© Каланов Н. А., 2023
Морская душа поэзии серебряного века
(Предисловие)
Почему поэты пишут стихи о море?!.
Потому что оно их волнует!
Заметьте: слово «волнует» вообще-то происходит от слова «волна». И первый человек, который, вспоминая или глядя на волны моря, произнёс «Я волнуюсь…», был настоящим поэтом! Он свои переживания (наверное, любовные) соотнёс с благодушными или бушующими морскими волнами.
Любопытная деталь: слово «волнуется» уже так соединилось с душевным состоянием людей, что и обыватель, и поэт, когда хочет показать «живую душу» моря, вполне может сказать, что море – это душа человека, оно так же волнуется, так же переживает и тоже способно на шторм… И получается в итоге такое «возвратное олицетворение», когда свойство моря перенесли на человека, а затем обратно.
Конечно же, всё это неспроста!
Опытные моряки вам скажут, что человек может находиться в трёх состояниях: быть живым, мёртвым и находящимся в море, то есть между жизнью и смертью (Николай Каланов. Афоризмы и цитаты о море и моряках. – М.: Моркнига, 2018).
И именно в состоянии «между жизнью и смертью» у поэта рождаются по-настоящему талантливые строки! Не может поэт не слагать стихи о море! А море бывает спокойным, почти неподвижным, или покрывается лёгкой рябью, а порою выглядит игривым, манящим белыми барашками! Но море может быть и штормящим, а то и ураганным!!!
…Серебряный век русской поэзии охватывает период конца XIX – начала XX века, когда Россия, проснувшись от декадентской спячки, прошла через две войны (Японскую и Первую мировую) и три революции (1905-го, Февральскую и Октябрьскую), а затем её накрыло ураганом Гражданской войны.
Так и получилось, что поэты Серебряного века в своих стихах плыли от тихой поэзии благостных лет Имперского величия к штормовым революционным строкам.
Предвестниками (а многие литературоведы считают, что первыми поэтами Серебряного века) были Фёдор Тютчев и Афанасий Фет.
Созерцательность морского простора, живое волнение, которое передаётся автору, – это взгляд на море классика Фёдора Тютчева:
(Предвестник символизма Фёдор Тютчев, «Как хорошо ты, о море ночное»)
Все переживаемые в любви чувства испытывает море и в стихах Афанасия Фета:
. . .
(Предвестник символизма Афанасий Фет, «Вчера расстались мы с тобой»)
Формально Иван Бунин не относится к символистам, он держался вне групп и течений. Но по хронологии он стал первым поэтом из плеяды Серебряного века, и его поэзия максимально близка символистам:
(Классик Серебряного века Иван Бунин, «И вновь морская гладь бледна»)
Грустная философская лирика человека, будто прикованного к камням на берегу грубого земного мира и не имеющего возможности воссоединиться со стихией любви, вырывается из печальных строк Зинаиды Гиппиус:
(Символист Зинаида Гиппиус, «Бессилье»)
Когда двадцатишестилетний младосимволист Александр Блок в 1906 году слагал упаднические стихи (в том числе о море), кто бы мог подумать, что через десять с небольшим лет (в страшные революционные годы) эти стихи будут выглядеть как кокетство и жеманность избалованного жизнью интеллигента:
(Символист Александр Блок, «В час глухой разлуки с морем»)
Полной противоположностью унылым символистам был дерзкий и смелый офицер, поэт-акмеист Николай Гумилёв, ценивший в поэзии материальность образов и точность слова. Поэтому и море у него – это стихия, которую покоряют храбрые моряки:
(Акмеист Николай Гумилёв, «Капитаны»)
Певец крестьянства Николай Клюев очень тонко чувствовал не только душу землепашца, но и простого рыбака, ведущего тяжёлый промысел, который непременно вернётся домой с добычей:
. . .
(Новокрестьянская поэзия, Николай Клюев, «Ловцы»)
Поэты в первое десятилетие двадцатого века, несмотря на царящее в обществе благодушие, стали предчувствовать бурю, и их «дух прозрел»:
(Символист Максимилиан Волошин, «Дрожало море вечной дрожью»)
И, как говорится, поэты выпросили у Судьбы Русскую революцию, одной из движущих сил которой были матросы. Тот же М. Волошин уже в 1918 году в стихотворении «Матрос» пишет:
(Символист Максимилиан Волошин, «Матрос»)
Истинные властители моря – матросы, они же – буревестники Великой Октябрьской революции. Говоря о морской и матросской поэзии Владимира Маяковского, невозможно обойти вниманием его стихотворение «Левый марш» (подзаголовок «Матросам»). Сравнение морской стихии с матросским революционным порывом в те годы воспринимались с восторгом, и Маяковский, прекрасно понимая настроение матросской массы, бросает в неё свои лозунги- строфы:
. . .
