого мира, ни в направлении воздействия на него. Поскольку же перечисленные произведения сами по себе имеют четкую определенность в последовательной смене слов или нот, то и смена проекций при воспроизведении этих произведений – происходит подчеркнуто по сценарию.

Умозрительные размышления, воображение, мечтание – такие же непосредственные примеры автономности психического механизма. Они по-прежнему происходят как чисто психические процессы, но могут вводить в заблуждение относительно наличия или отсутствия в них сценария. При воспроизведении стихов есть возможность удостовериться, что читающий – воспроизводит их точно в таком виде, в каком они существуют независимо от его прочтения. В случае с процессами мышления и мечтания – такая проверка может казаться затруднительной.

Но и в этом случае можно достоверно установить наличие сценария, а стало быть, полной предопределенности в течении этих процессов. Например, в случае скудного урожая, ученый ум придет к заключению, что его причиной – стало отсутствие в почве удобрений, в то время как ум религиозный – однозначно увидит объяснение в разгневанности богов. Оба заключения – произойдут неизбежно, исходя из того, какой из умов будет их выносить. Сама же неизбежность того или иного заключения – и означает, что приход к нему – является частью сценария.

Следом за сценарностью психических процессов остается установить их замкнутость исключительно внутри психического механизма. Может создаться впечатление, будто в занятиях, где последствия психических процессов – выходят за пределы психики и подразумевают воздействие на вещи внешнего мира, – замкнутость психического механизма утрачивается, ведь последствия его работы – выходят за его пределы.

Однако последствия – возникают не в результате работы психического механизма. Они возникают в силу того, что механизм психический – имеет определенные соответствия с механизмом физиологическим, частью которого он является. Потому и различные психические процессы – могут находить отражение в действиях физиологического механизма.

Воздействия на внешний мир, которые начинают происходить в таких обстоятельствах – дублируют, благодаря физиологии, то, что происходит в механизме психическом. Внешний мир и воздействия – существуют отдельно, психический механизм и сценарии – отдельно. Все, что их соединяет – это некоторое соответствие между сценарием и воздействием.

Соответствие между сценариями и воздействиями – призвано приводить состояние внешнего мира в соответствие с миром психическим. Однако сами сценарии – по-прежнему продолжают происходить замкнуто, не покидая пределов психического механизма.

В действительности, вообще все, что делает человек – обусловлено процессами, протекающими в его психике автономно. Эта автономность – означает, что процессы – всегда протекают по сценарию, и никогда не покидают пределов психического механизма.

Даже если вы хотите что-то кому-то сказать – вы можете лишь создать опосредованное физиологией воздействие на внешний мир. Соответствие сценариев и воздействий – поставит внешний мир в известность о том, что происходит в мире психическом. Но сам разговор, которому соответствует это воздействие – навсегда останется вместе с вами – запертым внутри создающего вас психического механизма.

Аналогичным образом устроены отношения человека вообще с кем или чем-либо. Если вы чего-то хотите, боитесь, жалеете, чем-то гордитесь, или же просто к чему-то безразличны – это не ваши отношения с тем, чему адресованы эти чувства. Это ощущения, сопутствующие элементам проекции. Их наличие – хоть и получает свое физиологическое проявление, все же, – объект, в связи с которым они испытываются – находится не во внешнем мире, а именно, что в психическом.

Второй порядок активации элементов – активация по обращению. Предписания дают механизму автономность, но они же – подразумевают оторванность этого механизма от обстоятельств, в которых он функционирует. Эту оторванность – устраняет активация по обращению.

Элементы коробки, составляющей психический механизм, имеют некоторое соответствие с состояниями сенсорной части механизма физиологического. Когда под воздействием внешнего мира сенсорные части принимают то или иное состояние – в силу активности состояния и в силу соответствия этого состояния какому-то элементу коробки – становится активен, то есть, ставится в проектор и сам соответствующий элемент коробки.

Так, благодаря активации по обращению, причина, по которой происходит активация сценариев – все же может лежать за пределами психического механизма. В этом случае элементы коробки оказываются в проекторе не потому что их туда поставило предписание предыдущего элемента, а потому что их туда поставили сенсорные части физиологического механизма. Внешний мир, опосредуясь физиологией – обращается к элементам коробки, поэтому порядок – называется активацией по обращению.

Как только новый элемент по обращению поставлен в проектор – механизм возвращается в стандартный режим автономной активации элементов по предписанию. Но поскольку предписания теперь указываются новым элементом, то и сценарий – будет другим. Поскольку же поставленный элемент – имеет соответствие с событиями внешнего мира, то и связанный с ним сценарий – будет иметь отношение к этим событиям. Сценарий, как говорилось, не обязан иметь связи логической, а потому – не обязан быть разумным и полезным. Но он будет иметь связь в виде причины, его вызвавшей, и с точки зрения работы психического механизма, – это является достаточным.

