Цирк
Пьеса с элементами импровизации
- Должно быть так: сквозь плоть, предмет
- первоначальный виден свет,
- идея Божия слышна
- в прошедшем сквозь тьмы, времена.
- На стертом диске пятака
- не разглядеть герб и число,
- но вес, размер свои пока.
- И без убытка в ход пошло.
Снежный, ветреный вечер в конце декабря.
Передвижной цирк зажигает огни. Видны мокрые от снега афиши и немногочисленные люди, пробирающиеся через сугробы к входу.
Начинаем!
1
- Цирк черти́т свои круги
- на земле, на пустыре,
- за какие – ни ноги:
- не то время в декабре,
- перед суетой большой,
- мишурой не только здесь —
- солнце круг обходит свой,
- умещает в цирке весь.
2
- Циркачка,
- выкрутасница,
- лихачка,
- манежная прельстительница масс
- на раз —
- взлетает в купол,
- два —
- и шире мах,
- три —
- с тьмой и светом впопыхах
- барахтается,
- успевает видеть
- глаза,
- полтыщи глаз,
- и злоба их
- пожестче лонжи всякой бьет под дых…
- Вытягивает вверх ее страховка,
- живу
- шутовку…
3
- Нам мастерства не оценить,
- сугубой точности движений —
- не та пора, нет знаний тех,
- в веселом деле скучен гений;
- наш грубый интерес – следить
- падений груз и срывов смех.
4
- Мы для того и ходим, чтобы смерть
- застать, —
- не медли с актом смелым,
- пока – не твой черед, пока – судьбе
- покажешь кукиш этим делом,
- сорвешь аплодисментов гром
- в конце своем…
5
- Так я зачем забрел сюда? Чего
- увидеть захотел? Ты в мастерстве
- прибавила, наверное. Летаешь
- почти свободно. Я ж набрался веса
- как будто за двоих.
- Тебе б полмира
- объездить, поражая тех и этих,
- тряся с них денег, —
- ты ж торчишь в провинциях,
- как будто, овладев стихией воздуха,
- обыкновенно ходить, ездить брезгуешь.
6
- Ну, пора. Дирижер взмахнул, и грянул
- марш уверенный, мы пошли на сцену
- представлять из себя веселье, в оба
- наблюдать за расфраченной, полпьяной,
- озверевшей толпой, на представленье
- к нам пришедшей – чтоб посмотреть на то, что
- ее выше. Ах, не таким народом
- заполнять бы ряды, теснить теснее.
7
- Кто устремлен глазами на сей цирк,
- на клоунов – зырк, на жонглеров – зырк.
- Кто страшен в напряжении своем.
- Кого за своего не признаем.
- Кто часто дышит, повторяя ритм
- оркестра, пот течет и лоб горит.
- Кто странно искажается лицом,
- как был, так остается простецом.
- Кто верит в наше дело, как и мы
- не верим в смысл цирковой кутерьмы.
8
- Цирк бредет вокруг пустой,
- ждущей, жаждущей арены,
- цирк играет пестротой
- пошлой, необыкновенной.
- Цирк готовится на раз,
- без излишних слов, усилий
- души ваши взять – сейчас
- их как стиснули, схватили.
- В три погибели согнут
- путь наш – след в след зренье ваше;
- полон цирк, полны рядов
- концентрические чаши.
9
- А ты еще в гримерке, руки, ноги
- досадливо и суетливо трешь,
- их мышцы разминаешь; рюмка, следующая
- бодрят дух, еще время есть тебе
- сосредоточиться, прочесть молитву —
- или какие ты там заклинанья,
- не понимая смысла, повторяешь…
10
- Темная моя комната,
- есть полчаса
- до начала дела —
- блесткого представления,
- и
- выдерживаю молчанье,
- а хочется выть —
- невозможное ожидание
- как скоротать?
- Ноют вдоль, поперек всего тела
- будущие переломы, травмы.
- Рюмку-то одну можно,
- нужно;
- опять запрятали,
- но я не такая дура:
- фляга к ноге приторочена,
- за чулочком, с коньячком, припрятана,
- а иначе как на этакие верхотуры
- лезть,
- залезать,
- чтоб оттуда – порх?
