© Нострант Э.В., 2022
© Издательство «Перо», 2022
Вступительное слово Н. А. Макарова
«Поэзия – это обнажённая душа поэта», – говорил Н. Некрасов. Жизнь и творчество лучших поэтов мира подтвердили мысль русского классика 19 века – только тот поэт во все времена получал право иметь не только своего читателя, но и читателя-друга, читателя-единомышленника, который в своих произведениях искренен, открыт и доверчив, который, словно нимфа морская, не боится обнажить перед другими свой внутренний мир, не боится своего «эго» и осуждения толпы, всезнаек-критиков или привередливых эстетов. К сожалению или к счастью, но сегодня для многих кажется нежизнеспособной и неуместной в стремительно и кардинально меняющемся мире начала 21 века поэзия в духе лучших образцов русской классической литературы. Но как бы ни звучало парадоксально, именно благодаря завоеванной, совершенно непроизвольно, в интернете, популярности, стало возможным издание сборника стихотворений Элины Нострант.
Лёгкая, воздушная, блистательная по форме, тонкая и глубокая по смыслу, очень точная в выборе лексики, художественных средств, в передаче мыслей и эмоций, поэзия Элины Нострант, словно блоковская Прекрасная Дама или незнакомка с бала Алексея Толстого, ворвалась в этот мир технологий, рэпа, андеграунда 21 века.
«Подумаешь, тоже работа, – беспечное это житьё: подслушать у музыки что‑то и выдать шутя за своё», – так одна из лучших женщин-поэтов русской литературы и любимый поэт Элины Анна Ахматова с иронией охарактеризовала труд поэта. А между тем, женщина-поэт всегда в силу природных особенностей на уровне кожи чувствует, воспринимает и переживает мир, события, встречи, расставания. Такова и сама Элина, и её поэзия, пронизывающая до самых тонких нервных окончаний разума и эмоций. А ведь поэта Элины Нострант могло бы и не быть. Уроженка советского города Баку, девочка росла в семье педагогов. Её отец, инженер-механик, преподавал сопромат, теоретическую механику, детали машин, и другие технические дисциплины, мама, выпускница Бакинской консерватории, несла в этот мир прекрасное – преподавала фортепиано. «Музыкальность, вера в высокие человеческие идеалы, любовь и преданность – вот отличительные черты той атмосферы, которая меня воспитала. Наш дом был всегда полон друзей, родственников…» – рассказывает о своей семье сама Элина. Так сложилось, что бабушка нашего автора стихов, обладательница чудесного сопрано, поступила в консерваторию, и ей прочили блестящую карьеру, но, верная традициям предков, она была убеждена в том, что женщина – это прежде всего хранительница домашнего очага, и пожертвовала карьерой ради семьи. Так случилось, что Элина и её мать тоже связали свою профессию с музыкой, а бабушка к тому же была венчана в Соборе Святых Варфоломея и Фаддея, что был разрушен большевиками с целью строительства на его месте консерватории, выпускницами которой и стали Элина и ее мама.
Ничто не омрачало жизнь любящих сердец семьи Элины. Атмосфера высокого искусства и окружение прекрасным были для юной девушки буднями, и вдруг грянул страшный 1988 год, ознаменовавшийся первой волной армянских погромов с кровавой резни в Сумгаите. Перед главой семейства встал единственный вопрос: как спасти семью. Шансов, что всё само утрясется, с каждым днём становилось всё меньше, ясно было только одно – армянам здесь больше оставаться нельзя, поэтому надо бежать из города во имя спасения жизни и чести своих близких. Ужас и трагедию резни армян в Баку 1988–1990 гг. Элина пронесла через всю жизнь, и в своих стихотворениях она делится воспоминаниями:
И семья, терзаемая страхом, бросила всё дорогое и родное и переехала в Москву. В Москве поначалу всё складывалось замечательно. Элина была принята в ГИТИС концертмейстером, но политика и игры сильных мира внесли свои коррективы. Не успев переосмыслить и позабыть ужасы погромов в Баку, она столкнулась с новой бедой – грянул развал СССР. И опять разрушение всех основ, опять на перепутье, куда идти, как жить, кем быть в этой новой жизни, как принять изменения внешнего мира миру внутреннему. Сколько, сколько миллионов задавались тогда подобными вопросами… Не была исключением и Элина.
