© Издательство «Четыре», 2023
Предисловие
В мире чувств – как в букете цветов…
Всегда есть один цветок,
который в твоих глазах отражается
по-особенному…
Леонид Крайнев-Рытов
Цветы – это не только красивые растения, но и настоящие носители эмоций. Каждый цветок имеет свой уникальный язык и свою неповторимую символику. Поэтому с незапамятных времён люди используют цветы для выражения чувств и настроений.
У каждого цветка – своя история, свой покровитель, свое значение.
Русский поэт и переводчик Дмитрий Петрович Ознобишин в начале 19 века перевёл и издал персидскую «Селам, или Язык цветов». Удивительно! В ней было описано 400 растений! Каждому из них соответствовало словоэмоция или фраза. Эта книга пользовалась бешеным успехом в те времена.
В наши дни даже есть такая наука – флориография. Она изучает современный язык цветов. Страсть, любовь, глубокие чувства – это розы. Чистота, нежность, трогательные эмоции – это лилии. Сдержанность, преданность, печаль – это азалия.
А творчество наших авторов – это настоящий букет эмоций и чувств!
Здесь встретились за тихой беседой мудрый Шалфей и нежная, жизнерадостная Ромашка.
Делятся впечатлениями чувственный и романтичный Гладиолус и звонкий вестник Колокольчик.
Ведут беседу деятельная и любопытная Фиалка и любвеобильная Гвоздика.
Верный Подсолнечник мирно соседствует со страстной Хризантемой.
Тихонечко секретничают таинственная Гортензия и восхитительная Гербера.
Всегда соперничающий Пион снисходительно внимает оптимистичному Люпину.
Ирис с любопытством изучает подсознание требовательного Тюльпана и высоконравственной Незабудки.
Мудрый, но непредсказуемый Гиацинт не скрывает своей влюбленности в нежную Лаванду.
Мы с радостью дарим букет эмоций наших творцов, поэтов и писателей вам, дорогие читатели!
Читайте! Напитывайтесь ароматами и эмоциями красивого, необыкновенного, очаровательного букета!
Поэзия
Артём Бернгардт
Родился в городе Барнауле Алтайского края 15 августа 1984 года. В 2010 году переехал в Санкт-Петербург.
Стихотворения стали рождаться из привычки вести дневники и записи. В какой-то момент стало интересно выстраивать слова определённым образом, вкладывать в них некий смысл, затем появилась отдельная тетрадь, в которую стал записывать уже только стихотворения, затем вторая, третья…
Где-то до четырнадцатой-пятнадцатой тетради стихотворения писались, что называется, с первой попытки: без права на ошибку, без черновиков, без исправлений – ручкой на бумаге. Постепенно стало просыпаться желание сделать их эстетически красивыми, тогда же родилась мысль укладывать их сразу в страницы для книг.
Первый сборник – «Море моих стихий». В нём содержатся стихотворения, написанные с 2013 по 2016 год. Второй сборник – «Номер тридцать шесть» – целиком написан в 2021 году. Третий сборник – «Одиночество и Смерть». В этом сборнике – стихотворения, написанные с мая 2004 года по май 2005 года.
«Не смог убить Бога…»
28.02.2023 г.
«Три километра грязи…»
01.03.2023 г.
«Я вращаюсь по кругу…»
02.03.2023 г.
«Мне бы оклематься к утру…»
03.03.2023 г.
«Легко дотянуться до неба…»
04.03.2023 г.
Мия Бикбаева
Родилась в Москве. Выпускница колледжа Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Поэт. Автор книг: «Мой путь», «Палитра души». Дважды вошла в состав авторов альманаха «Родина» (2023), отмечена наградами Ассоциации ветеранов спецслужб «Беркут».
Является членом Интернационального Союза писателей, Союза писателей России, Международной академии наук и искусств, Российского творческого Союза работников культуры. Номинант премий: «Георгиевская лента» (2021–2025), «Дебют» (2022), «Поэт года» (2022), «Антология русской поэзии» (2022, 2023), «Наследие» (2022, 2023), «Святая Русь» (2023), «Русь моя» (2023).
Удостоена множества наград: звезда «Наследие», медали «350 лет Петру I», «Святая Русь», «Марина Цветаева», «За заслуги в культуре и искусстве Российской Федерации», «Максим Горький».
Занимается благотворительностью. Дар к поэзии пришёл неожиданно в тяжёлый период жизни.
«На венецианском карнавале…»
«Слеза на травы пала изумрудом…»
Россия
Весна
«В её очах Сальери дышит…»
«Меня губил отчаянно балет…»
«Приснись сквозь созвездия, наивные дали…»
Александр Богатырёв
Родился в Москве в 1974 году.
Образование:
– Московский пограничный институт ФСБ РФ
– РАНХиГС при Президенте РФ
– Дипломатическая академия МИД РФ
– Школа радио и телевидения «На Шаболовке».
Кандидат психологических наук. Автор ряда публикаций по акмеологии.