11
- Бог зрелищ, хохотун, вертун, ты – бог цирка,
- прими слова сии, как будто мо-литвы,
- а искренность моя любых других выше,
- кручусь-верчусь в твоих руках ибо.
- Не отпусти меня, не дай упасть в прорвы
- небесных пут, подставь чего земли мягче!
- Но ты не слушаешь, ты ждешь в жерло цирка
- благую жертву – не меня хоть бы.
12. Хор
- А начали сегодня плохо,
- не пошло сначала.
- Дело не без подвоха.
- Удачи мало.
- Лажают люди и лошади,
- распорядитель
- чудит – на широкой площади
- шатров строитель.
- Медленные движения,
- разброд, шатанье.
- Даем представление —
- рвань перед дрянью.
13. Корифей
- Вы пьяны безумно, что ли?
- Хоть мало пили,
- не годны для пошлой роли,
- ее усилий.
- Взбодрись, всяк фигляр и гаер!
- Сейчас сыграем
- свободно – предполагая
- шатру стать раем.
- Огнями небесной тверди
- расцвечен купол,
- дрожит, но удержат жерди,
- сорваться глупо —
- играйте ж сверх всякой силы
- и безобразно,
- рвя голос,
- тугие жилы!
- Даешь соблазна!
Ну вот, после всяких парад-алле и начинается настоящее представление.
14. Атлеты
- А сила ходит ходуном,
- вздымает грузы вверх,
- а сила в теле молодом
- всегда ведет на грех.
- Ей уступает – слаб – металл,
- цепь рвется, сталь дрожит —
- не запыхался, не устал
- хват-богатырь, спешит
- давить из камней темный сок,
- соленых солоней,
- растерть в пыль-хрящ, в труху-песок
- подгорных кость корней.
- Чего еще? Котомка-груз,
- в ней мал-мало земли —
- поднять ее, порвать сеть уз
- всё раньше не могли.
- Осилит ношу Святогор
- и черный гроб в щепу
- размечет – кончен приговор,
- порядка сдвинут спуд.
- И покачнется Божий мир,
- стряхнет с себя людей,
- пойдет, крутясь, стеная, вир
- все шире, веселей.
15. Атлеты
- Такими-то забавами
- мы заняты, ледащие;
- мах левыми, мах правыми —
- веса ненастоящие
- порхают, стали ржавыми,
- и легкие курящие
- хрипят басами бравыми,
- нас манят славы вящие.
16. Жонглер
- Строфа
- Силы постоянного падения,
- верткие извивы траекторий
- заключаю в ровные орбиты:
- сколько-то хватает мне умения,
- чтоб одна одной, друг другу вторя,
- пролетали, четки, ветром шиты.
- Антистрофа
- Сколько их – шаров, колец – считающий,
- вычисляю время, не столкнуться
- чтобы – во Вселенной места много, —
- я, в кругах стоящий, их вращающий,
- заставляю путь ко мне вернуться.
- Перводвигатель навроде Бога.
Двенадцать колец, одиннадцать мячей, восемь булав.
17
- Строфа
- И в этом деле есть рекорды:
- одно, другое прибавляем
- и невозможной цифрой гордой
- мы славы новые стяжаем.
- Антистрофа
- И выше, выше возгоняем
- диаметры кружений, хорды
- падений. Лёт живой стесняем
- движеньем и натягом корда.
18
- Оживший паноптикум честный наш цирк:
- бегут, верещат лилипуты,
- их легкий подскок, их опасный кувырк,
- их номер не дольше минуты.
- Лишь малая смерть полуросликам, да
- лишь малое к ним любопытство,
- а сколько упорного было труда
- заставить их этак беситься!
19
- И откуда сил в тщедушном тельце
- столько? Управляюсь с ними вроде,
- мню себя почти рабовладельцем,
- Гулливером в их чудном народе.
* * *
- Ну а сами всё ли понимают:
- кто они, как их дела смешные
- всякие? Шалят они на сцене,
- а глазенки умные и злые.