(Футурист Владимир Маяковский, «Левый марш»)
И лишь спустя годы и самому Маяковскому, и его вечному сопернику по поэтическому цеху Сергею Есенину стало понятно, какие общественно- политические плоды принесла Великая Октябрьская революция:
(Имажинист Сергей Есенин. «Письмо к женщине»)
И хоть большой русский поэт-фронтовик Павел Коган по хронологии не относится к поэтам Серебряного века, эта антология была бы неполной без его превосходного стихотворения «Бригантина», написанного в 1937-м году и ставшего на все времена гимном моряков- романтиков:
(Поэт-фронтовик Великой Отечественной войны Павел Коган, «Бригантина»)
Всего в антологию «Море в поэзии Серебряного века» включено 100 поэтов: от классиков русской литературы до малоизвестных стихотворцев. И океан Великой русской поэзии несёт волны этих стихов, без которых мы не можем мыслить уже ни русскую литературу, ни себя. И каждая волна – это бесценная строка…
Действительно, «большое видится на расстоянье». Так, по прошествии более чем ста лет Николай Каланов разгадал морскую душу поэзии Серебряного века, а все неравнодушные к морю читатели могут наслаждаться лучшими стихами о море.
Игорь ВИТЮК,
поэт, Заслуженный работник
культуры Российской Федерации,
член правления Московской
областной организации
Союза писателей России.
Агнивцев Николай Яковлевич
(1888–1932)
Поэт, драматург. Автор большого количества коротких сатирических и шутливых стихов. За ним прочно закрепилось звание «самого легкомысленного литератора» Серебряного века. Эпиграммы поэта ходили в устном исполнении и пользовались небывалым успехом. Типичный представитель питерской богемы. В анкетах на вопрос о профессии и трудовой деятельности Николай Яковлевич неизменно писал – «Поэт, и больше ничего».
Госпожа Чио-Сан из Киото
1921
Адалис Аделина (урождённая Аделина Алексеевна Висковатова)
(1900–1969)
Поэтесса, писательница и переводчица. Поэтесса Аделина Адалис вступила в литературу на закате Серебряного века. Её ранняя лирика ещё в поисках своего настоящего голоса, в окруфжении множества мощных влияний авторитетных поэтов. Она путешествует по Средней Азии в качестве журналиста, занимается переводами. Один отрывок её перевода из Рабиндраната Тагора стал популярной песней.
Ветер ли старое имя развеял
Адамович Георгий Викторович
(1892–1972)
Поэт-акмеист, литературный критик, переводчик. Один из руководителей «Цеха поэтов» – поэтического объединения русской литературы Серебряного века. Начинавший своё творчество в рамках акмеизма (сборник «Облака»), Адамович постепенно перешёл к жанру поэтических заметок. Его стиль называют интуитивным, импрессионистским: в стихотворениях присутствуют многочисленные упоминания света, смены дня и ночи.
Гдe ты теперь?…
1918
Из голубого океана
Анненский Иннокентий Фёдорович
(1855–1909)
Поэт, драматург, переводчик, критик. Автор книг о литературе и русском языке. Литературное влияние Анненского на возникшие вслед за символизмом течения русской поэзии (акмеизм, футуризм) очень велико. Он стал одним из основных вдохновителей Анны Ахматовой и Пастернака. В его стихах преобладают нотки меланхолии и пессимизма в связке с прекрасным выражением мыслей и эмоций.
Чёрное море
1904
Два паруса лодки одной
Анфилов Глеб Иосафович
(1886–1938)
Поэт. В 1913 году на конкурс имени Надсона представил своё стихотворение, которому была присуждена премия. Был приглашён на литературные четверги В. Брюсова. Его стихи выходили в литературно- поэтическом сборнике «Современник». После Октябрьской революции стихи Анфилова не публиковались, причиной чего, помимо прочего, являлась высокая требовательность поэта к своим произведениям.