И вдруг решение принято – эмиграция… В 1992 году семья Элины переезжает в США.
Вот как сама Элина, уже значительно позже, переосмысливает ситуацию: «Это была неспособность/нежелание правительства защитить своих граждан. Но находясь в эпицентре этого беспредела, по наивности своей, мы не понимали, что именно правительство было и вдохновителем, и организатором, и руководителем тех событий, а искренне недоумевали по поводу их так называемой медлительности, неосведомлённости и неумения остановить всё это. Ждали ввода войск, и их ввели – через три дня – безусых, безоружных мальчиков, которые тоже оказались жертвами бойни. И осознав всю чудовищность и лицемерность политики властей, поняли, что покинуть страну является единственным выходом из сложившейся ситуации».
так в одном из своих стихотворений Элина доносит \до читателя пережитое. Хрупкая, утончённая и возвышенная, с внутренним миром целой Вселенной и с воспитанием принцессы, молодая девушка оказалась маленьким корабликом в штормовом океане. Потеря отца стала ещё одной трагедией для семьи, и особенно для молодой и беззащитной Элины. Но она знала только одно – несмотря ни на что, надо, надо во что бы то ни стало жить и нести свет, добро и красоту. Вот как поэт в стихах описывает свою жизнь:
Словно чья‑то заботливая рука подняла её над бездной, и её талант пианистки и концертмейстера не остался незамеченным. Сегодня Элина Нострант – успешный преподаватель музыки. А её карьера включает в себя работу как пианиста, педагога, концертмейстера, так и руководителя. Казалось бы, всё, как в сказке о прелестной принцессе: удачная жизнь, счастливая семья, карьера. Но многогранная личность Элины неожиданно для себя в какой‑то момент ощутила, что, кроме музыки, она способна прикоснуться к сердцам и разуму людей словом – красивым, нежным, чувственным, а иногда и резким. Так, в 2019 году Элина начала писать стихи. Писала, что называется, для души, для себя и близких, а посредством вездесущего интернета её стихи стали публиковаться в различных соцсетях, на сайте stihi.ru и других платформах. Почему начала писать, конечно, лучше самого автора никто не ответит:
И вот спустя три года уже публикуются стихи Элины Нострант в трёх альманахах Российского союза писателей: «Антология русской поэзии 2021», «Русь моя 2022», «Наследие 2022».
Элина номинант литературных премий «Наследие», «Поэт года» за 2022 год и «Русь моя». Решением Президиума Российского союза писателей награждена медалями «Николай Некрасов 200 лет», «Сергей Есенин 125 лет» и звездой "Наследие" за 2022 год.