Внешний мир – может определять, какой из уже имеющихся в коробке сценариев станет активен, но он не может изменять ход этого сценария. Он может прервать запущенный сценарий и так же запустить другой, но в процессе выполнения самого сценария – его ход определен предписаниями, а потому – автономен, и не зависит от воздействий внешнего мира.

События и предметы внешнего мира – переключают одну автономность на другую. Это происходит без швов, пауз – в проектор просто подставляется элемент, связанный с другим сценарием, и с этого момента – воспроизводится другой сценарий. Несмотря на подобное вторжение в работу проектора, психика воспринимает это, как само собой разумеющееся. Для нее не происходит ничего странного, ведь с точки зрения психического механизма – произошла лишь смена элементов в проекторе, а это – является нормальным ходом его работы.

Процессы механизма, бывшие до переключения, и оказавшиеся после, – по-прежнему, остаются автономными. Автономность прерывается лишь на мгновение – на сам акт переключения одного сценария на другой. Жизнь человека представляет собой серию переключений одних автономно протекающих процессов на другие. За исключением переключения сценариев по обращению, за всю эту жизнь автономность психических процессов более не будет прервана никогда.

Поскольку сценарии могут быть активны параллельно, то активация по обращению может приводить не к переключению сценариев, а лишь к добавлению еще одного активного сценария к уже действующим. Случай с переключением рассматривается здесь лишь как более простой и взят для наглядности представления предмета.

Внешний мир обращается к психическому механизму непрерывно, однако переключение сценария по этому обращению, или же запуск сценария дополнительного – происходит не всегда. Автономность психического механизма – позволяет ему игнорировать эти обращения.

Произойдет ли в конкретном случае переключение сценария в силу активации по обращению, или же, вторжение внешнего мира проигнорируется, и продолжит действовать сценарий, реализующийся по предписанию – определяется сверкой важности нового сценария в контексте действующего, и действующего – в контексте нового. Вердикт этого сравнения – определяет порядок работы психического механизма в данный момент.

Процессы взаимной сверки важности сценариев – являются самостоятельными сценариями, потому их исход – предопределен так же, как любого другого сценария. Фактически, каждое обращение внешнего мира к психическому механизму – сперва запускает параллельный действующему сценарию сценарий сверки, а его исход – определяет, давать ли начало сценарию по обращению, или же его отвергнуть.

Сенсорные части физиологии позволяют возбуждать психические процессы, основанные на событиях внешнего мира. Части моторные – позволяют оказывать на внешний мир воздействие, имеющее соответствие с процессами психики. С точки зрения психики, физиология выполняет функцию посредующего звеном между психикой и внешним миром. Психический механизм и внешний мир – оказываются двумя самостоятельными пространствами процессов и событий, имеющими своеобразный механизм общения друг с другом в виде человеческого тела.

С такой точки зрения, тело оказывается инструментом, используемым психическим механизмом для взаимодействия с внешним миром. Однако, в действительности, положение дел обстоит полностью наоборот. Это тело – использует психический механизм – для того, чтобы взаимодействовать с внешним миром.

Мир находит себе воплощение во множестве разных вещей. Выступая для них средой, в которой они существуют, и материалом, которым они образованы, он оказывается для них – прочим, но никак не внешним. Вынужденное взаимодействовать со всем прочим миром, тело, как его часть – использует часть уже свою – для того, чтобы та – приводила его в упорядоченное взаимодействие со средой, в которой оно находится.

Каждая особым образом организованная часть тела – приобретает свою функцию, диктуемую особенностью ее организации. Однако организация – предоставляет им лишь способность к выполнению определенных ею функций. Само же выполнение этих функций – обеспечивается наполнением каждой из них электрическим потенциалом, образуемым метаболическим процессом.

Благодаря метаболическому процессу, тело служит самому себе электрическим генераторам. Вырабатываемое им электричество – одинаково по своей природе для каждой из его частей. Но структурная организация каждой отдельной части – определяет, какую именно работу будет в ней выполнять произведенный электрический потенциал, и потенциал, соединяясь с особенностью организации конкретной части – дает особенный результат их совместной работы.

Часть тела, выполняющая функцию упорядочивания его взаимодействия с прочим миром, – так же имеет свою организацию, особенность которой – позволяет ей выполнять эту функцию. Эта организация – представлена россыпью цепей соединенных между собой клеток. Цепи несут функцию обычного электрического проводника, и в этом смысле одна цепь – ничем не отличается от другой.

Свойство проводников – состоит не более, чем в том, чтобы пропускать через себя электрический ток из одной своей части в другую. Некоторые проводники соединены с другими проводниками, так что электрический ток может проходить через уже заготовленную последовательность проводников. Некоторые – соединены с частями тела, разные состояния которых – пускают новые электрические потоки в разные соединенные с ними проводники, а некоторые – с частями тела, наличие электричества в которых – приводит их в механическое движение.