* * *
- А когда уйдет последний зритель,
- цирк закроют, верхний свет потушат —
- выбегут на сцену и представят
- зрелища не нашего калибра,
- полные высокого трагизма, —
- а смешно как, сука,
- аж до колик.
20. Укротительница
- Ничего и не страшно – шаг шатает
- не от всяких там чувств каких, предчувствий,
- не от голода своего, чужого,
- а от тряски живой – от пьянки, блядки.
- Я заснула под утро, в мех уткнувшись
- жаркий, зверий, вонючий, сама в клетке.
- Ох, подельники, собутыльники, вы,
- друг хвостатый, зверище полосатый,
- вы уж как-нибудь сами, без хлыста чтоб,
- добровольно давайте представленье.
- Я, такая вся в блестках, подчиняюсь
- ритму, замыслу, грации движений.
21
- Строфа
- Мы не только имена
- Зве́рям раздаем, но и
- тяжелее бремена —
- ради к младшим, к ним, любви.
- Неврожденные черты
- проступают сквозь шерсть, мех:
- были вглубь глаза пусты,
- а теперь в них смысл и грех.
- Антистрофа
- Представление идет,
- как порядок учредил,
- зыркает зверь, срока ждет
- утоленья новых сил.
- Был холодный зверий пар —
- стала теплая душа,
- ум, очнувшись ото сна,
- первой понимает смерть.
22
- Хищники:
- Свистят кнутами жгучими —
- мы щеримся, мы рыкаем,
- мы взлетами прыгучими
- большие тумбы двигаем.
- Копытные:
- Мы скачем – мах копытами,
- на нас попоны красные,
- в делах, кругах испытаны,
- цирко́вые, гривастые.
- Слоны:
- С не прирожденной грацией
- подбрасываем хоботом
- и ловим, и овацией
- заходится цирк, хохотом.
- Прочие:
- Считаем цифры хитрые,
- на чем колесном ездием,
- вертлявые и быстрые,
- собаки и медведи и
- те, кто не в бестиарии,
- не так – в бреду горячечном —
- непредставимы – парии,
- арены пролетарии,
- в запретном и изнаночном
- мы представленье движемся
- по-над ареной видимся,
- по-на свету корячимся.
23
- Белый клоун:
- Смех утробен, жуток, жгуч;
- глупый баловень народа,
- клоун ловит солнца луч
- рыжий, как его природа.
- Рыжий клоун:
- Смех – печалей старший брат,
- снится цирку сон печальный:
- белый клоун виноват
- всею силой завиральной.
- Корифей:
- Оба наших дурака —
- несмешные тунеядцы;
- мнут друг другу друг бока,
- вкруг охаживают братцы.
- Клочья вверх – пух-прах – летят,
- бьют со злобой неумелой;
- зрители галдят, глядят
- на такое смеха дело.
- Зритель – шу́ту младший брат
- в этой злобной, смертной сшибке;
- нависают ряд над ряд,
- невредимы по ошибке.
24
- Смех над упавшим,
- смех над побитым
- в природе нашей,
- гладных и сытых,
- нищих и вящих, —
- смех обоюдный,
- раж настоящий,
- грех неподсудный.
25. Фокусник
- Я, бывает, когда не в настроенье,
- когда силы мне тяжки, ненавистны,
- то сам хитрыми, слабыми руками
- попытаюсь с послушным реквизитом —
- но момент упускаю, и пустая
- шляпа передо мной, а кролик в клетке:
- все, что кроме чудес, выходит плохо.
* * *
- Страшно мелкому, что я извлекаю,
- злясь, из небытия ему собрата…
- Кролик, меха комок, а понимает,
- что не надо бы так вот перед чернью,
- забывая о правилах искусства…
- Честным чудом, не хитрою сноровкой.
26
- Цилиндр снимаю, достаю
- из тесноты его
- зверей – на малых познаю,
- пытаю мастерство.
- Затем тащу из тьмы другой
- серьезнее улов —
- жонглеров цирка моего,
- гимнастов и шутов.
- Я достаю им реквизит,
- какой кому решил,
- извлек я купол – вон висит,
- арену расстелил.