Стихи о страшной глубине
1916
Арсенева Клара Соломоновна (наст. фамилия Арсенева- Букштейн)
(1889–1972)
Поэтесса, переводчица. Одна из тех поэтесс, стихи которой по строю и тематике воплощают камерную «женскую» поэзию, выросшую из раннего творчества Ахматовой. Лирика поэтессы универсальна по форме и темам, чувства лирической героини узнаваемы и понятны. В её стихах особенно сильна не только любовная тема, но и пейзажная и городская лирика.
У моря спит забота
1911
Асеев Николай Николаевич
(1889–1963)
Поэт, переводчик, сценарист, деятель русского футуризма. Член союза «Председателей земного шара». Он смело экспериментировал в стихах, пробовал эгофутуризм, кубофутуризм, футуризм. И везде отличался великолепном владении звуком и словом и чистой русской речью, образной и метафоричной.
«Наши лиры заржавели…»
И последнее морю
1914
Афанасьев Леонид Николаевич
(1864–1920)
Поэт, сотрудник газеты «Новое время». В рецензиях критики называли поэта «безусловно талантливым». Мелодическая структура стиха Афанасьева, ориентированная на традиции романса и лирической песни, позволяла многим композиторам перекладывать их на музыку. Двадцать три стихотворения положены на музыку, в основном это романсы.
«Бесприютна и гола…»
Ахматова Анна Андреевна (урождённая Горенко, по первому мужу Горенко- Гумилёва)
(1889–1966)
Поэтесса Серебряного века. Одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века. Была номинирована на Нобелевскую премию по литературе (1965 и 1966). Тяготы жизни, испытания, щедро подкинутые судьбой, отразились на её творчестве, но, сохранив природную чувствительность, она писала очень проникновенные стихи.
Побег
О. А. Кузьминой–Караваевой
1914
Земля хотя и не родная
Багрицкий Эдуард Георгиевич
(1895–1934)
Поэт, переводчик, драматург, художник- график. Его стихи покоряли непосредственностью чувства и слова. Пылкий романтизм нашёл своё место в революционной поэзии, основная идея которой была в строительстве нового, более справедливого и правильного мира и общества.
Конец Летучего Голландца
Балтрушайтис Юргис Казимирович
(1873–1944)
Русский и литовский поэт-символист, переводчик, дипломат. Поэт внёс большой вклад в русскую и в литовскую поэзию. Основным направлением в стихах Юргиса был символизм, при этом главным лирическим героем был отшельник и одинокий путник, а также его переживания. Поэт пытался найти в человеке то прекрасное, что сможет восстановить баланс и гармонию в мире, что сможет дать каждому человеку надежду на лучшее.
В море
Бальмонт Константин Дмитриевич
(1867–1942)
Поэт-символист, переводчик и эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века. Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1923). Главным из основополагающих принципов философии Бальмонта в годы его творческого расцвета было характерное для декадентского мировоззрения в целом утверждение равенства возвышенного и низменного, красивого и уродливого.
Бог Океан
Океан
Белый Андрей
(1880–1934)
Писатель, поэт, математик, критик, мемуарист, стиховед. Один из ведущих деятелей русского символизма и модернизма в целом. Стилистическая манера Белого предельно индивидуализирована – это ритмическая, узорчатая проза с многочисленными сказовыми элементами.
О полярном покое
1901–1922
Блок Александр Александрович
(1880–1921)
Поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик. Классик русской литературы XX столетия, один из крупнейших представителей русского символизма. Считается, что Блок своим творчеством завершает поэтический XIX век и открывает поэтический мир XX века, соединив классику и новые тенденции в литературном искусстве.
Уже над морем вечереет
В час глухой разлуки с морем
Поздней осенью из гавани
Вчера я слышал песни с моря
Бобров Сергей Павлович
(1889–1971)
Поэт, литературный критик, переводчик, математик и стиховед. Один из основоположников русского футуризма, популяризатор науки. Большое количество времени он посвятил изучению стиховедения. Ему принадлежат важные исследования ритмики словоразделов и перебоях ритма, поэтому многие его стихотворения отличаются оригинальностью рифмовки и размера, необычностью звучания.
Береговые буруны
1913
Азовское море
1915
Большаков Константин Аристархович
(1895–1938)
Поэт, прозаик. Его произведения наполнены изображениями двоемирия с использованием мистических сюжетов, во многом насыщены деталями и другие особенности поэтики символизма. В то же время он увлекался футуризмом, особенно его интересовали такие направления, как эгофутуризм и кубофутуризм.