Все творчество Элины Нострант пронизано одной глубоко философской идеей – идеей всеобъемлющей любви ко всему и ко всем в этом мире, вопреки боли, страданиям, несмотря на печаль, тоску, испытания. Её стихи – это диалог, диалог со своим внутренним миром, со своими мыслями и душой, со своим, пусть даже мимолетным, одиночеством. Собеседниками автора становятся то луна, то рассвет, то звёзды и ветер. Казалось бы, классические аллегорические образы, но в стихах Элины они звучат самобытно, свежо, легко и уместно, к примеру: «дотянись до ног моих, волна», «поговори со мной, луна», «в небе звёзды песенкой зажжём» и прочие. А богатые, изящные и меткие художественные тропы и приёмы создают у читателя живую картину сопричастности и соучастия с описываемыми автором событием, ситуацией… Отдельная философия лирики Э. Нострант – это стихи-размышления о смысле жизни, о счастье, о добре и зле, о пороках человека. Примечательно в этом ряду стихотворение, названное самим автором «Подражание В. В.», с первых строк которого безошибочно угадывается подражание известному произведению В. Высоцкого «Я не люблю…» Несмотря на сходство идеи и содержания, у Э. Нострант всё‑таки свои, повторяющиеся рефреном «я ненавижу», и стиль, и ритм, хоть и мелодичны так же, но гораздо мягче, женственнее, и в то же время скупое перечисление неприемлемых для автора пороков создаёт эффект градации людских отрицательных качеств, что вызывает и у читателя понимание, а также солидарность с авторскими «ненавижу, не люблю». И даже в этом перечне грехов человека Элина верна своему природному оптимизму: «Действительность – прощенья измерение», – да, только простив, только искренне простив и отпустив, можно и нужно жить человеку, а иначе, пишет автор: «Иначе не смогу я жить – я пропаду». Блестящий пример христианского всепрощения, пример воплощения в поэзии не русского, но русскоязычного автора своих национальных традиций – во всепрощении и разделении греха, боли чужого автор нам несёт древнюю традицию своего армянского народа – брать чужую боль на себя, соучаствовать, сопереживать, чтобы избавить от боли, горя, греха – «цавт танем» – говорят тысячи лет армяне, прощая и разделяя чужую беду и боль. Так же и Элина сегодня, в 21 веке, говорит, как истинная дочь армянского народа: прощение, разделение вместе грехов и пороков – только так спасётся человечество, только так выживет человек в этом мире. Каждый читатель, открыв стихи Э. Нострант, найдёт в них что‑то своё, родное, знакомое: воспоминания о дорогих и близких, но уже ушедших в небытие людях; размышления о жизни, о судьбе; восхитительные описания красоты природы… Но о чём бы ни писала Элина Нострант, это всегда в итоге оптимизм, ибо она говорит: «Не хочу рифмовать свою боль, Не хочу предавать свою душу…» – но есть всегда жизнеутверждающее:
Отдельная большая тема произведений Э. Нострант – это патриотическая лирика, стихи, посвящённые любимой Родине – Армении. Как истинный поэт, чьё сердце и думы не могут себя осознавать отдельно от горя, трагедии, проблем своего народа и Родины, Элина остаётся преданной своей Родине – Армении. Когда в 2020 г. армянский народ, армянский непризнанный Арцах подвергся жестокой агрессии и уничтожению со стороны Азербайджана, поэзия Нострант из лиричной стала жёстко патриотичной:
В трагедии своего народа поэт видит и вину всего человеческого рода, потому что мир молчал, когда её семья вместе с сотнями тысяч армян, спасаясь от резни азербайджанцев, стала беженцами. Мир молчал, когда убивали армян в Сумгаите, в Нагорном Карабахе, поэтому в 21 веке, в 2020 году, когда Азербайджан вероломно напал на маленький армянский Арцах, сердце поэта разразилось криком обвинений, обвинений в молчаливом пособничестве. Без лицемерия, без прикрас, без страха быть осуждённой – так, как говорит поэт-трибун, поэт-гражданин, поэт – соучастник событий:
А вот пронизанные бесконечной болью строки об Арцахе:
Гражданская и патриотическая лирика Элины Нострант продолжается и в стихотворениях, где поэт описывает с любовью и восхищением красоту армянской земли, и читатель, не видя, влюбляется в эти милые картины:
Поэт называет Армению «священною царицей», которую «терзали вечные враги», а она сама – дочь Армении «в глухой пустыне», так метафорически поэт называет безучастный и равнодушный к армянскому вопросу мир. Образы патриотической лирики Элины – это легендарный Давид Сасунци, герой древнего армянского эпоса, это и героические фидаи – воины, давшие клятву умереть за Родину, и величественные армянские храмы – свидетели крещения, страданий и радости армянского народа, и святой Масис, ждущий своего возвращения под крыло матери Армении, и, конечно же, сама Армения, прекрасная, истерзанная, но живущая вопреки. Именно взгляд в древнее и славное прошлое вселяет в поэта веру в прекрасное будущее своей Родины, поэтому она обращается к Армении с призывом:
Поэзия Элины Нострант включает в себя также и христианскую лирику, посвящённую образам Девы Марии, Христа-Спасителя, а также христианским праздникам. Находит Нострант место в своей поэзии и юмористическому жанру, и будничным, общечеловеческим событиям: коронавирусной пандемии, отключению электроэнергии, а также бездонной теме любви:
При всём многообразии тематики поэзии Э. Нострант все стихотворения объединяет стройность, музыкальность слов и ритма, изумительно мастерски подобранные художественные тропы и приёмы. Музыкально тонкая внутренняя ритмичность и природная одарённость позволяют ей свободно использовать в своих произведениях и двустопный хорей и ямб, а также трехстопный анапест и т. д. В любом случае получаются лёгкие, без нагромождения строфы и стихи в целом. В её поэзии любые тропы и художественные средства использованы тонко, к месту, без неоправданных повторов, высокоэстетично, стилистически и лексически с тонким художественным вкусом. Во многом поэзия Э. Нострант перекликается с творчеством её любимого поэта Анны Ахматовой, и это закономерно, но всё же это не слепое копирование и подражание, а пример следования лучшим традициям русской классики Серебряного века, лучшим образцам женской поэзии, мастерски при этом сохраняя самобытность, самовыражение, демонстрируя собственное авторское «я». Многочисленные яркие, выразительные эпитеты, образные метафоры, смысловые градации, гиперболы, меткие и в то же время нестандартные рифмы позволяют сделать вывод о высоком уровне мастерства и таланта Элины Нострант, а также дарят надежду читателю, что лиричная и нежная, бескомпромиссная и искренняя, поэт ещё порадует нас в будущем своими новыми произведениями. А пока Элина Нострант «сердца пламенем чудесным идёт по тропам бытия».
Н. А. Макарова,
филолог, искусствовед
Вплетаю годы я в судьбу
«Вплетаю годы я в судьбу…»
«Молящих звуков тишина…»
«Фальшивой страсти здесь не место…»
«Мне звёзды обещают счастье…»
«Она ещё не родилась…»
О. Мандельштам
- «Она ещё не родилась…»
«Я выпила немного сна…»
«Молюсь я свету, тишине…»
«Слетая звуками нирваны…»
«В паутину завернувшись…»
«Воспоминания…»
«А в воздухе живёт волна…»
«В клубок запутана шершавый…»
«Запустила шар воздушный…»
«Когда под топот шумных ветров…»
«Я жизнью приморожена…»
«Ветер веет, мне не верит…»
«Голос странный звучит надо мной…»
«Я не знаю, чего я хочу…»
«Ну и пусть туман и лёд…»
«А я хочу кричать, смеяться…»
«Не в лесу я живу, как в лесу…»
«Как странно слушать тишину…»
«Поговори со мной, луна…»
«Темной ночью я ступаю…»
«Утро доброе июня…»
Подражание В. В
«Цепи сбросить не могу – их ношу упрямо…»
«Блуждают пальцы по клавиатуре…»
«Ночь безмолвная, холодна…»
«В мгновенья умещаются…»
«Я хочу возвратиться в себя…»
«Покажите мне снег серебристый…»
А. Ахматова
- «И малиновые костры
- Словно розы в снегу цветут».
«Колышет ветер лёгкий занавес…»
«Не сидела я с тобой на крыше…»
«Застыло время и застыли чувства…»
«Почему осенний ветер не унёс мою печаль…»
«Не хочу рифмовать свою боль…»
«Вода прозрачная, и воздух чист…»
«Пригубивши нежности рассвета…»
«В волшебном облаке заката…»
«Грозное, страшное, неуловимое…»