Участник V Международной научно-практической конференции психологов в Москве.
С 2003 года работал в службе безопасности крупного торгового холдинга, являлся представителем холдинга в Воронежской, Ростовской областях, Краснодарском крае и в городе Москве.
В 2008 году поменял направление профессиональной деятельности и перешёл на работу в сферу управления элитной недвижимостью и недвижимостью класса de luxe.
Дважды, в 2013 и 2014 годы, объекты недвижимости под его управлением становились лауреатами ежегодной международной премии за достижения в индустрии роскоши: «Luxury Lifestyle Awards» в 2014-м, «International Property Awards» в 2015-м.
Публиковался в интернет-изданиях Москвы и Московской области.
«Встретились однажды у ручья…»
«Утро начиналось как обычно…»
Альфред Бодров
Родился в 1942 году в Грузии. Имея среднетехническое образование, в 1973 году окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (ныне МПГУ).
С 2014 года публикует философские статьи и литературные произведения. Выпустил несколько стихотворных и прозаических сборников. Имеет литературные дипломы и сертификаты, в том числе – издательства «Четыре».
Член-корреспондент Международной академии наук и искусств, Интернационального Союза писателей России, Союза журналистов России.
Купаясь в солнечных лучах
Аленький цветок
Я любуюсь втайне
Олег Голубев
Автор таких книг для детей, как: «Радуга» (некоммерческое издание, 2014, Издательский Дом Николаевых), «Сказ Веснолесья», «Сказка Ларца», «Цирк», «На празднике сказок», «Игрушки вернулись» и других (2020–2022, Издательские решения по лицензии Ridero, Екатеринбург).
Лауреат Международного поэтического конкурса «Главный стих – 2022» (КНИГА.РУ, Барнаул). Публиковался в книжках-раскрасках Издательства Союза писателей (Новокузнецк).
«Он любил очертания роз…»
На портрет
«Поэзию любите, живописцы!..»
Двойственность
«Я вижу звезду сквозь дождливую хмарь…»
Попутчик
Наталья Горбунова
Родилась в городе Казани. Образование – высшее педагогическое.
Тяга к творчеству проявлялась уже с детства. Ей нравилось рифмовать слова, а наблюдения за природой дополняли эти небольшие сочинения. Цветы, деревья, насекомые в траве, течение реки, облака на ясном небе и грозные тучи в пасмурные дни, звёзды в лунную ночь – всё это впечатляло до глубины души и позже отразилось в стихах.
Обучение в музыкальной школе, участие в творческих конкурсах, небольшие путешествия, общение с интересными людьми – всё это отразилось в чувственном восприятии окружающего мира и уже впоследствии как духовная составляющая определило творческий путь развития и самопознания.
Маленькое путешествие
2011 г.
О маме
2008 г.
Река
2011 г.
«Мы здесь земные – грешные иль нет…»
2009 г.
Александр Дементьев
Родился в семье служащих 29 июля 1951 года в Смоленской области.
Неоднократные переезды родителей на новое место работы (отец работал агрономом, а мать – учителем восьмилетней школы) оказали определенное влияние на формирование Александра как подростка. Послевоенные годы отличались еще и тем, что нередко можно было услышать от участников войны рассказы о ней, особенно если кто-то из фронтовиков приходил в гости. Отец поэта тоже воевал, был ранен. На Смоленщине во многих местах шли большие бои, и подростки не только видели окопы, но и находили патроны, мины, каски, котелки и другое.
Стихи Александр начал писать, еще учась в медицинском училище, после окончания восьмилетней школы. Потом были служба в армии, институт и работа. Стихи продолжал писать в институте, печатался в его многотиражке. После окончания ординатуры был направлен работать врачом в городе Орехово-Зуево Московской области, где и трудится по настоящее время.
Цикл стихов о войне написан в разные годы.
Я снова возвращаюсь к той весне
Маршал Победы
Защитникам Отечества
посвящается
Возвращались с войны эшелоны
Ф. И. Махрачеву посвящается
Сталинград
Освободитель
Нацизм
Наталья Ионова
Пишет под псевдонимом Natalion.
Родилась в 1946 году в городе Новочеркасске Ростовской области. Через полгода вся семья переехала в Москву. Окончила школу-лабораторию № 1 Академии педагогических наук, затем Всесоюзный заочный машиностроительный институт, работала конструктором, испытателем в Специальном конструкторском бюро Министерства высшего и среднего специального образования СССР. Ветеран труда.
С 1991 года – менеджер, потом предприниматель. Сейчас на пенсии.
Благодаря интернету и обстановке в мире начала писать – сначала мемуары, потом стихи.
Печатается в социальной сети «Фейсбук», в группе «За рюмкой чаю», с 2020 года. Приняла участие в шести коллективных сборниках издательства «Четыре».