Огни портовой таверны
Бородаевский Валериан Валерианович
(1874–1923)
Поэт. Творчество Бородаевского относится к неоклассическому течению, сложившемуся в рамках символизма в эпоху его кризиса и распада, когда пафос новаторства сменился пафосом преемственности. Поэт часто обращался к философско- религиозным поискам, в которых находил смысл жизни.
«Зеленые, хитрые волны, со мной не лукавьте…»
Брюсов Валерий Яковлевич
(1873–1924)
Поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма. Стихи Валерия Брюсова полярны и неоднозначны. Часть стихотворений являются жизнеутверждающими и позитивными – о любви, с призывами к жизни трудом. Другая же часть – грустные и печальные, основными мотивами которых является смерть как блаженство.
Вечер над морем
Ultima thule
Бунин Иван Алексеевич
(1870–1953)
Писатель, поэт, переводчик. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года. Бунин с помощью точных эпитетов и мельчайших деталей мог нарисовать гармоничную картину природы. В философских произведениях поэт часто затрагивал тему жизни и смерти, добра и зла, рассуждая о роли человека в этом бренном мире. Сам он считал себя продолжателем классического направления русской литературы.
Вдоль этих плоских знойных берегов
Океан под ясною луной…
На рейде
Бурлюк Давид Давидович
(1882–1967)
Поэт и художник. Один из основоположников футуризма, член союза «Председателей земного шара». Он сравнивал истинное творчество с аккумулятором и стремился непременно заполнить самые недра его. Он без всяких сомнений отбрасывает каноны создания, погружая стихотворения в столь изменчивый мир авангарда. При этом не стремится смягчить создаваемые картины, маскируя их оборками длительных иносказаний, что ярко демонстрирует шокирующую правду.
Приморский порт
Маяк
Вагинов Константин Константинович
(1899–1934)
Прозаик, поэт. Его стихи гипнотизируют, пестрят невидимыми знаками, их смысл ускользает, испаряется к финалу. Цикл его стихов о Петербурге стал гимном городу, находящемуся на сломе эпох. В нём с пронзительной остротой показан город, в котором соединились грандиозность крушения старого мира и рождение «новых богов» революции.
В твоих глазах опять затрепетали крылья
Введенский Александр Иванович
(1904–1941)
Поэт, драматург, детский писатель. Творчество полно семантических экспериментов, в нём есть собственный стиль с его классическим, чистым строем и распоясавшимся содержанием. Современники упрекали его в зáуми, анемичности и расхлябанности стиха, сравнивая поэта со слепым мастером, улавливающим падение переливающихся камней из несуществующих миров.
Кончина моря
(отрывок)
Значенье моря
(отрывок)
Вертинский Александр Николаевич
(1889–1957)
Эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт, певец. Стихи Вертинского зачастую именовали «песнями настроения». Подобное звание стихотворения обретают за чёткую направленность лирических образов. Строки, созданные поэтом, имеют глубокую эмоциональную окраску, с лёгкостью удерживая внимание читателя. Каждая из работ показывает глубины человеческого сознания, описывая внутренний мир личностей.
В синем и далеком океане
Джимми
1934
Верховский Юрий Никандрович
(1878–1956)
Поэт, переводчик, историк литературы. Искусный стилист, имитатор произведений Золотого века русской литературы. Относился к классическим символистам. Его произведения возвышенны, музыкальны, бестелесны. Его поэзия меланхолична, похожа на вздох, непролитые слёзы, проникнута любовью к природе и сентиментальностью. Стихи прозрачны, сотканы из воздуха, обращены к традиционным и вечным темам.
Город
Волошин Максимилиан Александрович
(1877–1932)
Поэт, переводчик, художник- пейзажист, художественный и литературный критик. В своих стихах Волошин активно обращался к греческой, египетской и славянской мифологии, часто встречаются библейские символы и образы. В то же время он активно использовал античные приёмы написания стихотворений, что для того времени было настоящим дуновением античного ветра сквозь века.
Дрожало море вечной дрожью
Плаванье
(Одесса- Ак- Мечеть. 10–15 мая)
Поcв. Т. Цемах
Зеленый вал отпрянул и пугливо
Над зыбкой рябью вод встает из глубины