- Я зрителей, тесня тесней,
- по кругу рассадил;
- цилиндр трясет еще сильней
- избыток грозных сил.
- Конца и края жерлу нет —
- тяну, еще тяну,
- не всю ли вытянул на свет
- веселую страну:
- поля, леса, и море, и
- хребты великих гор —
- все, руки из чего мои
- составили простор,
- твердь звезд, земную пестроту;
- не Бога ль самого —
- заполнить мира пустоту,
- не знавшего Его?
Цирк напряженно ждет следующего номера.
27. Хор
- Вот теперь действительно начинается дело;
- поразмяли руки аплодисментами,
- поразмяли души смехом и сладким ужасом —
- вот теперь действительно начинается дело:
- выходят на арену две куколки,
- возносятся под купол, как бог машиной;
- замер цирк, как сдернули перешептываний
- гул,
- перемигиваний пелену сорвали.
28
- Ты выбежала, легкая, вперед
- своей подруги, улыбнулась, руки
- взметнула, нас приветствуя, взметнулась
- на высоту – что не своею силой,
- и не сказать. Как будто тяготенье
- с себя стряхнула. Но не лист безвесый,
- туда-сюда носимый ветром, нет,
- но сгусток воли, силы, смысл искусства
- в зенит вознесся цирка.
29. Х о р (на разные голоса)
- Па —
- рение,
- кру —
- жение.
- вот —
- действительное
- представление!
- И как им повезет сегодня?
- Открыта ли преисподняя
- для блестких полетов, вертких
- над областью страхов мертвых?
- Мускулы сведены,
- движения решены,
- высота взята,
- мантия – вон – снята,
- ничто не мешает,
- пыль летает
- в разгоряченном луче,
- сердце стучит бойчей —
- не остановиться,
- шаг спуститься
- делают – и свободный
- лёт в близкий свет, холодный.
- Как будто стихия переменила свое естество:
- держит воздух,
- вязкость приобретает,
- не прободать его,
- и безопасно по нем летает
- та, чье лицо страха не выражает,
- а, кроме страха, и нет на нем ничего.
30
- Вы сидели в ложе, наблюдали
- за работою, игрой прыгуний:
- над ареной девы подлетали,
- их канатов чуть дрожали струны.
- Свет в глаза мигает бесноватый —
- кто же так направил, сумасшедший? —
- не увидеть смерти миг крылатый;
- сдуру нам еще зарукоплещут,
- этот срыв за лучший трюк считая:
- «Лихо траекторию загнули!
- Как же можно этаким манером
- двигаться по воздуху, пустая
- как стихия держит?» Держит, хули,
- не удержит – но страховке верим.
31
- Это было по правилам обычным
- тяготенья: вдруг ловкость уступила
- тупой силе – расчеты не сбывались,
- тренированное слабело тело,
- становилось обычным трехпудовым
- весом на скоростях обыкновенных
- при падении, с плоскостью встречалось,
- раздроблялось. Суставы, плоти рвались.
32
- А зеркал-то наставили – углами
- искажали движенье, сохраняли,
- и душе мертвой страшно было видеть,
- как в отставших, стократных отраженьях
- ты, живая, мелькаешь, успеваешь
- прокрутиться еще, еще до смерти —
- когда мертвая на полу лежала,
- когда пенилась кровь, дымясь бежала,
- застывала, темнела, холодала.
33. Х о р (на разные голоса)
- Срыв,
- хруст —
- купол
- пуст;
- грянь,
- оркестр,
- прянем с мест
- посмотреть
- саму смерть!
- Для смерти всем дело:
- Зве́рям – рычать,
- людям – кричать,
- верху – качать,
- низу – встречать,
- нам – умирать.
- Давай быстрей
- со сцены труп,
- и веселей
- чтоб звуки труб,
- и ярче свет,
- игра цветов —
- мол, смерти нет,
- мол, трюк таков.
34
- Сорвется силач,
- упустит жонглер,
- фокусник спутает карты,
- звери кровь чуют,
- нервно рычат,
- клоун натужно шутит.
35
- Упала. Кто из двух, пока не видно.