«Меня сегодня прорвало…»
«Любовь – подарок от Вселенной…»
Во сне творятся чудеса, которые ждала душа…
«Понять, простить и разлюбить…»
«Души́ признание как чудо…»
«Сильна Амурова стрела…»
Марина Ламбертц-Симонова
Родилась и выросла в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В культурной столице России начинался и творческий путь талантливой писательницы, чьи произведения оценили на сегодняшний день читатели разных стран. Она долгие годы была членом различных литературных объединений и творческих клубов Санкт-Петербурга. Марина является многократным лауреатом междуна-родных конкурсов, таких как, например: национальная премия «Золотое перо Руси», имени С. Михалкова на лучшую рукопись книги для подростков, «Русский Stil» Международной гильдии писателей, Международного конкурса имени Дюка де Ришелье; победителем конкурсов: к 100-летию со дня рождения Константина Симонова, конкурса поющих поэтов, «Лохматый друг», «Добрая Книга», «Новые сказки», «Большой финал» и многих других.
Является членом Международной гильдии писателей и Международного творческого объединения детских авторов.
Цветы жизни нашей
Цикл стихотворений (в сокращении)
Цветы души нашей
Цветы умеют размягчать сердца
Начало весны
Июньские цветы
Ну что ты о весне пришедшей знаешь?
Цветы от внука
Февраль, февраль
Как жизнь продлить цветам в цветочных вазах
Нераскрывшийся цветок
Подснежник
Цветок
Весна
Шиповник
Шагаю по миру и песню пою
Улыбка весны
Чудесно шагать по весенней тропинке!
Зеркало мира
С днём рождения, Цветок!
Игорь Ларин (Шевченко)
Появился на свет 30 апреля 1962 года в Германии, в городе Белиц, и раннее детство провёл за границей. Писать начал с детства, но заняться поэзией и литературой серьёзно не хватало времени. Путёвку в жизнь получил в 1980 году из рук Евгения Евтушенко, который, ознакомившись с содержимым толстой тетради, сказал: «Пиши, а если тебе что-то мешает – бросай и пиши».
Сейчас пришло время «собирать камни». Приводит в систему чемодан с рукописями. Писал и пишет как для взрослых, так и для детей. Счастлив, что рядом с ним любимая жена, дети и внуки. И не писать для них (о них) – просто невозможно.
Опубликовано три книги: два стихотворных сборника для взрослых и один для детей. В столе лежат рукописи, идёт работа над трёхтомником, но всему своё время.
Ромашки, лютики…
Моей Весне
Строение стиха
Гадают девы
Вот осень – и опять…
Мария Охотникова
Родилась в городе Чебоксары Чувашской Республики в 1985 году.
Окончила Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова по специальности «Химия». В душе – лирик. Первые стихи написала на третьем курсе университета.
«Я тогда и подумать не могла, что мои стихи попадут в сборник. Так, выплеск слов в рифме… А сейчас – это целый букет не только живых эмоций, это стихи, сборники, можно сказать, образ жизни в целом».
Все изменилось после переезда в Нижний Новгород. Жизнь заиграла новыми красками и цветами, появилось новое вдохновение и, неожиданно, любовь… И ей захотелось писать с новой силой, поделиться с миром новыми впечатлениями и чувствами. Мария любит путешествовать, заниматься спортом, проводить время на природе и в окружении животных, особенно двух своих котов. С каждым годом библиография Марии пополняется, и сейчас уже насчитывается несколько совместных сборников и издание стихов в литературном журнале «Художественное слово». И как считает сама Мария – это не предел.
Ссылки на творческие страницы:
Утро наступит завтра
Цветы
Ромашка
Земной
Элеонора Поул (Ирина Кушнир)
Родилась в Крыму в 1971 году.
Поэт, прозаик, член Российского союза писателей. Палитра произведений – от звуков природы, детского смеха до трепетных чувств и непростых отношений.
Автор сборника стихов «Влюбляться не запрещается» (2019, СУПЕР издательство), сборника новелл «Такие разные лица» (2022, Рифмоград).
Участник публикаций в сборниках издательств «Рифмоград», «Перископ-Волга», изданий Российского союза писателей.
Отмечена общественными наградами Российского союза писателей.
Как и любой автор, мечтает, чтобы её творчество находило отклик в сердцах читателей, книги издавались и пользовались популярностью, а читались легко и с удовольствием.
Ещё зима здесь правит бал
Весенние морозы
Весна впереди
Дыхание Весны
Женщина-весна
День хороший
Зеркало озёр
Белая, белая мгла
Музыка по лужам
Где ты, лето?
Шёл снег
Осеннему лесу
Симфония дождя
Виталий Шейченко
Родился в Белгородской области в 1951 году. Проживает в Санкт-Петербурге. Окончил военный факультет при Государственном ордена Ленина и ордена Красного Знамени институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, адъюнктуру Военного института физической культуры (ВИФК), Северо-Западную академию государственной службы, ряд спецкурсов.
