© А. Мурзич, 2014
© Коллектив авторов, 2014
© ИТД «СКИФИЯ», 2014
В оформлении книги использованы работы Геннадия Мурзича.
Все тексты печатаются в авторской редакции.
Любовь больше
Вступительное слово от матери Соборища
Это у меня с детства – тяга к коллекционированию. Точно, я коллекционер по натуре. Все как положено: календарики, фантики, открытки, плакаты с героями рок-н-ролла, театра и кино. «Слишком много друзей когда-то улыбалось мне молча с плакатов», – что-то в этом роде. Мои детские стихи…
Детство – детством, но страсть к коллекционированию осталась. И распространилась она, эта страсть, на жутко талантливых и ужасно прекрасных… живых людей.
Собственно, сейчас вы держите в руках мою новую грандиозную коллекцию! «Соборище. Авангард и андеграунд новой литературы».
Я давно мечтала собрать в одном месте и в одно время (под одной обложкой!) сок и цвет сегодняшнего Слова – носителей живительной инфекции, авторов ярких и горячих…
Я расскажу вам о них, о моих Настоящих Поэтах… Вот – вам!
Авангард и андеграунд? Это как-то с музыкой связано? Так и есть! Давайте я начну с музыкантов. Принято думать, что музыка помогает слышать и чувствовать, адаптирует сложное поэтическое послание, не всегда ясное даже тому, кто его зафиксировал. Выходит, музыка – помощница Поэзии?
Представляю, как Василий К. сейчас хмурит брови, как скептическая улыбка кривит его красивое лицо. «Какие стихи? Какая Поэзия? Это только тексты песен».
Так нет же, нет! В моем понимании, Настоящая Поэзия – это судорога Слов, это спазм, передающийся читателю (слушателю), это ответственность за каждое междометие, это способность ответить – за свои слова – потом и кровью. Настоящая Поэзия – это красота верно выбранного пути.
Слова Василия К. много больше, чем тексты песен, я вас уверяю.
Откуда приходят красивые люди?
Другой музыкант, Дмитрий Панов, запросто заклеймен Андреем Бурлакой как лучший рок-поэт современности.
Трудно не согласиться с мэтром музыкальной журналистики! Но… Есть ли смысл в пресловутом плюсе «Рок»? Стихи Дмитрия Панова слишком сложные для рок-музыки, слишком интеллектуальные, слишком многоярусные? Товарищи, так это же достоинство, а не недостаток!
Есть и еще один музыкант в моей коллекции – Юрий Жидченко, он же Юрий Мустафаев. Мы привыкли и его стихи встречать по музыкальной одежке… И вот – как звонко они читаются с листа!
Стихи Юрия Жидченко – быстрые, перевернутые. Смысловые конструкции не сразу проступают на поверхность, не мгновенно. Потому что они глубоко запрятаны. Головоломка и душегрейка…
Мы – юности грачи, наполненные ядом…
Мы? Это кто? Мы – Поэты? Что это за компания такая вообще – Поэты?
Открывает мою коллекцию поэма Маргариты Крымской «Поэт Поэту говорит». И в этом стройном стихотворном труде вся суть Поэзии, ее мощь и груз, вся романтическая возвышенность поэтического призвания!
Маргарите Крымской – на той же романтической (золотой!) ноте – отвечает Леонид Лютвинский, Поэт, к которому, собственно, и была обращена ее поэма.
Леонид Лютвиский в последнее время не очень-то жаловал Поэзию своим вниманием. И я молюсь о том, чтобы однажды он снова почувствовал нестерпимый жар, чтобы перехватило дыхание, чтобы он задохнулся Словом, подступившим к горлу! Вот такие у меня странные молитвы…
Мое глубокое убеждение: тот, кто держал в своих объятьях Музу Слова, рано или поздно обязательно вернется к ней.
Разыскивая стихи Леонида Лютвинского в тайниках Интернета, я обнаружила, напоролась, как на кол, на стихи Анны Арканиной. Нашла стихи, максимально созвучные с моими. Словно бы это я их написала! Эгоцентрическая оценка, верно-верно. Но, среагировав на созвучие, дальше я нашла вот такое:
И от этого «такого» на несколько секунд остановилось мое (вечно восторженное!) сердце.
Анна Арканина прятала себя за мрачноватой, притягательной аватаркой – худое, сильное существо с крыльями за спиной. Теперь я так и представляю себе ее лирического героя.