Большую часть времени происходит лишь перенаправление тока по уже установленным соединениям от одних проводников к другим. Ток блуждает по множеству соединенных друг с другом проводников, так что большую часть времени электрические потоки – даже не покидают перенаправляющую их россыпь.

Весь смысл этой организации – состоит в этом перенаправлении. Отдельные потоки, пройдя ряд проводников, все же перенаправляются в моторные части. Однако, поскольку связи между проводниками – имеют установленный порядок, то, соответственно, имеется и порядок перенаправления электрических потоков. Поскольку же перенаправление потоков в моторные части – обретает, в результате, некоторый порядок, то и действия, которые совершают моторные части тела – так же становятся некоторым образом упорядоченными. Соответственно, упорядоченным становится и взаимодействие тела со окружающим его миром.

Этот порядок – не является логически осмысленным. Он является лишь результатом установленного порядка перенаправлений между проводниками. Но тем не менее, он выполняет функцию, для которой предназначен своей организацией, и с точки зрения самой функции – это является достаточным.

Весь упорядочивающий поведение механизм – функционирует благодаря своей особой организации – в виде проводников и наполняющего их электричества. Задача этого механизма – выстраивать проводники и связи между ними для перенаправления электрических потоков. Никакой иной функции, кроме указанного перенаправления электричества, этот механизм – не несет.

Предмет нашего интереса относительно этого механизма – состоит не столько в его устройстве, сколько в одном побочном явлении, которое возникает в процессе его работы. Это явление – состоит в том, что проводники, проводящие электрический ток, – принимают при этом свое активное состояние, свойства которого – отличны от свойств состояния, в котором они находятся, когда этого не делают.

Свойство же этого состояния – состоит в том, что само активное состояние, принимаемое проводником при наличии в нем электрического тока – выражается для самого себя – тем, что само то, чем оно для себя выражается, – характеризует, как восприятие.

Восприятие – появляется, когда по проводнику пробегает электрический ток, и перестает существовать, когда ток – отсутствует. Восприятие наличия мыслей, восприятие зрительных, слуховых, и других сведений об окружающем мире, восприятие душевных переживаний – все это – то, чем выражаются для самих себя состояния, которые принимают соответствующие проводники при наличии электрического тока.

Восприятие – существует только как то, что воспринимается – так, будто оно – воспринимается. Само по себе – существует только активное состояние проводника.

Ранее – уже говорилось, что нас, как воспринимающего субъекта – не существует. Существует – только воспринимаемое, которое и воспринимается нами, как мы. Однако все воспринимаемое – есть активные состояния, потому и то, что мы воспринимаем в качестве себя – такое же активное состояние проводника, как и все воспринимаемое прочее. Мы – и есть – активное состояние проводника. Будучи активным состоянием проводника, мы – воспринимаем себя так, будто мы себя – воспринимаем.

Загадка явления, воспринимаемого, как восприятие – состоит не иначе как в том, что его принимают – за действительно существующее. В действительности же, восприятие – воспринимается – так, – будто оно воспринимается, и центральным в этом положении – оказывается слово – «будто». Оно не означает, что в действительности восприятие не существует, как не означает и того, что в действительности оно – существует. Оно – не иначе как – будто – существует, и это мнимое существование – и есть – форма его действительного существования.

Восприятие чего-то конкретного – оказывается таковым по той единственной причине, что активен – конкретный проводник. В восприятии существует множество воспринимаемых вещей, но в действительности – существует только конкретность проводника среди прочих. Эта его конкретность при активном его состоянии – выражается для самого состояния – конкретностью некоторого восприятия, или, что то же самое, – восприятием чего-то конкретного.

Каждый момент времени активно целое множество проводников, потому их активности – сливаются в единую мозаику восприятий. Глубина получившейся композиции – создает впечатление подлинности возникающих в восприятии вещей. Фальшивость же этого впечатления – раскрывается при разложении воспринимаемой композиции на две важные составляющие. Первая из этих составляющих – восприятия, порожденные перенаправлением электрических потоков. Вторая – порождена проводниками, идущими от сенсорных частей.

Перенаправляющие проводники, пропуская электрический ток, принимают состояния, воспринимаемые самими состояниями – так, будто они что-то воспринимают. Последовательность перенаправлений – является установленной заранее, потому току – остается лишь пройти по уже установленному маршруту. Порождаемые в этом процессе восприятия – порождаются и исчезают – ровно в той же последовательности, в которой на пути электричества – активируются и перестают быть активны – проводники, которые их порождают. Таким образом, восприятия – сменяются одно за одним – в заранее установленном порядке.

Переживающий подобный опыт – будет убежден, будто мысли, которые он воспринимает – сменяются по его намерению и, что больше того, – в назначенном им направлении. В действительности, однако, он нисколько не двигает процесс смены воспринимаемого. Воспринимаемое – меняется в установленном порядке, тогда как воспринимающему – остается только воспринимать.