В 1969–2000 годы находился на военной службе (в том числе являлся командиром роты и начальником физподготовки и спорта 12-й бригады спецназначения Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооружённых Сил СССР, заместителем начальника ВИФК по учебной работе), трудился в Комитете по образованию и Спорткомитете Санкт-Петербурга, профессором – в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена, Военном институте внутренних войск МВД России, Национальном государственном университете им. П. Ф. Лесгафта.
Доктор педагогических наук, профессор, академик Академии военных наук Российской Федерации, полковник в отставке.
Калейдоскоп эмоций
И вроде бы всё – правда…
2007
Мечтания фантазёра
2019
Если много «если»
2020
В защиту древесного мира
2023
Елена Щербакова
Родилась 17 января 1972 года в Москве. Окончила Литературный институт им. А. М. Горького.
Член Академии российской литературы, ЛИТО «Друза», МГО Союза писателей России, Союза независимых авторов и издателей, секции драматургии «Образ», независимого литературного агентства «Московский Парнас», Интернационального Союза писателей.
Автор 50 книг, участница ряда фестивалей в Карелии, Крыму, Черногории, всероссийских и международных конкурсов.
Карие вишни
Черёмуха в мае
День сирени
Журавли
Белый аист
Песни прежних времён
«Я всё равно тебя услышу…»
«На валунах кричала чайка…»
Соловей души
Проза
Гаджимурад Гасанов
Проживает в городе Махачкале Республики Дагестан. Уроженец селения Караг Табасаранского района Республики Дагестан. Имеет филологическое образование.
Является автором трех сборников рассказов и повестей на табасаранском языке: «Зайнаб», «След рыси», «Петля судьбы» (Дагестанское книжное издательство). В 2016 году в издательстве «Написано пером» (СанктПетербург) на русском языке издал сборник рассказов и повестей «Зайнаб».
В 2017 году в издательстве «Современники и классики» (Москва) вышел двухтомник «Млечный путь Зайнаб. Зарра». В том же году в «СУПЕР Издательстве» (СанктПетербург) вышел 3-й том сборника рассказов и повестей «Млечный путь Зайнаб. Шах-Зада».
В Ялте на конкурсе «Ялос-2017» за книгу «Зайнаб» присуждено 3-е место в номинации «Прозаическое» с присвоением звания «Лучший писатель года». В 2020 году стал финалистом Московской литературной премии. Романы «Тайна Дюрка» и «Жажда Дюрка» стали финалистами Международной Лондонской литературной премии (2020).
В 2021 году награждён орденом Святой Анны, в 2022-м – орденом А. Невского. В 2022 году Международной академией наук и искусств награждён дипломом и золотой медалью А. Нобеля.
Является заслуженным работником культуры Республики Дагестан, членом Интернационального Союза писателей, Союза журналистов России, членом-корреспондентом Международной академии наук и искусств.
Гадалка
Повесть
Глава 1
Путь в бездну
Аслан, бригадир животноводческого фермерского хозяйства «Тараш», со спутницей по плетущейся по горным склонам тропе направлялся на летние отгонные пастбища. Он под узду вёл лошадь, от холки до головы навьюченную поклажами, тюками. На голову Аслана была нахлобучена серая овчинная шапка, которой, временами размахивая, он от себя отгонял назойливых мух, оводов. С плеч свисал длинный плащ-дождевик цвета хаки, тесёмками завязанный на шее. Плащ волочился по земле, сгребая за собой колючки, пожухлую листву.
Аслан с лошадью и спутницей, идущей за ними, шли меж молодых берёз и осин, кучками разбросанных по горной гряде, альпийским лугам. Шли над кручами, оврагами, глубокими ущельями. Среди молодых берёз Аслан смотрелся лешим громадного роста, покрытым лишаями с головы до ног. Двигался он размашистым шагом. Позади лошади, сгорбившись, тяжело дыша под грузным мешком, притороченным к спине, плелась сухощавая спутница средних лет. С головы на лоб сползало бесцветное покрывало, под которым скрывалось лицо.
Путь был дальний, не из лёгких. Шли, не общаясь, каждый думая о своём. Женщина, задавленная непосильной поклажей, казалось, чуть ли не валится с ног. Когда тропа круто завернула на высокий холм, она стала отставать от спутника с лошадью, которым был привычен маршрут. Она выбилась из сил так, что перестали слушаться ноги. Ныли плечи, тело. Находилась в таком состоянии, что, если сейчас же не сделают привал, она вместе с грузом покатится с кручи. С головы до ног обливалась потом. На ней не осталось сухого места. Глаза заливал жгучий пот. Под поклажей, надрываясь, всё ниже и ниже пригибалась она к земле.
Майское солнце нещадно палило её лицо, открытые части тела. Ветра не было. Негде передохнуть, укрыться от палящего солнца. У путницы отнимались руки и ноги. От физического напряжения всё тело одеревенело так, что вот-вот откажется слушаться. Пот лил со лба градом, беспрестанно обжигая глаза, ручьями стекал по спине. Одной рукой придерживая лямки груза на спине, который час от часу становился всё тяжелее, тыльной стороной другой руки она не успевала вытирать пот с лица, глаз. В костлявые плечи намертво впивались лямки с грузом, который свинцом прилип к спине, постепенно придавливая её к земле. Чем выше поднимались по альпийским лугам, тем сильнее припекало солнце. Тем ожесточённее её жалили вездесущие слепни и оводы.