Кстати, о лирических героях… Например, Марина Павлова… Мы шли к Петропавловке по Троицкому мосту, моросил мелкий-мелкий дождь. И от сильной влажности (или отчего так бывает?) наши волосы сильно наэлектризовались и натурально стояли дыбом! А Марина читала вслух свои стихи о Марии Стюарт. И это не просто литературный персонаж, это реальная история Поэта.
Марина Павлова думает стихами, она вспоминает стихами, с видимой легкостью щедро разбрасывает свои драгоценности. Блестящие стилизации, очень умные и грамотные рифмы. Она – Мария Стюарт на вершине новой литературы.
Дополнительными восклицательными знаками я предлагаю отметить двух представителей моего… Театра. То есть… Театра Романа Виктюка. Дмитрий Бозин и Александр Дзюба. Они оба – движущая сила означенного творческого объединения. Они очень разные. И на сцене, и в книге.
Дмитрий Бозин – нечеловеческая (сверхчеловеческая? животная?) страсть, трепет, замерший крик. Его стихи – кипящая лава, кипяток, никогда не остывающий…
А Александр Дзюба? Вечное между, спор рассудка и чувства. Желание обуздать чувство, контролировать его, направить в нужное русло. Александр Дзюба – крутой наездник! Он чувствует Слово, оно замирает, гнется и плавится в его умелых руках, он пишет стихи очень по-мужски. В том смысле, что Поэт – мужчина, а Поэзия – женщина. Он делает со своей Поэзией, что хочет, он – ее господин. Александр Дзюба – парадокс. Речь и противоречие.
Театр Виктюка, кстати, подарил мне еще одного Поэта – Анну Мирзу. Ее стихи – театральны, они как маленькие пьесы они полны диалогов и портретов. Герои и их сложные характеры, тонкая (незаметная) режиссура.
Анна Мирза пишет стихи о людях? Нет! Это слишком плоско. Она представляет своих героев читателям – и в этом представлении столько нежности…
И еще одна звезда моей коллекции: Тереза Славович!
О, таких поэтов у нас точно больше нет… среди поэтесс. Она иронична, цинична, грубовата, даже зла местами. Но из-под надежного, побитого тупыми копьями шлема глядят удивленные глаза Вечной Девочки, которая однажды решила (так, каприз!) стать Ведьмой.
Тереза Славович жонглирует словами так запросто, словно на арене с рождения. И, видимо, так оно и есть. Знаете ли, есть люди, которые рождаются Поэтами…
И есть люди, которые с рождения любят сказки. Вот, например, мой добрый сказочник Борис Драгилев – Вечный Мальчик, то есть никогда не взрослеющий… Его детские стихи, его сказки не то чтобы возвращают нас в детство, они и есть – само детство!
Даже если мы сами родом из совсем другой истории, его сказки нас касаются. Сказки Бориса Драгилева – радость чистого восприятия, без сравнений и анализа. Сказки, от которых горят щеки, горит сердце…
В моей коллекции нет обычных девочек и мальчиков! Все они гении и злодеи, убийцы и доктора…
Но есть еще и Риу дель Магра – мой любимый Нездешний Цветок! Прошу обратить особенно пристальное внимание, ибо… Ибо? Потому что Риу дель Магра сам не знает о том, как дорого стоят его изысканные перлы.
Его стихи – маленькие драгоценные всплески в грязном потоке Современной (жесткой) литературы. Он – другой. В его стихах красота ранима, она вечно в проигрыше, она умирает. Его стихи – это слабость, которая много выше любой человеческой силы.
Из этой же области (слабости, невесомости) – юный романтический эльф Андрей Шепот. Он ходит зимой в летней одежде и его волосы – ниже пояса. Такие у него стихи – без одежды, без прикрытия, первородные-первозданные. Его стихи – бесплотность и легкая грусть. Тоска по Иному (миру? времени?), где родная душа всегда рядом. То есть… где души, не разделенные телами, могут свободно и грациозно танцевать под полной луной. Что-то такое приходит в голову, когда я пытаюсь перевести стихи Андрея Шепота на грубый язык реальности.
Это о слабости? Эх, если бы человеческая слабость была именно такого порядка!
А вот – о целительной Силе… Я часто говорю об Артеме Тылике не менее как о надежде отечественной литературы! И в этом нет никакого пафоса. Это факт. Вот уж где реальная Сила Слова! Если Артем Тылик слишком глубоко не погрузится в философию, то у нашей Поэзии точно будет светлое будущее!