- Я вскакиваю с места, я бегу,
- расталкивая публику: «Я – врач,
- пустите, пропустите». Унесли —
- стою один, дурак, среди арены,
- в крови ботинок левый…
- И меня
- выводят в коридор. Нашатыря
- к ноздрям подносят: «Тоже мне лепила,
- такой больной и нервный…»
- Выворачивает…
36
- Медленно ворочаются крылья
- мельниц – не господних, как Господних;
- мы – причина тягостных усилий,
- легче лёт и мах пойдут с сегодня.
- Нет твоей судьбы, снята задача
- измышлять ходы, срока ей, кары;
- вся ты, больше ничего не знача,
- трупом труп – уносят санитары.
37. Хор
- Строфа
- А нужно ли предполагать:
- мол, в этих тоже есть душа —
- в прыжках чего не растерять,
- не растрясти что в антраша,
- в чьих блестках вся арена-мать.
- Антистрофа
- И эта малость к Богу прям;
- поскольку тело камнем вниз,
- такой полёт не видно нам —
- гимнастки, девочки каприз
- с ее второй напополам.
38
- Я пошел, чуть шатаясь, чуть бледнея:
- сколько ж лет тому… Помню коридоры,
- где, куда повернуть; дошел до двери,
- ручку дернул – закрыто – две хозяйки
- проживали: мертва одна, вторая —
- в морге? или больнице? на допросе?
- И отпустят ли скоро – неизвестно.
* * *
- Сел у двери сидеть – споднизу дуло,
- задремал – сны неслись в не лучшем виде…
39
- Как увидала, подернулось дрожью лицо молодое:
- пьян, что ль? Пихнула ногой:
- «Просыпайся, бездельник, не надо
- быть на виду, мне вниманья
- и так слишком много досталось,
- с обыском завтра заявятся —
- нынче ж всю вынули душу,
- долгий, пустой разговор…
40
- Закурю?» —
- «Угощайтесь». Затяжка…
- «Как объяснишь им специфику?
- Только к словам и цеплялись,
- всё выясняли: кто с кем спал;
- какие финансы большие
- мы поделить не могли —
- весь трехмесячный долг по зарплате;
- были какие возможности как-то неловко качнуться,
- сбить ее с толку, с полета? “Такие возможности были”.
- – “А!” – И по новой морока. И что в этой смерти
- неясно?»
Заходят. Цирковая гримерка. Маленькая,
аккуратная, оформленная в светлых тонах.
Что удивительно – по всем стенам полки
с серьезного вида книгами.
41
- В нашем святом ремесле гибель – это решенное дело,
- всячески только ее отдаляем, но суть приговора
- приняли, только вступили на шаткие те верхотуры
- цирка; томящей отсрочки дольше она не хотела,
- просто устала. И, значит, обратно наверх ни ногою.
42. Б…
- А было б лучше, если б смерть
- ее насильственна была;
- пусть подозрения терпеть —
- больная б совесть ожила,
- потом (чего еще больней)
- дурная б забурлила кровь;
- все, что я вспоминал об ней, —
- все превращалось бы в любовь…
- Все обретало б смысл и власть
- и обрастало бытиём;
- печальна девы мертвой власть,
- мы б мстили за нее вдвоем.
Есть что-то в обстоятельствах этой смерти
неправильное и неправдоподобное.
Невозможность скорбеть?
43
- Найду того, кто подпилил
- трубу конструкции; там, где
- хвататься, маслицем полил,
- чтоб ей скользнуть к своей судьбе;
- найду того, кто ослепил:
- мол, в белый свет лети, порхай;
- кто маршем, тушем оглушил —
- следов-то —
- только замечай.
По стаканам разливается водка.
44
- «Она не мучилась?» – «На полтора часа
- хватило жизни в теле тренированном;
- о, если б знать, то легче, тоньше путами
- привязываться к жизни… Так хотелось ей
- курить – а как в палате? – и отмучилась,
- лицо похолодело, не утратило
- сосредоточенной, присущей злобности…»
45
- Она так любила полета миг шалый,
- и денег, и денег все было ей мало —
- на что-то копила себе капиталы, —
- но бог с ней, с покойной, я тоже устала,
- я тоже устала – теперь куда деться?