Мужчина поглощён своими думами. Он совершенно равнодушен к страданиям спутницы. Неожиданно её слух уловил журчание ручейка. Остановилась, прислушиваясь. Нет, ей не показалось. Где-то рядом протекает ручеёк. Ручеёк, кажется, бежит с карниза верхнего хребта в ущелье, заросшее берёзами. Она кончиком языка облизала припёкшие солнцем и потом губы.
На хребте, которая оказалась большой чашеобразной площадкой, возвышались три могучие берёзы. Женщина на последнем дыхании рухнула под ними. С омертвевших плеч скинула лямки, пристёгнутые к мешку. Чуточку отдышалась. Огляделась.
С площадки открывалась величественная панорама горных хребтов; у их подножий красовались холмистые луга, ущелья, лесные массивы. Из ущелий вздымались белёсые верхушки дождевых облаков. Сколько ни разглядывала женщина, следов нахождения фермы не увидела. У неё в душе поднимался бунт против бригадира, который обманывал её. Каждый раз, когда она спрашивала, он угрюмо молчал.
Бригадир, не обращая внимания на недовольное ворчание женщины, наконец остановил лошадь на другой стороне от берёз.
С этого плато, известного в народе, как урочище Гаран, открывались высоченные цепи холмов, а за ними – главный Кавказский хребет. Женщина, поражённая красотой и величием гор, притихла.
Она с детских лет предполагала, что за той грядой горных вершин должна зиять бездонная пропасть, а за ней начинается другой мир. Мир горных духов и теней. Теперь с этой вышины для себя открыла невиданный доселе, величественный мир. Её поразили высоченные гранитные вершины, цепи хребтов, испещрённые бездонными ущельями, оврагами. Из их низин, клубясь, тяжело мотая головами, выползали белые причудливые облака. Горные цепи, похожие друг на друга, караванами растянулись с юга на север. А высоко, на самом горизонте, их замыкал главный Кавказский хребет, на вершинах которого ещё искрятся ледяные пласты, белеет снег. А на их шапки из зияю щих глубин ущелий надвигаются, наливаясь свинцом, дождевые облака. От облаков очистились ближайшие холмы, под которыми открылась животноводческая ферма.
– Вот и ферма, – недовольно буркнул первую за весь путь фразу спутник.
– Сколько до неё осталось?
– По прямой линии, кажется, находится рядом. А до неё надо плестись ещё два часа…
Было время послеобеденного намаза. Аслан угрюмо разглядывал свою лошадь, обвешанную поклажей спутницы. Ему со спины лошади придётся снимать всю поклажу. Затем заново вешать на неё. Недовольно бурча, взялся высвобождать лошадь от поклажи. Не оставлять же её под тяжёлым грузом, пока они с этой тюремной крысой сделают намаз!
Он быстро управился со своей задачей. Прогулял лошадь после дальней дороги, давая возможность остыть. Напоил, стреножил, отпустил на луг. У ручья сделал омовение, помолился.
Бригадир понял, что спутница не собиралась молиться, вдоль ручья пошла за кусты, остановилась у небольшого углубления с водой. Присела на валун, сняла обувь, чулки. Горсточками вычёрпывая, плеснула воду себе в лицо, от пота вымыла глазницы. Опустив ноги в углубление с водой, блаженно зажмурилась. С головы стянула шаль, бросила в заводь. Затем, встав на колени, опустила голову в воду. Но этого ей показалось мало. Вытаскивая камни наружу, она освободила себе место так, чтобы, растянувшись, смогла прилечь. Легла, наслаждаясь. Холодная вода, как рукой, с неё сняла усталость. Она интуитивно оказалась в месте сбора магической силы воды. С себя стащила всю одежду. Ополоснула в воде, повесила сушиться. Помыла азиатские калоши. Прислонила их к кустам. Вновь легла в выбоину, довольно покряхтывая. Речная вода бодрила её, придавала лёгкость, свежесть. Вышла, из узелка достала холстяное полотенце, чистое платье. Вытерлась, оделась. Присела за кустами, подставляя открытую грудь, руки, рукава на которых были закатаны до локтей, лучам солнца. Зажмурила глаза. Не заметила, как задремала.
Перед глазами пронеслись картинки из её тюремной жизни. Вздрогнула, ужаленная оводом. Приоткрыла глаза. Ей показалось, долго спала. Она испуганно огляделась, но, заметив лошадь, которая мирно паслась неподалёку, успокоилась.