У Артема Тылика есть все, что должно быть у Настоящего Поэта – осмысленная позиция, неравнодушие к реальности, пот и кровь, громкий голос…
Сила Слова… К слову, на творческом вечере Артема Тылика мы познакомились с Антониной Бикарюк. По стечению обстоятельств, в этот день праздновали рождение Марины Цветаевой. И Антонина Бикарюк читала стихи, привезенные из Коктебеля. Кривой мост между прошлым и будущим? В стихах Антонины Бикарюк была Марина и усталое Коктебельское солнце, и дань тому времени, и звенящие бубенцы времени этого!
Я была так счастлива встретить здесь, среди нас, Поэта, говорящего на языке Серебряного Коктебеля! Говорящего со своим неподражаемым поэтическим акцентом.
Именно эти Слова мне хочется считать главным посланием моей поэтической коллекции.
Настоящая Поэзия способна изменить бессмыслицу реальности, показать Ищущим и Страждущим выход из лабиринта мельтешения и суеты. Настоящая Поэзия должна… А что вы думаете об этом?..
Читайте стихи – сердцем!
Пишите стихи… – (хотела сказать – кровью)… Но дело-то не в крови… Настоящие стихи пишутся любовью. Я наконец, нашла правильное Слово!
С любовью!
Анастасия Мурзин
Маргарита Крымская
Маргарита Крымская
Поэт, кинодраматург, актриса.
В 1988 году закончила ГИТИС (РАТИ), актерский факультет.
Несколько лет служила сцене: в театрах-студиях «Персонаж» и «Версия», позже – в театре «Сатирикон» и еще позже – в Творческих Мастерских (ВОТМ; мастерская В. Космачевского). В 1996 году переехала в Австралию, где по сей день занимается литературой.
Не могу сказать, что пишу стихи столько, сколько себя помню, потому что помню себя с двухлетнего возраста (когда я начала петь, да еще и по-французски), а стихи начали выходить наружу, когда мне было уже лет шесть. Эти стихи я не писала – я ими разговаривала, а записывала их моя мама. Вот так началось мое стихотворчество. Мне уже много лет, и за все эти годы Любовь к Слову прошла немало испытаний, но, к счастью, не уменьшилась, не изменилась. Изменились только средства ее проявления.
Мое послание Человечеству?.. Оно не отличается от послания себе: «Ты – всего лишь ребенок, которому снится, что он – взрослый. Проснись и забудь этот кошмарный сон! Но вспомни глаза своей матери, склонившейся над твоей колыбелью. Сколько в них Нежности и Любви! Сколько Тепла и Света! Пожалуйста, вспомни и… примерь эти глаза на себя!.. Разве нужно что-то еще, чтобы прожить эту жизнь достойно?»
Поэт поэту говорит
Л. Лютвинский
- Поэт поэту говорит:
- «Брат, у меня душа болит…»
- Поэт поэту отвечает:
- «Молись, иначе полегчает…»
Леонид Лютвинский
Леонид Лютвинский
Поэт, актер, певец.
Родился в г. Видзы, Витебской области. В 1988 году окончил ГИТИС им. А. В. Луначарского.
Обучение проходил в мастерской народного артиста В. А. Андреева. После окончания ГИТИС был принят в труппу Театра Ленинского комсомола «Ленком», затем работал в Театре Романа Виктюка. Принял участие в проекте «Поют актеры театра “Ленком”».
В 2000–2006 гг. – вокалист группы «Белый орел».
С 2008 года – автор проекта кабаре-шоу «Однажды в…», руководитель проекта «Крылья».
Общественное мнение никогда не знает реалий, оно не утруждает себя затратами по проникновению в ситуацию. Для него яйцо всего лишь скорлупа, и оно бесконечно может обсуждать оболочку, не подозревая, что внутри желток. Все оценки при жизни липовые, во всяком случае мой экзаменационный лист пусть заполнят мои потомки.
«В руках моих…»
В тюрьме-тереме
(Причитания)
«Все, чего жду от Небес…»
«Все, что дорого, все, что дешево…»
«Друзей случайных иногда…»
«За призрачный апрель тебя благодарю…»
«Звезда рождается не вдруг…»
«Ложбинка, крестик, обручальный…»
«Любить… Когда?..»
«Ты ушла, не встревожена мною…»
У. Шекспир
- Нет повести печальнее на свете…
«Ну что, Весна, опять приходишь…»
П. Вегин
- Пощади меня, любовь,
- Промахнись
- Мимо сердца моего стрелою огненной.