- На высях продрогнуть, внизу отогреться?
- Как в нашем позорном, святом ремесле
- в единственном мне оставаться числе?
- Кого найти веса со мной одного,
- с похожей фигурой прыгунью – кого?
- Одна за двоих то есть буду крутиться —
- подбросить себя, поддержать, поклониться.
46
- Покойницу я очень не любила:
- она была горда, была умна,
- она себя от всех отгородила,
- со мною обходилась вскользь она —
- все с книжечкой, даже когда пьяна.
- Ни слова в простоте, все с подковыркой,
- с сознанием дистанции своей;
- в прямом, навыказ, обаянье цирка
- все путано, все ложь казалось ей;
- меня пугала, мах качнув сильней.
Они чокаются и смотрят друг на друга – что-то
между ними происходит, какая-то химия.
47
- По-сестрински приобняла.
- Без слез. Насквозь глаза пусты.
- «Ты раньше чувственней была».
- «Мне раньше преданней был ты».
- «Чего еще? По рюмке?» – «Лей».
- Махнули. И сивушный дух
- поплыл по комнате твоей,
- так тесной для сидящих двух.
48
- Он вот – сидит передо мной,
- плюгавый, серый, чуть живой,
- бормочет что-то о своих
- давнишних страхах – мне до них
- какое дело? Беден он,
- в меня нисколько не влюблен.
- Чтоб тратить время на таких,
- ищите глупых, молодых.
49
- Допив, что было – полуштоф, в гримерке,
- пошли в кабак ближайший, «У циркачки»,
- долги там пропивают и подачки
- арены соль и зрители с галерки.
* * *
- Там мы любили сиживать втроем,
- болтая кой о чем, глотая ром,
- там разговор был всяко, всех цирковый,
- но там теперь другой порядок, новый…
50
- Зачем-то вы в богемное кафе
- пустили мрачных типов в галифе,
- вертлявых спекулянтов, и тузов
- черного рынка, и негоциантов
- по марафету…
- Со стен всего света
- афиши смотрят, суетно пестрят,
- дополнены: усы, чего похуже;
- и телефоны – если отдых нужен.
51
- Кабак полутемный, и музыка злая
- струится и длится – волнуясь, играя.
- Заходим с морозу в зловонную яму:
- «Нам к стойке за рюмкой куда идти?» —
- «Прямо!»
- И как не боятся таким суррогатом
- травить нас, поить нас за скромную плату!
- Хозяйка сидит – вид не юный, не старый,
- гаванской дымит настоящей сигарой.
- Табачные, сизые, плотные волны
- трясутся от хохота бабы огромной.
* * *
- Разлив ни минуты ток не прекращает,
- стаканы и кружки собой наполняет.
- С прихлебом, приглядом идут разговоры,
- мычащие, злобные, нудные споры.
- И, водкой налиты, как смертью убиты,
- Валя́тся пьянчуги, всосавшие литры.
* * *
- «Чего-то закажем?» – «Какая закуска?»
- Под черствую корку помянем по-русски.
А публика приличнее, чем было раньше
и чем представляется вошедшим.
Из этого заведения ушла подлинность.
52. Хор
- Жизнь – тоска. Пей!
- Смерть – тоска. Пей!
- Мишуру откинув,
- делаем честное дело:
- смертно пьем,
- играемся головами,
- не отвлекаясь на выбор
- между водкой и водкой,
- суровые алкоголики,
- питухи – хлоп да хлоп – прямые,
- сколько еще живые?
- Жизнь – тоска. Пей!
- Смерть – тоска. Пей!
- Яйца вкрутую сварены,
- черный кирпич нарезан,
- круто, бело просолено
- все, что на стол прине́сено,
- сухо что в рот не лезет,
- а проскользнет по-мокренькому —
- надо ж и тело подкармливать,
- а не только бродяжку душу.
- Жизнь – тоска. Пей!
- Смерть – тоска. Пей!