Её вещи высохли. Босыми ногами ощущая приятную свежесть луговой травы, прошлась к месту стоянки. Из мешка вынула узелок с едой – лаваш, кусок сыра, бутылочку с молоком. Перекусила на скорую руку. Крошки смахнула в рот, а оставшуюся еду завязала в узелок. В солдатскую фляжку набрала воды. Узелок с фляжкой сунула в мешок, перевязала тесёмкой. Она готова отправляться дальше.
Прежде чем запрячься в мешок, ещё раз оглядела горизонт на западе. Он, искрясь ледяным панцирем и снегом, возвышался над нею. Главный Кавказский хребет, из селения казавшийся далёким и чужим, перед ней, казалось, находится на расстоянии вытянутой руки. С этой площадки ей открывался совершенно другой вид – дикий, первозданный. Хребты главного Кавказского хребта, его вершины упирались в небесный купол. Под ней углублялись бездонные ущелья, распады, откуда выползали караваны кочующих белёсых в лучах солнца туч.
Аслан, сидя спиной к спутнице, тоже обедал. Покончил с обедом. Остатки еды, завернув в полотенце, положил в хурджины. Быстрыми уверенными движениями весь скарб повесил на спину лошади. Поклажу накрепко перевязал бечёвками. Не перекинувшись ни словом со спутницей, взяв лошадь под узду, двинулся дальше.
Спутница присела перед мешком, сунула руки в лямки, встала, последовала за ним.
Они безостановочно шли долгих мучительных два часа.
Наконец за очередным холмом показалась животноводческая ферма, крытая шифером. Рядом с фермой приютились два домика, тоже под шифером. Бригадир остановил лошадь у первого домика.
К приходу гостей животноводы после чаепития с веранды расходились по своим каморкам. Собирались отдохнуть перед вечерней дойкой. Но, когда с каменистой вершины за домиком послышался стук копыт лошади и недовольное ворчание Аслана, доярки из каморок, хлопая дверьми, стали вновь выходить на веранду.
Одна из них проговорила:
– Я же говорила, сегодня к нам прибывает бригадир с новой дояркой.
Из-под арбы, которая долгое время стояла во дворе без дела, высунула голову старая собака. Два-три раза тявкнула. Чихнула, почуяв знакомый запах спиртного вперемешку с чесноком и кислым запахом овчинной телогрейки, пропитанной потом; задней лапой почесав за ухом, уползла обратно.
– Старый козёл! Кажись, явился. – Ашаханум, вечно недовольная языкастая доярка, с дочерью Зайнабат вышли первыми. Прибывшая с бригадиром женщина не замечала их, чем нажила себе врагов.
Аслан остановил лошадь у крыльца домика. Стал с её спины стаскивать поклажу.
– Вот, бабы, примите помощницу. Она не простая. Самая что есть бубновая, – бригадир злорадно улыбнулся, смакуя, какую ядовитую змею в их логово запускает.
– Нам нужна доярка не бубновая, а самая работящая! – выпалила тётушка Ашаханум.
Прибывшая мужеподобная женщина, не замечая доярку со злющими глазами, ни с кем не здороваясь, свои вещи, принимая с рук бригадира, складировала на веранде. Там же собирались остальные доярки, пастух с соседнего дома, какие-то оборванцы с пастушьими палками в руках.
С костлявых плеч Гадалки – так представил бригадир новую доярку – как с вешалки, свисало старенькое выцветшее зелёное платье. Несмотря на майскую жару, голова была закутана тонкой шерстяной шалью такого же цвета. Гадалка была высокой и до неприятности худой. Занося на веранду поклажу за поклажей, каждый раз недружелюбно косилась на бригадира.
Наконец бригадир высвободил лошадь от скарба, снял седло, сухой тряпкой вытер ей спину. Минут пять, давая остыть, ведя под узду, крутился с ней перед домиком. Затем стреножил, отпустил пастись.
По скрипучей деревянной лестнице из четырёх ступенек, стуча подошвами кирзовых сапог, бригадир поднялся на веранду. Сел на лавку возле стола.
– Принесите холодного айрана.
Одна из доярок забежала в кладовую, со скрипом открывая дверь, сколоченную из неструганных досок, вернулась с глиняным горшком. Поставила его на стол перед бригадиром.
Аслан поднёс горшок ко рту, пригубил. Понравилось. Губами жадно припал к нему, не отрываясь, с шумом дыша через нос, делал большие глотки, пока не опустошил. Довольно крякнул. Вопросительно глянул на доярок.
– Ну, и как вам новая доярка? Довольны?
– Довольны, не довольны… – уклончиво ответила Ашаханум, – она мне не невеста, чтобы ею быть довольной… Запряжётся в работу, покажет себя, тогда скажем…
– Смотрю, закаркала тут… – Гадалка враждебно фыркнула, осматривая Ашаханум неприятным взором. – Мне по барабану, останутся мною довольны эти вшивые бабы или нет!
Ашаханум открыла рот, чтобы осадить хамку, как это она умеет. Но тут, встретившись с её уничтожающим взглядом, запнулась, холодея душой.