«Одета только в свет луны…»
«Онемели вдруг…»
Отшельник
«Перрон…»
«Приходит иногда усталость…»
«Прошла среда…»
«Склонюсь над именем твоим…»
Сонет
«Тени бархатным мраком…»
«Ты в сердце у нее…»
Анна Арканина
Анна Арканина
Поэт.
Получила классическое образование – МГУ, ин. яз., работала редактором на телевидении, сейчас ведет рубрику Mixmedia в йога-журнале. Дети – школьники, муж – работающий, борщ получается всегда на отлично. Собака и кот воспитаны вполне приличными людьми.
Поэзию не считаю своим призванием, но поэтическое чувствование всегда со мной. Мне кажется, что самое главное это умение созидать и созерцать. Вот, например, посадить цветок и любоваться им. И еще прекрасней, если есть кто-то, кто разделит с вами процесс труда и время наслаждений.
В Москве идут дожди наискосок
Дежавю
Моя тень
День устал
Мама. Рыба
Там в прошлой жизни
Всегдажды вечером
Прошлому году вдогонку
Греческие впечатления
Перелетное время
Мы встретились на кухне у разлуки
Тебя лечить
Как ее выдержать?
Не…
Вспомним?
Лирика с одним крылом
«когда весенний придет туман…»
Объяснительная записка
Нет на перелетных птиц управы
Дорогому читателю
Дмитрий Панов
Дмитрий Панов
Поэт, музыкант, лидер группы «МЕТАНОЙЯ», музыковед, ведущий на радио.
Один из наиболее ярких представителей современного поэтического рока.
Главное – обрести самого себя во времени и в пространстве и двигать по стезе! По возможности, фильтруя и отбрасывая все наносное и ненужное.
Стараться не протусовывать отпущенное тебе время.
А «свое» может быть совершенно разным – хоть двор мети! Но – с любовью и своим собственным, уникальным способом.
Я самовыражаюсь посредством Слова и электромузыкальных инструментов. Стихи, песни – это своеобразный дневник жизни. Вроде гербария или фотоальбома. Могут складываться разные формы, могут случаться взаимоисключающие содержания, но все это – я, нравится кому-то это или не нравится.
Не врать самому себе – тоже важно. И очень сложно!
Думать своей головой, конечно.
Еще столько непрочитанных книг и всяческой хорошей музыки, что как-то западло включать зомбоящик и пропускать через себя дурацкую и чудовищно пошлую информацию!
Ну, и жить «в три погибели», как писал Башлачев…
«Молчание навзрыд…»
Хрустнуло время
«По тоске, пустой да плотской…»
День шерсти
«Дрожали в озноб объятия…»
Метанойя
Я не помню (Вишни Эдема)
Ангелу необъяснимого
«Город лунный. Храм высокий…»
«Ищет ветер снегиря…»
Пасха
«Сами мы – не местные…»
Обрастаю
Время стареет
Птицы Иерихона
Пыль из-под ботинок
«Я скучаю в своих правдах…»
«Как рассветом пеленали…»
«Далекой звезды антрацитовый рай…»
«Доверяясь первозданно…»
Марина Павлова
Марина Павлова
Поэт, сценарист, режиссер.
Автор-создатель художественно-исторического проекта «Мария Стюарт: портрет королевы».
Поэзия – это уникальная возможность вести откровенный диалог с собой, с читателем, со вселенной. И. Бродский в «Нобелевской лекции» говорил: «Существуют, как мы знаем, три метода познания: аналитический, интуитивный и метод, которым пользовались библейские пророки, – посредством откровения. Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу всеми тремя (тяготея преимущественно ко второму и к третьему), ибо все три даны в языке…» Откровение, составляющее основу подлинной поэзии, исключает возможность неискреннего высказывания. Поэт всегда говорит больше, чем хотел бы сказать. И эта откровенность откровения – то, ради чего я пишу стихи.
«Хоронили балерину…»
Н. Зубовский, А. Вертинский
- Вечерело. Пели вьюги.
- Хоронили Магдалину,
- Цирковую балерину.
Петербургский вечер
Трехсотлетие Санкт-Петербурга
Призрак
Сновидение
сестре…
Мэри
Невыразимость
Шестое чувство седьмого неба,
Восьмое чудо девятого света…
Песнь дракулы
Ночь
Елисейские поля
Письмо с того света
Письмо на тот свет
В ответ на «Письмо с того света»
Письмо к…