- Разговоры-то разговариваем
- сбивчивые да смутные:
- вечно кружатся, топчутся,
- к изначальному возвращаются,
- к тому, о чем трезвым стыдно,
- совершенно, блядь, невозможно —
- о смысле жизни и смерти.
- Жизнь – тоска. Пей!
- Смерть – тоска. Пей!
Останавливаются и смотрят изучающе.
Садятся за столик.
53
- И когда мы ночь солнцеворота,
- сирые, встречали в мрачной этой,
- мерзостной клоаке – шла работа
- неприметная добра и света.
- Покачнулся мир куда, как надо,
- просто мы пока не замечали
- явленной, немыслимой пощады,
- прекращенья смерти и печали.
К ним за столик подсаживается высокий, тощий
человек с бритым, дерганым, артистическим лицом.
54
- Актер
- Рад видеть вас в наших краях… палестинах!
- Поэт
- Я вас совсем не узнаю.
- В лице вашем есть что-то неуловимо знакомое,
- но этого, знаете ли, мало…
- Актер
- А… Не думайте…
- Вы видели меня Гамлетом, Тригориным, балаганным
- шутом Петрушкой, корифеем хора.
- Актер
- Смыв грим, я сам плохо узнаю себя в зеркале.
- Это только на плохого актера люди
- на улице оглядываются.
- (Начинает немыслимо кривляться.)
- Поэт
- А… Теперь я понял, с кем имею дело. Выпьете с нами?
55
- Хор
- И пьют они, краями льют,
- сивушный дух – горе́!
- Поэт, Гимнастка, Актер (вместе)
- Летят, бессчетные, снуют
- снежинки – в серебре
- мятущемся нам вольно пить
- бессмертие свое,
- плескать, перхать, вокруг кропить,
- бодрить, злить бытиё.
56
- Актер
- Все мы скоро останемся безработными.
- Цирк наш и так не особо преуспевал, а теперь и вовсе
- развалится.
- Гимнастка
- Ходили посмотреть нас с покойницей,
- а на меня одну кто пойдет?
- Прогорим – устроюсь уборщицей в бордель
- или выйду замуж.
- Поэт
- Разве ваше примитивное искусство может прогореть?
- Актер
- Я вот что подумал, милейший: ведь вы все же поэт…
- Поэт (грозно и возмущенно)
- Не прозаик!
- Актер
- Ну так сочините нам что-нибудь эдакое, чтобы
- оживить цирковую мертвечину, взбодрить зрелище,
- так сказать, смыслом.
- Поэт
- Это потому, что сами по себе, честно и в лоб вы
- не умеете быть интересными? Зрители скулы
- посворачивали от зевков. Вам нужна какая-то
- интрига, какой-то искусственный афродизиак,
- интеллектуальный допинг.
- Актер
- Нам нужен каркас, а мы уж на нем развесим гроздья
- своих талантов.
- Поэт (недоверчиво)
- Талантов…
- Актер
- Полная свобода бессмысленна, а тут мы будем
- ненавидеть ваш замысел и, расшатывая его, ух до
- чего договоримся.
- Гимнастка (раскланиваясь в обе стороны)
- Он тебе сочинит…
- Он тебе переврет…
- Актер
- Пусть это будет в память о погибшей.
57
- Пусть это будет о любви!
- О, не стесняйся и
- такую пошлость оживи,
- чтоб – в плачь глаза мои!
58
- Гимнастка
- Конечно, это должна быть пьеса о любви.
- О такой, знаешь ли, сногсшибательной,
- костедробительной, душемутительной страсти.
- Гимнастка
- И кого я смогу сыграть?
- Поэт
- Кого-то очень похожую на саму себя.
- Гимнастка
- Вот спасибо.
- И для себя, будь любезен, найди в ней место.
- Поэт
- А как же!
- Самая смешная и выигрышная роль всегда моя.
59
- Строфа
- Я начинаю, демиург,
- свою великую игру —
- ее развитие следить,
- страстей прелестную муру.
- Я начинаю – бог – шутить,
- цедить благой, хладить бел-хмель —
- взовьется сонм легчайших пург
- и черным ветром ну отсель.