Обмены уколами двух женщин, не понравившихся друг другу при знакомстве, Аслан пропустил мимо ушей.
Понял – схватка между ними ожидается смертельная.
– Примите какая есть. Другой бабы, пожелавшей с вами ужиться, в селении не нашлось… Правда, чуть чудаковатая. Но зато, в селении говорят, работящая.
Гадалка, ни на кого не обращая внимания, с улицы на веранду безостановочно носила свой багаж: тюки, узлы, противно гремящую кухонную утварь.
Никто не взялся ей помочь.
Доярки разочарованы. Была бы эта жердь хоть приветливой, а то слишком уж кусачая. По глазам поняли – никому не даст собой понукать. С ними не то что общаться, здороваться не захотела. Доярки стали недовольно рассасываться по своим каморкам.
Наконец Гадалка, вытирая пот со лба, перенесла на веранду весь свой багаж. В спины удаляющимся бабам глянула злобно, скривив губы.
Она прибыла на животноводческую ферму не лясы точить. Ей надо было на что-то жить после возвращения с зоны. За отсутствием другой работы была вынуждена согласиться доить коров. Хотя жизнь на ферме у чёрта на куличках не малина. Но это и не тюрьма с зеками, готовыми по любому поводу хвататься за заточки. К тому же она здесь, если включит извилины серого вещества, заживёт намного лучше, чем в зоне…
Гадалка присела на край лавки. Прикрыв глаза, тяжело вздохнула. Не о такой работе грезила, «греясь» на тюремных нарах. Условия жизни ничем не лучше. Чем дольше она вглядывалась в домик животноводов, тем сильнее внутри неё назревал протест. Перед ней открывалась длинная закопчённая веранда с пятью стойками под сосновой перекладиной, протянувшаяся вдоль всего домика. В углу стоит печка с чугунной тахтой, дымоходом из жестяных труб, коленом, выведенным наружу. Посредине веранды стоит стол с въевшейся годами маслянистой грязью, сколоченный из неотёсанных досок. Две лавки из длинных досок на деревянных ножках приставлены к столу. На веранду настежь приоткрыты одностворчатые двери, грубо сколоченные из сосновых досок, выходящие из пяти каморок.
Пол на веранде устлан широкими сосновыми досками, с щелями шириной в палец. Из каморок на веранду глядят пыльные невзрачные окна. Нигде не видно следов покраски.
На веранде царит антисанитария, полная запущенность, бесхозяйственность. С потолка, со стен свисают увесистые чёрные паутины, покрытые въевшейся многолетней копотью и пылью. На закопчённой верёвке, протянутой между стойками, сушится бельё. В узелках, свисающих местами с кольев, хранится рухлядь. На полу стоят пятидесятилитровые бидоны для молока, вёдра. В дальнем углу тарахтит маслобойная машина, которая работает от генератора. Вокруг неё громоздятся закопчённые казаны, лейки, огромные дуршлаги, посуда и всякая другая утварь…
Жизнь сера, и люди, живущие в этом домике, тоже серы. Они тоже бесхозны.
Гадалка прошлась по коридору, поочерёдно заглядывая в открытые двери, не обращая внимания на недовольных жильцов. Вся мебель в каморках состояла из двух узких односпальных сетчатых кроватей, грязных бесцветных тумбочек, стола, стоящего между двух невзрачных окон, с табуретками, вешалки с давно нестиранной одеждой.
Только в одной, средней каморке, где живут мать с дочерью, на стене, рядом с вешалкой, висит небольшое круглое зеркало. Здесь как-то прибрано.
Бригадир повёл Гадалку к последней двери. Не успела она заглянуть в каморку, как изнутри раздалась её брань. Бригадир, багровея лицом, стоял в проёме двери. Мычал, как-то неуверенно защищался. Но каждый раз, когда в перепалку пытался вставить какое-то слово, женщина грубо обрывала его:
– Что за сучью игру, бригадир, ты затеял со мной? Куда меня привёл? В этот рассадник клопов?! – Уперев кулаки в бока, пошла на бригадира. – Какие басни мне сочинял? «Будешь жить в особняке, стоящем посредине альпийских лугов, откуда открывается вид на весь Кавказ!.. Со своих окон будешь смотреть, как курсируют корабли по Каспийскому морю, как загораются огни городов! Дагестанские Огни, Дербент! – злилась, подражая голосу Аслана. – Будешь любоваться, как мчатся поезда с севера на юг, с юга на север»! Ты, дядя, случаем, не баснописец?
Пальцем провела по закопчённой стене. С потолка сорвала паутину, толстую, как икру, меченную лягушками. Повесила ему на плечо.
– И что же я вижу в твоём загадочном мире? Конуру с пятью провонявшими козлиной мочой сучками и кастрированным козлом с бурдючным животом?!
Доярки, привлечённые перебранкой между Гадалкой и бригадиром, хлопая дверьми, стали собираться на представление. Подтянулись и пастух с мужиками.
Гадалка поносила бригадира самыми последними бранными словами:
– Умудрился же, кобель кастрированный, меня, фраера, заманить в этот курятник! У тебя, случаем, с башкой не всё в порядке? В этом птичнике даже эти куры дохнут со скуки! Завтра же отправлюсь обратно. Хоть бы не клялся предо мной всеми богами!.. Если обещал мне выделить отдельную хату с двумя комнатами, кровь из носа – выделяй! А это что за конура?.. Ни стола, ни стульев… Пол грязный, воняет псиной. Печь не отремонтирована… Рамы на окнах слетают с петель… Не кровать, а носилки для покойников!.. – не переставая браниться, Гадалка с веранды к каморке один за другим перетаскивала свои узлы.
Бывшая заключённая унижала бригадира перед подчинёнными. Давно они с такой зубастой сучкой не сталкивались. Скандалистка Ашаханум со своим длинным языком выглядит перед ней дохлой ученицей.
Тут не стерпел Аслан:
– Говоришь, не хочешь жить в этом рассаднике клопов? Может тебе, ханум, предоставить мраморный дворец со слугами и дворецким? – Из-под обкуренных седых усов злобно выглянули два огромных коричневых верхних зуба. – Не стерпит она! Ещё как стерпишь, глупая баба! Здесь, с этими курицами, станешь не только жить, но и нести яйца!.. Нужно будет, – для вескости перед всеми повысил голос, – и закудахчешь, как курица!
– Аслан! – металлом заскрежетал женский голос. – Ты, деревенщина, меня своими припадочными речами не возьмёшь! Не фраер – кишка тонка! Может, у тебя с памятью не в порядке? Забыл, кто я и где время коротала? – В её руках засверкало лезвие небольшого пера. – Себя возомнил, – по-блатному поиграла веерами пальцев, между которых блестело перо, – бугром? Ту! – плюнула на пол. – Не вынуждай тебя перед этими трясогузками заставлять сопли жевать!
Не успел Аслан ответить что-то обидное, как она приставила перо остриём к его груди.
– Ты, вонючий козёл, не с тем быдлом связался! – зашипела змеёй. – Уйми свой язык и выслушай авторитетное мнение. Сейчас я выйду, прогуляюсь по окрестностям. Если эта каморка не будет сверкать, как у кота колокольчики, когда вернусь, к вечеру закажи себе муллу читать заупокойную!
Плюнув под ноги, не замечая никого, она вышла на веранду. Доярок с пастухами из коридора как ветром сдуло.
К приходу Гадалки каморка была побелена, покрашена. На месте старой сетчатой кровати стояла добротная деревянная кровать с матрасом, чистой постелью. На полу лежала ковровая дорожка. У входа стоял небольшой платяной шкаф. Между искрящимися в чистоте окнами можно было увидеть стол, на котором блестел поднос с графином и тремя эмалированными кружками. Перед столом стоял стул.
Гадалка ехидно ухмылялась:
– Так-то лучше! А то, вижу, смотрящий, ты с этими общипанными курицами «отбился от хозяйских рук!» Я вас приучу к порядку…
В каморке Гадалка развязала последний тюк, похожий на плетёный сундучок. Не успела приподнять крышку, как оттуда, шипя, со спины стряхивая снопы искр, на середину комнаты пружинисто выскочил огромный пушистый кот пепельного цвета. Замяукал. Подобострастно прошёлся у ног хозяйки, потёрся головой, преданно заглядывая ей в глаза, словно ожидая указаний. Когда хозяйка не обратила на него внимания, кот, из жёлто-зелёных глаз которого сыпались искры, повернулся к бригадиру, стоящему в проёме двери, и злобно зафыркал. Бригадир замер. Кот встал между хозяйкой и её обидчиком готовый наброситься на него, вцепиться в рожу, когтями выцарапывая глаза.
Обидчик хозяйки робко оглядывался, стараясь не смотреть коту в глаза. Поняв, что зверь может быть опасен, стал виновато отступать. И доярки притаились за дверьми. Кот, предупредительно шипя, сужая круглые зрачки глаз в щёлочки, охватываемые огнём и дымком, припадая к полу, наступал. Это было похоже на какое-то гипнотическое представление. Зрачки зверя, расширяясь, загорались ярко-жёлтым пламенем. Он начал как-то неприятно мяукать, шипеть, показывая клыки.
Коту с самого селения не понравился этот мужчина, который на спине лошади зажимал его тюками. Видя, что хозяйка не останавливает, приготовился к броску. Возле дверей стал приподниматься на длинных лапах, выгибаясь дугой. Из складок лап, как шпоры, стали нервно вытягиваться острые трёхсантиметровые когти. Копьём растянул хвост, подрагивая кончиком, с которого сыпались искры. Злобно шипел. На лапах вытягивался так, словно рос на глазах. По спине, бокам прошлась судорога. С его шёрстки на пол, подпрыгивая светлячками, падали искры.