- Антистрофа
- Музы́кой сфер кручу-верчу,
- соизмеряю ход светил,
- меняю ритмы, как хочу,
- на все, про все хватает сил.
- Со мной поет согласный хор,
- хохочет, плачет цирк, гудит;
- и ухищряется актер,
- и явлен смысл, и текст забыт.
Начинается новое представление.
60. Пьеро
- Я – Пьеро,
- по сути – зеро,
- я – большой поэт,
- в чем мне толку нет.
- Я в любви – дурак,
- неумелец драк,
- я убог, женат,
- небогат, рогат.
61. Арлекин
- Я – Арлекин,
- сам себе господин,
- сам себе судья —
- кто такой, как я?
- Я – удачник во всем,
- выдаюсь умом,
- от моей любви
- жар в твоей крови.
62. Коломбина
- Я – Коломбина,
- мне нужен мужчина —
- плательщик, любовник,
- банкир и сановник.
- Мой муж не так прост:
- копыта есть, хвост —
- утащит душонку
- дружка в тьму, в сторонку.
63
- Мы – славное трио,
- в Мадриде и Рио
- спектакли играли,
- багаж наш украли.
- Теперь – патриоты,
- хватает заботы
- шутить до икоты,
- до русского пота;
- проездом с Рязани
- до Волги, Казани
- даем представленье,
- покажем уменье,
- всех стилей смешенье,
- движенье и пенье.
На сцену выходит хор. Впереди три солиста:
Труффальдино, Тарталья, Бригелла.
64. Парод
- Начинаем представленье,
- выкаблучиваем пляску,
- ног, жиров лихую тряску,
- души слабенькой волненье.
- Начинаем, пих-пихаем
- друг друга на эту сцену,
- не как раньше – современно
- и раскованно играем.
- Нам самим вот любопытно,
- чем закончим эту пьесу;
- стали б и́наче обидно
- корчиться без интересу!
Посреди сцены появляется башня,
куда поднимается Коломбина.
65. Хор (на разные голоса)
- Вот посереди сцены стоит дом —
- дом с зарешеченным окном.
- Двери крепки,
- тяжелы замки.
- Красна девица взаперти сидит,
- на бел свет в злой тоске глядит.
- Песни поет грустные,
- страдает больными чувствами.
- Зверь-тоска
- подвывает запертой не слегка.
- У дверей сторожим
- мы стоим.
- Я – Труффальдино!
- Я – Тарталья!
- Я – Бригелла!
- Ты – скотина!
- Ты – каналья!
- А про меня что?
Арлекин подбегает к башне и начинает
колотить ее стены кулаками.
Камень не поддается.
Тогда он начинает нараспев, голосом
расхлябанным и неверным.
66
- Арлекин
- За семью замками,
- семью дверями
- лю́бая моя
- в заточенье камня
- сиднем посидит,
- между стен пройдется,
- вскинется в плаче.
- Коломбина
- Сосчитай срока:
- сколько силы в камне —
- не упасть-распасться,
- держаться в кладке;
- сколько горевать,
- вековать девице,
- в желе́зах ерзать.
- Пьеро
- Ржавь ползет по петлям
- и по засовам,
- цепи – тронь – труха,
- вот она, свобода:
- пыль стряхни, пройди
- из дверей во двор и
- со двора дальше.
Время для импровизации.
67
- Пой, моя гитара,
- вой, моя гитара,
- чертова угара
- поддавай, звон-жара.
- Расплесну заметным
- серебром-сном звуки,
- словом – чур – заветным
- от тоски, разлуки.
- Пропою я гимны
- молодой, красивой,
- слезы мои ливнем,
- сердце мое живо.
- Пыл сентиментальный,
- чертова повадка,
- грез немного сальных
- грех немного сладкий.
68. Коломбина
- Черт побери тебя совсем!
- Ну что развел тоску пустую!
- Мне мало, что ли, среди стен
- своей, проклятой, существую
- с которой? Ну! Освободи
- хоть как – обманом или силой,
- решеток прутья прореди,
- дверь расшатай, старайся, милый,
- чтоб мы измыслили пути
- свободные по хлябям, гатям.